Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 14:29, контрольная работа
Современная наука развивается очень быстрыми темпами, в настоящее время объем научных знаний удваивается каждые 10-15 лет. Около 90 % всех ученых когда-либо живших на Земле являются нашими современниками. За какие-то 300 лет, а именно такой возраст современной науки, человечество сделало такой огромный рывок, который даже и не снился нашим предкам (около 90 % всех научно - технических достижений были сделаны в наше время). Весь окружающий нас мир показывает, какого прогресса достигло человечество.
Введение.
Структура и динамика процесса познания:
а) Формы познания;
б) Понимание и объяснение;
в) Соотношение знание и веры;
Методы познания:
1. Понятие метода и методологии. Классификация методов научного познания;
2. Всеобщий (диалектический) метод познания.
Свойства истины и ее критерий.
5. Литература.
Наука имеет свой предмет и метод и не
отрицает, что истину можно достичь при
помощи другого опыта и метода, в том числе
и-религиозного. А настоящая вера идёт
своим особым путем, не вторгаясь в научную
область.
Рассматривая взаимоотношения веры и
знания, НА Бердяев отмечал, что они не
мешают друг другу, и ни одна из них не
может заменить или уничтожить другую.
Наука верно учит о законах природы, но
некомпетентна в вопросах веры, откровения.
Бердяев
различал религиозную веру и веру гносеологическую.
Он указывал, что знание в обоих аспектах
оказывается формой веры. Знание есть
вера, вера есть знание. Образуя единство,
они различаются, поскольку для упрочнения
истин научного знания и веры нужен "свет
религиозной веры".
Каково соотношение науки и религии, знания
и веры? Ещё раз заострим внимание на соотношении
знания и религиозной веры. Здесь три позиции:
• абсолютизация знания и элиминация
веры;
• гипертрофирование веры в ущерб знанию;
• совмещение обоих полюсов (религиозная
философия).
В современной
науке высказываются идеи о многообразии
духовного опыта человечества (религии,
мифа, философии, мистики, эзотеризма)
и его учёта в поисках научной истины.
Нужно стремиться к диалогу меду всеми
формами культуры, всеми способами освоения
человеком мира.
1. Понятие метода и
методологии. Классификация
методов научного познания.
Понятие
метод (от греческого слова «методос»
— путь к чему-либо) означает совокупность
приемов и операций практического и теоретического
освоения действительности.
Метод
вооружает человека системой принципов,
требований, правил, руководствуясь которыми
он может достичь намеченной цели. Владение
методом означает для человека знание
того, каким образом, в какой последовательности
совершать те или иные действия для решения
тех или иных задач, и умение применять
это знание на практике.
«Таким
образом, метод (в той или иной своей форме)
сводится к совокупности определенных
правил, приемов, способов, норм познания
и действия. Он есть система предписаний,
принципов, требований, которые ориентируют
субъекта в решении конкретной задачи,
достижении определенного результата
в данной сфере деятельности. Он дисциплинирует
поиск истины, позволяет (если правильный)
экономить силы и время, двигаться к цели
кратчайшим путем. Основная функция метода
— регулирование познавательной и иных
форм деятельности».
Учение
о методе начало развиваться еще в науке
Нового времени. Ее представители считали
правильный метод ориентиром в движении
к надежному, истинному знанию. Так, видный
философ XVII в. Ф. Бэкон сравнивал метод
познания с фонарем, освещающим дорогу
путнику, идущему в темноте. А другой известный
ученый и философ этого же периода Р. Декарт
изложил свое понимание метода следующим
образом: «Под методом, — писал он, — я
разумею точные и простые правила, строгое
соблюдение которых... без лишней траты
умственных сил, но постепенно и непрерывно
увеличивая знания, способствует тому,
что ум достигает истинного познания всего,
что ему доступно».
Существует
целая область знания, которая специально
занимается изучением методов и которую
принято именовать методологией.
Методология дословно означает «учение
о методах» (ибо происходит этот термин
от двух греческих слов: «методос» — метод
и «логос» — учение).
Изучая закономерности человеческой познавательной
деятельности, методология вырабатывает
на этой основе методы ее осуществления.
Методы научного познания принято подразделять
по степени их общности, т. е. по широте
применимости в процессе научного исследования.
