Постмодернизм. Личность и общество

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 03:57, контрольная работа

Описание работы

Первые признаки постмодернизма возникли в конце 50-х годов XX века в итальянской архитектуре и американской литературе. Затем они появляются в искусстве других европейских стран и Японии, а к концу 60-х годов распространяются на остальные области культуры и становятся весьма устойчивыми.

Содержание

Тема 17. Постмодернизм
1. Истоки и становление постмодернизма…………………………………...3
2. Основные положения и принципы постмодернизма……………………..6
3. Выразите свое отношение к философии постмодернизма………………13
Список литературы…………………………………………………………...16
Тема 33. Личность и общество
1. Человек, индивид, личность………………………………………………17
2. Человек в системе социальных связей……………………………………20
3. Рассмотрите влияние рыночных отношений на формирование
и развитие личности………………………………………………………….25
Список литературы……………………………………………………………28

Работа содержит 1 файл

Контрольная по философии.docx

— 61.19 Кб (Скачать)

Однако человек не только результат общества и общественных отношений, он в свою очередь и  творец их. Таким образом, он оказывается  в одно и то же время и объектом и субъектом общественных отношений. В человеке реализуется единство, тождество субъекта и объекта.

Таким образом, можно говорить о социально-деятельностной сущности человека. Вне деятельности, социальных отношений и общения (как формы их реализации) человек просто не может стать человеком. Но человек несводим к своей сущности. В своем реальном проявлении она обнаруживается в его существовании. И если сущность человека - это общая характеристика рода человек, то существование каждого индивида всегда индивидуально в своем конкретно-эмпирическом выражении и не исчерпывается сущностью. Человеческое существование есть бытие индивида как целостного существа во всем многообразии форм, видов и свойств его проявления. Эта целостность выражается, в первую очередь, в том, что человек есть единство трех основных начал - биологического, социального и психического, это, таким образом, биопсихосоциальныйфеномен. Уничтожив один из этих факторов, мы уничтожим самого человека. Поэтому и развитие способностей человека, и его целостное формирование всегда связано с этими основными факторами: природными задатками, социальной средой и внутренним Я (волей, стремлениями, интересами и т.д.).

2.Личность — это единое целостное образование, отдельные элементы которого находятся в закономерных взаимосвязях. Так, природные особенности индивида — тип его высшей нервной деятельности — закономерно определяет его темперамент. Темперамент проявляется во всех действиях личности. Тип высшей нервной деятельности и темперамент человека обусловливают в известной мере его способности.

Способности человека обусловливают  возможности его включения в  определенные виды деятельности, поэтому  они влияют на формирование направленности личности. Направленность, способность  и темперамент человека преломляются в чертах характера.

Основой формирования личности выступают общественные отношения. Включенность индивида в различные  социальные группы, осуществление постоянных взаимодействий с другими людьми — необходимое условие для  становления и развития социального  «Я». В противном случае, то есть в случае социальной изоляции индивида, он превращался в ферального человека (явление, названное «феномен Маугли» из сказки Киплинга). Феральные люди в своем поведении практически ничем не отличаются от животных. Они не умеют разговаривать, абстрактно мыслить, не могут взаимодействовать с людьми, боятся их, у них отсутствует самосознание, самоидентификация. Попытки их запоздалой социализации, включения в общественную жизнь не приводят к ощутимым успехам. Обычно феральные люди быстро умирают, так и не адаптировавшись в чуждой им социальной среде. Таким образом, именно включенность индивида в социальную среду дает возможность биологическому существу превратиться в общественное, стать человеком.

Личность формируется в процессе социализации. Социализация - это процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему осуществлять свою жизнедеятельность адекватным для данного общества способом. Она происходит по мере усвоения человеком социального опыта, но осуществляется, прежде всего, через его включенность в определенные общественные отношения, формы общения и виды деятельности. При этом социализация осуществляется и в филогенезе (формирование родовых свойств и качеств человечества), и в онтогенезе (формирование конкретной личности). Как в плане исторического развития человека, так и в онтогенезе личность есть результат социализации индивида. "Личностью не родятся, личностью становятся" [2]. Поскольку социализация носит динамический характер, то личность - это всегда процесс, это постоянное становление. Личность, застывшая в своем формировании, в своих устремлениях. - это уже деградирующая личность. Деградация личности происходит и тогда, когда индивид оказывается полностью подчинен чужой воле или его действия оказываются в деталях запрограммированы, так что не остается места свободе выбора и действия.

