Отношение общества к природе в философии

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2011 в 14:14, контрольная работа

Описание работы

Цель контрольной работы — рассмотреть отношение общества к природе в философии и современное состояние взаимоотношений общества и природы.

Задачи контрольной работы:

–рассмотреть философские образы природы: от древности до современности,

–охарактеризовать природу живую и неживую: смысл и критерии различения,

–перечислить природные факторы существования и развития общества, основные этапы взаимоотношений общества и природы,

–затронуть взгляды философии и науки о происхождении, сути современного экологического кризиса и путях его преодоления.

Содержание

Введение 2
1. Философские образы природы: от древности до современности 3
2. Природа живая и неживая: смысл и критерии различения 5
3. Природные факторы существования и развития общества. Основные этапы взаимоотношений общества и природы. «Первая» и «вторая» природа 6
4. Философия и наука о происхождении, сути современного экологического кризиса и путях его преодоления 11
Заключение 15
Литература

Работа содержит 1 файл

Природа и общество.doc

— 101.50 Кб (Скачать)

   С одной  стороны, неверно противопоставлять  общество и природу, скажем, сводя  развитие общества исключительно к  развитию сознания, в том числе  к сознанию отдельных людей, «интеллектуальной эволюции человечества» (О. Конт), или же к саморазвитию мирового духа (Гегель) и т.д. Развитие общества осуществляется в процессе деятельности людей и совершенствования их общественных отношений. Одновременно это есть развитие отдельных индивидов, которые большинство своих пйтребностей-, в том числе духовных, удовлетворяют за счет природы. Так что наличие сознания, духовного начала в человеке и обществе не доказывает их независимости или автономности по отношению к природе. Органическая связь с природой была и остается фундаментальной закономерностью развития общества. Она проявляется не только в области удовлетворения потребностей людей, но, прежде всего, в функционировании общественного производства, в конечном счете — в развитии всей материальной и духовной культуры. Так что вне взаимодействия с природой общество существовать и развиваться не может. Их искусственный разрыв и метафизическое противопоставление являются надуманными, не соответствующими действительности.

   С другой стороны, было бы неправильно представлять общество только как часть природы и игнорировать его специфические черты. Подобное отождествление объясняется характеристикой людей только как природных существ со столь же природными связями между собой, а также между ними и окружающей средой. Не учитываются их социальные связи, в которые они вступают в процессе производственной, семейно-бы-товой, политической и иной деятельности. В конечном счете игнорируется социальное содержание общественной практики людей, на основе которой возникает и развивается их общественное и индивидуальное сознание.

   Наличие у людей не только природных, но и  социальных свойств, прежде всего способности  мыслить и осуществлять сознательную трудовую и иную деятельность, качественно  отличает их от других природных существ  и заставляет воспринимать их и общество в целом как специфическую часть природы. Это позволяет избежать их отождествления. Как в отдельных людях, так и в обществе сочетаются природные, прежде всего биологические, и социальные качества. Поэтому современная философия истолковывает человека как биосоциальное существо, а целый ряд объективных законов развития общества (касающихся, например, функционирования семьи, роста народонаселения и др.) как биосоциальные. Все это подчеркивает взаимосвязь в развитии человека и общества биологических и социальных начал.

   Выйдя из лона природы, как высшее и специфическое  ее проявление, общество не утрачивает с ней связей, хотя существенно  изменяет их характер. Связи людей  с природой осуществляются главным  образом на основе и в рамках их социальной деятельности, прежде всего производственной, относящейся к области материального и духовного производства.

   Земля в ходе своей эволюции породила великое  множество видов живой материи. Возникновение одних видов и  исчезновение других подчиняется законам естественной эволюции, что влияет на климат, ландшафт и весь облик планеты. С возникновением человека, образованием цивилизации с ее техническим базисом картина постепенно изменялась. На арену вышел чело век, разумное животное, вооруженное средствами производства, орудиями труда и истребления животных. В настоящее время на Земле насчитывается около 2 млн. видов животных и 500 тыс. видов растений. Число их продолжает неуклонно уменьшаться, а некоторые виды находятся на грани исчезновения и занесены в «Красную книгу».

   Конечно, человек неповинен в исчезновении всего огромного числа видов  живых существ, возникших и исчезнувших  еще тогда, когда человек не появился на Земле. Но появившись, он вынужден был  бороться с природой и «покорять» ее, причем во всех общественных формах и при всех возможных способах производства. Покорение природы привело к плачевным результатам во многих регионах планеты. По словам Маркса, культура, которая развивается стихийно, оставляет после себя пустыню.

