Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 17:56, реферат
Интерес к отечественной философии связан в первую очередь с поиском ответов на злободневные вопросы современности. Среди них выбор исторического пути России, миссия российского народа, возрождение гражданских чувств и патриотизма, развитие православных традиций как основы нравственного совершенствования общества и другие.
Интерес к отечественной
философии связан в первую очередь
с поиском ответов на злободневные
вопросы современности. Среди них
выбор исторического пути России,
миссия российского народа, возрождение
гражданских чувств и патриотизма,
развитие православных традиций как
основы нравственного
Русская философская мысль оценивается неоднозначно. Ряд зарубежных и отечественных исследователей отрицают особенности русской философии, сводя ее сущность к подражанию западным школам. Подобное мнение высказывали П.Я. Чаадаев, А.Ф. Лосев, Г.Г. Шпет, Б.В. Яковенко, К. Шмидт, некоторые современные исследователи, например, Е.В. Барабанов. На наш взгляд, такая оценка несправедлива и искажает представление об отечественной философии. Во-первых, у русской философии, как и у любой другой национальной философии, есть свое лицо. Отрицать этот факт равноценно отрицанию национального самосознания и ментальных особенностей народа. Тема специфики русской философии неисчерпаема. Отечественному любомудрию свойственны такие черты, как свободомыслие, открытость к иным культурам, чувство общности всех людей независимо от национальной принадлежности, протест против нарушения прав личности, обличение пороков национализма.
Во-вторых, не следует преувеличивать роль европеизации русской философии и степень ее подражания западным школам. Принятие западных идей было ограничено традициями и духовным опытом православия. Поэтому естественно, что особенности православия наложили отпечаток на русскую философскую традицию, которого нет в философских школах, ориентирующихся на западное христианство.
Русская философия на всех
этапах своего развития обладала национальнокультурном
своеобразием, которое выражалось в
особом внимании русских философов
к следующим темам: соборность, идеал
цельности, положительное всеединство,
этический персонализм, онтологизация
истины, критерии прогресса общества,
интуитивизм, космизм, специфика русского
человека и пути развития русского
народа и человечества в целом. Названные
темы особенно рельефно отразились в
трудах мыслителей Нового времени (XVIII
- первой половины XX вв.), опиравшихся
на синтез православной традиции с
высокоразвитыми формами
Можно утверждать, что сознание
российского народа тяготеет к соборности,
которая возникает
Соборность не может быть
абстрактной категорией. «Истинное
«мы» столь же индивидуально, как
«я» и «ты»... Любить можно только
индивидуальное, ибо любовь есть не
абстрактное отношение, а сама жизнь,
есть жизнь индивидуальности. Как
нельзя в подлинном смысле слова
любить «человека вообще», а можно
любить только данного человека»7. Поэтому
конкретная семья, народ, церковь должны
быть носителями соборности во «сверхвременном
единстве... сверхиндивидуальной памяти
и сверхиндивиду-альных целей»8. Слабо
оформленная соборность лежит в
основе идей корпоративной чести
офицеров, врачей, учителей, ученых, в
меньшей степени
Отдельной характеристикой
соборности является ее коммуникативное
содержание. Ряд русских философов
(Н.А. Бердяев, Б.П. Вышеславцев, Н.Ф. Федоров)
указывают, что соборное общение
предполагает соединение одной человеческой
души с другой, тогда как в мире
объективированном, социализированном,
массовом и количественном есть только
сообщения, основанные на символах. «Объективированные
и социализированные сообщения
символичны, а не реалистичны. Общение
тем и отличается от сообщения, что
оно онтологически реально, сообщение
же символично, есть лишь подаваемые условные
знаки... Внутренняя эмоциональная жизнь
в разной степени может прорываться
в этих сообщениях, но никогда не
достигается подлинное общение
и соединение»9. Соборность основана
на истинном общении, которое скреплено
не договором, а любовью, «ибо любовь...
не есть договор, и любовь к братьям
не есть договор и потому не есть
«закон дел»10. Взаимоприобщенность, соучастие
в единстве, преодоление противоположности
всеобщего и частного и составляют
сущность соборного общения11. Оно
глубже, интимнее, эмоциональнее, чем
сообщение, связанное с простой
передачей информации. Общение, соединение
предполагает максимальную духовную общность.
