Основные направления и школы древнеиндийской философии

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 16:27, контрольная работа

Описание работы

В свое время, несколько столетий назад, страны Востока - в первую очередь Южного (Индия), Юго-Восточного и тем более Дальнего (Китай) - представлялись европейцам царствами сказочной роскоши, редких и ценных продуктов (например, пряностей), заморских диковинок. Позже, когда эти страны были открыты и изучены, и особенно после того, как большинство их стало объектом колониальной экспансии, на передний план вышли представления об отсталости и закостенелости Востока, этого царства деспотии и тирании, базирующегося на бесправии и «поголовном рабстве».

Содержание

Введение 3
1. Основные направления и школы древнеиндийской философии 4
2. Основные школы и направления древнекитайской философии 11
3. Противоречия между школами и направлениями в развитии Восточной философии 15
Заключение 18
Список литературы 19

Работа содержит 1 файл

Философия.doc

— 88.50 Кб (Скачать)

Буддизм видит конечной целью – просветление или состояние  нирваны. Личность абсолютно автономна  от среды, то есть каждый человек должен сам найти просветление. Все эти неортодоксальные направления не были последователями греческой философии, и не одна из этих школ не дала абстрактному духовному началу более реальный образ живого личного бога.

В Китае Восточная  философия развивалась в противоречиях между: 

1. Конфуцианством и  даосизмом. Дао зависит у Конфуция  от воспитания и образования  и не является у него первичным  и самодовлеющим началом. Таковым  у Конфуция выступает Небо, которое  и определяет дао. В даосизме  же, наоборот, небо, как и все остальное, зависит от воли дао, которое является самодовлеющим началом.

2. Конфуцианством и  моизмом. Основатель моизма Мо-цзы,  рассматривая выгоду как содержание  и цель человеколюбия и долга,  развивал концепцию утилитаризма, от которого было свободно учение Конфуция. Для последнего именно долг, гуманность стояли на первом месте. Также Мо-цзы выступил против конфуцианской концепции о «воле Неба», выдвинув теорию «отрицания воли Неба».

3. Конфуцианством и  легизмом. Конфуцианство исходило из нравственных качеств людей, делало акцент на роли и значении ритуала, нравственных норм в утверждении порядка в стране и принципов управления. Легисты же, напротив, исходили из законов, утверждая, что политика несовместима с моралью [2].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Индийская и китайская  философии – это истинно «живые плоды», продолжающие питать своими соками мировую человеческую мысль. Ни одна философия больше не оказала такого сильного воздействия на Запад, как  индийская и китайская. Поиск  «света, который идёт с Востока», «истины о происхождении рода человеческого», которым были заняты многие философы, теософы, и, наконец, хиппи в 60-70 годах уже нашего века – очевидное свидетельство той живой связи, соединяющей западную культуру с восточной.

Философия Индии и Китая – это  не только экзотика, а именно та притягательность целительных рецептов, которые помогают человеку выжить. Человек может не знать тонкостей теории, но заниматься дыхательной гимнастикой йога в целях чисто медико-физиологических. Главная ценность древнеиндийской и древнекитайской философии состоит в её обращении к внутреннему миру человека, она открывает мир возможностей нравственной личности, в этом-то, вероятно, и кроется тайна её притягательности и живучести.

Древневосточная философия представляет собой большую культурную ценность для всего человечества. Её идеи были интегрированы в духовную среду Запада. Известные литераторы Европы и России неоднократно обращались к ней исключительно в положительном смысле. Можно утверждать, что философская культура Древнего Востока не замкнулась в себе и проложила дорогу на Запад.

Есть, однако, у Древневосточной  философии и другая сторона. Как  и каждая далёкая от нас философия  прошлого, она несёт неразгаданные  идеи, значение которых раскрывается порой неожиданно в связи с гораздо более поздними находками человеческой мысли, открытиями в науке, поисками смысла бытия.

 

Список литературы

  1. Философия: Учебник / под ред. Спиркина А.Г.  – М.: Гардарика, 2007.
  2. История мировой философии / под ред. Аблеева С.Р. – М.: АСТ, Астрель, 2005
  3. Мировые религии: история и современность: Учебное пособие / под ред. Зеленкова М.Ю.  – М.: Юридический институт МИИТа, 2003.
  4. История философии (общий курс): Учебное пособие / под ред. Мареева С.Н., Мареевой Е.В.  — М.: Академический Проект, 2003.
  5. Философия: учебник для вузов / под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1998.
  6. Философия: Проблемный курс лекций для вузов / под ред. В.Ф. Юлова  – Киров, 1998.
  7. История политических и правовых учений. Учебник для вузов / под общей редакцией члена-корреспондента РАН В. С. Нерсесянца. М., 1996.
  8. Сарвепалли Радхакришнан Индийская философия. Т.1. М., 1956

 

 

 

 

 

 

 

 

 




Информация о работе Основные направления и школы древнеиндийской философии