Особенности формирования философии 20 века

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 10:52, курсовая работа

Описание работы

В центр философского процесса выдвинулись вместе с такими течениями, как неопозитивизм, экзистенциализм и др., новые проблемы. Но рядом с ними сохранили свои позиции и некоторые традиционные школы, продолжившие отдельные направления философии прошлого (неокантианство, неогегельянство, неотомизм и др.), хотя и здесь многое подвергалось обновлению под влиянием требований времени, определяемых как новыми социальными условиями, так и переменами в научном сознании. Таким образом, на всем протяжении завершающего столетия сталкиваются идейные течения.

Содержание

Введение 2
1. Особенности формирования и развития философии ХХ века. 3
2. Проблема человека в философии экзистенциализма и персонализма. 11
3. Религиозная философия ХХ века. Неотомизм. 19
4. Позитивизм и неопозитивизм. Культ научно-технического разума в ХХ веке и его противники. Сциентизм и антисциентизм. 28
5. Основные понятия 37
Заключение 39
Список использованной литературы 41

Работа содержит 1 файл

1. Особен. формир.фил.XXв..docx

— 86.65 Кб (Скачать)

     Потерпели также провал все попытки получить один вид животных или растений из другого вида посредством искусственного отбора и стимуляции мутагенеза. Мутации приводят лишь к рождению неполноценных видов. Они не способны создавать новый генетический материал, необходимый для создания нового вида. Искусственный отбор (который послужил для Дарвина моделью естественного отбора) способен на практике лишь порождать породы внутри одного и того же вида, но никогда не выводят за рамки этого исходного вида, то есть не возникают такие вариации, которые бы не скрещивались с исходным видом и давали бы жизнеспособное потомство.

     Невозможно  с точки зрения естественного  отбора объяснить механизм постепенного эволюционного происхождения таких сложных органов, как глаз или система эхолокации у летучих мышей, так как в "недоразвитом" состоянии эти органы нормально функционировать не могут и не могут дать организму каких-либо преимуществ в борьбе за существование. Также нет никаких доказательств, что живое могло самопроизвольно, путем случайного комбинирования молекул, возникнуть из неживого. Исследования показывают, что клетка даже простейшего одноклеточного организма - столь сложная конструкция, что возникнуть чисто случайно даже за миллиарды лет в самых благоприятных условиях она не могла.

     В конце XX века онтология, гносеология  и антропология неотомизма обновляются и возникает "ассимилирующий неотомизм", в котором в состав неотомизма включаются идеи феноменологии, экзистенциализма, философской антропологии и других современных философских течений.

     Особое  место в развитии современного неотомизма занимает деятельность и творчество папы римского Иоанна Павла II, в миру Кароля Войтыллы. На папский престол он избран в октябре 1978 года. В его ноябрьском 1994 года обращении к католикам прозвучало, что церковь совершала "грехи" в прошлом и небезгрешна в настоящем. Он указал на четыре греха прошлого: разъединение христиан, религиозные войны, деятельность инквизиции и "дело Галилея", а также на четыре греха настоящего: ненабожность, забвение моральных ценностей (как следствие распространения абортов и разводов), некритичность по отношению к тоталитаризму, терпимость по отношению к проявлениям несправедливости. Во взглядах Иоанна Павла II нашла отражение доминирующая сегодня в неотомизме тенденция антропологизации философии. Она связана с пересмотром традиционной иерархии ценностей и проблем религиозной философии. Если в традиционном неотомизме философская мысль шла от Бога к человеку, то в современном неотомизме обосновывается необходимость восходить от человека к Богу. При этом обычно актуализируются христианские гуманистические традиции, подчеркивается, что в теоцентризме содержится интерес к человеку, его жизни, поведению, нравственности. 

     4.Позитивизм  и неопозитивизм. Культ научно-технического  разума в XX в.и его противники. 

     Одно  из основных направлений философии  нашего столетия - позитивизм, хотя истоки его уходят в сравнительно далекое прошлое. Сам "термин "позитивизм" происходит от лат.posi- tivus - положительный.

     Позитивизм  в ходе своей эволюции прошел несколько  этапов:

    "первый" позитивизм;

    "второй" позитивизм;

    неопозитивизм;

    постпозитивизм.

       Современный позитивизм или неопозитивизм  представляет собой третью разновидность, а точнее - третью волну позитивизма.

     Позитивизм  основан на принципе, что все подлинное, позитивное знание может быть получено лишь как результат специальных наук и их синтетического объединения и что философия как особая наука, претендующая на самостоятельное исследование реальности, не имеет право на существование. Сам позитивизм претендует на роль философии науки. Наука же с точки зрения позитивизма имеет дело только с явлениями, опытом, ощущениями и не может выходить за их пределы в непознаваемую сущность вещей.

