Познание, его возможности и границы

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 14:29, контрольная работа

Описание работы

Современная наука развивается очень быстрыми темпами, в настоящее время объем научных знаний удваивается каждые 10-15 лет. Около 90 % всех ученых когда-либо живших на Земле являются нашими современниками. За какие-то 300 лет, а именно такой возраст современной науки, человечество сделало такой огромный рывок, который даже и не снился нашим предкам (около 90 % всех научно - технических достижений были сделаны в наше время). Весь окружающий нас мир показывает, какого прогресса достигло человечество.

Содержание

Введение.
Структура и динамика процесса познания:
а) Формы познания;
б) Понимание и объяснение;
в) Соотношение знание и веры;
Методы познания:
1. Понятие метода и методологии. Классификация методов научного познания;
2. Всеобщий (диалектический) метод познания.
Свойства истины и ее критерий.
5. Литература.

Работа содержит 1 файл

Копия Готовая контр.doc

— 146.50 Кб (Скачать)

           Эмпиризм (от греческого слова empeiria – опыт) – такое философское направление, сторонники которого чувственный опыт считают единственным источником знания. Возникновение эмпиризма своими корнями уходит в эпоху философии Нового времени. Особенно широкое распространение эмпиризм получил в учениях философов-идеалистов в XIX веке. Именно тогда он был положен в основу теории познания многих философских течений и прежде всего позитивизма и родственных ему направлений.

           Противоположное эмпиризму направление – рационализм (от латинского слова rationalis – разумный). Его сторонники пытались уподобить истины, лежащие в основе всякого знания и якобы обосновывающие сами себя, “ясным и отчетливым” математическим аксиомам. Философская суть рационализма проявляется в утверждении, что разум – основа бытия, познания и морали. Широкое распространение термин рационализм получил опять же в XIX веке. В своем большинстве выразители рационалистической философии настаивают на учении, согласно которому всякая реальность имеет в себе самой или в начале, от которого она происходит, достаточное основание для собственного бытия. Подобная трактовка рациональности преследует цель устранить различие между материализмом и идеализмом. Рационализм исходит из того, что разум является источником и критерием достоверности знания, в рамках рационализма мышление отрывается от чувственного восприятия.

           Рационализм подразделяется на онтологический и гносеологический. Онтологический рационализм утверждает разумность бытия, наличие в бытии некоего разумного начала. Гносеологический – объявляет разум главной формой познания. В противовес чувственному созерцанию эмпириков рационалисты (Декарт, Лейбниц, Спиноза) выдвинули идею сверхчувственного. Издержки подобного подхода сказались в абсолютизации понятия “интеллектуальная интуиция”, посредством которой разум, без опоры на опыт и минуя чувственные данные, приходит к непосредственному постижению сущности бытия.

           Противостояние эмпиризма и рационализма оставило заметный след в истории философии. И хотя понимание действительных причин имевшего место заблуждения позволило преодолеть его, последствия односторонней трактовки не устранены окончательно.

Сегодня выделяют эмпирический и теоретический уровни знания. Их различие проводится по разным основаниям: по объекту исследования, уровню отражения объективного мира и характеру связи с практикой, по логическим приемам познания и  т. п.

           Эмпирическое – это такой уровень знания, содержание которого получено из опыта (наблюдение, измерение, эксперимент). На этом уровне знание фиксирует качества и свойства изучаемого предмета, доступные чувственному созерцанию. Данные наблюдений и экспериментов образуют эмпирическую основу теоретического исследования. Необходимость в такого рода сведениях подчас выступает причиной разделения наук на экспериментальные и теоретические, хотя, конечно, на практике нельзя добиться положения, когда из экспериментальных дисциплин начисто будет устранена теория, а из теоретических изъято всякое упоминание об эксперименте.

           Теоретический уровень знания опирается на абстрактное мышление, для которого исходным пунктом исследования выступают результаты, полученные в ходе чувственного восприятия.

Анализируя проблемы научного познания, необходимо исходить из факта существования сложных  и противоречивых связей между эмпирическим и теоретическим уровнями научного знания. Ориентация на какое-либо одно из этих гносеологических направлений не приведет к пониманию сути этих связей. Ибо гносеология эмпиризма ограничивается суммированием, сопоставлением и обобщением данных эмпирии, а односторонность всеохватного теоретизма – своеобразной реакции на узкий эмпиризм – игнорирует наличие эмпирии как самостоятельного элемента познания.      Разрешение проблемы теоретического и эмпирического в научном познании носит методологический характер.  

