Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 23:46, реферат
Человечество всегда стремилось к приобретению новых знаний. Процесс овладения тайнами бытия есть выражение высших устремлений творческой активности разума, составляющего великую гордость человечества. За тысячелетия своего развития оно прошло длительный и тернистый путь познания от примитивного и ограниченного ко все более глубокому и всестороннему проникновению в сущность бытия.
Введение 3
1. Познание как предмет философского анализа 4
2. Зарождение гносеологической проблематики в античной философии. 6
3. Новое время: эмпиризм или рационализм? 9
4. Проблемы познания в немецкой классической философии. 11
5. Гносеологическая проблематика в русской философии 16
6. Диалектико-материалистическая гносеология. 19
7. Гносеологические проблемы в западной философии: современные подходы. 20
8. Постпозивитизм 21
9. Эволюционная эпистемология 24
10. Заключение 26
11.Литература 27
Чернышевский
обращал внимание на необходимость
верного “общего философского воззрения”
для решения специальных
Пока
еще “неосвоенной землей” являются
рациональные идеи (в том числе
логико-методологические, гносеологические),
содержащиеся в учениях русских
религиозных философов конца XIX-
первой половины XX вв.- В. Соловьева, 1-1.
Бердяева, П. Флоренского, С. Булгакова,
С. Франка, Г. Шпета и др. Так, В. Соловьев
стремился разработать “
Характерную
особенность философской логики
Соловьев видит в ее содержательности,
т. е. в том, что в ней должна
идти речь об отношении субъективных
форм нашего ума к независимой
от них действительности, которая
через них познается. Содержательный
характер философская логика получает
благодаря своему методу развития,
построения знания, каковым и является,
по Соловьеву, диалектика, представляющая
собой определенный вид философского
мышления и вместе с тем учение
о познании, Гносеологию. В. Соловьев
считал, что сфера “цельного знания”
включает в себя положительную науку,
отвлеченную философию и
Все многообразие знаний - это формообразования “знания вообще”, которое есть не что иное, как совпадение данной мысли о предмете с его действительным бытием. Непосредственная цель, познания, согласно Соловьеву,- объективная истина, открытие законов. Постижение истины в ее полноте достигается на пути синтеза всех видов знания.
“Своим
другим” истинного значения он называет
заблуждение, видами которого являются,
по его мнению, ошибка, вымысел и
ложь. Что касается критерия истины,
то таковым русский мыслитель
считает синтетический
В
отличие от Соловьева, ориентировавшегося
на рационалистическую гносеологию, представители
иррационалистической ветви в русской
философии подвергали названную
гносеологию резкой критике. Так, Л.
Шестов был убежден, что даже те “флегматичные
философы”, которые изобрели теорию
познания, потихоньку от посторонних
глаз все же нередко делали робкие
попытки “неметодологических
Интуитивист Н. О. Лосскнй исходил из того, что теорию знания нужно строить, не опираясь ни на какие другие теории, т. е. не пользуясь утверждениями других наук как посылками. Иначе говоря, теорию знания необходимо начинать с анализа действительных в данный момент наблюдаемых переживаний. При этом анализе, согласно Лосскому, можно конечно, использовать результаты других наук, но только как материал, а вовсе не как основу для теории познания. Здание, по его мнению, есть не копия, не символ и не явление действительности в познающем субъекте, а сама действительность, сама жизнь, подвергнутая лишь дифференцированию путем сравнения.
Диалектико-
1.
Понимание познания как
2.
Процесс познания
3.
Теория познания как
4.
Важнейший принцип диалектико-
5. Элементы диалектики (ее законы, категории и принципы), будучи отражением всеобщих законов развития объективного мира, являются тем самым всеобщими формами мышления, универсальными регулятивами познавательной деятельности в целом.
6.
Диалектико-материалистическая
7.
