Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 20:29, реферат
В работе рассматриваются взгляды Н. Макиавелли о государстве, политике, о религии, о взаимоотношениях государя и его подданных, т.е. исследование представлений Н.Макиавелли о соотношении политики государства и морали, религии и глобальных интересов государства.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть взгляды Н. Макиавелли на нравственные проблемы, связанные с осуществлением государственной политики.
2. Определить характер отношения Макиавелли к религии и связь религии и государственного строя.
3. Рассмотреть концепцию циклического развития государства в учении Макиавелли.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….. 3
1. Отделение религии от политики в работах Н.Макиавелли…............ 5
2. Соотношение нравственности и государственной политики у Макиавелли................................................... 13
3. Политический реализм и парадоксы нравственности в политической философии Макиавелли………………………… 18
4. Концепция циклического развития государства в учении Макиавелли……………………………........26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………… 31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….. 33
Будучи одним из самых крупных и замечательных представителей эпохи Возрождения, Макиавелли тонко улавливает дух и тончайшие изгибы ее. Пресловутый «макиавеллизм» в данном контексте есть не что иное, как отражение противоречий названной эпохи, причем поздней фазы этого времени. Теоретическое и творческое наследие Макиавелли предвосхищает новую эпоху - эпоху заката, сумерек, угасания Возрождения, вот почему оно гениально и противоречиво в одно и то же время.
Н. Макиавелли сформулировал концепцию циклического развития государственных форм, в основе которой лежит идея кругооборота, взаимообращения добра и зла.
Выделив шесть форм государства, он рассматривал три из них как "дурное во всех отношениях" (тирания, олигархия и охлократия), а относительно трех других писал, что они "хороши сами по себе" (монархия, аристократия, демократия).
Согласно Н. Макиавелли, достигнув предела совершенства, форма государства клонится к упадку, переходя в свою противоположность. Это происходит потому, что природа не позволяет вещам пребывать в состоянии покоя. Монархия сменяется тиранией, тирания - аристократией, аристократия уступает место олигархии, на смену последней приходит демократия, которая, в свою очередь, перерастает в охлократию (власть толпы).
Следует заметить, что к выбору формы Н. Макиавелли подходит конкретно - исторически. Если страна расколота на враждебные лагеря в результате борьбы аристократии и народа, распрей между многочисленными кланами и группами, то ей больше подходит монархия - как для объединения Италии в единые государства. Эту идею он обосновывает в работе "Государь". Когда государство объединено и наступил гражданский мир и процветание в
обществе, то дальнейший прогресс, по мнению Макиавелли, связан с республикой. Об этом он пишет в "Рассуждениях о первой декаде Тита Ливия".
Наилучшей формой правления Н. Макиавелли считал умеренную республику, сочетающую достоинства монархии (сильное объединяющее начало), аристократии (мудрость и добродетельное правление) и демократии (свобода и участие народа в управлении). Следует отметить, что умеренную республику он считал результатом договора и средством согласования стремлений и интересов борющихся социальных групп. «В каждой республике всегда бывают два противоположных направления: одно - народное, другое - высших классов; из этого разделения вытекают все законы, издававшиеся в интересах свободы».6
Стремление к безграничному господству одной социальной группы над другой приводит к краху республики. Н. Макиавелли проводит историческую параллель между Римской республикой и Флорентийской. В Древнем Риме смешанная республика сложилась в результате борьбы и компромиссов народа и аристократии, но их непримиримые распри вокруг аграрного закона погубили республику. В истории Флоренции раздоры простого народа (пополанов) и знатных людей (нобилей) с самого начала носили бескомпромиссный характер. Этот антагонизм обусловил непрочность Флорентийской республики.
Рассматривая
государство как сферу
Правитель должен знать, что ожидают от него подданные, и «постараться всеми своими поступками создать себе славу великого человека, наделенного умом выдающимся». Отношения с подданными государь должен основывать на любви и страхе. «Людей следует либо ласкать, либо уничтожать, ибо за мелкое зло человек может отомстить, а за большое - не может», - замечает Н. Макиавелли. Причем жалость и благодеяния необходимо использовать по-разному. Все обиды и жестокости надо учинять разумом, поскольку, «чем меньше их раскроют, тем меньше от них вреда; благодеяния же полезно оказывать мало-помалу, чтобы их распробовали как можно лучше».
