Основные направления и школы древнеиндийской философии

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 16:27, контрольная работа

Описание работы

В свое время, несколько столетий назад, страны Востока - в первую очередь Южного (Индия), Юго-Восточного и тем более Дальнего (Китай) - представлялись европейцам царствами сказочной роскоши, редких и ценных продуктов (например, пряностей), заморских диковинок. Позже, когда эти страны были открыты и изучены, и особенно после того, как большинство их стало объектом колониальной экспансии, на передний план вышли представления об отсталости и закостенелости Востока, этого царства деспотии и тирании, базирующегося на бесправии и «поголовном рабстве».

Содержание

Введение 3
1. Основные направления и школы древнеиндийской философии 4
2. Основные школы и направления древнекитайской философии 11
3. Противоречия между школами и направлениями в развитии Восточной философии 15
Заключение 18
Список литературы 19

Работа содержит 1 файл

Философия.doc

— 88.50 Кб (Скачать)



МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное  государственное бюджетное образовательное  учреждение

высшего  профессионального  образования

«Всероссийский заочный  финансово-экономический институт»

(ВЗФЭИ)

Филиал ВЗФЭИ в г.Туле

Факультет  Менеджмента и маркетинга_

Направление бакалавр менеджмента__ группа  ДНЕВНАЯ___

Личное дело № 10млб01590

  

Контрольная  работа № 1

 

по                __Философии_

(наименование дисциплины)

на тему              вариант № 4_______________________________

(полное наименование  темы или номер варианта)

преподаватель: Журавлев М.С.


 

 

Студента     Гунько Эльвиры Леонтьевны                  курса____2_____

(фамилия, имя и отчество  полностью)

Дата отправки работы в филиал или                  Место работы и занимаемая

институт___________________          должность________________________

Дата регистрации работы филиалом                  _________________________________

___________________________________         _________________________________

Деканатом__________________________         _________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В свое время, несколько  столетий назад, страны Востока - в первую очередь Южного (Индия), Юго-Восточного и тем более Дальнего (Китай) - представлялись европейцам царствами сказочной роскоши, редких и ценных продуктов (например, пряностей), заморских диковинок. Позже, когда эти страны были открыты и изучены, и особенно после того, как большинство их стало объектом колониальной экспансии, на передний план вышли представления об отсталости и закостенелости Востока, этого царства деспотии и тирании, базирующегося на бесправии и «поголовном рабстве». Пытаясь объяснить это явление, понять те особенности, которые бросались в глаза, первые европейские востоковеды начали энергично изучать страны Востока, их историю, культуру, религию, социальный строй, политические институты, семейные связи, нравы, обычаи и т. п. И чем дальше проникали они вглубь изучаемой страны, чем больше узнавали о ней, тем сильнее казалась им разница между культурами стран Востока и привычными нормами и принципами жизни Европы.

Первые цивилизации  появились приблизительно 5 тысяч  лет назад на Древнем Востоке, под которым понимается огромный регион Земли от Египта до Индии. Мировоззрением этих цивилизаций был сплав религии и философии, последняя еще не выделилась в совершенно самостоятельную форму человеческого сознания, и поэтому древневосточные учения часто называют религиозно-философскими. Наиболее известные из них были созданы в Индии и в Китае.

Таким образом, целью  данной работы является рассмотрение особенностей философии древнего Востока.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Рассмотреть особенности  культур древнего Востока и  их отражение в мировоззрении;

2. Изучить особенности древнеиндийской философии;

3. Охарактеризовать основные  школы древнекитайской философии    

1. Основные направления и школы  древнеиндийской философии

Индийская философия  представляет собой совокупность философских  теорий всех индийских мыслителей, индусов и не индусов, теистов и атеистов. Она отличается поразительной широтой кругозора, которая свидетельствует о ее неуклонном стремлении к отысканию истины. Несмотря на наличие множества различных школ, взгляды которых весьма значительно отличаются друг от друга, каждая школа старалась изучить взгляды всех других и, прежде чем прийти к тому или иному заключению, тщательно взвешивала их аргументы и возражения.

Этот всеобъемлющий  характер индийской философии —  терпимость одних ее философских  школ по отношению к другим — имел то положительное значение, что каждая философская система приняла обоснованный и завершенный вид.

Древнеиндийские мудрецы  твердо верили в Верховное существо, в духовное единство мира, скрытое  за призрачным и преходящим характером всего существующего. Размышляя о зле и страдании человеческого бытия, они приходили к идее вечного нравственного миропорядка, порядка справедливости, выражающегося в законе Кармы. Карма - это суммарный, итоговый эффект поступков и помыслов живого существа во всех его предыдущих перерождениях, определяющий его судьбу в последующих перевоплощениях (круговороте рождений и смертей).