     Позитивизм - широко распространенное течение  в философии, основанное в 30-х гг. XIX в. французским философом Огюстом Контом (1798 — 1857).

     Программу позитивизма с учетом его эволюции можно представить так:

     -познание  должно быть освобождено от  мировоззренческой и ценностной  интерпретации;

     -вся  прежняя, традиционная философия  как доктринерски-догматическая,  метафизическая, т. е. направленная на поиски первопричин и субстанциональных начал и сверхчувственных сущностей, должна быть упразднена и заменена либо непосредственно специальными науками (наука-сама себе философия), либо обзором системы знаний, учением о языке науки;

     -следует  отказаться от крайностей материализма  и идеализма и пойти третьим  путем.

     Как совокупность философских идей, распространенных по всему миру, позитивизм имеет следующие черты:

     -в противовес субъективному идеализму И. Канта, позитивизм отказывается от признания априорного познания единственным средством достижения подлинного знания. В качестве единственного средства научного познания позитивисты выделяют научные методы,

     -наука рассматривается позитивистами в качестве средства познания и преобразования мира. Позитивисты верят в силу научной рациональности.

     -позитивисты полагают, что наука способна выявить в процессах природы и общества закономерное,

     -для позитивизма характерна вера в прогресс.

     По  мнению О. Конта, для преодоления  кризисного состояния общества оно  должно быть исследовано с помощью  науки. При этом «научная социология призвана стать единственным прочным фундаментом для реорганизации общества и преодоления социальных и политических кризисов, переживаемых долгое время нациями». Термин «социология» был введен Контом. Он считал себя создателем этой науки. По Конту, цель науки в исследовании законов, так как только их знание дает возможность предвидеть события, направлять нашу деятельность по изменению жизни в желательном направлении знание закона необходимо для предвидения, а прогноз требуется для определения объема тех усилий, которые следует затратить для достижения общественных целей. Иными словами, для Конта наука необходима для предвидения, а предвидение необходимо для оптимизации действий.

     Основателем позитивизма в Англии стал Джон Стюарт Милль (1806-1873).

Первый  труд «Система логики...» был посвящен изложению индуктивной логики. Логику он часто расширял до масштабов гносеологии и видел в ней методологию и основание логики нравственных наук, под которыми он понимал социальные науки.

     Согласно  Миллю, ближе всего к психологии основанная на ней этология, понимаемая как «наука о формировании характера», которая дедуктивно выводит из психологических законов законы формирования характеров и их форм. В этих законах находят выражение различные физические и психологические обстоятельства, что придает характерам индивидуальные черты.Выяснению законов общества, по мнению Милля, способствует история. Однако Милль «предостерегал от наивного принятия первой попавшейся «исторической очевидности», некоего фактического «единообразия исторической последовательности общественных состояний» за истинный закон природы, тогда как такое единообразие надо считать лишь «эмпирическим законом», т. е. законом самого низшего уровня общности, законом в первом приближении». Эмпирические законы надо еще привести к законам более высокой степени общности. Сведение «первичных исторических и социологических обобщений к ряду законов более высокой степени общности составляет суть миллевского «обратно-дедуктивного или исторического метода», который он считал важнейшим и наиболее надежным из своих «методов социальной науки»[11. C. 214]. По Миллю, основная задача социальной науки заключается в отыскании законов, согласно которым всякое данное состояние общества вызывает другое следующее за ним и замещающее его. Открытые социальные законы позволяют сформулировать правила деятельности, отвечающей требованиям этих законов. Но действовать в этом направлении надо осторожно, причем «тот общий принцип, с которым должны сообразовываться все практические правила, и тот признак, которым надо пользоваться для их испытания, есть содействие счастью человечества, или, скорее, всех чувствующих существ, иначе говоря; конечный принцип телеологии есть увеличение счастья».

     Другим  крупным позитивистом в Англии был  Герберт Спенсер (1820 — 1903). Спенсер стремился доказать совместимость науки и религии. Он полагал, что наука помогает религии очиститься от мистики. Спенсер рассматривал философию как познание на ступени максимального обобщения, так как философские обобщения объединяют и систематизируют достижения всех наук. Согласно Спенсеру, философия должна начать с наиболее общих принципов, к которым пришла наука. Это, по его мнению, принципы неуничтожимости материи, непрерывности движения, силового сопротивления. Настоящие принципы следует использовать всем наукам. Впрочем, их можно унифицировать в более общий принцип-принцип «непрерывного перераспределения материи и движения». Закон общего изменения и есть закон эволюции. Впервые термин «эволюция» употреблен Спенсером в 1857 г. Через два года Дарвин в «Происхождении видов» употребит это понятие в отношении живых существ. Однако Спенсер говорит об эволюции Вселенной. «Первая ее характеристика-переход от менее связанной формы к более связанной». Вторая характеристика-переход от однородного связанного состояния к разнородному несвязанному состоянию. «Третья характеристика эволюции-переход от неопределенного к определенному». Спенсер отмечал, что эволюция есть интеграция материи, сопровождаемой рассеянием движения; в ней материя переходит от неопределенной и несвязанной автономности к определенной и связанной однородности».