В разработке своих проблем
теория познания опирается на
данные всех форм
Гносеологические проблемы в западной философии: современные подходы. В условиях нынешнего философского плюрализма можно констатировать стремление (в той пли иной мере) к синтезу наиболее плодотворных гносеологических идей и концепций, разработанных в русле разных (в том числе и прямо противоположных) направлений, течений, школ и т. п. Однако удельный вес гносеологических исследований, ориентированных на пауку, значительно больше, чем тех, которые ориентированы на вненаучные формы отношения человека к миру. В первом случае речь идет атак называемых сциентистских течениях - неореализм, постпозинтивизм (в особенности, философия науки), аналитическая философия, структурализм и постструктурализм и др. Во втором случае имеются в виду такие антисциентистские течения, как экзистенциализм, философская антропология, герменевтика, эволюционная эпистеманология, феноменология, различные философско-религиозные направления. Кратко рассмотрим некоторые из них.
Постпозивитизм - современная форма позитивистской философии, вытеснившая логический позитивизм и связанная прежде всего в такими именами как К. Поппер, Т. Куп, И. Лакатос, Л. Фейербенд, М. Папани и др. Если логический позитивизм имел дело главным образом со структурой готового, “ставшего” знания, изучал его с позиций формальной (символической) логики, то основной предмет постпозитивнстской гносеологии - развитие знания в его целостности. При этом основным материалом, на котором строится анализ механизмов роста, изменения знания является история науки, а не только ее результаты, зафиксированные в соответствующих формально - строгих языковых средствах.
Отсюда
- стремление исторически, диалектически
осмыслить познавательный процесс:
идея роста, развития знания (К. Поппер
и его последователи), положение
о единстве “нормальной жизни”
(количественный рост) и “научных революций”,
скачков (Т. Куп), о взаимопроникновении,
переходах эмпирического и
Представители
постпозитивизма убедительно
В
современной аналитической
Структурализм и постструктурализм исследовали философское и гуманитарное знание. Если представители первого из названных течений обращали главное внимание на структуру указанных видов знания (Леви-Строс, Лакал, Фуко и др.), то постструктуралисты (Деррида, Делез и др.) пытались осмыслить структуру и все “неструктурное” в знании с точки зрения их генезиса и исторического развития. Оба названных подхода изучали специфику и методы гуманитарного знания, общие механизмы его функционирования, отличия от естественнонаучного познания, единство синхронного и анахронного в познании тех или социокультурных формообразований (язык, искусство, литература, мода и др.). Если структуралисты полагали, что при изучении подобных явлений структура объективнее, важнее и “первичнее” истории, то постструктуралисты склонялись к противоположному выводу. Они стремились преодолеть агностицизм (неисторизм) своих “философских родственников”, выявить и проанализировать апории и парадоксы, возникающие при попытке объективного познания человека и общества с помощью языковых структур.
Вместе
с тем представители
Герменевтика главное внимание сосредоточила на изучении особенностей гуманитарного знания, способах его достижения и отличий от естествознания, на выявлении сходства и различия познания (объяснения) и понимания (Бетти, Хайдеггер, Хабермас, Рикер, Гадамер и др.). Так, Гадамер исходил из того, что реально существуют различные способы отношения человека к миру, среди которых научно-теоретическое освоение последнего - лишь одна на многих возможных позиций человеческого бытия. Это значит, что способ познания, связанный с понятиями науки и научного метода, не являются ни единственным, ни универсальным. Истина познается не только (и не столько) с помощью научного метода. Важнейшими способами ее раскрытия являются (философия, искусство и история (“историческое предание”).
Гадамер отмечал, что философская герменевтика в качестве Центральной проблемы имеет понимание как таковое, а она сама есть универсальный аспект философии. Ее основная задача - постижение “чуда понимания”, которое представляет способ существования познающего, действующего и оценивающего человека, универсальный способ освоения мира. Оно неотделимо от самопонимания интерпретатора и есть процесс поиска смысла (“сути дела”). Понимание человеком мира и взаимопонимание людей, согласно Гадамеру, осуществляется в “стихии языка”. Последний рассматривается как особая реальность, внутри которой человек себя застает.
Информация о работе Познание как предмет философского анализа