Всеобщих
методов в истории познания известно два:
диалетический и метафизический. Это общефилософские
методы. Метафизический метод с середины
XIX века начал все больше и больше вытесняться
из естествознания диалектическим методом.
Вторую
группу методов познания составляют общенаучные
методы, которые используются в самых
различных областях науки, т. е. имеют весьма
широкий, междисциплинарный спектр применения.
Классификация
общенаучных методов тесно связана с понятием
уровней научного познания.
Различают
два уровня научного познания: эмпирический
и теоретический.. «Это различие имеет
своим основанием неодинаковость, во-первых,
способов (методов) самой познавательной
активности, а во-вторых, характера достигаемых
научных результатов». Одни общенаучные
методы применяются только на эмпирическом
уровне (наблюдение, эксперимент, измерение),
другие — только на теоретическом (идеализация,
формализация), а некоторые (например,
моделирование) — как на эмпирическом,
так и на теоретическом уровнях.
Эмпирический
уровень научного познания характеризуется
непосредственным исследованием реально
существующих, чувственно воспринимаемых
объектов. Особая роль эмпирии в науке
заключается в том, что только на этом
уровне исследования мы имеем дело с непосредственным
взаимодействием человека с изучаемыми
природными или социальными объектами.
Здесь преобладает живое созерцание (чувственное
познание), рациональный момент и его формы
(суждения, понятия и др.) здесь присутствуют,
но имеют подчиненное значение. Поэтому
исследуемый объект отражается преимущественно
со стороны своих внешних связей и проявлений,
доступных живому созерцанию и выражающих
внутренние отношения. На этом уровне
осуществляется процесс накопления информации
об исследуемых объектах, явлениях путем
проведения наблюдений, выполнения разнообразных
измерений, поставки экспериментов. Здесь
производится также первичная систематизация
получаемых фактических данных в виде
таблиц, схем, графиков и т. п. Кроме того,
уже на втором уровне научного познания
— как следствие обобщения научных фактов
— возможно формулирование некоторых
эмпирических закономерностей.
Теоретический
уровень научного познания характеризуется
преобладанием рационального момента
- понятий, теорий, законов и других форм
и «мыслительных операций». Отсутствие
непосредственного практического взаимодействия
с объектами обуславливает ту особенность,
что объект на данном уровне научного
познания может изучаться только опосредованно,
в мысленном эксперименте, но не в реальном.
Однако живое созерцание здесь не устраняется,
а становится подчиненным (но очень важным)
аспектом познавательного процесса.
На данном
уровне происходит раскрытие наиболее
глубоких существенных сторон, связей,
закономерностей, присущих изучаемым
объектам, явлениям путем обработки данных
эмпирического знания. Эта обработка осуществляется
с помощью систем абстракций «высшего
порядка» — таких как понятия, умозаключения,
законы, категории, принципы и др. Однако
«на теоретическом уровне мы не найдем
фиксации или сокращенной сводки эмпирических
данных; теоретическое мышление нельзя
свести к суммированию эмпирически данного
материала. Получается, что теория вырастает
не из эмпирии, но как бы рядом с ней, а
точнее, над ней и в связи с ней».
Теоретический
уровень - более высокая ступень в научном
познании.
«Теоретический уровень познания направлен
на формирование теоретических законов,
которые отвечают требованиям всеобщности
и необходимости, т.е. действуют везде
и всегда». Результатами теоретического
познания становятся гипотезы, теории,
законы.
Выделяя
в научном исследовании указанные два
различных уровня, не следует, однако,
их отрывать друг от друга и противопоставлять.
Ведь эмпирический и теоретический уровни
познания взаимосвязаны между собой. Эмпирический
уровень выступает в качестве основы,
фундамента теоретического. Гипотезы
и теории формируются в процессе теоретического
осмысления научных фактов, статистических
данных, получаемых на эмпирическом уровне.
К тому же теоретическое мышление неизбежно
опирается на чувственно-наглядные образы
(в том числе схемы, графики и т. п.), с которыми
имеет дело эмпирический уровень исследования.
В свою очередь, эмпирический уровень
научного познания не может существовать
без достижений теоретического уровня.
Эмпирическое исследование обычно опирается
на определенную теоретическую конструкцию,
которая определяет направление этого
исследования, обуславливает и обосновывает
применяемые при этом методы.
