Познание как предмет философского анализа

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 23:46, реферат

Описание работы

Человечество всегда стремилось к приобретению новых знаний. Процесс овладения тайнами бытия есть выражение высших устремлений творческой активности разума, составляющего великую гордость человечества. За тысячелетия своего развития оно прошло длительный и тернистый путь познания от примитивного и ограниченного ко все более глубокому и всестороннему проникновению в сущность бытия.

Содержание

Введение 3
1. Познание как предмет философского анализа 4
2. Зарождение гносеологической проблематики в античной философии. 6
3. Новое время: эмпиризм или рационализм? 9
4. Проблемы познания в немецкой классической философии. 11
5. Гносеологическая проблематика в русской философии 16
6. Диалектико-материалистическая гносеология. 19
7. Гносеологические проблемы в западной философии: современные подходы. 20
8. Постпозивитизм 21
9. Эволюционная эпистемология 24
10. Заключение 26
11.Литература 27

Работа содержит 1 файл

Филисофия-1.docx

— 49.94 Кб (Скачать)

     Фундаментальной характеристикой человеческого  бытия и мышления Гадамер считает  “историчность: их определенность местом, временем, конкретной ситуацией, т. е. постижения единичного, индивидуального на основе всеобщего, закономерного. Социально-гуманитарные науки не могут механически копировать методологию естествознания, а должны осторожно пользоваться ею с учетом своеобразия их предмета и особенностей социального познания. Заслугой Гадамера является всемерное подчеркивание  диалогического характера герменевтики как логики вопроса и ответа, стремление объединить “масштабы философской  герменевтики” с рационалистической диалектикой платоновско-гегелевского типа.

     Эволюционная  эпистемология - направление в западной философско-гносеологической мысли, основная задача которого - выявление генезиса и этапов развития познания, его форм и методов в контексте эволюции живой природы. Эволюционная эпистемология стремится создать обобщенную теорию развития науки, положив в основу принцип историзма, и пытаясь опосредовать крайности рационализма и иррационализма, эмпиризма и рационализма, когнитивного и социального, естествознания и социально-гуманитарных наук и т. д. Фактически такой подход реализован в постпозитивистских моделях роста и развития научного знания (Поппер, Тулмин, Кун и др.).

     Один  из известных и продуктивных вариантов  рассматриваемой формы эпистемологнй - генетическая эпистемология швейцарского психолога и (философа Ж. Пиаже. В  ее основе - принцип возрастания  инвариантности знания субъекта об объекте  под влиянием изменений условий  опыта. Пиаже, в частности, считал, что  эпистемология - это теория достоверного познания, которое всегда есть процесс, а не состояние. Важная ее задача - определить, каким образом познание достигает  реальности, т. е. какие связи, отношения  устанавливаются между объектом и субъектом, который в своей  познавательной деятельности не может  не руководствоваться определенными  методологическими нормами и  регулятивами. Одним из первых правил генетической эпистемиологии является, согласно Пиаже, “правило сотрудничества”. Изучая, каким образом возрастает наше знание, она в каждом конкретном случае объединяет философов, психологов, логиков, представителей математики, кибернетики, других наук.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение

     В настоящее время познание изучается  не только философией. Сейчас происходит интенсивное развитие различных  специальных наук, исследующих познание : когнитивной психологии (психологии изучающей познавательные процессы ), логики и методологии научного познания, истории науки, науковедения, социологии знания, и т.д. Все эти  науки вносят ценный вклад в изучение познания, рассматривая его отдельные  аспекты. Без его опоры на их достижения невозможно и квалифицированное, успешное философское исследование познания. Однако сущность познавательного отношения  к миру является предметом именно философского осмысления, ибо оно  связано с анализом и решением коренных мировоззренческих проблем  отношения человека к действительности. Познание является необходимой стороной этого отношения и само может  быть понято только в контексте последнего.

 

      
 

     Литература 

1. Алексеев П.В, Панин А.В. Теория познания и диалектика / П.В Алексеев, А.В.Панин.  – М.: Высшая школа, 1991. – 123 с.  

2. Кемеров В.Е. Введение в социальную философию / В.Е. Кемеров. – М.: Академический проспект, 2001.  – 314 с.  

3.Крапивенский С.Э.  Социальная философия / С.Э. Крапивенский. – М.: Владос, 2003. – 416с.  

4.Филисофия. : Учебник для технических вузов. — М.: Гардарики, 2000. — 368 с. 

5. Радугин А.А. Философия / А.А. Радугин. - М.: Центр,  2001.

           – 272 с.

Информация о работе Познание как предмет философского анализа