Понятие о практике. Практика как основа функционирования общества человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2010 в 18:54, контрольная работа

Описание работы

Греческое слово "практикос" означает деятельный, активный. При этом имеется в виду деятельность, всегда направленная на достижение цели. Практика есть деятельность человека по достижению цели.

Содержание

1. Понятие о практике. Практика как основа функционирования общества человека.
2. Структура практической деятельности, ее основные формы.
3. Практика как основа и цель познания. Единство теории и практики.

Работа содержит 1 файл

Готовая контрольная.docx

— 38.28 Кб (Скачать)

    Практика  соединяет в себе непосредственную действительность, достоверность с  познанием необходимости, ибо, с  одной стороны, практика – это  чувственная, материальная деятельность людей, а с другой стороны, в ней  человек проверяет и реализует  свои понятия, теории и т.д. Например, научный эксперимент всегда возникает  как практическое воплощение какого-либо теоретического построения, которое  он должен проверить.

    Научная теория общества ставит определенные задачи, которые осуществляются практической деятельностью масс. Теория пролетарской социалистической революции, научно разработанная  марксизмом-ленинизмом, практически  осуществилась в 1917 г. в России, а  затем и в других странах, и  таким образом ее объективная  истинность стала доказанной.

    Практическое  осуществление идей всегда вносит корректив, поправляет и развивает их. Практика, подтверждая или отвергая одни идеи, служит основой для возникновения  других. Так и происходит непрерывно процесс развития знания на основе взаимосвязи теории и практики. Взаимность эксперимента и различных теоретических  построений в современном естествознании – яркий пример связи теории и  практики.

    Экспериментальное изучение явлений имеет огромное преимущество перед простым наблюдением. Коротко это преимущество И.П.Павлов сформулировал следующим образом: "Наблюдение собирает то, что ему  предлагает природа, опыт же берет у  природы то, что он хочет". Эксперимент  дает возможность исследователю активно вмешиваться в ход изучаемых процессов. К эксперименту обычно прибегают для проверки какой-либо гипотезы, которую он может либо подтвердить, либо опровергнуть. Но и в том и в другом случае он ведет к развитию знания. Если эксперимент подтверждает гипотезу, то она укрепляется, а иногда и обогащается новым содержанием; если эксперимент опровергает ее, то он дает материал для новых теоретических построений, более глубоких, на основе которых делаются новые эксперименты. Например, опыт Майкельсона, опровергший гипотезу об эфире, послужил толчком к возникновению специальной теории относительности.

    Критерий  практики одновременно и абсолютен  и относителен. Этот критерий абсолютен, ибо все, что доказано практикой, является объективной истиной. Относительность  критерия практики состоит в том, что на каждом данном историческом этапе своего развития практика не может полностью подтвердить или опровергнуть существующие теоретические положения. Во всех отраслях научного знания имеется еще немало недоказанных и неопровергнутых гипотез, окончательный приговор которым вынесет практика будущего. То, что практика нынешнего дня подтвердила частично, то дополняет практика последующего времени. Только практика в ее развитии может быть критерием истинности развивающегося познания. Так, практика сегодняшнего дня еще недостаточна для доказательства космогонических гипотез. Мы не можем сказать, что планеты действительно образовались так, как изображается в какой-либо из наиболее признанных гипотез. Но развитие практики, в частности астрономических наблюдений, в конце концов приведет к решению и этого вопроса. Существование гипотез в науке свидетельствует о том, что в нашем познании еще много недоказанного. При этом доказательство или опровержение практикой одних гипотез ведет к возникновению других.

    Непрерывное развитие практики не позволяет нашим  знаниям застыть, превратиться в  абсолют. Абсолютность практики как  критерия истинности дает нам возможность  отличать знание, идущее по пути объективной  истины, от вымыслов.

    "Этот  критерий, – пишет Ленин о практике, – тоже настолько "неопределенен", чтобы не позволять знаниям  человека превратиться в "абсолют", и в то же время настолько  определенен, чтобы вести беспощадную  борьбу со всеми разновидностями  идеализма и агностицизма. Если  то, что подтверждает наша практика, есть единственная, последняя, объективная  истина, – то отсюда вытекает  признание единственным путем  к этой истине пути науки,  стоящей на материалистической  точке зрения".

    Развитие  наук, в частности естествознания, подтверждает правильность теории познания диалектического материализма. Каждое новое великое открытие в науке  дает новое подтверждение истинности марксистско-ленинской теории познания, учения о безграничности научного познания.

    Новым великим триумфом передовой науки  в XX в. явились запуск в Советском  Союзе первых искусственных спутников  Земли, запуск космических ракет, полеты советских космонавтов, открывшие  целую полосу новых достижений науки  и ознаменовавшие новую эпоху  в развитии познания. Проникновение  человека в космическое пространство имеет и огромное мировоззренческое  значение. Это новый мощный удар по мракобесию, по религиозному и идеалистическому мировоззрению.

    Идеалисты, проповедуя агностицизм, подобно религии, всегда принижали и принижают  силу человеческого разума, его познавательных способностей. Усмири свою гордыню, неуемный человек, не стремись узнать то, что  тебе знать не должно. Лишь божественный, сверхъестественный разум вездесущ и всемогущ, а человеческий разум  ограничен и ничтожен. Так учит поповщина. Ей вторит агностицизм со своим растлевающим скептицизмом.

    А наука в опровержение этих предрассудков, в течение XX в. делая одно открытие за другим, раздвигает все дальше и  дальше исторически условные границы  познания, все глубже и глубже проникает  в тайны природы, постигая законы движения и микрочастиц и макротел вселенной.

    Перед лицом этих величайших открытий в  науке идеализму и религии  все трудней удерживать свои позиции. Передовая наука и человеческий разум, освобожденные от оков идеализма, мистики, одерживают все новые и новые великие победы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Литература:

    1. Арефьева Г.С. Общество.  Познание.  Практика. – М.,1988г;
    2. Гречко П.К. Практика человека – М., 1988г;
    3. Родчанин Е.Г. и др. Философия, Ч.П. – Ростов-на-Дону: РГУПС 2001г.;
    4. Родчанин Е.Г., Баскаков Ю.В. и др. Философия. Исторический и систематический курс: Учебное пособие – Ростов-на-Дону: РГУПС, 2003г.;
    5. Спиркин А.Г. Основы философии – М., 2001г.;
    6. Фиософия. Основные идеи и принципы – М., 1990г.

Информация о работе Понятие о практике. Практика как основа функционирования общества человека