Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 22:04, доклад
В средневековье, когда утверждаются феодальные отношения, общественное сознание характеризуется господством религии и церкви. Философия становится, можно сказать, служанкой богословия. Она сохраняет относительную независимость от религии только в арабских странах, где в силу исторических условий развивается рациональное содержание античной философии, в частности позитивные стороны учения Аристотеля
В средневековье, когда утверждаются феодальные отношения, общественное сознание характеризуется господством религии и церкви. Философия становится, можно сказать, служанкой богословия. Она сохраняет относительную независимость от религии только в арабских странах, где в силу исторических условий развивается рациональное содержание античной философии, в частности позитивные стороны учения Аристотеля. В отличие от Европы, переживавшей в конце I тыс. н. э. упадок в экономическом и научном отношении, в мусульманском мире. охватывавшем после завоевании арабов в VII о. н. э. огромную территорию от Индии до Атлантики, происходит подъем производительных сил, науки и культуры, значительное оживление торговли.
Арабская культура, унаследовав достижения античной науки и философии, в свою очередь оказала большое влияние на западноевропейское: научно-теоретическое мышление. Мусульманские ученые наиболее известны как врачи, астрономы, математики, химики и т. д. Выдающийся математик и астроном аль-Би-руни (X - XI вв.) с большой точностью определил удельные веса твердых и жидких тел, описал опыты по взвешиванию воздуха, наблюдения явлений капиллярност. Расцвет арабской культуры и науки на рубеже I — II тыс. отразился и в философии.
На мусульманском Востоке, в
Средней Азии, философия в это
время получает свое развитие в трудах
выдающегося врача
Будучи выдающимся естествоиспытателем, Авиценна в философских идеях исходит из объективного существования движущейся материи и возможности её познания человеком. Он подчеркивал важность опытного знания для правильного понимания действительности, хотя столь же высоко ценил и роль теоретических обобщений в науке.
Большое влияние на средневековую,
в частности
Основной формой философии в средневековой Европе стала схоластика (от греч. „схола" — школа), широко преподававшаяся в школах, а затем и университетах. Своими наукообразными рассуждениями и аргументами схоластика стремилась обосновать содержание библейских догм, согласовать религию с достижениями античной философии. Вместе с тем она способствовала развитию формальной логики.
В противоборстве номинализма и реализма, характерном для средневековой философии, выступает поставленная еще Платоном и Аристотелем проблема о взаимоотношении общего и отдельного, понятия и вещи. Вслед за Платоном реалисты полагали, что общие понятия (универсалии) существуют реально и отдельно от единичных вещей. Более того, универсалии предшествуют бытию вещей, и в этом случае объективно существующие универсалии представляют собой мир „божественных" мыслей пред актом творения. Номиналисты же, опираясь на принципы Аристотеля, исходили из реальности отдельных вещей. Односторонне подходя к данной проблеме, они считали, что общие понятия являются только названиями предметов, что им нет ничего соответствующего в самих вещах.
Реализм служил теоретической основой религиозной ортодоксии. Однако под воздействием роста городов, различных ремесел, торговли, распространения аверроизма все острее становилась потребность в исследовании природы, свободном от религиозного догматизма. Это вело к укреплению и дальнейшему развитию материалистической мысли в средневековой философии.
Известный мыслитель средневековья Р. Бэкон (XJII в.) — родоначальник эксперимента и опыта в научном познании, .обосновывает положение о том, что универсалии существуют в отдельном и через отдельное. Он не только отвергает реализм, но и идет дальше номиналистов в понимании диалектической взаимосвязи отдельного и общего.
Насущные потребности
Как величайший систематизатор средневековой схоластики Фома Аквинский реформирует проблему связи религии и науки. Он настаивает на различении в рамках реализма трех ситуаций — существование универсалий до единичной вещи, в единстве с данной вещью и после ее существования. Это — значительный шаг вперед по сравнению с платонизмом. Напротив, номиналист Росцелин (XI— XII вв.) отвергает существование универсалий вне разума человека. А поскольку это фактически было равносильно материалистическому утверждению о примате материи, номинализм Росцелина еще на Суассонском соборе в 1092 г. был осужден.
Эпоха позднего средневековья (XIV-XVI вв.)