   Первобытный человек освоил земледелие и скотоводство, постепенно вывел огромное число культурных растений и животных, которые стали основой его пропитания. Техномасса, т.е. то, что создано человеком, включая растения и животных, ныне на несколько порядков превосходит то, что производит дикая природа на суше. Однако для производства техномассы требуется значительная масса естественных ресурсов.

   В результате трудовой деятельности, принимающей  все большие масштабы, возникла «очеловеченная» часть природы, или, как принято говорить, вторая природа, которая по всем направлениям теснит первую, первозданную природу.5

   Однако  первозданная природа была и остается естественной средой и предпосылкой существования и развития общества. К его естественной среде относятся  прежде всего земной ландшафт, в том числе горы, равнины, поля, леса, а также реки, озера, моря, океаны и т.д. Все это составляет так называемую географическую среду жизни людей. Однако естественная среда не ограничивается этим. В нее включаются также недра земли, атмосфера и космос, в конечном счете все природные условия жизни людей и развития общества — от микромира до макро- и мегамира.

   Повышается  значение для общества как неживой, так и живой природы. Живая  природа составляет биосферу Земли: растительный и животный мир, существование которого объективно необходимо для существования человека и общества.6

   Оценивая  значение природы в жизни общества, некоторые мыслители приходили  к выводу, что она полностью  определяет его развитие. Указывая на гармонию и красоту природы, один из представителей философского романтизма — Ж.-Ж. Руссо утверждал, что выделение человечества из природы и переход его к цивилизации (которую он характеризовал как порочную) является источником всех бед и несчастий людей. Сохранение же органического единства с природой — залог благополучия общества, каждого человека. Истинность и ценность суждений о единстве общества и природы особенно ясны нам сегодня.

   На  решающую роль природы в развитии общества указывали античный мыслитель  Геродот и мыслители Нового времени Ш. Монтескье, А. Тюрго и др. Последние развивали взгляды, получившие название географического детерминизма. Его суть заключается в утверждении, что природа, которая истолковывается как географическая среда жизни общества, выступает в качестве основной причины происходящих в обществе явлений. Она определяет не только направление хозяйственной жизни людей, но также их психический склад, темперамент, характер, обычаи и нравы, эстетические взгляды и даже формы государственного правления и законодательства, словом, всю их общественную и личную жизнь. Так, Ш. Монтескье утверждал, что климат, почвы и географическое положение страны являются причиной существования различных форм государственной власти и законодательства, определяют психологию людей и склад их характера. Он писал, что «народы жарких климатов робки как старики, народы холодных климатов отважны как юноши»7. По его мнению, климат и географическая среда определяют «характер ума и страсти сердца», что неизбежно сказывается на психологии людей, характере их искусства, нравов и законов.

   Географический  детерминизм выступил вначале как  антирелигиозное учение, стремившееся доказать земное происхождение общественных порядков. Однако со временем он переродился  в так называемую геополитику, т.е. теорию и политическую доктрину, согласно которым в качестве главного условия развития той или иной страны выступает расширение ее территории, жизненного пространства, сфер ее жизненных интересов. Такой подход сближает геополитику с расистскими и фашистскими доктринами.

   Разумеется, природа, в том числе географическая среда, оказывает то или иное влияние  на экономическое, политическое и духовное развитие общества. Однако гораздо  большее влияние на них оказывает  практическая деятельность людей, направляемая их потребностями, интересами, целями и идеалами. Тем не, менее роль природы во всех направлениях деятельности современного человечества весьма значительна и постоянно повышается. 
 
 
 
 
 
 

   4. Философия и наука о происхождении, сути современного экологического кризиса и путях его преодоления 

   За  время 5—4 млрд. лет, в течение которых  формировалась Земля как планета  Солнечной системы, на ней возник и получил широкое развитие целостный  саморазвивающийся поток жизни. И только в течение последних 2 млн. лет на Земле в общем потоке биологической эволюции появились предшественники будущего вида человека мыслящего, а затем сформировался и современный вид homo sapiens.