Согласно К. Попперу, является абсурдной
вера в то, что мы можем начать научное
исследование с «чистых наблюдений», не
имея «чего-то похожего на теорию». Поэтому
некоторая концептуальная точка зрения
совершенно необходима. Наивные же попытки
обойтись без нее могут, по его мнению,
только привести к самообману и к некритическому
использованию какой-то неосознанной
точки зрения.
Эмпирический
и теоретический уровни познания взаимосвязаны,
граница между ними условна и подвижна.
Эмпирическое исследование, выявляя с
помощью наблюдений и экспериментов новые
данные, стимулирует теоретическое познание
(которое их обобщает и объясняет), ставит
перед ним новые более сложные задачи.
С другой стороны, теоретическое познание,
развивая и конкретизируя на базе эмпирии
новое собственное содержание, открывает
новые, более широкие горизонты для эмпирического
познания, ориентирует и направляет его
в поисках новых фактов, способствует
совершенствованию его методов и средств
и т. п.
К третьей группе методов научного познания
относятся методы, используемые только
в рамках исследований какой-то конкретной
науки или какого-то конкретного явления.
Такие методы именуются частвонаучными.
Каждая частная наука (биология, химия,
геология и т. д.) имеет свои специфические
методы исследования.
При
этом частнонаучные методы, как правило,
содержат в различных сочетаниях те или
иные общенаучные методы познания. В частнонаучных
методах могут присутствовать наблюдения,
измерения, индуктивные или дедуктивные
умозаключения и т. д. Характер их сочетания
и использования находится в зависимости
от условий исследования, природы изучаемых
объектов. Таким образом, частнонаучные
методы не оторваны от общенаучных. Они
тесно связаны с ними, включают в себя
специфическое применение общенаучных
познавательных приемов для изучения
конкретной области объективного мира.
Вместе с тем частнонаучные методы связаны
и со всеобщим, диалектическим методом,
который как бы преломляется через них.
Еще
одну группу методов научного познания
составляют так называемые дисциплинарные
методы, которые представляют собой системы
приемов, применяемых в той или иной дисциплине,
входящей в какую-нибудь отрасль науки
или возникшей на стыке наук. Каждая фундаментальная
наука представляет собой комплекс дисциплин,
которые имеют свой специфический предмет
и свои своеобразные методы исследования.
К последней,
пятой группе относятся методы междисциплинарного
исследования являющиеся совокупностью
ряда синтетических, интегративных способов
(возникших как результат сочетания элементов
различных уровней методологии), нацеленных
главным образом па стыки научных дисциплин.
Таким
образом, в научном познании функционирует
сложная, динамичная, целостная, субординированная
система многообразных методов разных
уровней, сфер действий, направленности
и т. п., которые всегда реализуются с учетом
конкретных условий.
К сказанному
остается добавить, что любой метод сам
по себе еще не предопределяет успеха
в познании тех или иных сторон материальной
действительности. Важно еще умение правильно
применять научный метод в процессе познания.
Если воспользоваться образным сравнением
академика П. Л. Капицы, то научный метод
«как бы является скрипкой Страдивариуса,
самой совершенной из скрипок, но чтобы
на ней играть, нужно быть музыкантом и
знать музыку. Без этого она будет также
фальшивить, как и обычная скрипка».
2. Всеобщий (диалектический) метод познания.
Диалектика (греч. dialektika – веду беседу, спор) – учение о наиболее общих законах развития природы, общества и познания, при котором различные явления рассматриваются в многообразии их связей, взаимодействии противоположных сил, тенденций, в процессе изменения, развития. По своей внутренней структуре диалектика как метод состоит из ряда принципов, назначение которых – вести познание к развертыванию противоречий развития. Суть диалектики – именно в наличии противоречий развития, в движении к этим противоречиям.
Одно из важных требований диалектического
метода состоит в том, чтобы изучать объект
познания со всех сторон, стремиться к
выявлению и изучению как можно большего
числа (из бесконечного множества) его
свойств, связей, отношений. Современные
исследования во многих областях науки
все больше требуют учета возрастающего
числа фактических данных, параметров,
связей, и т. п. Эту задачу становится все
труднее решать без привлечения информационной
мощи новейшей компьютерной техники.
Свойства истины и ее критерии.
