Понятие о практике. Практика как основа функционирования общества человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2010 в 18:54, контрольная работа

Описание работы

Греческое слово "практикос" означает деятельный, активный. При этом имеется в виду деятельность, всегда направленная на достижение цели. Практика есть деятельность человека по достижению цели.

Содержание

1. Понятие о практике. Практика как основа функционирования общества человека.
2. Структура практической деятельности, ее основные формы.
3. Практика как основа и цель познания. Единство теории и практики.

Работа содержит 1 файл

Готовая контрольная.docx

— 38.28 Кб (Скачать)

    Особое  значение в современных условиях приобретает такая форма практики, как техническая деятельность.

    Техника и техническая деятельность.

    Термин "техника" происходит от греческого "techne"- что означает искусство, навык, умение. Оно двойственно по своему смыслу. Техника в первом смысле - это совокупность различных устройств, созданных человеком (машин, инструментов, транспортных средств), предназначенных для создания различных веществ, энергии и информации, их преобразования, хранения и использования в целях развития производства и удовлетворения различных непроизводственных потребностей. Техника в этом смысле может выступать и как средство производства, и как его конечный продукт. Техника во втором смысле представляет собой совокупность различных навыков, устойчивых образцов деятельности, особого рода умений. Примером этого рода может служить техника рисования, балетная техника, техника программирования и т. д. В самой сердцевине технической деятельности заложено диалектическое единство между материальными артефактами - те или иные устройства, созданные человеком - с одной стороны, и навыками, умениями, стандартами деятельности и соответствующими техническими знаниями - с другой.

    Развитие  техники и технической деятельности, с одной стороны, совершается  под сильным воздействием творческой, конструктивной и проективной деятельности человека, а с другой стороны, служит ее объективной основой.

    В современной западной философии  существуют разные, практически противоположные, концепции техники. Одна из них, получившая название концепции " технологического детерминизма ", считает технику и технологию решающими факторами развития человечества. Политика, искусство, наука и культура оказываются целиком подчиненными механизму научно-технического прогресса. Вся власть в такой технологизированной цивилизации сосредотачивается в руках технической элиты - технократии. Другая концепция - антитехницизм - рассматривает технику, техническую деятельность как злого демона, созданного человеком и подчинившего себе своего создателя.

    Обе концепции, при всей их видимой противоположности  друг другу, имеют общую философскую  предпосылку - признание неразрешимости противоречия между человеком с  его притязаниями на свободу и  неповторимую индивидуальность, с одной  стороны, и техникой и технологией, уничтожающими индивидуальность, свободу  и независимость, - с другой.

    На  протяжении тысячелетий, создавая необходимые  материальные блага и искусственную  среду обитания человека, техника  в качестве своих негативных последствий  приводила к разрушению естественной среды обитания и к дегуманизации  труда. Однако эта же техника в  новых общественных условиях может  и должна служить базой для  гуманизации технической деятельности, для использования современных  наукоемких технологий в качестве средства реабилитации и сохранения естественной среды и освобождения человека от тяжелого рутинного, нетворческого  труда. В этом коренится возможность  соединить профессиональное, технологизированное  мастерство с индивидуальным творчеством, гармонизировать и гуманизировать научно-технический прогресс.

    Практику  можно условно разделить на три  вида:

    1. Управление-преобразование себя и окружающих: быт, забота о себе и окружающих; самосохранение-саморазвитие-самосовершенствование; питание, защита, любовь-деятельность, рождение и воспитание детей, домоводство, одежда, гигиена-лечение, туалет, физическая культура, косметика.

    2. Управление-преобразование общества: забота об обществе, управление людьми, поддержание-развитие-совершенствование общества, общественных, межчеловеческих отношений. Виды: госслужба, политика, руководящая работа, административная, хозяйственная деятельность, педагогическая (обучение и образование) деятельность, медицинская деятельность (здравоохранение).

    3. Управление-преобразование окружающей природы: забота об окружающей природной среде, о поддержании баланса “природа-человек-общество”. Виды: архитектурно-техническая деятельность, преобразование природы; освоение космоса; сельскохозяйственная деятельность; экологическая деятельность, охрана окружающей среды. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    3. Практика как основа и цель познания. Единство теории и практики.

