Оссобенности средневековой философской мысли

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 22:04, доклад

Описание работы

В средневековье, когда утверждаются феодальные отношения, общественное сознание характеризуется господством религии и церкви. Философия становится, можно сказать, служанкой богословия. Она сохраняет относительную независимость от религии только в арабских странах, где в силу исторических условий развивается рациональное содержание античной философии, в частности позитивные стороны учения Аристотеля

Работа содержит 1 файл

Особенности средневековой философской мысли.docx

— 36.36 Кб (Скачать)
  1. Особенности средневековой философской мысли.

       В средневековье, когда утверждаются феодальные отношения, общественное сознание характеризуется господством религии и церкви. Философия становится, можно сказать, служанкой богословия. Она сохраняет относительную независимость от религии только в арабских странах, где в силу исторических условий развивается рациональное содержание античной философии, в частности позитивные стороны учения Аристотеля. В отличие от Европы, переживавшей в конце I тыс. н. э. упадок в экономическом и научном отношении, в мусульманском мире. охватывавшем после завоевании арабов в VII о. н. э. огромную территорию от Индии до Атлантики, происходит подъем производительных сил, науки и культуры, значительное оживление торговли.

Арабская культура, унаследовав  достижения античной науки и философии, в свою очередь оказала большое  влияние на западноевропейское: научно-теоретическое  мышление. Мусульманские ученые наиболее известны как врачи, астрономы, математики, химики и т. д. Выдающийся математик  и астроном аль-Би-руни (X - XI вв.) с большой точностью определил удельные веса твердых и жидких тел, описал опыты по взвешиванию воздуха, наблюдения явлений капиллярност. Расцвет арабской культуры и науки на рубеже I — II тыс. отразился и в философии.

На мусульманском Востоке, в  Средней Азии, философия в это  время получает свое развитие в трудах выдающегося врача средневековья Ибн Сины (Авиценны) (X - XI вв.). На Западе, на территории арабских государств, в Испании и Северной Африке философия развивается в трудах выдающегося мыслителя Ибн Рушда (Аверроэса) (XII в.).

Будучи выдающимся естествоиспытателем, Авиценна в философских идеях  исходит из объективного существования  движущейся материи и возможности  её познания человеком. Он подчеркивал  важность опытного знания для правильного  понимания действительности, хотя столь  же высоко ценил и роль теоретических  обобщений в науке.

Большое влияние на средневековую, в частности западноевропейскую, философию оказал Аверроэс. Он развивает  материалистические идеи аристотелизма, всесторонне обосновывает учение о первичности несотворимой, вечной, материальной субстанции, ее движении и познаваемости. Стремясь освободить научное познание от религиозных догм, Аверроэс обосновывает концепцию так называемой „двойственной истины", согласно которой истины разума не могут противоречить истинам „священных" книг: они находятся в разных плоскостях. Эта концепция оказала большое влияние на философскую жизнь в Западной Европе.

Основной формой философии в  средневековой Европе стала схоластика (от греч. „схола" — школа), широко преподававшаяся в школах, а затем и университетах. Своими наукообразными рассуждениями и аргументами схоластика стремилась обосновать содержание библейских догм, согласовать религию с достижениями античной философии. Вместе с тем она способствовала развитию формальной логики.

В противоборстве номинализма и  реализма, характерном для средневековой  философии, выступает поставленная еще Платоном и Аристотелем проблема о взаимоотношении общего и отдельного, понятия и вещи. Вслед за Платоном реалисты полагали, что общие понятия (универсалии) существуют реально и  отдельно от единичных вещей. Более  того, универсалии предшествуют бытию  вещей, и в этом случае объективно существующие универсалии представляют собой мир „божественных" мыслей пред актом творения. Номиналисты  же, опираясь на принципы Аристотеля, исходили из реальности отдельных вещей. Односторонне подходя к данной проблеме, они  считали, что общие понятия являются только названиями предметов, что им нет ничего соответствующего в самих  вещах.

Реализм служил теоретической основой  религиозной ортодоксии. Однако под  воздействием роста городов, различных  ремесел, торговли, распространения  аверроизма все острее становилась потребность в исследовании природы, свободном от религиозного догматизма. Это вело к укреплению и дальнейшему развитию материалистической мысли в средневековой философии.

Известный мыслитель средневековья  Р. Бэкон (XJII в.) — родоначальник эксперимента и опыта в научном познании, .обосновывает положение о том, что универсалии существуют в отдельном и через отдельное. Он не только отвергает реализм, но и идет дальше номиналистов в понимании диалектической взаимосвязи отдельного и общего.