Главная цель познания – достижение научной истины. Применительно к философии истина является не только целью познания, но и предметом исследования. Можно сказать, что понятие истины выражает сущность науки. Философы давно пытаются выработать такую теорию познания, которая позволила бы рассматривать его как процесс добывания научных истин. Основные противоречия на этом пути возникали в ходе противопоставления активности субъекта и возможности выработки им знания, соответствующего объективному реальному миру.
Но истина имеет множество аспектов, она может быть рассмотрена с самых различных точек зрения: логической, социологической, гносеологической, наконец, богословской.
Что же такое истина?
Истоки так
называемой классической философской
концепции истины восходят к эпохе
античности. Например, Платон считал, что
“тот, кто говорит о вещах в соответствии
с тем, каковы они есть, говорит истину,
тот же, кто говорит о них иначе, – лжет”.
Долгое время классическая концепция
истины доминировала в теории познания.
В главном она исходила из положения: что
утверждается мыслью, действительно имеет
место. И в этом смысле понятие соответствия
мыслей действительности совпадает с
понятием “адекватность”. Иными словами,
истина – это свойство субъекта, состоящее
в согласии мышления с самим собой, с его
априорными (доопытными) формами. Так,
в частности, полагал И. Кант. Впоследствии
под истиной стали подразумевать свойство
самих идеальных объектов, безотносительных
к человеческому познанию, и особый вид
духовных ценностей. Августин развивал
учение о врожденности истинных идей.
Не только философы, но и представители
частных наук сталкиваются с вопросом,
что понимать под действительностью, как
воспринимать реальность или реальный
мир?
Материалисты и идеалисты понятие действительности, реальности отождествляют с понятием объективного мира, то есть с тем, что существует вне и независимо от человека и человечества. Однако и сам человек – часть объективного мира. Поэтому, не учитывая этого обстоятельства, прояснить вопрос об истине просто невозможно. С учетом имеющихся в философии направлений, принимая во внимание своеобразие индивидуальных высказываний, выражающих субъективное мнение того или иного ученого, истину можно определить как адекватное отражение объективной реальности познающим субъектом, в ходе которого познаваемый предмет воспроизводится так, как он существует вне и независимо от сознания. Следовательно, истина входит в объективное содержание человеческого знания. Но коль скоро мы убедились, что процесс познания не прерывается, то возникает вопрос и о характере истины. Ведь если человек воспринимает объективный мир чувственным образом и представления о нем формирует в процессе индивидуального познания и своей мыслительной деятельности, то естественен вопрос – каким образом он может удостовериться в соответствии его утверждений самому объективному миру?
Но коль скоро мы убедились, что процесс познания не прерывается, то возникает вопрос и о характере истины. Ведь если человек воспринимает объективный мир чувственным образом и представления о нем формирует в процессе индивидуального познания и своей мыслительной деятельности, то естественен вопрос – каким образом он может удостовериться в соответствии его утверждений самому объективному миру?
Таким образом, речь идет о критерии истины, выявление которого составляет одну из главнейших задач философии. И в данном вопросе среди философов согласие отсутствует. Крайняя точка зрения сводится к полному отрицанию критерия истины, ибо, по мнению ее сторонников, истина либо отсутствует вообще, или же она свойственна, кратко говоря, всему и вся.
Идеалисты – сторонники рационализма – в качестве критерия истины полагали само мышление, поскольку оно обладает способностью ясно и отчетливо представить предмет. Такие философы, как Декарт, Лейбниц исходили из представления о самоочевидности первоначальных истин, постигаемых с помощью интеллектуальной интуиции. Их доводы опирались на возможности математики объективно и беспристрастно в своих формулах отображать многообразие реального мира. Правда, при этом возникал другой вопрос: как, в свою очередь, убедиться в достоверности их ясности и отчетливости?
На помощь здесь должна была прийти логика с ее строгостью доказательства и его неопровержимостью. Так, И. Кант допускал только формально-логический критерий истины, в соответствии с которым познание должно согласовываться со всеобщими формальными законами рассудка и разума.
Но и опора на логику не избавила от трудностей в поисках критерия истины. Оказалось не так-то просто преодолеть внутреннюю непротиворечивость самого мышления, выяснилось, что порой невозможно добиться и формально-логической согласованности суждений, выработанных наукой, с исходными или вновь вводимыми утверждениями (конвенциализм). Даже стремительное развитие логики, ее математизация и разделение на множество специальных направлений, а также попытки семантического (смыслового) и семиотического (знакового) объяснения природы истины не устранили противоречий в ее критерии.