    Познание  возникает на основе и для удовлетворения нужд практической деятельности человека. Практикой называется чувственно-материальная деятельность людей, изменяющая предметы, явления, процессы действительности. Практика, лежащая в основе познания, – это такое взаимодействие субъекта (человека) и объекта (материального предмета), непосредственным результатом которого является изменение объекта. Так, с помощью орудий труда человек изменяет почву: разрыхляет, удобряет ее и т.д. В результате этого повышается плодородие почвы. Практика изменяет не только объект, но и субъект. Человек развивается в труде.

    Практика  состоит из многих сторон. Основу ее составляет производство материальных благ: пищи, одежды, орудий труда и  т.п. В практику входят и другие формы  общественной деятельности, ведущей  к изменению материального мира: классовая борьба, национально-освободительное  движение, революция; к общественной практике относится также деятельность в области народного просвещения, здравоохранения и т.д.

    Процесс познания относится к теоретической  деятельности людей. Теория – это  научное обобщение практики, отражение  действительности в сознании человека. Теория сама по себе не изменяет действительности. Мы можем построить идеальные  планы преобразования мира, совершать  в мысли революции, но от одного этого  мир не изменится. Великая активная роль познания, мышления, теории заключается  в том, что они могут указать  пути преобразования мира. Однако для  претворения идей в жизнь нужна  практическая деятельность.

    Теоретическая деятельность людей не является самостоятельной, автономной: она возникла и развилась  на основе практики. Осознание действительности, ее отражение в мозгу человека необходимо для успешной практической деятельности. Практика служит основой  и движущей силой развития теории. Запросы практики, в частности  потребности производства, указывают  направление развития науки, двигают  ее вперед. Энгельс писал: "Если у  общества появляется техническая потребность, то она продвигает науку вперед больше, чем десяток университетов".

    Но  не только практика, в частности  производственная, двигает развитие познания. Происходит и обратный процесс: успехи теоретического познания побуждают  к практическим преобразованиям. В  связи с этим изменяется отношение  науки к производству, "наука  все больше становится непосредственной производительной силой, а производство – технологическим применением  современной науки". В этом единстве, взаимодействии познания и практики примат остается за практикой.

    Наука, теория возникает из потребностей практики и как ее обобщение. Астрономия была вызвана к жизни потребностями  торговли и мореплавания, различные  отрасли физики возникли для удовлетворения нужд растущей техники производства. Век пара породил учение о теплоте, переход к электрическим двигателям потребовал детальной разработки теории электричества. На основе практики возникают  и развиваются понятия, теории. Человек  прежде всего фиксирует внимание на тех предметах и тех сторонах, которые практически полезны  и необходимы для его жизни. Практика указывает, какую сторону надо выделить в предмете как главную, существенную. Такое важнейшее понятие биологической  науки, как вид, возникло на основе практической деятельности в области земледелия и животноводства. Люди фиксировали свое внимание прежде всего на практически полезных для них растениях и животных, объединяя отдельные особи, экземпляры в однородные группы по определенным объективным признакам. В дальнейшем стали группировать растения и животных не только на основании их сходства, но и их родства. Так возникло генетическое понятие о виде.

    На  основе практики возникают и развиваются  общественные науки. Теория научного социализма возникла как обобщение практики рабочего движения и для нужд борьбы рабочего класса против буржуазии, против угнетения.

    Отрыв естественных и технических наук от практики производства приводит к  замедлению технического прогресса  и застою науки. В отрыве от своего живительного источника – практики наука хиреет, начинает заниматься мелкими вопросами или схоластическими  рассуждениями. "Залог плодотворного  развития науки, – говорится в  Программе КПСС, – в неразрывной  связи с созидательным трудом народа, практикой коммунистического строительства". Ослабление связи общественных наук с практикой революционного движения и строительства социализма и коммунизма приводит к догматизму, доктринерству, к извращению науки, марксистско-ленинской теории. Вот почему Коммунистическая партия поставила перед советскими учеными задачу – быть ближе к жизни, к потребностям социалистического производства, к практике строительства коммунизма в СССР.

