Политико-правовой идеал французских социалистов-утопистов

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2011 в 08:07, контрольная работа

Описание работы

Цель данной контрольной работы: рассмотреть политико-правовой идеал французских социалистов-утопистов.

Для достижения данной цели, в контрольной работе были решены следующие задачи:

1. Рассмотрены утопический социализм и его основные черты.

2. Рассмотрены политические и правовые идеалы французских социалистов утопистов: Мелье, Морелли и Мабли.

Работа содержит 1 файл

Французские утописты1.docx

— 51.90 Кб (Скачать)

     Поэтому люди вправе сопротивляться тиранической власти, ибо они лишь возвращают себе свои собственные естественные права. «Несправедливый закон, под каким бы названием его ни подносили, не должен служить в большей степени законом,- даже если бы народ мог подчиниться ему,- чем смертоносные снадобья невежественного шарлатана могут служить спасительными лекарствами».

     В заключительной части своей работы «О правах и обязанностях гражданина» Мабли вновь ставит вопрос об источниках «всех несчастий, угнетающих человечество».

     Этот  источник - собственность. Мабли наглядно показывает, как богатые объединяются между собой для того, чтобы обеспечить свои интересы, как они «присваивают себе право быть жестокими, надменными, наглыми по отношению к бедным», как создаются законы против бедных, как «тирания карает граждан, которых она боится». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение. 

     Утопический социализм - это попытка сконструировать  такую общественную систему, которая  привела бы к благоденствию всех членов общества. Разочарование во французской революции выразилось в отрицании утопистами революционных  действий: они апеллируют либо к  разуму каждого человека, либо к  реформаторству. Общая ошибка утопистов - недооценка государственных и правовых институтов.

     Будущий утопист Мелье по настоянию родителей стал сельским католическим священником в 1689 году. Без жалоб и проблем 40 лет он провёл в качестве священника в Шампани, но был всю жизнь атеистом. Его главная работа: «Завещание» было переписано в трёх экземплярах. Один экземпляр был отправлен в нотариальную контору с наказом огласить перед прихожанами после смерти автора; второй — в контору Реймского архиепископата с таким же наказом; третий — на всякий случай — знакомому Мелье либеральному адвокату Леру. В двух первых инстанциях от крамольной книги пришли в ужас и сожгли её сразу и без колебаний.

     В «Завещании» содержались критика  тогдашней действительности, идеи атеизма, мечты об идеальном общественном устройстве. «Завещание», согласно автору, содержит осуждение «ошибок, заблуждений, бредней, безумств и злодеяний людских». Общественный идеал Мелье — это  единая семья-община, в которой все  люди совместно владеют всеобщими  благами, трудятся с удовольствием  и любят друг друга как братья. Для того чтобы прийти к такому состоянию, люди должны понять несправедливость тиранической власти, освободиться от предрассудков, среди которых первое место занимает религия.

     Этьенн-Габриэль Морелли был  французский мыслитель XVIII века. О Морелли мало что известно, а всё известное не вполне достоверно. Считается, что он жил в городке Витри-ле-Франсуа и работал учителем. С именем Морелли связаны восемь книг, изданных в 1743—1778 гг., — впрочем, еще у современников авторство большинства этих книг вызывало сомнения.

     В согласии с идеями Руссо Морелли  полагал, что по природному установлению человек добр, но испорчен частной  собственностью. В обществе будущего, писал Морелли, «ничто не будет принадлежать никому — кроме предметов, которыми человек непосредственно пользуется в данный момент для своих потребностей, удовольствий, повседневной работы. Каждый гражданин будет вносить свой личный вклад в деятельность сообщества в соответствии со своими способностями, своим дарованием и своим возрастом». Существует точка зрения, что именно к этому пассажу Морелли восходит лозунг «От каждого — по способностям, каждому — по потребностям», сформулированный Карлом Марксом

     Следующий французский мыслитель Мабли, родился  в богатой семье, принадлежавшей к «дворянству мантии». Не находя выхода из политической устройства того временя, моралист Мабли стал утопистом. Самой злой из страстей оказывалась, в его глазах, жадность; чтобы уничтожить «этого вечного врага равенства» нужно создать такой строй, в котором никто бы не имел повода искать счастья в увеличении своего личного состояния. А для этого безусловно необходимо уничтожение личной собственности и замена её общностью собственности

     Таким образом коммунистический строй  становится для Мабли средством, чтобы основать социальную мораль на личном интересе и сделать людей  поневоле счастливыми и добродетельными. Свой идеальный строй Мабли рисует в виде небольших, исключительно  земледельческих общин вроде  Спарты Ликурга, но проникнутых духом  аскетизма и построенных на ограничении  потребностей.

     Утопический социализм прокламировал право  человека на труд и обязательность труда для всех, социальной справедливости в распределении средств, превращение  земли в общедоступную собственность. В годы Великой французской революции  происходила политизация этих идей морального социализма. Сторонники уравнительных утопических идей требовали всеобщего уравнительного передела земли, ограничения собственнических прав и подчинения их нуждам общества. С дальнейшим углублением революции происходила радикализация взглядов утопистов-революционеров: от наивных первых проектов о мирном законодательном введении общинного коммунизма во Франции — до планов коммунистических преобразований с помощью санкюлотской революционной диктатуры 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  использованной литературы. 

     1. Анархия, государство и утопия/Под редакцией Роберта Нозика,  Издательство " ИРИСЭН ", 2008.

     2. Азаркин Н.М. Всеобщая история юриспруденции: Курс лекций. - М.: Юридическая литература, 2003.

     3. Проблема законности и правосудия во французских политических учениях XVIII/Под редакцией Пионтковский А.А., М.: Изд-во АН СССР, 1962 г.

     4. История политических и правовых учений. Учебник для вузов/ Под редакцией Михаила Рассолова, Спб.: Издательство: Юнити-Дана, 2010

     5. История политических и правовых учений. Учебник для вузов/ Под редакцией Лазарева В.В., М.: Издательство: "Высшее образование", 2008

     6. История политических и правовых учений. Учебник для вузов/ Под редакцией Н. Озаркина, М.: Издательство: Норма, 2007 г.

     7. История политических и правовых учений.Учебник для вузов / Под редакцией докт. юрид. наук, профессора О. Э. Лейста, М.: Издательство "Зерцало", 2006. 

Информация о работе Политико-правовой идеал французских социалистов-утопистов