Познание и интуиция

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 17:08, реферат

Описание работы

На современном этапе развития мира не только достаточно широко варьируются оценки степени участия интуиции в процессе познания, но и ведется полемика о том, что же, собственно, представляет собой сама интуиция, познание и какой смысл следует вкладывать в эти понятия.
Проблемы теории познания в современности предстают в разных форматах.

Содержание

Введeние……………………………………………………………………..3
Природа познания и интуиции……………….…………………………….. 5
Интуиция, как часть познания………………..……………………………….9
Зaключение…………………………………………………………………….18
Списoк литерaтуры

Работа содержит 1 файл

познание и интуиция 1.doc

— 128.00 Кб (Скачать)

Одно из основных свойств интуиции это ее непосредственность.     Непосредственное знание (в отличие от опосредованного) это знание которое не ссылается на логические доказательства. Для интуиции к тому же присущ внезапный и неосознанный характер. [1, 168-185].

Общие условия сформированности и проявления интуиции следующие:

1. углубленная профессиональная подготовка субъекта, глубокое знание проблемы;

2. поисковая ситуация, ее проблемность; 

3. действия у субъектов поисковых доминант на основании непрерывности попытки к решению проблем, напряженность усилий по решениям проблем или задач; 

4. наличие «подсказок» [1, 179].

Конечный продукт любого научного исследования это научное открытие. Научное открытие может быть разнообразно в своем содержании и характере; в обобщенном смысле слова открытие  это любой  новейший  научный   результат. Научные  достижения  обычно  связывают  с  образованием принципиально  новых  представлений  и  идей,  которые не  являются простыми логическими следствиями из известных научных  положений.  Как же   ученые  приходят  к новым представлениям и идеям,  если  они не выводят их из имеющихся научных  знаний,  и иногда    даже  настолько  не  вносятся  в  него,  что надлежаще быть воспринятыми, по мнению  Н.Бора, сумасшедшими?

Как уже упомянуто  вначале данной работы,  когда  ученые пытались дать описание и провести анализ процесса  личного  творчества,  они не часто   обходились   без  ссылки  на  "догадки",  "озарения", "прозрения",   "переживания".    Интуиция - это  что,   главным образом, берет на себя основную  существенную,  решающую роль в творении новейших научных представлений и выдвижении новых идей.

Чтобы лучше понимать,  интуицию   и какое  ее место  в  научном  познании,  необходимо  немного сказать о предыстории этого  понятия. Усиленное развитие  естествознания и математики  17 века  выдвинуло  для  науки  огромный ряд гносеологических проблем: переход  от  единичных факторов к общим и необходимые положения науки, достоверность данных естественных наук и математики, природа математических понятий и аксиом, попытка создания логического и гносеологического объяснения в математическом познании. Успешное  развитие   математики  и  естествознания  потребовало свежих  методов  в теории познания, позволяющих определять  источники необходимости и всеобщности выведенных наукой законов. Заинтересованность в методах научных исследований повышается не столько в  естествознании, как в  философии,  которая проявляла  рационалистические теории интеллектуальной интуиции.

Существенным моментом рационалистической концепции стала разграниченность знания на опосредствованное и непосредственное, иными словами интуитивное, которое является неотъемлемой частью процесса научного исследования. Основоположник рационализма Декарт заявлял о существе истины иного рода, которые возможно познавать "прямыми интеллектуальными усмотрениями" не прибегая к доказательствам[7].

В трудах Канта интуиция это источник знаний. И "чистая" интуиция ("чистая интуиция пространства и времени") по сути, неисчерпаемый источник знаний: с нее начинается абсолютная уверенность. Такая концепция обладает  свей  историей: Кант в большей части почерпнул ее у Платона, Фомы Аквинского и Декарта.

М.В.Ломоносов пребывал в противоречии с рационализмом. Познание, по мнению Ломоносова, воплощать в жизнь таким образом: "Из наблюдений устанавливается теория, через теорию исправляются наблюдения, что есть лучший способ к изысканию правды”. Ломоносов  близко  подошел   к проблеме соотношения непосредственного и опосредствованного знания как результата чувственного и  теоретического познаний и обнаружил большое воздействие  на  разработку проблемы интуиции в русской философии[8].