    Познание  не ограничивается регистрацией результатов  практики. Чтобы освещать путь практике, оно должно предвидеть будущее. Основываясь  на практике сегодняшнего дня, познание открывает перспективы для развития производства, культуры и т.д. Если бы теория не давала этого, она потеряла бы свое значение. Гениальность Маркса и Ленина как теоретиков состоит  в том, что они видели дальше своих  современников, как и куда пойдет развитие общества.

    Наука может образовывать понятия и  о таких явлениях, которые еще  не возникли. Так, научное понятие  о коммунистической формации возникло задолго до ее появления. Но это отнюдь не означает, что понятие о коммунизме было беспочвенным, не основанным на практике. Вся практика развития общества, основные тенденции развития капитализма, опыт классовой борьбы пролетариата против буржуазии – все это послужило  основой возникновения учения о  коммунистическом обществе.

    Агностики, отрицающие познаваемость мира, ссылались  на отсутствие надежного критерия истины. Многие философы критерий истинности познания искали в ясности и отчетливости представлений и понятий, в их общезначимости, в коллективном опыте. Но познание не может быть критерием истинности самого себя. Марксизм показал, что критерий истинности знания надо искать вне познания – в практике. В "Тезисах о Фейербахе" К. Маркс писал:

    "Вопрос  о том, обладает ли человеческое  мышление предметной истинностью,  – вовсе не вопрос теории, а  практический вопрос. В практике должен доказать человек истинность, т.е. действительность и мощь, посюсторонность своего мышления. Спор о действительности или недействительности мышления, изолирующегося от практики, есть чисто схоластический вопрос".

    Посредством практики человек доказывает объективную  истинность своих понятий. Правильны  ли наши представления о строении атома и об энергии, таящейся в  нем? Практика научных экспериментов  и использования атомной энергии  в различных отраслях науки и  техники подтвердила объективную  истинность учения физики о строении и свойствах атома.

    Марксистское  понимание практики как критерия истины отличается от прагматического. Прагматизм отрицает объективную истину и выдвинул положение: истинно то, что полезно, что удобно. Каждый человек  любое положение может признать за истинное или ложное в зависимости  от того, может он извлечь из него пользу или нет. Прагматист Джемс  писал: "Наша обязанность искать истину проистекает из нашей общей  обязанности делать то, что окупается". Прагматист по соображениям удобства и пользы признает истинной идею о  существовании бога, а объективно истинное положение о неизбежности гибели капитализма и победе социализма отвергает как ложное, ибо оно  не отвечает интересам буржуазии.

    Конечно, знание полезно, оно представляет большую  силу. В наш век огромного технического прогресса никто не сомневается  в значении знания для жизни людей. Но оно приносит действительную пользу обществу тогда, когда оно истинно. Не из пользы знания вытекает его истинность, а из истинности знания, из того, что  оно верно отражает действительность, вытекает его великое практическое значение.

    Реакционным империалистическим кругам, организаторам "холодной войны" для их низменных, своекорыстных целей выгодна, полезна  ложь об агрессивности стран социализма: эта ложь и клевета помогают им раздувать военную промышленность и наживать громадные прибыли. Но народам, человечеству эта ложь приносит огромный вред, дезориентирует умы, ведет  к усилению налогового гнета, тормозит общественный прогресс.

    Практика  как критерий истинности наших знаний стоит выше чувственного созерцания и абстрактного мышления, соединяя в себе достоинства и того и  другого. Эмпирическое познание обладает достоинством непосредственной действительности, ибо оно отражает предмет таким, каким он является. Но оно само никогда не может вскрыть и доказать необходимость, закономерность наблюдаемых связей. Наблюдая какой-либо единичный случай получения пара из воды, нельзя вывести закон, установить необходимость этого процесса. Мышление своей задачей имеет познание необходимости. "Теоретическое познание, – пишет Ленин, – должно дать объект в его необходимости, в его всесторонних отношениях...". И научное, теоретическое мышление, основываясь на данных чувственного созерцания, выполняет эту функцию. Оно познает закономерные связи, но достигает этого путем потери непосредственной связи с действительностью, в результате некоторого отвлечения от нее.

Информация о работе Понятие о практике. Практика как основа функционирования общества человека