Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 17:08, реферат
На современном этапе развития мира не только достаточно широко варьируются оценки степени участия интуиции в процессе познания, но и ведется полемика о том, что же, собственно, представляет собой сама интуиция, познание и какой смысл следует вкладывать в эти понятия.
Проблемы теории познания в современности предстают в разных форматах.
Введeние……………………………………………………………………..3
Природа познания и интуиции……………….…………………………….. 5
Интуиция, как часть познания………………..……………………………….9
Зaключение…………………………………………………………………….18
Списoк литерaтуры
Реферат
содержание
Природа познания и интуиции……………….…………………………….. 5
Интуиция, как часть познания………………..……………………………….9
Зaключение……………………………………………………
На современном этапе развития мира не только достаточно широко варьируются оценки степени участия интуиции в процессе познания, но и ведется полемика о том, что же, собственно, представляет собой сама интуиция, познание и какой смысл следует вкладывать в эти понятия.
Проблемы теории познания в современности предстают в разных форматах. Однако имеется ряд традиционных проблем, в ряду которых находятся истина и заблуждение, познание и интуиция, чувственное и рациональное и другие. Они формируют основу, опираясь на которую возможно осмысливать развитие науки и техники, взаимосвязи познания и практики, форм и типов человеческого мышления. [3, 3].
Познание является крайне важным для человека, так как без него стало бы невозможным развитие самого человека, науки, техники и неведомо, как бы человечество продвинулось от каменного века, если бы не обладание способностями к познанию. Все же «избыток» знаний также может приносить вред. Ф.Жолио-Кюри по этому поводу высказал следующую мысль: «Ученые знают, сколько пользы принесла наука человечеству; они ведают и то, чего она смогла бы сейчас добиться, если бы на всем земном шаре наступил мир. Они не хотят, чтоб когда-нибудь были сказаны слова: «Наука нас привела к гибели от атомных и водородных бомб». Ученые ведают, что наука не может быть виновата. Виноваты только те люди, которые скверно применяют ее достижения»[1].
Что касаемо интуиции, то здесь очень яркую характеристику дал А.Эйнштейн: "Истинной ценностью является, по сути, лишь интуиция. Что только не нарекают интуицией! Это и наивысший, даже - сверхъестественный дар, исключительно способный проявить свет истины на заветные тайны бытия, недоступные ни чувствам, плутающим по поверхностям вещей, ни рассудку, закованному дисциплинарным статутом логики. Это и диковинная сила, свободно и просто переносящая нас через пропасть, раскрывшуюся между условием задачи и ее решением. Это и безоблачная способность мгновенно найти идею, которая лишь задним числом, в поту и муках будет аргументирована рассуждением и опытом. Но вместе с тем это и ненадежный, несистематизированный путь, могущий завести в тупик, тщетная надежда лентяев не жаждущих доводить свой мозг до изнеможения наряженными умственными стараниями; наивное дитя познания, чей несвязный лепет лишен отчетливого смысла и только после бессчетных поправок может анализироваться в качестве информационного сообщения"[2].
Природа познания и интуиции
По своей природе почти каждому человеку свойственно проявление любопытства, стремление к приобретению новых знаний. За тысячелетия своего развития человечество зафиксировало множество фактов, открыло огромное количество свойств и законов природы. Теория познания, или гносеология, сформировалась в ходе развития философии в качестве одного из ее фундаментальных разделов. Фактически, в гносеологии знание понимается как своеобразная связующая нить между природой, человеческим духом и практической деятельностью человека.
Познание неосуществимо без творческого подхода к постановке почти любой задачи. Когда исследователь старается узнать, понять нечто для себя новое, он наталкивается на целый ряд проблем, которые определяются, в первую очередь особенностями его личности, а также характером понимания им задач и цели проводимого исследования.
Во всех научных предметах введено масса частных методик, соблюдение которых выступает безоговорочным предварительным условием совершения открытий в рамках данной конкретной дисциплины; помимо этого, существует еще общие для всех дисциплин одной направленности (естественных, гуманитарных) принципы (предписания, запреты, ограничения, правила). Однако при этом надо понимать, что популярность творческого характера научного исследования показывает на сегодняшний день общий тезис методологии всех наук. Творческая деятельность ученых проистекает в границах совместных основ методики научных исследований, в которых внушительное место захватывают, “методологические регулятивы” теории. К ним чаще всего причисляют принципы проверяемости (или фальсифицируемости), простоты, инвариантности, соответствия, и некоторые другие.