Изначально интуиция значит  восприятие: это  есть  то,  что  мы  видим  или  воспринимаем, если смотрим на отдельный объект или   его  пристально подвергаем рассмотрению. Но начиная,  по  крайней  мере,  уже с Платона,  осуществляется разработка  противоположности  интуиции, с одной стороны, и дискурсивного мышления с другой. Следовательно, интуиция  это один из  божественных способов познания чего-либо лишь  при помощи  взгляда, мгновенно, без траты времени, а дискурсивное  мышление это суть  человеческого  способа  познания,  состоящего  в   некоторых рассуждениях, которые требуют времени, шаг за шагом развертывая нашу аргументацию.[9]

Из вышесказанного следует, вся история развития представлений  об  интуиции  основана на  противопоставлении восприятий, то есть чувственного  образа понятию, логически  обоснованному   утверждению. Вероятно, место надлежит отыскивать  в  области  обоих  познавательных процессов: 1. переход от  чувственного  образа  к понятию; 2. переход от понятия к чувственному образу. Эти  два  процесса   проявляют  качественность - особым способом сформированности чувственного образа и понятия. Отличием их от всех остальных является то,  что  они связаны с  переходом  из сферы  чувственно-наглядного  в сферу абстрактно-понятийного и обратно.  В  ходе  такого разворачивания, возможно, найти понятия, не выведенные логически из других понятий, и образы, не  породимые другими образами по закону  чувственной  ассоциации.

Процессу перехода от чувственных образов к  понятиям и, наоборот, истинно  свойственны  те  качества, какие чаще всего сообразуются  непременными  приметами интуиции: естественность  получаемого  о знании и не совсем постигаемый нрав механизма его появления.

Возможно, предположить, что человеческая  мыслительная   работа обладает "двухплоскостным  характером",   обусловленным наличием  двух  языков,  которые  кодируются циркулирующей в мышлении информацией (язык" предметных гештальтов" и "символически-операторный" язык). Если в процессах чувственно-ассоциативного, образного мышления ход мыслей исходит в плоскость наглядных образов, а в ходе дискурсивных, логических рассуждений, в плоскость абстрактных понятий, то интуиция исполнять роль  "прыжка"  с  одной  плоскости  на другую. Переход от чувственного  образа  к  понятию (концептуальная интуиция) и от понятия  к   чувственному образу  (эйдетическая интуиция)   различают  направлением этого "прыжка".  Перепрыгивая  с  плоскости  чувственно-наглядного в плоскость абстрактно-понятийного, мысль свершает как  бы  оригинальный  "обходной маневр", для того чтобы  одолеть  барьер,  преграждающий  ей  дорогу  к  новым знаниям при движениях в одних и тех же  плоскостях.  Данный "маневр" и разрешает  получать  такой  результат,  какой нельзя достигнуть  другим  средством  (оставшись, в той же   плоскости). [4,69]

Основа  элементарных  форм концептуальной и эйдетической  интуиции  является основой развертывания  специфических  механизмов интуитивного  мышления,   вовлекающих  во взаимодействие между собой образы и  понятия  из  абсолютно, как кажется, отдаленных  друг  от  друга  предметных областей.  Вступив во  взаимодействие,  эти образы и  понятия  модифицируются  и  преобразовываются,  что  влечет  возникновение  истинно  новых  представлений и  идей.

Конечно, при реконструкции  мыслительного  процесса, который приводит  ученого  к  открытиям,  наталкиваются  на  значительные  трудности. Но  на  основании  гносеологического  анализа  историко-научного  материала, при  учете  данных,  скопившихся  в  психологических  изучениях, возможно,  показать  отдельные  механизмы  интуитивного  мышления, при  помощи  которых в  сознании  ученых  вырабатываются  новые  представления  и  идеи.                     

Логика и  математика  способны    перекрывать независимый   поток  того   полуинтуитивного    мышления, являющийся  началом ядер  научных   исследований в  области  медицины.

Именно   полуинтуитивная   логика,   которая доступна в использовании каждого  ученого-экспериментатора в    своих   повседневных работах - это специфичное  смешение  строгой    формальной логики и психологии. Она строга  в том   смысле,   что   отвлекает  формы  мышления  от  их   содержания, с  тем,  чтобы  определить  определенные  мерила  непротиворечивости.   А   так   как   эти   отвлечения,  возможно,  будут представлены символами, то   логика  может  быть наречена  символической  (математика).  Однако,  в  то  же время, эта  логика  правдиво  и  открыто  признает,  что  ее   понятия,  ее  отвлечения  в  отличие  от  математики  или   теоретической  физики  проявляют  в  силу  необходимости  вариабельность  и   относительность.   Таким образом,   жесткие   законы   мышления   к   ней   использовать бессмысленно. Следовательно, в раздумьях о  природе   мышления   нам  надлежит  также   ввести  значительную   роль интуиции.

Интуиция  исполняет закрывающую, связующую роль  и выявление  из  подсознания  подобной  вспышки  в  виде  осознанного  присутствующего,  связующего  звена  является  наиболее продуктивным  научным  достижением,  которое  составило  основу  фундаментальных  исследований.

