Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 20:24, контрольная работа
Прагматизм (от др.-греч. Πράγμα, родительный падеж πράγματος — «дело, действие») — философское течение, базирующееся на практике как критерии истины и смысловой значимости.
Основные проблемы и понятия прагматизма: сомнения – веры, проблематической ситуации, учения как делания и др.
Ч.С. Пирс – основоположник прагматизма.
Учение Уильяма Джемса.
Инструментализм Джона Дьюи.
Министерство образования республики Беларусь
Учреждение образования
Витебский государственный технологический университет
КАФЕДРА «ФИЛОСОФИЯ»
КОНТРОЛНАЯ РАБОТА
по дисциплине
« Философия »
Выполнила:
Крот Таисия Сергеевна
группа Шкс-39
Факультет заочный
(сокращенная форма)
Зачетная книжка № 111238
Адрес: инд.210002 г.Витебск
ул. Золотогорская д.10/508
Моб.тел. +37533 646 39 66
Витебск, 2013
Вариант №8
Тема 18. ПРАГМАТИЗМ.
1.
ВОПРОС №1
Основные проблемы и понятия прагматизма: сомнения – веры, проблематической ситуации, учения как делания и др.
Прагматизм (от др.-греч. Πράγμα, родительный падеж πράγματος — «дело, действие») — философское течение, базирующееся на практике как критерии истины и смысловой значимости. Его происхождение связывают с именем американского философа XIX века Чарльза Пирса, который первым сформулировал «максиму» прагматизма. Далее прагматизм развивался в трудах Уильяма Джемса (прагматизм становится популярным с 1906 года, когда последователь Пирса У. Джеймс прочел курс общедоступных лекций), Джона Дьюи (развившего собственный вариант прагматизма, получивший название инструментализм) и Джорджа Сантаяны. Среди основных направлений прагматизма известны инструментализм, фаллибилизм, антиреализм, радикальный эмпиризм, верификационизм и др. Некоторые из них описаны ниже.
«Прагматизм – сугубо американская форма развития позитивизма».
Позитиви́зм (фр. Positivisme, от лат. Positivus — положительный) — философское учение и направление в методологии науки, определяющее единственным источником истинного, действительного знания эмпирические исследования и отрицающее познавательную ценность философского исследования. Позитивизм — основной тезис: все подлинное (позитивное) знание — совокупный результат специальных наук. Основоположником позитивизма является ученик Сен-Симона Огюст Конт (1830-е гг.). В программной книге «Дух позитивной философии» (Париж, 1844) Конт представляет человечество как растущий организм, проходящий в своём развитии три стадии: детства, юношества и зрелости. Идеи Конта вдохновили двух английских мыслителей Милля и Спенсера. Этот позитивизм получил название Первого или классического. В России его последователями были Н. Михайловский, В. Лесевич.
Инструментализм — направление в философии и методологии науки, рассматривающее научные понятия, теории и гипотезы как инструменты, необходимые для ориентации человека в его взаимодействии с природой и обществом. Развернутую концепцию инструментализма сформулировал Джон Дьюи. Идеи инструментализма оказали определённое влияние на позиции ряда ученых—Г. Р. Кирхгофа, Г. Герца, П. У. Бриджмена, А. С. Эддингтона. Взгляды инструменталистов оказали влияния на ряд наук, в том числе этнологию, где сложилось одноимённое течение. Приверженцы инструментализма в этнологии сосредотачивали своё внимание не на изучении объективной основы существования этноса, а лишь на роли последнего в культуре.
В рамках данного подхода этничность признается инструментом, с помощью которого люди добиваются тех или иных целей. Основными представителями данной теории в этнологии являются Д. Белл, Г. Вулп, Н. Глейзер, Д. Мойнихен. Среди российских исследователей похожих принципов придерживаются М. Н. Губогло, Г. С. Денисова. Приверженцы инструментализма не заботятся о том, являются ли рассматриваемые ими
2.
явления реалистичными
и могут ли они объяснить
тот или иной феномен, в
Фаллибилизм (от лат. Fallibilis — подверженный ошибкам, погрешимый) — направление постпозитивизма, согласно которому любое научное знание принципиально не является окончательным, а есть лишь промежуточная интерпретация истины, подразумевающая последующую замену на лучшую интерпретацию. Понятие «фаллибилизм» было разработано Чарльзом Сандерсом Пирсом, который утверждал, что в любой данный момент времени наше знание о реальности носит частичный и предположительный характер, есть точка в континууме недостоверности и неопределённости. Идею развивали Карл Поппер и Уиллард Ван Орман Куайн.
Эмпири́зм, эмпирицизм (от др.-греч. Έμπειρία — опыт) — направление в теории познания, признающее чувственный опыт источником знания и считающее, что содержание знания может быть представлено либо как описание этого опыта, либо сведено к нему. Противостоит рационализму и мистицизму. Для эмпиризма характерна абсолютизация опыта, чувственного познания, принижение роли рационального познания (понятий, теории). (Фрэнсис Бэкон, Томас Гоббс, Джон Локк, Джордж Беркли, Дэвид Юм); элементы эмпиризма присущи позитивизму, неопозитивизму (логический эмпиризм).