Затронув тему методики научного познания, невозможно не упоминать о том, что в теории познания уже много времени остается неразрешенным вопрос о познаваемости мира. В отношении этого вопроса английский философ, основатель теории критического рационализма Карл Поппер сказал: “Анализируемый спор ведется между критическим и смелым рационализмом - душа открытия - и узким, оборонительным учением, согласно которому нам не нужно, да мы и не можем узнать или понять относительно нашего мира больше того, что нам уже известно. Это учение, кроме того, несовместимо с оценкой науки как одного из величайших достижений человеческого духа”[3].
Ученый-исследователь в своей работе “стремится к нахождению истинной теории, то есть такого описания мира (в частности, его регулярностей, или законов), которое объяснило бы и наблюдаемые факты. (Это значит, что воссоздание фактов обязано выводиться из теорий, соединенных с определенными утверждениями – а именно, “начальным условием”. Поппер отстаивает данное положение, и так же он считает, что “причина возможной недостоверности любой теории состоит просто в том, что наши проверки никогда не могут быть исчерпывающими”.
Здесь с Поппером можно и не согласиться, но смелые теории всегда сначала не находили должной оценки, хотя бы потому, что людям трудно менять свои устоявшиеся представления. “Если угодно, основной парадокс познания можно сформулировать так: объектом познания может быть то, что как-то дано мышлению, охарактеризовано им; но то, что уже дано, что известно мышлению, делает познание ненужным, ибо познание чтобы быть таковым, обязано иметь дело с неизвестным. Или иначе: познание, чтобы быть познанием, обязано иметь дело с неизвестным; но, чтобы с “чем-то” иметь дело, это “что-то” должно быть известно”. Этот “парадокс познания” решают философские категории, давая предварительную (и по самой сути дела неопределенную) характеристику “сущего”, задавая познанию его объект. Так одной из философских категорий в методике научного познания является интуиция[4].
“Интуитивизм” - название философской школы, в основе которой лежит положение о том, что у человека имеется некоторая особая способность или дар интеллектуальной интуиции, позволяющей “видеть истину”. Хотя интеллектуальная интуиция “в некотором смысле и является нашим неизбежным спутником, она зачастую сбивает нас с истинного пути и эти блуждания представляют собой серьезную опасность. В общем случае мы не видим истину тогда, когда нам наиболее ясно кажется, что мы видим ее. И только ошибки могут научить нас не доверять нашей интуиции”.[5]
Следующие высказывания Поппера достаточно беспристрастно отображают место интуиции в познавательном процессе:
1. “Во все, что мы встречаем, верить подобает лишь в пробном, предварительном режиме, все время, помня, что в наилучшем случае мы располагаем только частью истины (или справедливости) и по самой нашей природе мы принуждены свершать, по крайней мере, отдельные ошибки и выносить неверные суждения. Это касается не только фактов, но и к обретаемым нами нормам”.
2. “Мы можем верить в интуицию (даже в пробном порядке) только в том случае, если мы пришли к ней в результате многих испытаний нашего воображения, многих ошибок, многих проверок, многих сомнений и долгих поисков возможных путей критики”.
3. “Процесс учения, роста субъективного знания всегда в основных чертах один и тот же. Он состоит в критике, обладающей творческим воображением”[6].
Познание это характерный вид духовной занятия человека, процесс изучения окружающего мира. Оно формируется и улучшается в тесной связи с общественной практикой. По своей сути, познание отражает мир в научных суждениях, гипотезах и теориях. Под отражением обыкновенно имеют ввиду воспроизведение свойств одного объекта (оригинала) в свойствах других, взаимодействующих с данным объектом (отражающей системы). При познании в качестве отражения берутся научные образы изучаемых объектов, представленные в форме научного факта, гипотезы, теории. Между отражениями, взятыми в научных образах, и усваиваемыми объектами имеются отношения структурного сходства. Это значит, что элементы образа отвечают элементам постигаемого объекта.