Понимание и объяснение. 

           Понимание   –   универсальная   форма   освоения действительности, постижение и реконструкция смыслового  содержания  явлений исторической,  социально-культурной,  а также природной реальности.

           Понимание – личностный процесс,  связанный  с  особенностями  психики,

нервной системы, духовного развития и т.п.,   одновременно  оно  связанно  с

его  включенностью  в  различные   коммуникативные   системы   человеческого

общения.

 Исходные, донаучные  виды понимания:

  • освоение и понимание языка;
  • понимание других людей, - в сопереживании, диалоге;
  • понимание социальных знаков, норм;
  • понимание в субъективной интерпретации знаний и опыта.
 

      Основные виды научного понимания:

  •   понимание жизненного  опыта людей прошедших   эпох   (историческое понимание);
  • интерпретация инокультурных символов и метафор;
  • перевод и истолкование древних текстов (филологическое понимание);
  • понимание иных форм жизни;
  •   понимание культурных  норм  и ценностей (понимание в социально-антропологических исследованиях);
  • понимание природных объектов  и интерпретация  формализмов  научных
  • теорий (понимание в естествознании).
 

           Соотношение   субъективного   и   объективного,   психологического   и логического, интуитивного и рационального по-разному представлены на  разных уровнях и типах понимания.

           К первому типу  понимания  можно  отнести  то,  которое  возникает  в

процессе языковой коммуникации. В его основе лежит  диалог  –  поскольку  оба собеседника располагают приблизительно одним и тем  же  полем  семантических

значений слов, постольку в целом они понимают друг друга.

           Второй тип понимания – связан с переводом с одного  языка  на  другой,

например, с иностранного на  родной  язык,  когда  мы  встречаемся  с  более

сложным процессом  интерпретации.

           В этом случае приходится иметь дело с передачей и сохранением  смысла, выраженного на чужом языке, с помощью  слов  и  предложений  родного  языка.

           Трудность заключается  не  столько  в  том,  чтобы  раскрыть  смысл  текста, сколько найти адекватные средства для его выражения на родном языке.

          Третий  тип  понимания  –  относится  к   интерпретации   произведений художественной  литературы  и  искусства,  особенно   имеющих   непреходящее эстетическое значение.

           Таким образом, понимание – это способность постичь смысл  чего-либо  и достигнутый благодаря этому реальности;  это  состояние  вызванное  внешними или внутренними воздействиями на сознание  человека,  фиксируемое  индивидом, как уверенность  в  адекватности  воссозданных  представлений  и  содержания воздействия.

           Впервые как обозначение особого научного  метода  термин  “понимание” был применен Дройзером (1868г.). Позднее понимание было противопоставлено в качестве основополагающего метода наук  о  духе естественнонаучному  методу“объяснение”.

         Немецкий ученый Шпрангер (1882-1963), ученик  Дильтея,  в  большинстве своих  работ  рассматривал  сущность   понимания   как   способ   постижения смыслового содержания явлений объективного мира. Он настойчиво ставил  перед индивидом  задачу  самоформирования  с   учетом   культурных   ценностей   и государственной  морали,  так  как  только  они   обеспечивают   целостность человеческой натуры и характера.

           Объяснение  как  философское  понятие  рассматривается   в   качестве

важнейшей  функции  человеческого  познания,  особенно   в   ходе научного

исследования.

           Объяснение предназначено для раскрытия сущности изучаемого объекта.

           В реальной  практике  исследователя  объяснение  осуществляется  путем показа того, что объясняемый объект подчиняется определенным законам. 

      Объяснение может быть:

  • атрибутивным, когда объясняется неотъемлемое  свойство  предмета,  без которого предмет не может существовать;
  • субстанциальным, когда  объективная  реальность  выступает  в  аспекте внутреннего единства всех форм  ее  саморазвития,  всего  многообразия явлений природы и истории, включая человека и  его  сознания,  поэтому подобная форма объяснения воспринимается как фундаментальная категория научного познания, теоретического обобщения конкретного;
  • генетическим,  когда  используется  способ  исследования  природных  и социальных явлений, основанный на анализе их развития;
  • контрагенетическим;
  • структурным  –  при  данной  форме  объяснения   в   научной   теории осуществляется переход от описания  к  объяснению,  переход  от  одних структурных уровней к другим, более глубоким.
 