Верификационизм (от латинского — verus — истинный и facio — делаю) — одно из главных методологических положений логического позитивизма, признающее осмысленными только такие высказывания, которые могут быть проверены и только такие вопросы, которые допускают принципиальную возможность ответа. Для примера, предположение, что мир начал свое существование непродолжительное время назад совершенно таким же, каким мы наблюдаем его сегодня (вместе с вводящими нас в заблуждение следами далекого прошлого) должно быть расценено верификационистом как бессмысленное, поскольку нет никаких способов узнать, истинно оно или ложно.[1]
Из вышеизложенного можно сделать вывод, что основателем термина «прагматизм» является американский ученый Ч.С. Пирс (1839-1914 гг.). Основные идеи прагматизма он изложил в начале 70-х гг. XIX в. Однако широкую известность они получили только в конце 90-х гг., когда У. Джемс (1842-1910 гг.) интерпретировал их в доступной форме.
Прагматизм вырос на основе критики рационализма Декарта. Если Декарт считал сомнение универсальной предпосылкой познания мира, то Пирс определял его как особое психическое состояние. Если у Декарта начало познания – тезис «Я мыслю, следовательно – существую», то Пирс отрицал саму возможность существования такого первоначала. По мнению Пирса, любое знание определяется другим знанием, которое, в свою очередь, вытекает из еще одного знания. Таким образом, процесс познания не имеет
3.
ни начала, ни конца и заключается в постоянном переходе от одного знания к другому. Декарт утверждал, что идея (мысль) является носителем знаний. У Пирса, идея – это лишь знак, который необходимо истолковать.Главным элементом доктрины Пирса является теория «сомнения-веры» (значении данного термина описано более подробно во втором вопросе, при рассмотрении Пирса, как основоположника прагматизма).
У. Джеймс использовал идеи
Пирса для решения религиозно-
Дж. Дьюи–автор инструментализма как особой версии прагматизма. Процесс познания он понимал как преобразование неопределенной, проблемной ситуации в определенную, решенную. При решении моральных проблем необходимо найти правильный тип действия – это действие будет правильным, если оно основано не на интуиции, а на разуме. Разум Дьюи понимал, как учет всех условий и взвешивание всех возможных последствий того или иного поступка.
Основные принципы прагматизма:
В основе прагматизма лежит следующая максима: «Примем во внимание, какой практический эффект может быть связан с данным объектом, и наше понимание этого объекта будет состоять в совокупности наших знаний о его практических приложениях»
Прагматик — последователь, сторонник прагматизма, как философской системы. В бытовом смысле прагматик — это человек, который выстраивает свою систему поступков и взглядов на жизнь в аспекте получения практически полезных результатов. «То, во что для нас лучше верить — истинно», — утверждал основатель прагматизма В. Джемс.[4]
Прагматик исходит из основной
предпосылки о способности
4.
В своей работе «Поиск определенности» Дьюи критиковал философов, принимающих категории (ментальные или физические) как данность, на том основании, что они не понимают номинальную сущность любых концепций, изобретаемых человеком для решения тех или иных задач. Это приводит к метафизической или концептуальной путанице. Среди примеров можно перечислить абсолютное бытие гегельянцев или идею о том, что логика, как абстракция, производная от конкретного мышления, не имеет с последним ничего общего.
Философы-прагматики всегда
стремились реформировать философию,
привнеся в нее научный метод.
Они критикуют как
Пирс в работе «Исправление веры» (1877 г.) считал, что интуиция может привести к ошибкам в рассуждениях. Интроспекция также не создает доступа к работе ума, поскольку «Я» — это концепция, производная от наших отношений с окружающим миром, а не наоборот. К 1903 г. Он также пришел к выводу, что прагматизм и эпистемология не являются производными от психологии, а то, что мы на самом деле думаем, отличается от того, что мы должны думать. В этом отношении его взгляды существенно отличаются от философии остальных прагматиков, которые больше привержены к натурализму и психологизму. [1]
Наибольшее распространение прагматизм получил в США, где стал одним из теоретических оснований государственной идеологии. Соревновательность общественных отношений, ориентация на успех, активность во всех ее проявлениях выступают необходимыми атрибутами американского образа жизни, являются жизненными проявлениями доктрины прагматизма.
5.
ВОПРОС № 2
Ч.С. Пирс – основоположник прагматизма.
Чарльз Сандерс Пирс— американский фи-лософ, логик, математик, основоположник прагматизма и семиотики. Ввёл в фило-софию термин фанерон, предложил кон-цепцию тихизма. В логик-стрелку Пирса, в картографию — проекцию Пирса. Немец-кий философ Апель назвал Пирса «Кантом американской философии». Родился в Кэмбридже, сын профессора аст-рономии и математики. Окончил Гарвардс-кий колледж в 1859. В 1860, после года ра-боты в Береговой охране США, начал изу-чать химию. Сделал ряд научных открытий в области математики, физики, геодезии и спектроскопии. Читал несколько курсов лекций в Гарварде, университете Джонса Хопкинса, Лоуэлловском институте. В 1867 был избран в Американскую академию на-ук и искусств, в 1877 в Национальную ака-демию наук, а в 1880 в Лондонское математическое общество. Автор многочисленных работ (по мате-матике, физике, химии, филологии, фило- софии истории и религии, истории фи-лософии, логике и др.), которые по боль-шей части остались незаконченными и нео- |
[1] |
публикованными при его жизни (в 30–50-х годах 20 в. в США было предпринято 8-томное критическое издание работ Пирса). Фактически, им был закончен только один большой труд – Великая логика (The Grand Logic). [1]
Философию Пирс считал подклассом науки об открытии, которая, в свою очередь, является частью теоретической науки. Функция философии – давать объяснение единству многообразия, существующего во Вселенной. Всякая философия начинает с логики (отношения знаков к объектам) и феноменологии (опыта восприятия объективного мира).