Понятие о практике. Практика как основа функционирования общества человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2010 в 18:54, контрольная работа

Описание работы

Греческое слово "практикос" означает деятельный, активный. При этом имеется в виду деятельность, всегда направленная на достижение цели. Практика есть деятельность человека по достижению цели.

Содержание

1. Понятие о практике. Практика как основа функционирования общества человека.
2. Структура практической деятельности, ее основные формы.
3. Практика как основа и цель познания. Единство теории и практики.

Работа содержит 1 файл

Готовая контрольная.docx

— 38.28 Кб (Скачать)

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  «РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ  ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ» 

                                                    заочный факультет 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине: Философия и история Отечества

                                            кафедра: 
 
 
 
 

                                                                                                                           
 

                                                                                                                            Выполнила студентка группы ФКУ  007 

                                                                                                                                                 Усманова Г.С.                                                                

                                                                                                                                                         092725

                                                                     Преподаватель доцент Похова А.В.

                                                                                                                                  проверил…………………….…………….. 
 
 

Ростов-на-Дону

2010 г.  

    Содержание:

  1. Понятие о практике. Практика как основа функционирования общества     человека.

    2. Структура практической деятельности, ее основные формы.

    3. Практика как основа и цель  познания. Единство теории и практики. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

        1.  Понятие о практике.  Практика как основа функционирования общества человека.

        Греческое слово "практикос" означает деятельный, активный. При этом имеется в виду деятельность, всегда направленная на достижение цели. Практика есть деятельность человека по достижению цели.

        Практика  обладает структурой, строением. Составляющими  структурами являются: 1) субъект  практики (один человек или группа людей, цели которых определяют смысл  совершаемого); 2) сама цель как субъективный образ желаемого будущего; 3) целенаправленная деятельность; 4) средства практики; 5) объект практического действия; 6) результат  практики.

        Положим, Иван и Степан делают вместе табуретку. Здесь субъектами практики являются они оба, цель практики - заиметь  табуретку, деятельность - пиление, строгание, средства практики - пила, рубанок, молоток, объект делания - древесный материал, результат действия - табуретка. Наш  пример очень прост. Ясно, что могут  быть куда более сложные практические ситуации, когда, например, субъектом  практики являются огромные социальные общности людей, а средствами практики - сложные машинные комплексы. В то же время возможны весьма вырожденные  случаи практики.

        Допустим, студент на экзамене взял билет и  готовится к ответу, но делает это  несколько странным образом, ничего не пишет, думает. Это тоже практика, ибо у студента есть цель и он стремится ее достичь. Необычность  рассматриваемой ситуации заключается  в том, что здесь объектом практического  действия является сам субъект практики, нет каких-либо материальных внесубъектных  средств практики, а результатом  ее является подготовленный на экзаменационный  вопрос ответ.

        В практике принимает участие и  студент, и рабочий, и инженер, и  деятель искусства, и ученый, короче, каждый человек. Не практикой является не умственная или какая-либо другая интеллектуальная деятельность, а отсутствие деятельности в ее специфически человеческих чертах. Если природные процессы не вовлечены в среду деятельности человека, то они не относятся к сфере практики.

        Что касается форм практики, то их в соответствии со структурой человеческой деятельности достаточно много. Есть практика экономической, политической, социальной, научной, культурной жизни. Философия ищет смыслы практики, причем наиболее фундаментальные.

        Заметим, что философский термин "практика" не следует отождествлять с так  называемой учебной практикой, которая  понимается как непосредственное применение добытых знаний. С философской  точки зрения приобретение знаний в  учебной аудитории тоже есть практика.

        Выше  практика определена как целенаправленная деятельность. Кажется, что этим уже  дан ответ на вопрос "Что такое  практика?". Но это впечатление  весьма обманчиво. Ведь мы еще не дали ценностной оценки практике. А без  этого предыдущие разъяснения следует  расценивать как всего лишь введение в тему практики. Но ценностное измерение  достигается не иначе, как в процессе философской интерпретации. Поэтому  нам предстоит отправиться в  поход по дорогам философских  интерпретаций. Философ - это неугомонный  путник со времен зарождения философии, т.е. от античности и до наших дней.

  • В античном обществе тяжесть физического труда была уделом прежде всего рабов. К физическому труду и даже иногда к искусству культивировалось пренебрежительное отношение. Наивысшей формой деятельности считалось созерцание мудрецом смысла космоса. Учение о практике (праксиология) выступает как этика. Этика - характерная черта как античной, так и древнекитайской и древнеиндийской философии. Через всю мировую философию проходит традиция этической интерпретации практики.

        Древние греки считали, что все существа активны в соответствии со своим  предназначением. Человек не является исключением, он также обладает активностью, которую греки называли добродетелью (делать добро, благо). Часто говорят  поэтому, что античная этика - это этика добродетелей. Современный известный американский этик А. Маккинтайр определяет добродетель следующим образом: "Это качество, усвоенное личностью, обладание и пользование которым дает ей возможность достичь благ, внутренне ей необходимых, заложенных в ее практической деятельности. Поэтому отсутствие данного качества лишает личность возможности добиться хотя бы одного из этих благ". Возвратимся к античности.