История индийской философии  делится на следующие периоды:

  1. Ведийский период (XIV-VI вв. до н.э.) охватывает эпоху постепенного распространения культуры и цивилизации ариев.
  2. Эпический период (VI в. до н.э. – II в. н.э.) своим названием обязан грандиозным поэмам, окончательно оформившимся в это время: Рамаяна и Махабхарата. Развитие философской мысли в этот период можно представить в виде трех ступеней:
  3. Школы, отрицающие авторитет Вед – VI в. до н.э.;
  4. Теоретическая реконструкция Бхагавадгиты (часть шестой книги Махабхараты) и поздние упанишады – V-IV в. до н.э.;
  5. Школы, признающие авторитет Вед и, в большей или меньшей степени, опирающиеся на их тексты – III в. до н.э. – II в. н.э. В этих школах начали разрабатываться классические индийские философские системы.
  6. Период сутр и комментариев к ним (от III в. до н.э.) характеризуется  “сокращением” и обобщением наработанного различными школами материала. Сутры носили афористический характер, что вызвало необходимость комментариев к ним, причем комментарии нередко приобретали большее значение, чем сами сутры [2].

Все школы древнеиндийской  философии различаются в зависимости  от того, принимают или отвергают они духовный авторитет Вед. То или иное отношение к Ведам было принципиальным, культурно - и социально-дифференцирующим.

Веды - древнейший памятник индийской литературы, богатейший источник религиозных и философских идей. «Веда» буквально означает «знание». Возникновение Вед относится к концу 2-го - 1-й половине 1-го тысячелетия до н. э. Веды - это целый комплекс, состоящий из Ригведы (сборник гимнов мифологического и космологического содержания), Самаведы (собрание священных мелодий), Яджурведы (описание ведических ритуалов и правил совершения жертвоприношений), Атхарваведы (свод магических заклинаний и формул) [4]. Каждая веда, в свою очередь, делится на четыре относительно самостоятельные части: мантры (священные изречения), брахманы (теологическое обоснование ритуальной практики), араньяки (аллегорически-мистическое и медитативное толкование ритуалов, адресованное лесным отшельникам) и упанишады (заключительные философские трактаты, раскрывающие сущность мироздания).

В эпоху перехода от родового общества  к раннеклассовому  происходило формирование различных школ и направлений древнеиндийской философии.

Брахманизм – религия древних индийцев, являвшаяся дальнейшим развитием ведической религии в период становления рабовладельческого общества. В священную литературу брахманизма входят Веды и обширные комментарии к ним, составленные в 8-6 вв. до н.э. Брахманизм давал религиозное обоснование социальному неравенству, строгому кастовому делению, освящал привилегированное положение профессиональных жрецов, составлявших варну (сословие) брахманов. Брахманизм учил, что наряду с ведическими богами существует высший абсолют – бог-творец Брахма, к слиянию с которым должны стремиться бессмертные души всех живых существ, являющиеся частицами Брахмы. Но на пути к этой конечной цели стоит бесконечный ряд переселений душ, которые могут воплощаться в самых разнообразных формах – начиная от растений и животных и кончая брахманами, царями и даже небожителями. Форма каждого нового рождения души зависит от самого человека, от его прижизненных деяний (закон кармы), от степени его праведности. Учение о посмертном воздаянии использовалось господствующими классами для удержания в покорности народных масс. Брахманизм стал основой формирования индуизма.

В эпический период философия в Индии постепенно превращается в особую отрасль знания, специальную науку. Среди главных источников эпического периода развития философской мысли выделим следующие:

 1. Эпическая поэма Махабхарата, состоящая из 18 книг, которые содержат около 100 000 стихов, написанных Вьясой. Основа поэмы – песни, баллады, народные предания и сказания о родовых героях. Махабхарата в идейном плане есть попытка синтеза народных верований, мифологии пришельцев с брахманистской догматикой Вед.

2. Поэма «Рамаяна», состоящая из 7 книг, написанная Вальмики. Состав поэмы многослоен: здесь и ведические боги во главе с Индрой, и новые боги, отождествляемые с различными первопредками, и политеистические культы и т.п.

3. Свод законов Ману  – этический кодекс, дающий разъяснения по поводу прав и обязанностей различных варн древнеиндийского общества, порядка жертвоприношений, моральных критериев различных действий и т.д [8].

