Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 23:46, реферат
Человечество всегда стремилось к приобретению новых знаний. Процесс овладения тайнами бытия есть выражение высших устремлений творческой активности разума, составляющего великую гордость человечества. За тысячелетия своего развития оно прошло длительный и тернистый путь познания от примитивного и ограниченного ко все более глубокому и всестороннему проникновению в сущность бытия.
Введение 3
1. Познание как предмет философского анализа 4
2. Зарождение гносеологической проблематики в античной философии. 6
3. Новое время: эмпиризм или рационализм? 9
4. Проблемы познания в немецкой классической философии. 11
5. Гносеологическая проблематика в русской философии 16
6. Диалектико-материалистическая гносеология. 19
7. Гносеологические проблемы в западной философии: современные подходы. 20
8. Постпозивитизм 21
9. Эволюционная эпистемология 24
10. Заключение 26
11.Литература 27
Фундаментальной
характеристикой человеческого
бытия и мышления Гадамер считает
“историчность: их определенность местом,
временем, конкретной ситуацией, т. е. постижения
единичного, индивидуального на основе
всеобщего, закономерного. Социально-гуманитарные
науки не могут механически копировать
методологию естествознания, а должны
осторожно пользоваться ею с учетом
своеобразия их предмета и особенностей
социального познания. Заслугой Гадамера
является всемерное подчеркивание
диалогического характера герменевтики
как логики вопроса и ответа, стремление
объединить “масштабы философской
герменевтики” с
Эволюционная эпистемология - направление в западной философско-гносеологической мысли, основная задача которого - выявление генезиса и этапов развития познания, его форм и методов в контексте эволюции живой природы. Эволюционная эпистемология стремится создать обобщенную теорию развития науки, положив в основу принцип историзма, и пытаясь опосредовать крайности рационализма и иррационализма, эмпиризма и рационализма, когнитивного и социального, естествознания и социально-гуманитарных наук и т. д. Фактически такой подход реализован в постпозитивистских моделях роста и развития научного знания (Поппер, Тулмин, Кун и др.).
Один
из известных и продуктивных вариантов
рассматриваемой формы
Заключение
В настоящее время познание изучается не только философией. Сейчас происходит интенсивное развитие различных специальных наук, исследующих познание : когнитивной психологии (психологии изучающей познавательные процессы ), логики и методологии научного познания, истории науки, науковедения, социологии знания, и т.д. Все эти науки вносят ценный вклад в изучение познания, рассматривая его отдельные аспекты. Без его опоры на их достижения невозможно и квалифицированное, успешное философское исследование познания. Однако сущность познавательного отношения к миру является предметом именно философского осмысления, ибо оно связано с анализом и решением коренных мировоззренческих проблем отношения человека к действительности. Познание является необходимой стороной этого отношения и само может быть понято только в контексте последнего.
Литература
1.
Алексеев П.В, Панин А.В. Теория познания
и диалектика / П.В Алексеев, А.В.Панин.
– М.: Высшая школа, 1991. – 123 с.
2.
Кемеров В.Е. Введение в социальную философию
/ В.Е. Кемеров. – М.: Академический проспект,
2001. – 314 с.
3.Крапивенский С.Э.
Социальная философия / С.Э. Крапивенский.
– М.: Владос, 2003. – 416с.
4.Филисофия.
: Учебник для технических вузов. — М.:
Гардарики, 2000. — 368 с.
5. Радугин А.А. Философия / А.А. Радугин. - М.: Центр, 2001.
– 272 с.
Информация о работе Познание как предмет философского анализа