Из миллиона познавательных усилий некоторых личностей формируется общественно-значимый процесс познания. Для того чтобы индивидуальное знание превратилось в общественное, оно обязано пройти оригинальный «естественный отбор» (посредством общения людей, критического усвоения и признания данных знаний в обществе). Следовательно, познание – это общественно-исторический, аккумулятивный процесс приобретения и усовершенствования знаний о мире человека.
Процесс познания крайне разносторонен, как разностороння и общественная практика. Здесь важно, что познание отличается своей глубиной, величиной профессионализма, применением источников и средств. С этой стороны отличаются обыденные и научные знания. Обыденные - не служат плодом профессиональной деятельности и, в общем, свойственны в какой-то мере каждому индивиду. Также вид знания начинается как результат глубокой специализированной, требующей профессиональной подготовки деятельности, именуемой научным познанием.
Познание отличается и своим предметом. Познание природы приводит к становлению физики, химии, геологии и других элементов совокупности естествознания. Познание самого человека и общества провоцирует развитие гуманитарных и общественных дисциплин. Имеется и художественное познание. Чрезвычайно специфичным является религиозное познание, оно направленно на постижение таинств и догматов религии.
В познании немалую роль представляют логическое мышление, способы и приемы образования понятий, законы логики. К тому же возрастающая роль в познании принадлежит воображению, вниманию, памяти, сообразительности, эмоциям, воле и другим способностям человека.
Необходимо заметить, что в процессе познания человек применяет как деятельность чувств, так и разума, причем их связь между собой и другими способностями человека максимально тесна. Органы чувств оснащают разум человека сведениями и фактами о постигаемом предмете, а разум их обобщит и сделает предопределенные выводы.
Творчество выступает как специфичный вид деятельности человека, который реализует волю, цели, интересы и способности субъектов. Творчество это процесс созидания новейшего, такого, чего еще не имелось в наличном бытии. С гносеологической точки зрения научное творчество играть роль конструирования научного образа изучаемого объекта. Значительную роль в творчестве представляют воображение и интуиция.
Еще недавно было принято считать, что познание делится на две ступени: одна является чувственным отражением действительности, а вторая рациональным отражением. Потом, стало проясняться, что у человека чувственное в некоторые моменты пронзает рациональное, благодаря этому, пришли к выводу о том, что уровни познания по сути эмпирическое и теоретическое, а чувственное и рациональное – это способности, на своей основе формирующие эмпирическое и теоретическое. Это мнение более соответствует подлинной структуре познания, но данный подход не замечает исходного уровня познания (чувственного познание) – «живое созерцание», этот этап оказался не выделен из эмпирического. Если эмпирический уровень присущ лишь только для научного познания, то живое созерцание имеет место, как в научном, так и в художественном или обыденном познании [1, 132].
Интуиция, как часть познания
Процесс мышления не редко воплощается в жизнь в разложенном на составные элементы и логическом виде. Иногда, люди безмерно быстро, практически в мгновение схватывают сложные ситуации и принимают правильные решения. Способности овладения истинами с помощью истинного ее рассмотрения, без описания при помощи дискуссий называется интуицией. Интуиция заняло важнейшее место в познании, дает ему сильнейший толчок к направленному движению. Под интуицией (догадкой) понимают, что интуиция является интеллектуальной, то есть она дает возможность проникнуть в глубь вещей. Интуиция обычно делится на две составляющие: чувственная и интеллектуальная. К тому же интуицию признают технической, научной, обыденной, врачебной, она зависима от специфики деятельности субъекта.
Разные трактовки интуиции выделяют ее феномен - неотъемлемый момент непосредственности в процессе познания, это отличает или даже противопоставляет ее опосредствованному характеру логического мышления.
Интуицию возможно подвергать экспериментальному изучению. В данном аспекте надлежит выделить работы таких исследователей этой области как Я.А.Пономарев, Олтон, К.Факуоара.
При помощи наблюдения над человеком стало ясно, что интуиция массово проявляется и в обыденных ситуациях. Часты случаи, когда в нестандартных ситуациях, требующих быстрое принятие решений, обусловленных, ограниченностью информации, субъекты производят выбор в своих действиях, как бы «чувствуя», что необходимо поступать именно таким образом, а не каким-либо другим.