Оссобенности средневековой философской мысли

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 22:04, доклад

Описание работы

В средневековье, когда утверждаются феодальные отношения, общественное сознание характеризуется господством религии и церкви. Философия становится, можно сказать, служанкой богословия. Она сохраняет относительную независимость от религии только в арабских странах, где в силу исторических условий развивается рациональное содержание античной философии, в частности позитивные стороны учения Аристотеля

Работа содержит 1 файл

Особенности средневековой философской мысли.docx

— 36.36 Кб (Скачать)

Реалисты (Ансельм Кентерберийский, Фома Аквинский) показывали, что общие  понятия по отношению к отдельным  вещам природы являются  первичными и существуют реально, сами по себе. Они приписывали общим понятиям самостоятельное существование  не зависимое от отдельных вещей  и человека. Предметы же природы, по их мнению, представляют лишь формы  проявления общих понятий. В то время  слово «реализм» не имел ничего общего с современным значением этого  слова. Под реализмом подразумевалось  учение, согласно которому подлинной  реальностью обладают ууниверсалии, которые существуют до вещей, представляя собой мысли, идеи в божественном разуме. Только благодаря этому человеческий разум в состоянии познавать сущность вещей, ибо эта сущность есть не что иное, как всеобщее понятие.

Номинализм (от лат. имя) в лице наиболее ярких своих представителей Росцелина и Пьера Абеляра считал, что общие понятия (универсалии) – только имена; они не обладаю никаким самостоятельным существованием и образуются нашим умом путем абстрагирования некоторых признаков,  общих для целого ряда вещей. Например, понятие «человек» получается отбрасыванием всех признаков, характерных для каждого человека в отдельности, и концентрацией того, что является общим для всех (человек – это живое существо,  наделенное разумом больше, чем кто-либо из животных). Данное определение можно, в принципе, уточнить: у человека одна голова, две руки, две ноги и т.д., но это уже излишне, так как первое определение, по мнению номиналистов, достаточно однозначно характеризует сущность человека. Таким образом,  согласно учению номиналистов, универсалии существуют  не до вещей, а после вещей.

Разумеется, как и в каждой отдельной  взятой философской школе, здесь  присутствуют различные оттенки. Крайний  номинализм, подобно софистам или  атомистам античности, признает лишь единичное и приходит таким путем  к выводу, что общие понятия  – лишь наименования (т.е. общее понятие  – всего лишь слово). Более умеренный  вариант номинализма утверждает, что общие понятия не являются «всего лишь словом», что, например, слово  «человек» – наименование действительно  существующего понятия «человек». Сторонники умеренного реализма вслед  за Аристотелем считают, что общее - это свойство единичного.

Было бы крайне неправильно представлять, что дискуссии об универсалиях являлись некой схоластической бессмыслицей, хотя в наши дни довольно трудно понять, почему этим дискуссиям в то время придавалось столь большое  значение. Впрочем, стоит подумать о  том общественном фоне, на котором  развертывались подобные споры, сразу  станет ясна их цель и значимость. (Находившаяся под властью папы церковная структура, по отношению к единичному, т.е. к интересам индивида, являла собой нечто общее. Именно отношение к реальности этого общего определяло позицию средневекового философа в спорах между номиналистами и реалистами.)


Информация о работе Оссобенности средневековой философской мысли