Этот период в развитии индийской философии начинается в VI в. до н.э., когда в индийском  обществе происходят значительные перемены: развивается аграрное и ремесленное производство, увеличивается социальная дифференциация, утрачивает свое влияние институт племенной власти и увеличивается власть монархии. Вместе с этим происходят изменения и в мировоззрении индийского общества. В частности, усиливается критика ведического брахманизма. Интуиция уступает место исследованию, религия – философии. Внутри самой философии появляются различные, в том числе и противоположные и враждующие между собой школы и системы, в которых отразились реальные противоречия того времени.

Согласно традиционным принципам классификации, принятым большинством ортодоксальных индийских  мыслителей, школы и системы индийской  философии разделяются на два  обширных лагеря — неортодоксальные (настика): чарвака, буддийская, джайнская и ортодоксальные (астика): миманса, веданта, санкхья, йога, ньяя и вайшешика [2].

В индийской философии  слово «чарвака» означает материалист. Онтологической сущности этого учения соответствует теория познания. Ее основа – чувственное восприятие мира. Они указывают, что все непрямые, находящиеся вне процесса восприятия, источники познания, такие, как вывод, свидетельство других лиц и т. д., ненадежны и часто вводят в заблуждение. Поэтому мы не должны верить ничему, кроме того, что мы познаем непосредственно через восприятие.

Восприятие раскрывает перед нами только материальный мир, состоящий из четырех элементов  материи: воздуха, огня, воды и земли, в существовании которых мы можем  убедиться посредством наших  ощущений. Все предметы воспринимаемого нами мира состоят из этих элементов. Нет никаких оснований допускать существование чего-то подобного нематериальной душе человека.

В основе этической концепции  чарваков лежит неограниченное наслаждение  – гедонизм. Девиз представителей этой школы – надо есть, пить и наслаждаться этой жизнью сегодня, ибо смерть приходит всегда и ко всем!

Школа чарваков положила начало критики брахманистского  направления в индийской философии, подорвала авторитет Вед, оказала  значительное влияние на дальнейшее развитие философской мысли Индии.

Джайнская школа возникла в VI веке до нашей эры на основе развития учений (мудрецов). Философия джайнизма  получила свое название по имени одного из основателей - Ваpдхамана, по прозвищу победитель ("Джина"). В центре этого направления находится бытие личности. Сущность личности, с точки зрения джайнизма, дуалистическая: духовная (джива) и материальная (аджива). Связующее звено между дживой и адживой – карма, которая понимается как тонкая материя. Это соединение неживой, грубой материи с душой посредством кармы и приводит к возникновению личности.  Цель учения джайнизма - достижение такого образа жизни, при котором возможно освобождение человека от страстей. Главным признаком души у человека джайнизм считает развитие сознания.

 Джайнисты не верят в бога. Место бога у них занимают тиртханкары, которым и принадлежат такие божественные силы, как всеведение и всемогущество. Им поклоняются как своему идеалу.

Основные этические  принципы джайнизма: отстранение от мирского богатства, суеты, страстей, уважение ко всем живым существам и т.п. Философия джайнизма и сегодня сохраняет свое влияние в Индии.

Буддийская система  философии выросла из учения Гаутамы  Будды, хорошо известного основателя буддизма. Характерная особенность этого учения – его этико-практическая направленность, а центральный вопрос – бытие личности [3]. В основе буддизма «четыре благородные истины»:

 1) существование человека от рождения до смерти неразрывно связано со страданием;

 2) существует причина страдания, которой является жажда (стремление к жизни), ведущая через радости и страсти к перерождению;

 3) существует освобождение от страдания, устранение причин страдания, т.е. устранение этой жажды;

 4)  существует путь, ведущий к освобождению от страданий, который отвергает как жизнь, посвященную только чувственным наслаждениям, так и путь аскезы и самоистязания. Именно в этом состоит буддийский принцип так называемого среднего пути, рекомендующий избегать крайностей [5, с.39].

Учение Будды заключается в охарактеризованных выше четырех благородных истинах. Из этого явствует, что сам Будда занимался не столько проблемами философии, сколько практическими вопросами уничтожения человеческих страданий. Он считал, что в то время  как человек испытывает невыносимые страдания, обсуждение метафизических проблем было бы пустым времяпрепровождением.

В буддизме устанавливается  практика медитации – углубленной  психической сосредоточенности  и отрешенности от внешних объектов и внутренних переживаний. Практика медитации составляет сущность буддийского проникновения в жизнь.

Информация о работе Основные направления и школы древнеиндийской философии