Субъективные идеалисты – сторонники сенсуализма – усматривали критерий истины в непосредственной очевидности самих ощущений, в согласованности научных понятий с чувственными данными. Впоследствии был введен принцип верифицируемости, получивший свое название от понятия верификация высказывания (проверка его истинности). В соответствии с этим принципом всякое высказывание (научное утверждение) только тогда является осмысленным или имеющим значение, если возможна его проверка. Главный упор при этом делается именно на логическую возможность уточнения, а не на фактическую. К примеру, в силу неразвитости науки и техники мы не можем наблюдать физические процессы, идущие в центре Земли. Но посредством предположений, опирающихся на законы логики, можно выдвинуть соответствующую гипотезу. И если ее положения окажутся логически непротиворечивы, то ее следует признать истинной.
Нельзя не принять во внимание и другие попытки выявить критерий истины с помощью логики, характерные в особенности для философского направления, именуемого логическим позитивизмом. Сторонники ведущей роли активности человека в познании пытались преодолеть ограниченность логических методов в установлении критерия истины. Была обоснована прагматическая концепция истины, согласно которой сущность истины следует усматривать не в соответствии ее с реальностью, а в соответствии с так называемым “конечным критерием”. Его же предназначение – в установлении полезности истины для практических поступков и действий человека. Важно отметить, что с точки зрения прагматизма сама по себе полезность не является критерием истины, понимаемой как соответствие знаний действительности. Иными словами, реальность внешнего мира недоступна человеку, поскольку человек непосредственно имеет дело именно с результатами своей деятельности. Вот почему единственное, что он способен установить – не соответствие знаний действительности, а эффективность и практическая польза знаний. Именно последняя, выступая в качестве основной ценности человеческих знаний, достойна именоваться истиной.
И все же философия, преодолевая крайности и избегая абсолютизации, приблизилась к более или менее верному пониманию критерия истины. Иначе и быть не могло: окажись человечество перед необходимостью поставить под сомнение не только последствия сиюминутной деятельности того или иного человека (в отдельных, и нередких, случаях весьма далеких от истины), но и отрицать собственную многовековую историю, жизнь невозможно было бы воспринимать иначе, как абсурд.
Только понятие объективной истины, опирающееся на понятие объективной реальности, позволяет успешно развивать философскую концепцию истины. Подчеркнем еще раз, что объективный или реальный мир существует не просто сам по себе, но когда речь идет о его познании, то задается он через практику. Ограниченность практических возможностей человека выступает одной из причин и ограниченности его знания, то есть речь идет об относительном характере истины. Относительная истина – это знание, воспроизводящее объективный мир приближенно, неполно. Поэтому признаками или чертами относительной истины выступают приближенность и неполнота, которые связаны между собой. Действительно, мир представляет собой систему взаимосвязанных элементов, любое неполное знание о нем как целом всегда будет неточным, огрубленным, фрагментарным.
Вместе с тем в философии используется и понятие абсолютная истина. С его помощью характеризуется важная сторона развития процесса познания. Отметим, что понятие абсолютной истины в философии разработано недостаточно (за исключением метафизической, идеалистической ее ветви, где; абсолютная истина, как правило, соотносится с представлением о Боге как исходной творящей и созидающей силе).
Понятие абсолютной истины употребляется для характеристики того или иного специфического аспекта всякого истинного знания и в этом смысле оно аналогично понятиям “объективная истина” и “относительная истина”. Понятие абсолютной истины следует рассматривать в неразрывной связи с самим процессом познания. Этот же процесс являет собой как бы движение по ступеням, означающим переход от менее совершенных научных представлений к более совершенным, однако при этом старое знание не отбрасывается, а хотя бы частично включается в систему нового знания. Вот это-то включение, отражающее преемственность (в историческом смысле), внутреннюю и внешнюю целостность знания и представляющее истину как процесс, составляет содержание понятия абсолютной истины.
Еще раз напомним, что прежде всего материальная деятельность человека оказывает воздействие на материальный мир. Но когда речь заходит о научном познании, то имеется в виду. что из всего многообразия свойств, присущих объективному миру, выделяются лишь те, что составляют исторически обусловленный предмет познания. Вот почему практика, впитавшая в себя знания, является формой непосредственного их соединения с объективными предметами и вещами. В этом и проявляется функция практики как критерия истины.