Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 14:29, контрольная работа
Современная наука развивается очень быстрыми темпами, в настоящее время объем научных знаний удваивается каждые 10-15 лет. Около 90 % всех ученых когда-либо живших на Земле являются нашими современниками. За какие-то 300 лет, а именно такой возраст современной науки, человечество сделало такой огромный рывок, который даже и не снился нашим предкам (около 90 % всех научно - технических достижений были сделаны в наше время). Весь окружающий нас мир показывает, какого прогресса достигло человечество.
Введение.
Структура и динамика процесса познания:
а) Формы познания;
б) Понимание и объяснение;
в) Соотношение знание и веры;
Методы познания:
1. Понятие метода и методологии. Классификация методов научного познания;
2. Всеобщий (диалектический) метод познания.
Свойства истины и ее критерий.
5. Литература.
Министерство образования Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию ГОУ-ВПО
ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО - ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
ИНСТИТУТ
Контрольная
работа
Предмет:
Философия
Тема 28:Познание,
его возможности и границы.
Выполнила:
Студентка 2 курса
Спец. БУ АиА
Форма обучения: вечер
Преподаватель:
Содержание.
а) Формы познания;
б) Понимание и объяснение;
в) Соотношение знание и веры;
1. Понятие метода и методологии. Классификация методов научного познания;
2. Всеобщий (диалектический) метод познания.
5. Литература.
Введение.
Современная наука развивается очень
быстрыми темпами, в настоящее время объем
научных знаний удваивается каждые 10-15
лет. Около 90 % всех ученых когда-либо живших
на Земле являются нашими современниками.
За какие-то 300 лет, а именно такой возраст
современной науки, человечество сделало
такой огромный рывок, который даже и не
снился нашим предкам (около 90 % всех научно
- технических достижений были сделаны
в наше время). Весь окружающий нас мир
показывает, какого прогресса достигло
человечество. Именно наука явилась главной
причиной столь бурно протекающей НТР,
перехода к постиндустриальному обществу,
повсеместному внедрению информационных
технологий, появления «новой экономики»,
для которой не действуют законы классической
экономической теории, начала переноса
знаний человечества в электронную форму,
столь удобную для хранения, систематизации,
поиска и обработки, и мн.др.
Все это убедительно доказывает, что основная
форма человеческого познания – наука
в наши дни становиться все более и более
значимой и существенной частью реальности.
Однако
наука не была бы столь продуктивной, если
бы не имела столь присущую ей развитую
систему методов, принципов и императивов
познания. Именно правильно выбранный
метод наряду с талантом ученого помогает
ему познавать глубинную связь явлений,
вскрывать их сущность, открывать законы
и закономерности. Количество методов,
которые разрабатывает наука для познания
действительности постоянно увеличивается.
Точное их количество, пожалуй, трудно
определить. Ведь в мире существует около
15000 наук и каждая из них имеет свои специфические
методы и предмет исследования.
Вместе
с тем все эти методы находятся в диалектической
связи с общенаучными методами, которые
они, как правило, содержат в различных
сочетаниях и со всеобщим, диалектическим
методом. Это обстоятельство является
одной из причин, которые определяют важность
наличия философский знаний у любого ученого.
Ведь именно философия как наука «о наиболее
общих закономерностях бытия и развития
мира» занимается изучением тенденций
и путей развития научного познания, его
структуры и методов исследования, рассматривая
их через призму своих категорий, законов
и принципов. Вдобавок ко всему философия
наделяет ученого тем всеобщим методом,
без которого невозможно обойтись в любой
области научного познания.
Структура
и динамика процесса
познания.
Познание — это специфический вид деятельности человека, направленный на постижение окружающего мира и самого себя в этом мире.
Человек постигает окружающий его мир, овладевает им различными способами, среди которых можно выделить два основных. Первый (генетически исходный) — материально-технический — производство средств к жизни, труд, практика. Второй — духовный (идеальный), в рамках которого познавательные отношения субъекта и объекта — лишь одно из многих других. В свою очередь процесс познания и получаемые в нем знания в ходе исторического развития практики и самого познания все более дифференцируется и воплощается в различных своих формах.