Социальнаясреда с ее различными сферами (социальной, экономической, политической, культурной и т.д.) является объективным фактором социализации. Т.е. основными агентами социализации являются семья, различного типа общности (коллективы, этносы, народности, классы, социальные слои, общество в целом — все то, что включает в себя и окружает человека). Каждая сфера социальной жизни (материальная и духовная) участвует в процессе социализации — целенаправленного и ненаправленного воспитания.

Особую роль играет рассмотрение процессов социализации на микроуровне, т.е. в непосредственном окружении  человека. В процессе социализации принимает участие все окружение индивида: семья, соседи, сверстники, школа, средства массовой информации и т.д. Социализация, как и любой другой социальный процесс, характеризуется периодичностью и стадийностью протекания. В отечественной социологии выделяются 3 периода социализации (дотрудовой, трудовой и послетрудовой) и 4 стадии — ранняя (до школы), обучение, социальная зрелость, завершение жизненного цикла.

Человек осознает себя, наблюдая за другими членами группы, постоянно  сопоставляя себя с ними. Общество не может существовать без психических  реакций, взаимных оценок. Именно благодаря  взаимным контактам люди осознают социальные ценности, приобретают социальный опыт и навыки общественного поведения. Человек становиться человеком  благодаря его взаимодействию с  другими людьми именно в рамках малых  первичных групп.

Процесс социализации достигает  определенной степени завершенности  при достижении личности интегрального  социального статуса. Естественно, что процесс социализации наиболее интенсивен в период детства и  юности, но развитие личности продолжается и в зрелом возрасте и в старости. Поэтому многие социологи считают, что процесс социализации продолжается всю жизнь. Хотя социализация детей  и взрослых имеют существенные различия.

Социализация взрослых отличается тем, — что это главным образом  изменение внешнего поведения (социализация детей — формирование ценностных ориентаций), взрослые способны оценивать  нормы (а дети только усваивать их). Социализация взрослых имеет своей  целью помочь человеку овладеть определенными  навыками. Например, овладеть новой социальной ролью после: ухода на пенсию, смены профессии или социального статуса. Еще одна точка зрения на социализацию взрослых заключается в том, что взрослые постепенно отказываются от наивных детских представлений (например, о непоколебимости авторитетов, об абсолютной справедливости и т.д.), от представлений, что существует только белое и черное.

Но социализация не только дает индивиду возможность интегрировать  в общество и обращаться между  собой посредством освоения социальных ролей. Она также обеспечивает сохранение общества. Хотя количество ее членов постоянно  меняется, так как люди рождаются  и умирают, социализация способствует сохранению самого общества, прививая новым гражданам общепринятые идеалы, ценности, образцы поведения.

Итак, сущность процесса социализации заключается в том, что социализация имеет две цели: способствовать индивиду интегрировать в общество на основе социальной роли и обеспечить сохранение общества благодаря усвоению ее новыми членами сложившихся в обществе убеждений и образцов поведения.

Личная свободасамым непосредственным образом связана с ответственностью человека за все свои дела и поступки. Ответственность - сознательная установка, готовность личности отвечать за себя и свои действия на предъявляемые со стороны общества, группы, других индивидуумов требования. Ответственность, как и свобода, может быть только осознанной. Она принимается человеком как его прямой долг, право, обязанность поступать в сложившихся обстоятельствах именно так, а не иначе, и брать на себя всю полноту вины в случае поражения или неудач. Ответственность как внутреннее чувство и/или принцип мышления и действия личности не возникает спонтанно, она формируется в процессе воспитания и является результатом всей ее практической деятельности. Ответственность, как и свобода, целостна, она либо есть, либо ее нет. Однако, как и свобода, она может специфически проявляться в разных ее видах: правовой, нравственной, политической, экологической и т.д. Чем шире рамки свободы личности в обществе, тем более значима ее ответственность не только за свои поступки, но и за действия других людей, и, наоборот, вместе с ограничением личной и общественной свободы сужается и ответственность. Ведь ответственность - это регулятор поступков личности, она внутренняя пружина ее дисциплины и самодисциплины, не позволяющая рассматривать и использовать свободу как вседозволенность. Именно такого рода связь свободы и ответственности отражает объективный конкретно исторический характер взаимоотношения между личностью и обществом.