Насущные потребности производственной практики, достижения мусульманской  науки и культуры, ставшие известными в Европе в результате крестовых  походов, вызвали там ,в XI-XIII вв. значительное оживление научной деятельности. Открываются и приобретают широкую известность университеты в Париже, Болонье, Падуе, Риме, Оксфорде и т. д. Большое развитие получила заимствованная у арабов наряду с другими научными достижениями алхимия. Она способствовала умножению сведений о многих химических соединениях, создавая предпосылки для возникновения в будущем химии как науки. Подъем науки порождал свободомыслие и скептицизм в отношении религиозных догм. С целью преодоления нарастающих антирелигиозных тенденций, подрывающих позиции церкви, теолог и богослов Фома Аквинский (XIII в.) в своей Философии (томизм) предпринимает попытку обосновать единство, союз религии и науки.

Как величайший систематизатор средневековой  схоластики Фома Аквинский реформирует  проблему связи религии и науки. Он настаивает на различении в рамках реализма трех ситуаций — существование  универсалий до единичной вещи, в  единстве с данной вещью и после  ее существования. Это — значительный шаг вперед по сравнению с платонизмом. Напротив, номиналист Росцелин (XI— XII вв.) отвергает существование универсалий вне разума человека. А поскольку это фактически было равносильно материалистическому утверждению о примате материи, номинализм Росцелина еще на Суассонском соборе в 1092 г. был осужден.

Эпоха позднего средневековья (XIV-XVI вв.) завершается формированием нового мироощущения и мировосприятия действительности человеком, что знаменует начало возрождения материалистических идей античности и приводит в конечном итоге к возникновению идеологии  гуманизма с ее апологией человеческого  разума, человеческой личности, секуляризацией научного знания. Этот период завершается  сожжением Дж. Бруно в 1600 г. Именно этим годом датируют начало новой науки. Бруно своей глубоко научной идеей о бесконечности звездных миров и Вселенной поставил под сомнение мировоззренческий авторитет христианской религии. Вопреки аристотелевско-схоластическому утверждению, освященному христианской церковью, Бруно считал совершенно естественным движение как результат внутренней природы вещей, а не божественного первотолчка.

 Гуманизм эпохи Возрождения  (Ренессанса) в Белоруссии проявился  прежде всего в многогранной  деятельности Фр. Скорины , С. Буйного (1530-1593), что сыграло огромную роль в развитии славянской культуры и становлении национально-патриотического самосознания белорусского народа.

  1. Философия патристики: основные представители и идеи. Философия Августина Блаженного

Характерной особенностью средневекового философского мышления, свойственного  патристике, является то, что мыслители  в целях подтверждения своих  идей обращаются к самому авторитетному  и древнему источнику — Библии. Она рассматривается как полный свод истин, сообщенных людям Богом. Следовательно, важно уяснить смысл  библейских текстов, чтобы получить ответы на философские вопросы. Отсюда задача философа сводится к тому, чтобы  раскрыть, выявить подлинный смысл  положений Библии и отразить их в  своих собственных сочинениях.

Патристика является прямой приемницей апостольской традиции, которая обладает наивысшей после Ветхого завета авторитетностью. Созданная апостольской традицией философия первая по времени в христианстве. И она в силу традиционализма мышления представителей патристики рассматривается как прообраз всякого будущего философствования и его классический образец. Исходя из этого, они строят свои сочинения как разъяснения отдельных положений Ветхого и Нового завета.

Патристика - это классический период в средневековой философии, включающий в себя совокупность теологических, философских и политико-социологических  доктрин христианских мыслителей, названных "отцами Церкви". Здесь происходит становление системы христианской теологии на основе религиозных убеждений  и в связи с распространением философии.

"Отцы Церкви", с одной стороны,  критиковали философию как попытку  "притязать на мудрость" в  то время как единственно мудрым  может быть только Бог, но, с  другой стороны, они не могли  обойтись без философии. Поэтому  у них намечается примирительная  линия по отношению к античной  философии, прежде всего к Аристотелю  и мыслителям эллинистической  эпохи. 

Особенностью сочинений отцов церкви периода патристики является то, что в них наряду со знанием текстов Священного писания отражено все богатство и многообразие античной философии. Это объясняется тем, что создатели святоотеческой философской литературы были образованнейшими людьми своего времени. Патристикой была создана традиция, которая нашла свое продолжение в схоластике. Это предоставляет возможность рассматривать патристику и схоластику как явления однопорядковые, во-первых, в силу общего для них способа философствования, а во-вторых, вследствие опоры на одни и те же принципы, опосредующие содержание философских сочинений.

 

Основные черты философской  патристики

* От поздней античности средневековую  философию отделяют две принципиальные  идеи: Творения и Откровения.

* Онтология патристики зиждется  на идее Бога как абсолютного  бытия. 

