Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2011 в 08:07, контрольная работа
Цель данной контрольной работы: рассмотреть политико-правовой идеал французских социалистов-утопистов.
Для достижения данной цели, в контрольной работе были решены следующие задачи:
1. Рассмотрены утопический социализм и его основные черты.
2. Рассмотрены политические и правовые идеалы французских социалистов утопистов: Мелье, Морелли и Мабли.
Введение.
Еще
во времена античности отдельные
представители передовой
Утопическо-
К
числу французских социалистов-
Основной интерес социалисты-утописты сосредоточили на проблеме разработки и построения идеального общества, основанного на равенстве и социальной справедливости
Актуальность темы заключается в том что утопический социализм сыграл важную роль в построении философской базы социализма и коммунизма. Работы Ленина, Энгельса, Маркса тщательно анализируют социалистические идеи философов западной Европы и России.
Цель данной контрольной работы: рассмотреть политико-правовой идеал французских социалистов-утопистов.
Для достижения данной цели, в контрольной работе были решены следующие задачи:
1. Рассмотрены утопический социализм и его основные черты.
2.
Рассмотрены политические и
Объектом работы являются теории французских социалистов-утопистов Мелье, Морелли и Мабли.
При
написании данной работы использовались
учебные пособия и
1.
Утопический социализм
и его основные черты.
Трудно сказать точно, когда и кем впервые было употреблено слово "социализм". Принято считать, что это произошло, когда увидела свет книга французского писателя Пьера Леру "Об индивидуализме и социализме". Тогда же воспользовался этим термином и один из "героев" данной темы Роберт Оуэн.
Слово социализм не имело тогда строго определенного содержания. Оно обозначало весьма пеструю совокупность убеждения и надежд на установление справедливого общественного порядка, в котором эгоизм и своекорыстие владельческих классов будут преодолены на началах, исключающих неравенство в распределении собственности и доходов,- порядка, в котором интересы общества и личности чудесным образом совпадут.
Эту совокупность социалистических теорий принято определять понятием "утопических". Слово утопия впервые было произнесено автором одноименной книги Томасам Мором в 16 в., он придумал это слово, в буквальном переводе с греческого оно означает - "место, которого нет". Словом "утопический" характеризуют идеи и представления, осуществление которых либо невозможно, либо крайне затруднено.
Характеризуя историю развития революционного движения в XVIII в., Энгельс писал: «Эти революционные вооруженные выступления еще не созревшего класса сопровождались соответствующими теоретическими выступлениями; таковы утопические изображения идеального общественного строя в XVI и XVII столетиях, а в XVIII столетии-уже прямо коммунистические теории (Морелли и Мабли)».
Французские социалисты-утописты XVIII в., критикуя основы эксплуататорского строя, уделили внимание выяснению причин преступности, разоблачению многочисленных преступлений, безнаказанно совершаемых тиранами, критике феодального неправосудия, а также разработке оснований будущего общества, в том числе и нового права и законности.
Опираясь на философию Просвещения, используя те общие принципы, которые были развиты просветителями в области законности и правосудия, социалисты-утописты в решении ряда вопросов шли значительно дальше их. Они глубже и последовательнее разоблачали корни преступности, которые видели в существовании частной собственности. Нередко при рассмотрении вопросов законности и правосудия они приближались к раскрытию их классовой природы.
Необходимо
отметить, что в годы революции 1789-1794
гг. взгляды социалистов-утопистов в той
или иной мере разделялись лишь некоторыми
из них.
2.Политико-правовой идеал французских социалистов-утопистов.
2.1.
Политико-правовые взгляды
Жанна Мелье.
Жан Мелье родился в 1664 г. в провинции Шампань, в семье деревенского кустаря. Образование он получил сначала у приходского священника, а затем в духовной семинарии в Реймсе. В конце 1688 г. Мелье получил должность священника в Шалонь-па-Марне, а затем - приход в провинции Шампань - в Этрепиньи, где и провел всю свою жизнь. Умер Мелье в 1729 г. «Завещание» Мелье представляло собой обширную рукопись, изготовленную в трех экземплярах. Первая страница «Завещания» содержала следующий заголовок: «Записи мыслей и мнений Ж. М., священника, о некоторых ошибках и заблуждениях в поведении людей и в управлении ими. В записях приводятся ясные и очевидные доказательства суетности и ложности всех божеств и религий мира. После смерти автора Записи должны быть переданы его прихожанам, чтобы служить им и им подобным свидетельством истины. Для свидетельства пред ними и язычниками.
