Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 17:08, реферат
На современном этапе развития мира не только достаточно широко варьируются оценки степени участия интуиции в процессе познания, но и ведется полемика о том, что же, собственно, представляет собой сама интуиция, познание и какой смысл следует вкладывать в эти понятия.
Проблемы теории познания в современности предстают в разных форматах.
Введeние……………………………………………………………………..3
Природа познания и интуиции……………….…………………………….. 5
Интуиция, как часть познания………………..……………………………….9
Зaключение…………………………………………………………………….18
Списoк литерaтуры
Многие ученые полагают, что все колоссальные изобретения явились исключительно от человеческой лени. Людям не хочется ничего производить, и они изобретают какие-либо механизмы, делающие это за него или существенно облегчающие эти процессы. Почти таким же образом дело обстоит и с познанием. Люди хотят жить лучше, поэтому разум изучает законы мира не только из-за элементарной любознательности, а еще и для практичного переустройства и природы и человека с целью наибольшего согласованного жизнеустройства людей в мире.
Значителен и тот факт, что знание обладает свойством накопления и передачи от одного человека к другому. Это предоставляет вероятность человечеству развиваться, провоцировать научный прогресс. Правы были наши предки, которые полагали, что отец обязан передавать свое ремесло сыну.
Особенную роль в познании представляет интуиция – способность человека изучать истину стезей прямого ее усмотрения, без обоснования при помощи дискуссии. Интуиция задает познанию новые импульсы и направления движения. Значительным свойством интуиции проявляется ее непосредственность.
В заключение необходимо сказать о том, что весьма важно как не переоценить, так и недооценить роль интуиции в процессе научного познания.
Интуитивные компоненты в большей или меньшей степени наличествуют почти во всех видах научного творчества. Вследствие этого, абсолютно явно, что если интуиция помогает нам в приобретении нового знания, то, каким бы загадочным и непонятным не выглядел этот механизм, им необходимо пробовать править. Для этого подходят, к примеру, достижения нынешней психологии – работа над преодолением инстинктивных барьеров и стереотипов. Причем лучше не “переделывать” человека, а устремлять внимательность на эти вопросы на самых ранних периодах воспитания творческой личности. Любопытны также методы правления процессом познания, культивируемые на Востоке (медитация, йога). Но кажется, немного сомнительным употребление данных методов собственно в научном познании.
Нужно также подметить опасность, которую таит в себе излишний энтузиазм попыток искусственного инициирования интуиции. Нужно четко представлять, что действенны и безвредны лишь косвенные и малые методы влияния на психику и мозг.
В данном смысле ученые занимают более выгодное положение в отличие от людей других творческих профессий. Ученые, каким бы самым непостижимым путем было обретено новое знание, ищут, во-первых, логические подтверждения полученного, и, во-вторых, доказательства их в настоящем непредвзятом мире. Человек же, принадлежащий, например, к художественному творчеству, и чересчур надеющийся на разного рода интуитивные способы приобретения нового, смеет лишиться связи с реальностью и даже сойти с ума.
Но интуиция в научном познании владеет менее важным местом, чем, к примеру, в художественном творчестве. Главная причина заключается в том, что наука – собственность всего человечества, тогда как поэт или художник волен созидать в своем закрытом мире. Любой ученый на первоначальном этапе своего научного роста использует труды многих других ученых, сформулированных в логически построенных теориях и основывающих науку “нынешнего дня”. Собственно для научного творчества надлежит лишний раз выделить важность предварительного накапливания опыта и знаний до подсознательного озарения и надобность логического оформления следствий после него.
Бесчисленные изучения представили, что люди, располагающие интуицией, отдают предпочтение в абстрактном рациональному, в прозрении – поискам, в качественном – количественное, в схоластическом – линейное, макро – микро, шестое чувство – обычным чувствам, долгосрочное – краткосрочному, предчувствие – точной информации, аналоговое – цифровому и будущее – прошлому. Это и есть предпосылки креативного мышления и широкомасштабных инноваций.
Список литературы
1. Алексеев П.В., Панин А.В.. Теория познания и диалектика. – Москва: Высшая школа, 1991. – 383 с.
3. Боно де Э. "Рождение новой идеи" - М.:Прогресс, 1976. – 270с.
4. Бунге М. Интуиция и наука. Перевод с английского Е. И. Пальского; Редакция и послесловие канд. филос. наук В. Г. Виноградова. М.: Погресс, 1967.- 188с.
5. Гадамер Х.Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики. – Москва: Прогресс, 1988. – 704 с.
7. Ильин В.В.. Теория познания. Эпистемология. – Москва: Издательство МГУ, 1974. – 136 с.
11. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов. – М.: Академический Проект, 2000. Изд. 2-е, испр. и доп. – 639 с.
12. Налгаджян А.А. Некоторые психологические и философские проблемы интуитивного познания (интуиция в процессе научного творчества). 1972. – 278с.
13. Симонов П.В. Мозг и творчество // Вопросы философии. - 1992. – №11. - С. 3-5.
14. Фейнберг Е.А. Интуитивное суждение и вера // Вопросы философии. - 1991. - №8. - с. 13-15.
3
[1] Бунге М. Интуиция и наука. Перевод с английского Е. И. Пальского; Редакция и послесловие канд. филос. наук В. Г. Виноградова. М.: Погресс, 1967.- 188с.
[3] Гадамер Х.Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики. – Москва: Прогресс, 1988. – 704 с.
[7] Ильин В.В.. Теория познания. Эпистемология. – Москва: Издательство МГУ, 1974. – 136 с.
[8] Бунге М. Интуиция и наука. Перевод с английского Е. И. Пальского; Редакция и послесловие канд. филос. наук В. Г. Виноградова. М.: Погресс, 1967.- 188с.
[10] Налгаджян А.А. Некоторые психологические и философские проблемы интуитивного познания (интуиция в процессе научного творчества). 1972. – 278с.
[11] Фейнберг Е.А. Интуитивное суждение и вера // Вопросы философии. - 1991. - №8. - с. 13-15.