Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 17:56, реферат
Интерес к отечественной философии связан в первую очередь с поиском ответов на злободневные вопросы современности. Среди них выбор исторического пути России, миссия российского народа, возрождение гражданских чувств и патриотизма, развитие православных традиций как основы нравственного совершенствования общества и другие.
37 Данилевский Н.Я. Россия
и Европа: Взгляд на культурные
и политические отношения
венных нравственных качеств. Вследствие этой «болезни» переживания русского человека трансцендентны, а не имманентны, что открывает дорогу к рабскому сознанию.
Одной из значимых тем русской философии является определение критерия прогресса общества, тесно связанного с вопросами расщепленности и целостности человека. Философское осмысление этой темы проходило в своеобразном национальнокультурном русле.
На Западе прогресс общества
чаще всего связывался с развитием
свободы (Г. Гегель, К. Поппер, П. Фейерабенд,
Д. Ролз, Б. Спиноза и многие др.). Редким
исключением являются взгляды древнегреческого
философа Платона, полагавшего, что
демократия, в основе которой находится
свобода, влечет за собой непонимание
человеком разницы между
Русские философы, несомненно,
являлись сторонниками свободы, но указывали
на опасности, таящиеся в культе свободы,
в понимании свободы как
Высказанный тезис не означает,
что мы против свободы как таковой.
Наоборот, крайне важно понимание
того, что свобода человека включает
в себя безусловное признание
свободы другого человека. Или
иначе: свобода одного человека не может
быть достигнута ущемлением свободы
другого человека. Однако, на наш
взгляд, рассмотрение свободы как
главного критерия прогресса общества
усиливает направленность людей
к эгоизму и, как следствие, приводит
к социальной разобщенности и
расщепленности человека. В этой связи
показательны слова К.С. Аксакова, высказанные
по отношению к западному обществу
XIX века, но вполне актуальные и для
современного российского общества
и человека. Философ писал: «Очень
просто, кажется, говорить, что чувствуешь,
и чувствовать, что говоришь. Но эта
простота составляет величайшее затруднение
современного человека. Для этой простоты
необходима цельность души, внутренняя
правда, а современный человек
сам не может отвечать себе: что
он чувствует и чувствует ли он?
Самолюбие подъело в нем всякую
правду движения; прежде нежели родится
какой-нибудь порыв в человеке, уже
он заранее взвешен, заранее соображен,
будет ли он к лицу или не будет»44.
Еще более точное наблюдение принадлежит
религиозному философу и ученому
П.А. Флоренскому, который указывает,
что «физик, или биолог, или химик,
даже психолог, философ и богослов
читают с кафедры одно, пишут в
научных докладах другое, а дома,
в своей семье, с друзьями чувствуют
третье... Личность рассыпается, утверждая
отвлеченное единство всей своей
деятельности»45. Не есть ли эта потеря
цельности и расщепление
Другой важный вывод, который можно сделать, опираясь на труды русских философов, состоит в том, что истинный прогресс возможен только при условии гармоничного развития всех форм общественного сознания, то есть не только экономики и науки (как это происходит сейчас), но и морали, искусства, религии, философии, политики и т.д. Крен в сторону одной из форм духовной жизни общества приводит к дисбалансу, регрессу и потере в обществе равновесия. В этой связи показательны слова нашего соотечественника, философа В.Ф. Одоевского о ситуации на Западе.
Русская философия стала
значимым фактором развития целого ряда
национальных философий на территории
российского государства. Например,
русская философия активно
Таким образом, специфика
русской философской мысли
Соборность — понятие, введённое (применительно к русской деревенской общине) русским философом А. С. Хомяковым (1804—1860), развитое в XIX славянофилами, выводимое первоначально из принципа соборности Церкви. Впоследствии, стало трактоваться значительно шире, охватывая весь уклад жизни, комплекс морально-этических норм внутри сообщества. Эти нормы безоговорочно осуждают индивидуализм, стремление отдельного человека противопоставить себя общности «единоверцев». Соборность отвергает такое понятие, как «личное счастье», утверждая, что «быть счастливым в одиночестве невозможно». Впрочем, индивидуализм и одиночество - это разные вещи.