На основе  рассмотренных нами устройств мышления, возможно,  говорить,  что  интуиция  является качественным скачком, происходящим как  результат  того,   что отдельная,  предыдущая  ему,  количественная  объемность логического   мышления  перескакивает  на  качественно-новый уровень   интуитивного   озарения.  Как известно,  не  из   ничего новые  идеи  не  являются,  появлению новой  идеи  предшествует  продолжительная  работа  ума.  Здесь  также  нужно  оговориться  о  том,  что  "фундаментальное  открытие  не возможно совершить,   избежав  процесс,   взаимодействия   чувственного и   логического  познаний,  осуществляемое  действием  интуиции.   Однако  это  не  дает  ни малейшей  причины,  полагать главным и тем более единым  способом  приобретения новейшего  научного  знания.  Интуиция -  это  специфичная конфигурация познания,  обусловленным  образом  воздействующая  на применение учеными определенных  научных  методов  исследования. Основные теоретические открытия это итог взаимодействия интуиции с  методами  и  позициями конкретной  науки  (в физике,  к примеру, с аналогией и гипотезой) и  экспериментальных  испытаний  полученных   данных".

Выявление  закономерности,   определяющей   собой интуицию,  -  дело очень  трудоемкое,  требующее  концентрации  стремлений  знатоков  самых  разных областей.   В  этом  имеется  настойчивая  потребность, из-за того, что реальное ускорение  научно - технического  прогресса  объединено  с  качественным  приростом,  прежде всего  основных,  другими словами  принципиально  новых (и поэтому заблаговременно не запрограммированных и не выводимых лишь формальным  путем),  последствий.  Здесь  же неминуемо появляется проблема о роли  интуиции  в  научном познании. "Если  есть  интуиция,  то  и  есть  закономерности, на  которые  она  опирается”[10].

В  связи  с  вопросом о развитии интуитивных способностей представляется интересной работа    Эдварда де Боно "Рождение  новой  идеи: О нешаблонном  мышлении".  В  этой  работе  автор  анализирует соотношение "шаблонного и "нешаблонного" мышления,  то есть пытается  решить  классическую  проблему соотношения  логики  и  интуиции  в  познании.

Также  в  своей  монографии   Эдвард де Боно дает следующие основные принципы нешаблонного мышления, которые  "могут  быть  подведены   под   4   очень   общие,  но далеко  не  единственно  возможные  рубрики: 1)  осознание   господствующих,    или    поляризующих, идей; 2)  поиски  различных  подходов  к  явлениям; 3)  высвобождение  из под  жесткого  контроля шаблонного  мышления; 4)  использование  случая”.

Для раскрытия второго принципа можно прибегнуть к словам самого автора: "Переход  от  очевидного  способа  подхода к явлениям к менее  очевидному  требует  простого  смещения   акцента внимания".          Рассматривая третий принцип нешаблонного  мышления,  Эдвард  де  Боно пишет:  "Один  из способов избежать жесткости  слов  заключается  в  том,  чтобы  мыслить   на основе  наглядных  образов,  не  пользуясь  словами  вообще.  Опираясь  на  эти  образы, человек  вполне  способен мыслить  последовательно.  Трудности   возникают   лишь тогда, когда мысль нужно  выразить  словами.  К  сожалению, мало  людей,  способны  мыслить,  так  сказать,  визуально, да  и  не  все  ситуации  могут  быть  проанализированы  посредством   зрительных  образов.  Тем   не   менее, привычку к визуализации мышления стоило  было  бы  приобрести, ибо зрительные  образы  обладают  такой  подвижностью и  пластичностью,  какой  не  обладают  слова"[11].

Однако  здесь  же  автор  отмечает,  что  очень  важно применять нешаблонное  мышление  при  таких  ситуациях, когда  шаблонное  мышление  неспособно  дать  ответ.

В целом, следует отметить, что вопрос  развития  интуитивных  способностей (так  же  как  и  сама  проблема интуиции) в настоящее время еще недостаточно изучен; решение данного вопроса представляется весьма важным делом, поскольку оно способно открыть дорогу новым эффективным методикам проведения научных исследований. "Без интуиции мы бы все еще находились в пещерах", - говорил писатель-футурист Мэрилин Фергюсон. Альберт Эйнштейн утверждал; "Действительно ценный фактор – это интуиция". Согласно Карлу Юнгу, интуиция – это один из четырех параметров личности.[12]

 

 

 

 

                                                      

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

Практически каждый человек в течение жизни, неким образом, участвует в роли субъекта познания. Для того чтобы люди могли разбираться в громадном числе информации, сваливающейся на них ежедневно, классифицировать, разделять и применять ее в дальнейшем, им не мешало бы владеть хотя бы элементарными основами гносеологии. Для каждого ученого, занимающегося научными исследованиями, это обязано стать непременным требованием, так как он обязан иметь сведения о путях к истинным знаниям, отличать их от ложных. Гносеология сможет сделать легче жизнь людям, так как учит нас, верно, постигать окружающий  мир.

Информация о работе Познание и интуиция