Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 23:40, курсовая работа
Санкт-Петербургский философ Константин Андреевич Сергеев в своих работах исходил из того, что античный период развития западноевропейской, или, лучше сказать, средиземноморской, культуры характеризуется космоцентризмом, а средневековый период ее развития — теоцентризмом. Что касается периода Ренессанса и Нового времени, то ему, по мнению К. А. Сергеева, присущ антропоцентризм.
Итак, для того чтобы быть достойным членом гражданского общества, человек должен быть просвещенным и образованным. И еще одному искусству он, по мнению гуманистов, должен быть обучен. Речь идет о риторике. Полноценный член гражданского общества должен быть красноречив; он должен уметь спорить, обосновывать свои мысли, опровергать мнения своих противников, убеждать людей в том, что он прав и что они должны поступать так, как он им советует. …
История Ренессанса и Нового времени показала, что гуманисты были совершенно правы, говоря о важности риторики в жизни гражданского общества. Красноречие сыграло громадную роль в истории новейшего западноевропейского человечества, хотя и не совсем ту, которая виделась гуманистам. Когда в гражданском обществе господствует стабильность, когда его развитие идет эволюционно, значение красноречия не так уж велико. Но оно неизмеримо возрастает тогда, когда возникает революционная ситуация. В периоды революций становятся крайне важными способность к красноречию и знание риторических приемов. Выдающиеся ораторы всегда являются ключевыми фигурами любой революции. На первый план выдвигаются те люди, которые способны убедить массы в правоте своих идей, воодушевить их и побудить к революционным деяниям. Архиважным становится овладение искусством агитации и пропаганды, в основе которого как раз и лежат знание риторических приемов и навыки овладения красноречием. Настоящий пропагандист и агитатор должен уметь зажигать массы. Вожди революций всегда были выдающимися ораторами; достаточно вспомнить Мирабо и Робеспьера, Ленина и Троцкого. …
Только антропоцентризм Ренессанса и Нового времени позволил создать концепцию истории как единого, закономерно развивающегося целого. В Новое время стали говорить о том, что человеческая история имеет свои законы развития, которые люди могут обнаружить. И если они откроют законы истории и будут сознательно к ним относиться, то жить и преодолевать всевозможные жизненные преграды им будет значительно легче. Законы истории пытались сформулировать многие мыслители Нового времени. Самым известным для современного русского читателя является Карл Маркс.
В XIX в. стали говорить не только о всемирной истории человечества, но и о естественной истории. Библейское учение о сотворении мира Богом из ничего в течение шести дней было отвергнуто. Огромную популярность приобрела эволюционная теория Дарвина. И не только животный мир стал считаться постепенно развивающимся по определенным законам, но и в неживой природе ученые обнаружили законы ее развития. Возникла серия наук об истории Земли. Появилось несколько гипотез о происхождении и истории Солнечной системы. В наше время ученые трудятся над созданием концепции истории всей Вселенной с ее галактиками и черными дырами.
Претензии
антропоцентризма на то, чтобы обойтись
лишь человеческими силами безо всякой
помощи Бога, находят свое оправдание
в многочисленных достижениях науки и
техники. …
© Я. А. Слинин, статья, 2007