   Наделенный  природой разумом и способностью сознательно трудиться человек, превосходя в этом своих конкурентов и соучастников эволюции, побуждаемый своими потребностями и инстинктами, с возрастающей интенсивностью стал использовать разнообразные ресурсы живой и неживой природы: ресурсы пищи, воды, компоненты чистой экологической среды, энергии, разнообразные технические материалы, ресурсы времени и пространства и, наконец, ресурсы собственного генетического, интеллектуального и физиологического потенциала.

   Используя свой творческий интеллект и развивая науки, человек стал активным преобразователем природы в планетарном масштабе, исходя при этом из долго господствовавших представлений о неограниченности жизненно важных для него самого ресурсов живой и неживой природы.8

   Однако  развитие человечества — особенно в последние полтора столетия—с неоспоримой убедительностьюмюказывает, что ресурсы живой и неживой природы Земли ограничены, что человек, несмотря на грандиозные и в ряде случаев поражающие воображение успехи наук и научно-технического прогресса, использует их во многом нерационально, нередко превышая оптимальные потенциалы и возможности природы.

   Повышается  и степень воздействия общества на природу, особенно в последнее  столетие в связи с бурным развитием  науки и техники. В этом проявляется  усиление влияния человеческого  разума на разные области природы  — от микромира до мегамира. Среда обитания человечества в самом широком понимании становится средой активного воздействия человеческого разума — ноосферой (от греческого noos — ум, разум). Таким образом, биосфера как сфера живой природы, включающая в себя и человеческое общество, под его воздействием превращается в ноосферу, пределы которой многократно расширяются и определяются каждый раз пределами проникновения в природу человеческого разума.

   Как уже  упоминалось, понятие ноосферы ввел в 20-е гг. нашего столетия французский ученый Э. Леруа (1870—1954). У истоков же концепции ноосферы — работы великого русского ученого В.И. Вернадского (1863—1945) и французского мыслителя П.Тейяра де Шардена (1881—1955) (о чем уже упоминалось в первом вопросе). Они показали, что современная эпоха являет собой принципиально новый характер взаимодействия общества и природы. Речь идет о более активном, чем когда-либо, проникновении человечества в тайны природы и овладении ее закономерностями. В результате она все больше ставится на службу человеку и одновременно требует защиты от некомпетентного вмешательства в ее процессы. Человеческий разум рассматривается как специфический компонент природного мира, значение которого постоянно возрастает.

   В.И. Вернадский считал, что по мере того, как связь общества с природой становится более глубокой и органичной, человеческая история все больше совпадает с историей природы, и наоборот, история природы все больше совпадает с историей человечества, испытывает на себе возрастающее воздействие последней. И надо сказать, что состояние мира и гармонические отношения людей в обществе более благоприятны не только для самого общества, но и для природы, чем войны или социальные и межнациональные конфликты.

   Суть  учения о ноосфере наиболее полно  была представлена В.И. Вернадским в одной из последних его работ «Несколько слов о ноосфере» (1944г.). Вот основные положения этой работы:

   «Человечество как живое вещество неразрывно связано с материально-энергетическими процессами определенной геологической оболочки Земли — с ее биосферой. Оно не может физически быть от нее независимым ни на одну минуту…

   В нашем  столетии биосфера получает совершенно новое понимание... Она выявляется как планетное явление космического характера…

   В XX в. впервые в истории Земли человек  узнал и охватил всю биосферу, закончил географическую карту планеты Земли, расселился по всей ее поверхности. Человечество своей жизнью стало единым целым…

   В геологической  истории биосферы перед человеком  открывается огромное будущее, если он поймет это и не будет употреблять свой разум и свой труд на самоистребление…

   Впервые в истории человечества интересы народных масс — всех и каждого  — и свободной мысли личности оп ределяют жизнь человечества, являются мерилом его представлений о  справедливости. Человечество, взятое в целом, становится мощной геологической силой. И перед ним, перед его мыслью и трудом, становится вопрос о перестройке биосферы в интересах свободно мыслящего человечества как единого целого.

   Это новое  состояние биосферы, к которому мы, не замечая этого, приближаемся, и есть ноосфера…

   Ноосфера  есть новое геологическое явление  на нашей планете. В ней впервые  человек становится крупнейшей геологической  силой. Он может и должен перестраивать  своим трудом и мыслью область  своей жизни, перестраивать коренным образом по сравнению с тем, что было раньше…

   Лик планеты  — биосфера — химически резко  меняется человеком сознательно  и главным образом бессознательно. Меняется человеком физически и  химически воздушная оболочка суши, все ее природные воды.

Информация о работе Отношение общества к природе в философии