завершается формированием
Гуманизм эпохи Возрождения (Ренессанса) в Белоруссии проявился прежде всего в многогранной деятельности Фр. Скорины , С. Буйного (1530-1593), что сыграло огромную роль в развитии славянской культуры и становлении национально-патриотического самосознания белорусского народа.
Характерной особенностью средневекового философского мышления, свойственного патристике, является то, что мыслители в целях подтверждения своих идей обращаются к самому авторитетному и древнему источнику — Библии. Она рассматривается как полный свод истин, сообщенных людям Богом. Следовательно, важно уяснить смысл библейских текстов, чтобы получить ответы на философские вопросы. Отсюда задача философа сводится к тому, чтобы раскрыть, выявить подлинный смысл положений Библии и отразить их в своих собственных сочинениях.
Патристика является прямой приемницей апостольской традиции, которая обладает наивысшей после Ветхого завета авторитетностью. Созданная апостольской традицией философия первая по времени в христианстве. И она в силу традиционализма мышления представителей патристики рассматривается как прообраз всякого будущего философствования и его классический образец. Исходя из этого, они строят свои сочинения как разъяснения отдельных положений Ветхого и Нового завета.
Патристика - это классический период
в средневековой философии, включающий
в себя совокупность теологических,
философских и политико-
"Отцы Церкви", с одной стороны,
критиковали философию как
Особенностью сочинений отцов церкви периода патристики является то, что в них наряду со знанием текстов Священного писания отражено все богатство и многообразие античной философии. Это объясняется тем, что создатели святоотеческой философской литературы были образованнейшими людьми своего времени. Патристикой была создана традиция, которая нашла свое продолжение в схоластике. Это предоставляет возможность рассматривать патристику и схоластику как явления однопорядковые, во-первых, в силу общего для них способа философствования, а во-вторых, вследствие опоры на одни и те же принципы, опосредующие содержание философских сочинений.
Основные черты философской патристики
* От поздней античности
* Онтология патристики зиждется на идее Бога как абсолютного бытия.
* В рамках патристики выделяют два толкования бытия Бога: в катафатической и в апофатической теологии.
* Катафатическая теология описывает Бога как сосредоточие блага, справедливости и всемогущества.
* Апофатическая теология
Основные принципы средневековой философии
* Теоцентризм, который гласит, что источником всякого бытия, блага и красоты является Бог.
* Креационизм, согласно
* Провиденциализм, утверждающий, что
Бог постоянно контролирует
* Персонализм, в котором
* Ревеляционизм. Он считает, что самый надежный и достоверный способ познания состоит в постижении смысла Священного писания.
На этапе патристики большой вклад в развитие философии внесли такие отцы христианской церкви, как: Тертуллиан (160 — 220), Ориген (ок. 185 — 253/254), Киприан Карфагенский (после 200 — 258), Евсевий Памфил (ок. 260 — 339), Афанасий Великий (295 — 373), Григорий Богослов (Назианзин) (329/330 — 390), Василий Великий (ок. 330 — 379), Амвросий Медиоланский (333/334 — 397), Григорий Нисский (335 — после 394), Иероним Стридонский (347 — 419/420), Августин Блаженный (354 — 430) и др.
Главные представители философской патристики
Ориген (185-254гг.)
Первым сделал попытку построить целостную философскую систему на основе христианской догматики. Симпатизировал неоплатоникам. Сотворение мира Богом считал процессом, длящимся вечно. Придерживался доктрины о трех смыслах Библии: "телесном", то есть буквальном; "душевном", то есть моральном; "духовном", то есть философско-мистическом.
Василий Великий (330-379 гг.)
Принадлежал к "Каппадокийскому кружку". Был сторонником "неоплатонизма". Отстаивал принцип буквального толкования Библии и использовал для подкрепления её истин авторитеты Платона, Аристотеля и стоиков. Разработал концепцию сущего, разделив его на сотворенное и несотворенное. Это деление во многом сходно с платоновским делением мира на "мир идей" и "мир чувственных вещей". Будучи церковным идеологом, пытался построить мировоззрение, удовлетворяющее и церковных ортодоксов и простых верующих.
Григорий Нисский (335-394 гг.)
Младший брат Василия Великого. Продолжил
ассимиляцию неоплатонизма с
христианской догматикой. Говорил о
необходимости разграничения
Августин Аврелий (354 - 430 гг.)
Симпатизировал римским
Боэций (480-524 гг.)
В истории философии
Информация о работе Оссобенности средневековой философской мысли