В 1730 г. во Франции появляются переписанные от руки копии «Завещания» Мелье. В 1762 г. Вольте издал сокращенное и частично измененное «Завещание» Мелье, из которого были удалены наиболее острые, атеистические положения и революционные мысли. В 1772 г. Гольбах издал в сокращенном виде «Завещание», в котором он сохранил основные идеи его автора.
Во время якобинской диктатуры, в ноябре 1793 г., якобинец Клоотс в Национальном Конвенте выступил с предложением установить в храме Разума статую Мелье. Национальный Конвент принял декрет об установлении статуи Жану Мелье кюре из Этрепиньи в Шампани, первому священнику, который имел мужество чистосердечно отречься от религиозных заблуждений. Однако этот декрет не был реализован.
В «Завещании» Мелье центральное место занимает проповедь атеизма, разоблачение ложности религии. Мелье дает резкую критику основ современного ему развитие общественной мысли во Франции и призывает народ к революционной ломке устоев общества, основанного на частной собственности.
Разоблачая носителей духовной и светской власти, Мелье сравнивает их с тягчайшими преступниками – с разбойниками и убийцами. «Разве мы не осудим публично и не подвергнем суровому наказанию разбойников и бандитов с большой дороги, которые грабят и бесчеловечно убивают всех, имевших несчастье попасться им в руки? Конечно, их надо сурово карать, они вполне заслуживают ненависть и проклятия: позволить им безнаказанно продолжать свои бесчинства было бы даже очень дурно. Но еще гораздо больше оснований, дорогие друзья, мы имеем осуждать, ненавидеть и проклинать, как я это делаю здесь, всех слуг суеверий и беззаконий, господствующих над нами таким тираническим образом, одни над нашей совестью, другие над нашим телом и имуществом, причем служители религии, властвующие над нашей совестью, являются самыми наглыми обманщиками народа, а государи и прочие сильные мира сего, властвующие над нашим телом и имуществом,- самыми крупными ворами и убийцами из всех существующих в мире.
Мелье очень глубоко и подробно вскрывает царящие в обществе и санкционированные религией неравенство между людьми, паразитическое существование многих людей, господство частной собственности. Он рассматривает эти явления как коренную причину пороков и преступлений.
На первое место Мелье ставит огромное неравенство в состоянии и положении людей. Это неравенство, заявляет Мелье, несправедливо и вызывает чувство ненависти. Оно порождает у людей низменные чувства и является источником бесчисленных злоупотреблений, пороков, преступлений. Чем больше в обществе господствует неравенство в экономическом и общественном положении людей, чем резче делится оно на поработителей и порабощенных, тем большими становятся в этом обществе пороки и преступления.
Вторым злоупотреблением, распространенным в обществе, Мелье считает существование паразитических элементов, к числу которых он относит, с одной стороны нищих, а с другой – «богатых бездельников». Те и другие живут исключительно за счет труда других. С особой силой и страстностью Мелье разоблачает паразитизм служителей религии.
Третье злоупотребление, царящее в обществе, состоит в частной собственности: «..люди присваивают себе в частную собственность блага и богатства земли, тогда как все должны были бы владеть ими сообща на равных правах и пользоваться ими точно так же на одинаковом положении и сообща».