        Смысл добродетелей человека здесь видят  не в них самих, а, как это делает Платон, в космической идее блага - благо превыше всего. Главная добродетель человека - мудрость, ибо она есть проявление идеи блага и, будучи задействованной, приближает к ней. В списке аристотелевских добродетелей на первом месте стоит опять же разумная мудрость. Человек счастлив, если ему удалось эффективно задействовать свои добродетели.

        Итак, этика добродетелей соответствует  философии идей Платона и философии форм Аристотеля. Ценность, смысл практики состоит в том, что она объединяет человека в гармоническое целое с космосом. Достигнув этого, человек счастлив.

  • В средние века христианство первоначально рассматривало труд как проклятие, наложенное Богом на человека. Впоследствии труд в качестве благородной деятельности был отчасти реабилитирован. Тем не менее главной формой деятельности считается служение Богу, а это прежде всего молитва и все, что с ней связано. С этих позиций как раз и оценивается всякая практическая деятельность, а именно, выясняется ее богоугодность. Смысл практики - ее богоугодность.

        На  новой основе культивируется этика  добродетелей. На одной стороне Господь, на другой - причастный к его царству  индивидуум с соответствующими добродетелями, среди которых наиважнейшие - вера, надежда и любовь. Это этика  божественного откровения. Счастье  человека определяется его близостью  к Богу.

  • Этика Нового времени по преимуществу рационалистична. Она стремится избавить человека от потусторонних сил. На стороне человека признаются изначально данные природой две силы: разум и чувственность. Решение вопроса о смысле практической деятельности берет на себя разум. Смысл практики, деятельности человека состоит в ее разумности. Декарт, Спиноза, Гоббс недовольны хаосом страстей, который они мечтают упорядочить рациональным путем. По-другому рассуждают мыслители, которые склонны отдавать должное чувственности человека. Принципом морали (нравственности человека) провозглашается правильно понятый интерес (Мандевиль, Гельвеций). Но что значит правильно понять интерес человека? Это значит подключить к его оценке разум. По возможности надо все посчитать.
  • Гений Нового времени И. Кант считается основателем этики долга. Человек должен быть моральным, потому что существует абсолютный нравственный закон, неподчинение которому лишено каких бы то ни было оснований. Кант также много пишет о добродетелях, но они имеют у него по сравнению с абсолютным нравственным законом вторичный характер. Смысл действий человека состоит в их причастности к абсолютному нравственному закону.
  • Эпоха Нового времени заканчивается Марксом и Ницше. Маркс приходит к выводу, что "... всякой общественной форме собственности соответствует своя мораль...". Смысл практики он видит в ценностях экономических (общественный труд измеряется деньгами).

        Ницше разгадывает основную тайну всякой этики и морали: они представляют собой интерпретации. Толково распорядиться этим открытием он не смог (может быть, помешала болезнь).

        Подведем  итоги. Ценность практики всегда выясняется в процессе некоторой философской интерпретации. Интерпретация эта состоит в том, что человек объявляется добродетельным, а сами эти добродетели оцениваются с позиций определенного, выработанного соответствующей философией идеала добра.  
     
     

        2. Структура практической деятельности, ее основные формы.

    Структуру практической деятельности, которую  можно представить как единство двух сторон: "субъектной" ( человек  с его способностями, целями и  целесообразными действиями ) и "объектной" ( средства, исходные материалы и  продукты, получаемые из исходных материалов благодаря воздействию средств  деятельности ). Надо иметь в виду, что в функции объекта практической деятельности могут выступать не только фрагменты природы, преобразуемые  в производстве, но и люди, "свойства" которых меняются, совершенствуются, развиваются. Поэтому человек может выступать и как субъект и как объект практического действия. Взятая в качестве общественно-исторического процесса, практика предстает как единство предметно-материального изменения природы и изменения общественных отношений, в процессе которого происходит развитие самого человека как субъекта практики.

    Формы практической деятельности.

    Исходной  формой практической деятельности, лежащей  в основе всех остальных видов  и форм жизнедеятельности человека в целом, является материальная производственная деятельность, способ производства материальных благ. Развитие способа производства материальных благ является основной движущей силой всего общественного  развития.

    Преобразуя  природу, созидая специфически человеческую среду обитания, люди преобразуют  самих себя. Формирование и развитие общественных отношений также является необходимой формой практически-преобразовательной деятельности, направленной уже не на окружающую людей природу, а на самих себя, на свои отношения с  другими людьми.

    Наряду  с производственной и социальной практикой можно выделить также  ее особую форму, имеющую более узкую  социальную значимость, но тем не менее  необходимую в современном обществе. Все большую роль в обществе начинает играть наука, превращающаяся в непосредственную производительную силу и становящаяся средством управления социальными процессами. Научное познание по своей природе нацелено не только на отражение уже существующих объектов, которые могут быть получены и воспроизведены в способах практической деятельности, но и обладает проективно-конструктивной функцией, т.е. дает знание о таких объектах, которые можно освоить в производственной и социальной деятельности только в будущем. Проверка истинности знаний о таких объектах требует особой формы практики, в качестве которой выступает научный эксперимент.

Информация о работе Понятие о практике. Практика как основа функционирования общества человека