Дела, неугодные подданным, государь должен возлагать на других, а угодные - исполнять сам. Государство (независимо от его формы) Макиавелли рассматривал как некое отношение между правительством и подданными, опирающееся на страх или любовь последних. Государство незыблемо, если правительство не дает повода к заговорам и возмущениям, если страх подданных не перерастает в ненависть, а любовь - в презрение. В центре внимания Макиавелли - реальная способность правительства повелевать подданными. В книге "Государь" и других сочинениях содержится ряд правил, практических рекомендаций, основанных на его представлении о страстях и
стремлениях людей и социальных групп, на примерах истории и современной ему практики итальянских и других государств.7
Целью государства и основой его прочности Макиавелли считал безопасность личности и незыблемость собственности. «Человек, которого лишают какой-либо выгоды, никогда не забывает этого: достаточно малейшей надобности, чтобы напомнить ему это; а так как его надобности возобновляются с каждым днем, то он вспоминает это каждый день». Самое опасное для правителя, неустанно повторял Макиавелли, - посягать на имущество подданных - это неизбежно порождает ненависть (а ведь никогда не ограбишь так, чтобы не осталось и ножа). «Даже когда государь считает нужным лишить кого-либо жизни, он может сделать это, если налицо подходящее обоснование и очевидна причина, но он должен остерегаться посягать на чужое добро... Люди скорее забудут смерть отца, чем потерю наследства».
Незыблемость частной собственности, как и безопасность личности, Макиавелли называл благами свободы, считал целью и основой прочности государства. По его учению, блага свободы наилучшим образом обеспечены в республике. В свободных землях и странах, рассуждал Макиавелли, богатства все время увеличиваются: «Ибо каждый человек в этих странах, не задумываясь, приумножает и приобретает блага, которыми рассчитывает затем свободно пользоваться. Следствием этого оказывается то, что все граждане, соревнуясь друг с другом, заботятся как о частных, так и об общественных интересах и что общее их благосостояние на диво растет».
Особенность учения Макиавелли в том, что смешанную республику он считал результатом и средством согласования стремлений и интересов борющихся социальных групп. «В каждой республике всегда бывают два противоположных направления: одно - народное, другое - высших классов; из этого разделения вытекают все законы, издававшиеся в интересах свободы». Предпосланные всему учению о государстве рассуждения о природе человека (индивида) Макиавелли существенно дополняет исследованием общественной психологии социальных групп, борющихся за влияние в государстве. В Древнем Риме смешанная республика сложилась в результате борьбы и компромиссов народа и аристократии, но их непримиримые распри вокруг аграрного закона погубили республику. В истории Флоренции раздоры простого народа (пополанов) и знатных людей (нобилей) с самого начала носили бескомпромиссный характер; этим обусловлена непрочность Флорентийской республики. Макиавелли стремился опровергнуть общее мнение историков о порочности народа. Народные массы постояннее, честнее, мудрее и рассудительнее государя. Если единоличный правитель лучше создает законы, устраивает новый строй и новые учреждения, то народ лучше сохраняет учрежденный строй. Народ нередко ошибается в общих вопросах, но очень редко — в частных. «При избрани должностных лиц, например, народ делает несравненно лучший выбор, нежели государь». Даже взбунтовавшийся народ менее страшен, чем необузданный тиран: мятежный народ можно уговорить словом - от тирана можно избавиться только железом; бунт народа страшен тем, что может породить тирана, - тиран уже наличное зло; жестокость народа направлена против тех, кто может посягнуть на общее благо, «жестокость государя направлена против тех, кто, как он опасается, может посягнуть на его собственное, личное благо».
Завершая анализ соотношения политических и философских взглядов Макиавелли, нужно еще раз подчеркнуть, что их невозможно исчерпать такими прямолинейными характеристиками (очень часто применяемыми по отношению к нему его критиками), как «аморализм», «политический волюнтаризм », « атеизм », «эгоизм» и т. п. Философия Макиавелли гораздо сложнее, чем может показаться с первого взгляда, и этим в значительной мере объясняется популярность его имени в последующей европейской истории, а не только эпатирующими крайностями его представлений о задачах и образе действий «государя». Макиавелли дал первый, достаточно лаконичный, но все-таки четкий набросок философской теории общества, не основывающейся на идее божественного вмешательства, предполагающей, что все причины общественного развития коренятся внутри самого общества: в устремлениях народа или больших социальных групп, в волевых актах отдельной («доблестной») личности, в прихотливых закономерностях окружающей человека реальности («фортуны»). Именно на этом пути позже были созданы оригинальные социально-политические востоящие концепции божественного, характера государственной власти, — от сии теории «общественного договора» Ж.-Ж. Руссо, И. Кант) до грандиозных атеистических «эсхатологии» К. Маркса и А. Кожева.
Недаром даже Гегель, который в определенной степени возродил идею сверхъестественной сущности государства, высоко оценивал Макиавелли именно за трезвое изображение общественной жизни в его эпоху.
Свои
взгляды о государстве и
Таким
образом, главная цель - сильное государство,
во главе которого стоял бы идеальный
государь. Его главной целью было быть
стремление к постоянному укреплению
своей власти в государстве, он должен
был использовать любые средства и при
необходимости проявляет жестокость,
но в этом случае если это на благо общества.
В дальнейшем политика, основанная на
культе грубой силы, пренебрежении нормами
морали ради достижения политических
целей, получила название «макиавелизм».
Однако Макиавелли не проповедовал политическую
безнравственность и насилие, он принимал
во внимание законность любой цели. Единственная
цель, которая оправдывает безнравственные
средства, это создание и сохранение государства.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