Описывая условия существования людей, владеющих и не владеющих собственностью, Мелье связывает с частной собственностью распространение в обществе преступлений. «Если одни имеют все или гораздо больше, чем полагалось бы им по справедливости, а у остальных, напротив, нет ничего или они испытывают недостаток в большинстве вещей, для них необходимых, то в результате возникают чувства ненависти и зависти между людьми. Эти чувства порождают ропот, мятежи, жалобы, смуты и войны, причиняющие бесконечное зло в жизни людей. Из этого источника рождаются также тысячи тысяч неприятных процессов, которые частные лица вынуждены вести между собой, чтобы отстаивать свое достояние и права, на какие они претендуют. Эти тяжбы доставляют им тысячу физических мук и тысячу тысяч душевных тревог и часто доводят обе стороны до полного разорения. Поэтому те, у кого ничего нет или у кого нет самого необходимого, как бы вынуждены волей-неволей прибегать ко многим неблаговидным средствам для того чтобы существовать. Отсюда возникают обман, мошенничества, плутни, несправедливости, хищения, кражи, налеты, убийства, разбои, грабежи, причиняющие великое зло людям». Мелье подробно доказывает, что всех этих преступлений не было бы в обществе, в котором отсутствовала бы частная собственность.
Раскрывая злоупотребления, царящие в обществе, Мелье говорит о тираническом господство «великих мира сего» - о господстве, вся тяжесть которого ложится на плечи народа и которое осуществляется путем голого насилия.
В качестве примера Мелье приводит правление Людовика XIV, прозванного великим не за похвальные дела, а за великие злоупотребления, несправедливости, хищения, насилия, опустошения, массовые убийства. Королевские слуги: судьи и чиновники, губернаторы, откупщики и офицеры - все они грабят и насилуют бедные народные массы.
Мелье остро разоблачает классовую сущность феодального правосудия. Он показывает, как судьи сурово карают мелких преступников, которых они вешают; как они оставляют совершенно безнаказанными крупных и могущественных воров, убийц, поджигателей.
В своем «Завещании» Мелье, в отличие от других утопистов и просветителей, не разрабатывает основ «мудрого законодательства», способного, по их мнению, устранить злоупотребления, недостатки, пороки, преступления. Но он призывает народ к революционному действию, к насильственному уничтожению тирании богатых, тирании духовенства, тирании королей. Он призывает к истреблению тиранов. Вспоминая былых борцов с тиранами,
Мелье
восклицает: «Ах, зачем не живут еще эти
благородные тираноубийцы! Зачем не остались
они жить в наши дни, чтобы разить и закалывать
кинжалами все эти омерзительные чудовища
и извергов человеческого рода и избавить
таким образом народные массы от их тиранов!
Как жаль, что не остались в живых эти достойные
благородные защитники народной свободы!
Как жаль, что не живут они ныне, чтобы
прогнать всех царей на земле, сразить
всех угнетателей и вернуть свободу народам!
Как жаль, что нет в живых всех этих храбрых
писателей и смелых ораторов, которые
порицали тиранов, произносили речи против
тирании и в своих писаниях резко клеймили
их пороки, их несправедливость и их дурное
управление! Как жаль, что нет их в живых
в наши дни, чтобы во всеуслышание клеймить
всех тиранов и угнетателей, во всеуслышание
обличать их пороки и несправедливость
их дурного управления, чтобы сделать
их своими писаниями предметом ненависти
и презрения в глазах всего света и в конце
концов поднять все народы на то, чтобы
стряхнуть с себя невыносимое иго их тиранического
владычества».
2.2.
Взгляды Морелли на
политику и право.
Морелли - один из крупнейших французских социалистов-утопистов XVIII в. Биографические сведения о Морелли отсутствуют. Его основное произведение «Кодекс природы или истинный дух ее законов» было издано анонимно в 1755 г. Первоначально авторство приписывалось Дидро. В восьмидесятых годах XVIII в. Бриссо перепечатал «Кодекс природы» в своей «Библиотеке».
Морелли дает острую критику общественного устройства, выясняет его недостатки, пороки и преступления и разрабатывает общие принципы и законы такой организации общества, при которой было бы обеспечено счастье всех людей и исчезновение всех пороков и преступлений.
«Мир,- говорит Морелли,- это стол, па котором достаточно пищи для всех сотрапезников, и она принадлежит либо всем, потому что все голодны, либо лишь некоторым, потому что остальные уже насытились. Никто поэтому не является неограниченным хозяином мира и не имеет права притязать на это».
Информация о работе Политико-правовой идеал французских социалистов-утопистов