     Применительно к обществу эволюция выражается в  том, что «возрастание общества, как  в отношении его численности, так и прочности, сопровождается возрастанием разнородности его политической и экономической организации. То же самое относится ко всем научно-историческим продуктам и прочим продуктам-языку, науке, искусству и литературе». В этом состоит суть понимания Спенсером прогресса.

     Другим  крупным представителем «второго позитивизма» был Эрнст Мах (1838 — 1916). Эти мыслители пытались «преодолеть» недостатки материализма и объективного идеализма в теории познания путем перехода на позиции субъективного идеализма. Они видели источник знаний в анализе ощущений, которые рассматривались вне связи с материальным миром.

     Подлинно  научная философия, согласно логическому  позитивизму, возможна только как логический анализ языка науки. Наука сводится к эмпирическим высказываниям и логическим выводам из этих высказываний по правилам логики. В 50-х годах переживает глубокий кризис, а в 60-х по существу перестает существовать как самостоятельное течение.

     Неопозитивизм («логический атомизм», «логический  позитивизм», «аналитическая философия», «логический эмпиризм») является широко распространенным философским течением. В рамках этого течения были развиты идеи «первого

     позитивизма»  и «второго позитивизма».

     Впервые идеи неопозитивизма получили четкое выражение в деятельности Венского кружка, на основе которого сложилось  течение логического позитивизма.

     Общая черта неопозитивизма, чаще всего  называемого сегодня «аналитической философией»,-детальное исследование языка с целью прояснения философских проблем. Наиболее крупными представителями аналитической философии считаются Б. Рассел (1872-1970) и Л. Витгенштейн (1989-1951). Рассел прожил долгую жизнь и написал много работ. В соавторстве с А. Уайтхедом он издал фундаментальный труд «Начала математики» (1910). Позже он самостоятельно писал «Анализ сознания» (1921), «Исследование значения и истины» (1940), «Человеческое познание, его сфера и границы» (1950), «История западной философии» (1948) и др.

     Неопозитивизм в своем развитии прошел ряд этапов. Первоначально он выступил в виде логического позитивизма.

     Б. Рассел, будучи крупным математиком, вложил большой вклад в дело применения логического анализа к исследованию основ математики. Он полагал, что при этом важно уточнить смысл слов и предложений, составляющих знание, путем преобразования менее ясных положений в более ясные. Метод логического анализа он применил к философии. В своих работах «Наше знание внешнего мира» (1914) и «Логический атомизм» (1924) он выдвинул мысль о том, что с помощью логики можно раскрыть сущность философии. Ученик Б. Рассела Людвиг Витгенштейн считается одним из самых оригинальных мыслителей XX в. Он автор «Логико-философского трактата» (1921) и «Философских исследований». Тексты философа составлены из пронумерованных фрагментов. В первом сочинении он применил метод логического анализа, а во втором-метод лингвистического анализа.

     Другие  представители неопозитивизма Р. Карнап, Ф. Франк, Г. Рейхенбах, К. Гемпель и  др. тоже внесли значительный вклад  в развитие теории познания и философии науки. При этом было сделано значительное приращение знаний о сущности и назначении языка науки, о логике развития научного знания и механизмах его роста, о функциях науки, о критериях оценки знания и т. п.

     Историки  философии при анализе построений позитивизма особое внимание уделяют  рассмотрению представителями этого  течения вопроса о проверке истинности знания. Процесс установления истинности научных утверждений осуществляется неопозитивистами с помощью принципа верификации, обозначающего установление истинности научных утверждений в результате их эмпирической проверки. В соответствии с этим принципом всякое научно осмысленное высказывание о мире должно предоставлять возможность его сведения к совокупности высказываний, фиксирующих данные чувственного опыта. Например, истинность предложения: «Этот дом панельный» устанавливается из зрительного контакта с ним. Те высказывания, которые не могут быть сведены к данным чувственного опыта и найти в нем подтверждение, например «время необратимо» или «движение-форма существования материи» относятся неопозитивистами к псевдопредложениям и обозначают псевдопроблемы. Этот принцип показался недостаточно эффективным, что послужило поводом для отказа от него со стороны представителей «четвертого позитивизма», или постпозитивизма.

Информация о работе Особенности формирования философии 20 века