Возникновение «единства в
Что мешает современному российскому
обществу стать соборным? Первая причина
- не умение доверять своему опыту. Россия,
стремясь заимствовать лучшее, зачастую
превращает акт заимствования в
самоцель, и, увлекаясь процессом, копирует
чужой опыт без критического разбора
и внутренней оценки. Широкие заимствования
проявлений иных культурно-исторических
типов приводят к эклектичности
российской культуры. Сочетание трудносочетаемого
порождает конфликт между самобытным
и инородным. В то же время следует
иметь в виду то, что даже самые
обширные заимствования не вызывают
эклектичности при условии их
глубокой адаптации под основы российской
культуры. В этом случае инородное
ассимилируется без негативных последствий
и даже может стать движущей силой
прогресса. По мнению B.C. Соловьева, акты
национального самоотречения
Вторая причина, мешающая
российскому обществу обрести соборность,
заключается в слабом развитии институтов
гражданского общества и недостаточном
привлечении населения к
Третья причина состоит
в отдалении интеллигенции от
властных структур. В России должны
получить дальнейшее развитие механизмы,
позволяющие интеллигенции
Четвертая причина находится
в области правового нигилизма
и неуважения граждан к нормам
права. Законопослушность является
почвой для развития чувства ответственности
перед собой, обществом, природой, что
в свою очередь препятствует складыванию
«ложной цивилизации», живущей по
принципу «после нас хоть потоп». В
то же время правовая система должна
быть основана на нравственных ценностях,
а нормы права в своем
Другой важнейшей особенностью
русской философской мысли
В русской философии обоснована мысль о том, что возможность сохранения цельности жизни определятся ее нравственным содержанием. Целостная личность характеризуется сильным духом, потеря которого делает человека «одержимым или элементарными космическими теллурическими силами земли, расы, народа, пола, или элементарными социальными силами экономических интересов, денег, класса, социальной группы, партии»17.
Формирование целостности основано на нравственных свойствах, данных человеку природой. По мнению B.C. Соловьева, к таковым свойствам относится чувство стыда (первоначально - половой стыдливости), которое понимается как «естественный корень человеческой нравственности»18. Чувство стыда не утилитарно, оно имеет «сверхживотное значение». Стыдясь, человек отделяет себя от того, чего стыдится, и в этом нравственном акте проявляется его самость. «Второе нравственное данное человеческой природы - жалость или симпатическое чувство, в котором выражается этическое отношение человека не к низшей природе (как в стыде), а к подобным ему живым существам»19.
нравственное качество, данное
человеку природой, - чувство благоговения
или благочестия, представляющее собой
должное отношение к высшим силам.
На этом чувстве основана всякая религиозность,
рассматриваемая в русской
Внутренняя, душевно-духовная
тотальность формируется в
Цельность и единство «я» определяется способностью человека к устремленному внутрь созерцанию, которое «выбрасывается вовне в своей активности и объективируется, то есть отпадает от собственного существования»22. Созерцание является условием нормальной душевной жизни человека, поскольку позволяет личности освободиться «от всякой предвзятости, от всякой инородной тенденции, навязанной внешними задачами жизни»23. Устремленность к собственному сознанию способствует формированию убеждений человека не на основе внешних побуждений, моды, «не ради остроумия или увлекательности прочитанной книги»24, а в соответствии с врожденными особенностями своей воли. Такие убеждения являются истинными двигателями жизни человека. Они позволяют направлять сплоченные духовные силы человека на перестройку действительности. По мнению М.О. Гершензона, цельность, возникающая из созерцания, еще не определяет религиозные, нравственные и политические убеждения человека, но выступает первым условием такого определения. Созерцание, по Н.А. Бердяеву, так же необходимо для перехода «я» в личность, как и творческая деятельность.
Ущербность капиталистических
отношений, с точки зрения многих
русских философов, определяется преобладанием
экономического интереса над нравственностью,
что приводит к игнорированию
значимости целого. Для преодоления
этого положения «
Дегуманизация капиталистического
хозяйства может быть остановлена
только разумным государственным регулированием
и последовательным влиянием гражданского
общества на экономические интересы
классов. Экономические отношения,
в первую очередь отношения
азной всего только однородный
рассеянный интерес)»26. Мы считаем неверным
крайнее противопоставление экономических
интересов классов. Напротив, их сближение
выступает необходимой основой
и критерием успеха социального
регулирования человеческого