 По  своему  механизму,  объяснения,  делятся   на   объяснения   через собственный закон и объяснения с помощью моделирования.

        Объяснение тесно связанно с описанием – этапом научного  исследования, состоящего в фиксировании  данных  эксперимента  или  наблюдения  в  помощью определенных систем, принятых в науке.

           Современный финский философ Вригт Г.Х. считает, что  объяснение  имеет ряд форм, среди которых одна  из  основных  –  каузальное  объяснение,  т.е. причинное, которое бывает двух видов:

  • предсказание;
  • ретросказание.

           Обосновывая  это  свое  деление  Вригт   отмечает,   что   объяснения,

обладающие  силой предсказания,  играют   исключительно   важную   роль   в экспериментальных науках, изучающих историю (развитие) природных  событий  и процессов.

           Ретросказательные объяснения, т.е. пересмотр  отделенного  прошлого  в свете более поздних  событий, - они характерны для исторической науки.

           Важно,  применяя  ретросказательное   объяснение,   следует   избегать

переоценки прошлого. 

Соотношение веры и знание.

           Надо отличать религиозную и обычную веру, основанную на обобщенном практическом опыте людей. 
           Первая определяется как верность Богу и последовательное практическое осуществление в жизни религиозных идей, ценностей и норм и не имеет (практически) гносеологического значения. 
           Второй тип веры состоит в психологической уверенности в правильности содержания высказывания. Эта вера играет важную роль, как в обыденной жизни, так и в научном познании. Разновидности такой веры: от уверенности в чём либо до жизненных убеждений. Такая вера - неотъемлемый компонент практической деятельности. Поскольку, человек в условиях, когда имеются несколько альтернатив решения вынужден опираться на свою веру в успех предприятия. 
           Вера помогает действовать в условиях неопределённости. Полной информированности о мире объективно не может быть, принимая решения принципиально нельзя просчитать как логический вывод. 
           Вера не возникает на пустом месте, она формируется опытом и практикой, самой жизнью. Можно сказать, что вера основывается на знании и опыте. 
           Вера помогает на всех уровнях познания: эмпирическом, теоретическом, технической разработки. Гипотеза опирается на веру, поскольку есть много вариантов объяснения явлений. Разработка теории тоже может натолкнуться на альтернативные подходы, вера позволяет осуществить учёному выбор. 
           Сами истоки практической деятельности и познавательной деятельности уходят в глобальную веру в то, что мир познаваем и изменяем. Причем вера учёного отличается от веры невежественного человека. Вера учёного есть средоточие опыта, знаний и опирается на историю науки. К тому же она корректируется научным сообществом. 
           Научное сообщество ничего не принимает на веру. Аргументация верой исключается из стиля научного мышления. Методическое сомнение, организованная критика не допускают в науки недостаточно аргументированных идей. 
           Сама проблема взаимоотношения знания и веры имеет давнюю историю. Особенно активно она обсуждалась в средневековой схоластике. Так, Тертуллиан активно выступал против разума провозглашая "Верую, потому что абсурдно".Августин Блаженный - познать разумом то, что принято верой. Более компромиссна Формула Ансельма Кентерберийского: "Верю и понимаю". Фома Аквинский говорил о гармонии веры и знания при приоритете веры. Ф. Бекон выдвинул лозунг "Знание - сила", в котором утверждает силу разума. Уже в начале XX века католическая церковь полагала, что расхождения веры и разума нет, так как все знания произошли от бога. Современный неотомизм главную задачу видит в рациональном истолковании истин теологии. Причём эта рациональность освещена "светом веры". Ж. Маритен ратовал за возрождение религиозно ориентированной философии природы. 
           Французский теолог, философ и учёный Тейяр де Шарден пытался создать такую концепцию развития Вселенной, которая бы сочетала данные науки и религиозного опыта. Бертран Рассел вообще называл истину свойством веры. 
           Вопрос о соотношении веры и разума (знания) занимал важное в русской религиозной философии. Одно из важнейших понятий которой - "цельное знание". Идеал цельного знания, всеединства включает чувственный опыт, рациональное мышление, эстетический и нравственный опыт и религиозное созерцание (Хомяков, Франк, Соловьев). 
           С.Л. Франк считал, что вера важнейший компонент духовного мира человека. Она является могучим стимулом творчества и открывает простор сознанию. И. А. Ильин подчеркивал, что знание и вера не исключают друг друга.

Информация о работе Познание, его возможности и границы