Каждой форме общественного сознания: науке, философии, мифологии, политике, религии и т.д. соответствуют специфические формы познания. Обычно выделяют следующие из них: обыденное, игровое, мифологическое, художественно-образное, философское, религиозное, личностное, научное. Последние хотя и связаны, но не тождественны одна другой, каждая из них имеет свою специфику.
Основными особенностями научного познания являются:
1. Основная задача научного
2.
Непосредственная цель и
3. Наука в большей мере, чем другие формы познания ориентирована на то, чтобы быть воплощенной в практике, быть «руководством к действию» по изменению окружающей действительности и управлению реальными процессами. Жизненный смысл научного изыскания может быть выражен формулой: «Знать, чтобы предвидеть, предвидеть, чтобы практически действовать»— не только в настоящем, но и в будущем. Весь прогресс научного знания связан с возрастанием силы и диапазона научного предвидения.
4. В развитии научного познания чередуются революционные периоды, так называемые научные революции, которые приводят к смене теорий и принципов, и эволюционные, спокойные периоды, на протяжении которых знания углубляются и детализируются.
5.
Научному познанию присущи
Формы познания.
Одна из задач философии применительно к проблеме познания состоит в раскрытии содержания природы самого познания, выявлении его форм, структуры и типологии. Долгое время в отечественной философской литературе многообразие форм познания и уровней знания сводилось в основном к выделению “чувственного” и “рационального (логического)” познания. Объективно такой подход был оправдан, ибо без ощущений, без чувственности невозможно никакое познание действительности, равно как и без соответствующей мыслительной, логической обработки полученных результатов.
Развитие теории познания подтвердило значимость и других способов получения знания. Так, в случае рассмотрения научного знания с точки зрения его системности, иерархичности на первый план выходит проблематика взаимоотношений теоретического и эмпирического. Существуют и другие подходы.
Что же такое чувственное и рациональное?
В понимании и объяснении чувственной природы познания многое сделали сторонники сенсуализма (от латинского “ sensus ” – чувство, ощущение). Ведущую роль в познании они отводили чувственности – ощущению и восприятию. Действительно, познание человеком внешнего мира осуществляется посредством ощущений. В соответствии с этим ощущения являются источником знаний.
Ощущение – исходный, простейший элемент процесса познания, результат воздействия внешнего мира на органы чувств человека. Механизм ощущений более углубленно стал изучаться с появлением науки психофизики, именно с ее помощью была установлена минимальная интенсивность действия раздражителя, необходимая для получения ощущения – нижний и абсолютный пороги. Верхний порог чувствительности устанавливает такую величину интенсивности раздражения, при которой возникают болевые ощущения. Экспериментально установлено, что восприимчивость органов чувств растет в арифметической прогрессии, при росте интенсивности действия раздражителей – в геометрической.
В ходе эволюции живой природы у растений и животных развились специфические анализаторы, позволяющие воспроизводить различные виды ощущений, то есть по-разному реагировать на многообразные раздражители. Например, мимоза на механическое воздействие (прикосновение руки) отвечает складыванием листьев. А теплокровные животные не воспринимают инфракрасного излучения. Все это свидетельствует о различной способности воспринимать и перерабатывать информацию (сведения об окружающем субъекта мире) у разных организмов. Если под этим углом зрения подойти к человеку, то на первом месте в ряду органов восприятия у него стоит зрение и осязание, затем – слух, вкус, обоняние. В последние годы внимание ученых привлекли способности, обнаруженные у некоторых людей к сверхчувственному восприятию (экстрасенсы). При обилии сведений об этом явлении, в большинстве своем не выходящих за рамки его констатации, природа экстрасенсорного восприятия остается неясной.
Важно подчеркнуть, что у человека формирование способности ощущения не ограничивается его биологической природой, а проходит под сильным воздействием социальных факторов, среди которых важнейшее место, пожалуй, занимает обучение и воспитание. Исходными предпосылками познания ощущения становятся только в процессе восприятия.