Свобода и ответственность  всегда проявляются в конкретной деятельности, когда человек, преследуя  свои интересы, совершает выбор цели и осуществляет осознанное действие по ее достижению. Достигнутые при  этом цели свидетельствуют об уровне (границах) развития его свободы  и ответственности. Человек не обладает полной (абсолютной) свободой, а следовательно, и ответственностью, какой бы силой духа, стремлений и желаний их реализовать, он не обладал. Его свобода, а значит и ответственность, всегда относительны, зависимы, переменны и обладают определенной мерой - пределами возможностей их осуществления. Мера (пределы) свободы и ответственности зависят, естественно, от объективных условий жизнедеятельности личности, равно как и от нее самой, ее целей, которые она ставит перед собой и которые претворяет в своей деятельности. Личность не просто выбирает цели из того, что ей предлагает общество, она выбирает их с позиций своих возможностей реализовать эти цели именно в данных конкретных условиях своей жизнедеятельности. Конечно, индивид способен делать выбор: сменить сферу деятельности, получить образование, завести семью и т.д., но лишь при условии реальных возможностей все это сделать. Реальные возможности личности в выборе и действиях, хотя и могут быть предельно широкими, тем не менее, не могут быть безграничными. Это значит, что сама свобода внутренне противоречива, неопределенна, может ответственно фиксироваться личностью только "здесьитеперь", то есть ситуационно. Индивид может со знанием дела и ответственно делать выбор из множества самых разных вариантов и осуществить автономное действие только в рамках своей конкретной деятельности и на ее основе. Выход человека за рамки ситуации своей конкретной деятельности обязывают его овладеть новым знанием дела, чтобы действовать свободно.

Свобода невозможна без ответственности  и долга человека перед обществом, в котором он живет. Ответственность  есть неизбежная цена свободы, плата  за нее. Свобода требует от человека разума, нравственности и воли, без  чего она неизбежно будет вырождаться  в произвол и насилие над другими  людьми, в разрушение окружающего мира.

3.Основная болезнь общество - всеобщая конкуренция и отчуждение, которые пронизывают все сферы  и уровни общество в целом,  отношение между социальными  слоями и группами, общностями  и отдельными индивидами. Они  проникают даже в семью, где  происходит борьба за власть, престиж и статус. Наконец, отчуждение  поражает саму внутреннюю структуру  личности. Происходит самоотчуждение человека от своей сущности. Возникает конфликт между сущностью и существованием личности.

Наиболее резко этот процесс  самоотчуждения и разрушения личности обострился в наше время, когда рыночная ориентация начинает быстро прогрессировать и развивается новый рынок – «рынок личностей». Сегодня на него выходят все: чиновники, коммерсанты, врачи, ученные, юристы, артисты и т.д. И все они вступают между собой в отношения в качестве товаров. При этом принцип оценки является одинаковым как для рынка товаров, так и для рынка личностей. А именно, цена товара, в том числе и личности, зависит не от его качественной определенности, сущности, а от спроса  на нее.

Поэтому личность в системе  всеобщего господства рыночных отношений  и отчуждения раздваивается. Она  ощущает себя на этом сплошном рынке  одновременно и продавцом и товаром.

Человек рынка ощущает, что  его самоуважение зависит от условий  рынка, которые он однако не может контролировать. Он чувствует, что его ценность зависит не от его человеческих качеств, а от успеха на конкурентном рынке с постоянно меняющейся конъюнктурой. Поэтому он вынужден непрерывно бороться за успех, и любое препятствие на этом пути представляет серьезную угрозу для его внутреннего состояния и порождает внутриличностный конфликт. При этом удача бывает реже, чем неудача, а в случае неудачи у человека возникает чувство беспомощности, несостоятельности и неполноценности. Рынок таким образом попирает всякое чувство собственного достоинства и гордости.

Эта внутренняя конфликтность  личности общества «рыночного характера» постоянно поддерживается и стимулируется  социальной средой, принятыми ценностями и стандартами, когда главным  считается не «быть», а «иметь». Здесь  главное состоит не в том, кем  человек является по своей деятельной сущности, а в том, каким капиталом  он обладает. Но в этой ситуации, если человек теряет капитал, терпит фиаско на рынке, то он теряет все, его жизнь  превращается в драму, а часто  и в трагедию. Поэтому не только неудачники, но и состоятельные люди живут в условиях страха и тревоги  перед будущим, в условиях постоянного  внутриличностного конфликта. 
 
Все это следует иметь в виду применительно к России, когда речь заходит о влиянии рыночных отношений на формирование личности. К испытаниям, связанным с увеличением внутриличностных конфликтов, фрустраций, стрессов и неврозов, следует быть готовым и нам. Тем более, что отрицательные последствия влияния рыночных реформ на психику человека, на развитие внутриличностных конфликтов проявляются уже достаточно ощутимо.

Большую роль в этом сыграла  быстрая переоценка ценностей. Целое  поколение людей оказалось неспособным  адаптироваться к рыночным ценностям  или не захотело их принять. Оказалось, что идеалы, которыми оно жило, в  которые верило на протяжении десятков лет, никому не нужны, стали не актуальными.

Информация о работе Постмодернизм. Личность и общество