* В рамках патристики выделяют  два толкования бытия Бога: в  катафатической и в апофатической теологии.

* Катафатическая теология описывает Бога как сосредоточие блага, справедливости и всемогущества.

* Апофатическая теология считает,  что Бог как Абсолют не имеет  атрибутов и не поддается определениям, ибо находится за пределами  бытия и качественности.

 

Основные принципы средневековой  философии 

* Теоцентризм, который гласит, что источником всякого бытия, блага и красоты является Бог.

* Креационизм, согласно которому  все существующее и изменяемое  сотворено Богом из ничего, а  все сотворенное изменяется и  стремится к ничтожеству. 

* Провиденциализм, утверждающий, что  Бог постоянно контролирует созданный  им мир, управляет им, человеческой  историей и поведением отдельного  человека.

* Персонализм, в котором человек  понимается как "персона", то  есть неделимая личность, обладающая  разумом и волей, сотворенная  по образцу и подобию Бога  и наделенная совестью. Будучи  замкнутой и автономной, личность  подотчетна только Богу. Отсюда - значение исповеди.

* Ревеляционизм. Он считает, что самый надежный и достоверный способ познания состоит в постижении смысла Священного писания.

 

На этапе патристики большой  вклад в развитие философии внесли такие отцы христианской церкви, как: Тертуллиан (160 — 220), Ориген (ок. 185 — 253/254), Киприан Карфагенский (после 200 — 258), Евсевий Памфил (ок. 260 — 339), Афанасий Великий (295 — 373), Григорий Богослов (Назианзин) (329/330 — 390), Василий Великий (ок. 330 — 379), Амвросий Медиоланский (333/334 — 397), Григорий Нисский (335 — после 394), Иероним Стридонский (347 — 419/420), Августин Блаженный (354 — 430) и др.

Главные представители философской  патристики

 

Ориген (185-254гг.)

Первым сделал попытку построить  целостную философскую систему  на основе христианской догматики. Симпатизировал неоплатоникам. Сотворение мира Богом  считал процессом, длящимся вечно. Придерживался  доктрины о трех смыслах Библии: "телесном", то есть буквальном; "душевном", то есть моральном; "духовном", то есть философско-мистическом.

 

Василий Великий (330-379 гг.)

Принадлежал к "Каппадокийскому кружку". Был сторонником "неоплатонизма". Отстаивал принцип буквального толкования Библии и использовал для подкрепления её истин авторитеты Платона, Аристотеля и стоиков. Разработал концепцию сущего, разделив его на сотворенное и несотворенное. Это деление во многом сходно с платоновским делением мира на "мир идей" и "мир чувственных вещей". Будучи церковным идеологом, пытался построить мировоззрение, удовлетворяющее и церковных ортодоксов и простых верующих.

 

Григорий Нисский (335-394 гг.)

Младший брат Василия Великого. Продолжил  ассимиляцию неоплатонизма с  христианской догматикой. Говорил о  необходимости разграничения сфер богословия и философии. Абсолютная полнота реальности, по мнению Нисского, заключается в божественной сущности, и эта полнота сочетается с абсолютной простотой. Бог через свою божественную энергию творит мир, доступный познанию. По образу мира можно только догадываться о сущности Бога. Человек рассматривается как посредник между миром природы и Богом. В соответствие с доктриной о грехопадении, Нисский считает, что человек возвратится к первоначальной чистоте с помощью катарсиса - переориентации воли с чувственного на духовное.

 

Августин Аврелий (354 - 430 гг.)

Симпатизировал римским стоикам  и от них перенял прагматический подход к философии. Построил оригинальную онтологию, в центре внимания которой  стоит учение о Боге как принципе бытия. Цель человеческого ума - "Богопознание" и "самопознание". Августину принадлежит первая в истории мысли "Исповедь", в которой исследуется развитие человеческой личности. Одна из первых философий истории в истории мысли - труд Августина "Град Божий". В нем говорится о двух типах человеческого общежития: "граде Земном" и "граде Божьем". Первый представляет государство, замкнутое на любви к себе и презрении к Богу, а второй - духовную общность, основанную на любви к Богу. Августин стал непререкаемым авторитетом в области философии и теологии в средние века.

 

Боэций (480-524 гг.)

В истории философии рассматривается  как переходная, от патристики к  схоластике, фигура. Прославился в  качестве переводчика и комментатора аристотелевских текстов, легших в  основу средневекового аристотелизма. Заложил основы концепции общего и единичного, позднее превратившуюся в проблему универсалий. Широко известен трактат Боэция "Утешение" философией", в котором развивается учение Платона о всеобщем. Здесь же поставлена и решена онтологическая проблема соотношения сущности и существования.

Информация о работе Оссобенности средневековой философской мысли