Восприятие – это такое отражение человеком (и животным) предметов в ходе непосредственного воздействия на органы чувств, которое приводит к созданию целостных чувственных образов. Восприятие человека формируется в процессе практической деятельности на основе ощущений. По мере индивидуального развития и приобщения к культуре человек выделяет и осознает предметы путем включения новых впечатлений в систему уже имеющихся знаний.
Биологическая природа восприятия исследуется физиологией высшей нервной деятельности, основная задача которой – изучение структуры и функции головного мозга, а также всего нервного аппарата человека. Именно деятельность системы нервных структур служит основой образования рефлекторных связей в коре головного мозга, отображающих отношение предметов. Предшествующий опыт человека в процессе восприятия позволяет узнавать вещи и классифицировать их по соответствующим признакам. В ходе восприятия человек отражает не только предметы природы в их естественном виде, но и предметы, созданные самим человеком. Восприятие осуществляется как посредством биологических структур человека, так и с помощью искусственных средств, специальных приборов и механизмов. Сегодня диапазон таких средств расширился необычайно: от учебного микроскопа до радиотелескопа со сложнейшим компьютерным обеспечением. Важнейшая заслуга в раздвижении границ человеческого восприятия принадлежит компьютеризации и растущей информатизации. Отсюда особая актуальность такой философской проблемы, как взаимоотношение человека и компьютера, “думающей” машины.
Однако познание не ограничивается процессами непосредственно-чувственного отражения: восприятием и ощущением. Важнейшая роль в достижении истины отводится мышлению.
Мышление – процесс отражения объективной реальности, составляющий высшую ступень человеческого познания. В отличие от ощущения и восприятия, мышление осуществляет сложно опосредованное отражение действительности и позволяет человеку получить знание о таких ее признаках и свойствах, которые не могут быть восприняты непосредственно его органами чувств.
Что лежит в основе отмеченных возможностей мышления?
Мыслительная деятельность предполагает активное соотнесение между собой данных практического опыта и результатов, представляющих продукт абстракции в форме категорий, понятий. Абстракция проявляется в процессе абстрагирования, который состоит в отвлечении от многих конкретных предметов, их свойств и признаков, затрудняющих изучение явления в его, так сказать, “чистом виде”. Мышление имеет социальную природу, то есть каждый индивидуум становится субъектом мышления, лишь овладев социальным опытом, языком, приемами мыслительной деятельности. Именно в процессе материального и духовного воплощения результатов мышления в человеческой практике устанавливается соответствие полученных знаний объективному миру. Другими словами, в ходе социально-экономической деятельности. Мышление человека, его каждодневное включение в мир реальных вещей помогает ему отбросить то, что “не работает”, и использовать то, что облегчает ему жизнь, способствует достижению поставленных целей.
Вместе с тем мышление есть функция мозга. Об этом речь пойдет в главе, посвященной проблеме сознания.
Сложная природа мыслительного процесса сделала мышление объектом изучения многих дисциплин – от психологии и физиологии высшей нервной деятельности до логики и теории познания. В последние десятилетия мышление вызывает особый интерес со стороны информатики и кибернетики. Появилось немало исследований, обсуждающих проблему возможности создания искусственного интеллекта. Несомненные достижения в области моделирования и разработки новых типов компьютеров подкрепляли оптимизм сторонников расширения границ интеллектуальной сферы. Однако имеющиеся результаты в создании компьютерных систем новейших поколений не всегда оправдывают надежды. Конструкторам “искусственного интеллекта” не удается преодолеть барьер, отделяющий природные, естественные мыслительные структуры от искусственных. Пока даже с помощью мощнейшего логического аппарата, при наличии, казалось бы, совершеннейших технических средств не удается проникнуть в сокровенные механизмы деятельности мозга, его структуру, чтобы до конца уяснить уникальную специфику человеческого мышления. Без решения этой задачи создание искусственного интеллекта невозможно.
Успехи в раскрытии природы познания, уточнение представлений о его чувственной и рациональной формах привели на определенном этапе к их абсолютизации, вылившейся в противоречие эмпиризма и рационализма.