Основные концепции правопонимания. Западно-европейская и российская правовые мысли 19 века

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2011 в 11:41, шпаргалка

Описание работы

Правопонимание – система знаний об общих закономерностях становления и функционирования права, его сущности, содержании, формах и социальном назначении.

Работа содержит 1 файл

ответы РФП.doc

— 171.00 Кб (Скачать)

         Таким образом, на долю народа  могут выпасть  три  роли:  положительная деятельность  самобытного   культурно-исторического   типа,   разрушительная деятельность бичей  Божьих, служение чужим целям  в качестве  этнографического  материала.

    
6. Социальные и политико-правовые взгляды Леонтьева.

   Родился в селе Кудиново Калужской губернии (помещик- дворянин) в 1831 году. Учился в кадетском корпусе, затем на медицинском Московского университета, откуда незакончив в 1854 г., добровольцем ушел на Крымскую войну. 1863 оставил врачебную деятельность ради дипломатической службы (Болканы, секретарь в посольстве). Через 10 лет возвр. В Россию – занимался литер. Творчеством и своим поместьем. 1887 селится в Остиной Пустыне. 1891 – Принимает тайный постриг, а затем умирает в 1891 году.

   Леонтьев  выступает против упращенного подхода  к понятию развития как к процессу распространению чего-либо однородного. В истории любого общества он выделял: 1) стадию первичной простоты 2) цветущей сложности 3) вторичного смеш-го упрощения. (2-ой) период достаточно краток и его нельзя повторить, поэтому наиболее правильно максимально возможное удлинение жизни гос. Форм. И сопряженных с ним общественных институтов эпохи наибольшей зрелости. Поддерживал идею саможержавия тесно связанного с православием. «Либерализм страшен для России ибо он раньше времени ведёт Россию к 3-ей стадии.». «Народ приверж. Вере и покорный властям.». Леонтьев прямо внес сомнении в том, что Р. ещё далеко до старения. Р. Возможно уже прошла свой пик развития который был в эпоху Петра 1, тем актуальнее становится борьба с либерализмом, которая позволит замедлить развитие гос-ва, кот., впрочем, не избежит ни один народ. Тенденция Р. К революции д.б. заморожена.

   Константин  Николаевич Леонтьев более всего  был озабочен опасностью перемен для самобытности и цельности народного организма, и прежде всего – опасностями надвигающегося эгалитарно-либерального прогресса. «Надо просить Царя,– писал Леонтьев,– чтобы он держал нас грознее». Пора перестать бояться страшных слов, раз дело идет о необходимости спасать Россию от грядущего зла. Надо не останавливаться и перед насилием, ибо без насилия нельзя.

   Леонтьев  разделял позицию автора «России  и Европы» в том отношении, что вся история состоит всего  лишь из смены культурных типов, причем каждый из них «имел свое назначение и оставил по себе особые неизгладимые следы». Обсуждая вопрос о возможности прогнозировать будущее различных культур (культурно-исторических типов, по Данилевскому), Леонтьев приходил к выводу, что такое прогнозирование может быть обоснованным и осуществимым. Он оговаривался при этом, что государственные организмы и целые культурные миры невозможно мерить несколькими годами, как жизнь организмов животных особей. Эпохи геологические измеряются тысячелетиями, жизнь личная измеряется годами, жизнь историческая тоже имеет приблизительное мерило – век или полвека. Государственные организмы подчиняются циклу, который Леонтьев определяет в 1200 лет (современный философ и историк Л. Н. Гумилев сходный органический возраст обосновал для существования крупных этносов). Таким образом, отмечал он, у таких государств, как Англия, Германия, Франция и тем более Россия, остается еще некоторый срок для завершения этого цикла.

   Леонтьев  отвергал либеральный эгалитаризм, сближая и часто отождествляя его с анархизмом и с эгалитаризмом социалистов. В обсуждении перспектив последнего он предсказывал появление особого, «нового социалистического феодализма». Вот один из характерных для него приемов рассуждений: «Если... анархисты и либеральные коммунисты, стремясь к собственному идеалу крайнего равенства (который невозможен), своими собственными методами необузданной свободы личных посягательств должны рядом антитез привести общества, имеющие еще жить и развиваться, к большей неподвижности и весьма значительной неравноправности, то можно себе сказать вообще, что социализм, понятый как следует, т.е. не что иное, как новый феодализм, уже вовсе недалекого будущего, разумея под словом феодализм, конечно, не в тесном и специальном его значении романо-германского рыцарства, а в самом широком его смысле, т.е. в смысле глубокой неравноправности классов и групп, в смысле разнообразной децентрализации и группировки социальных сил, объединенных в каком-нибудь живом центре духовном и государственном; в смысле нового закрепощения лиц другими лицами и учреждениями, подчинение одних общин другими общинами, несравненно сильнейшими или чем-нибудь облагороженными (так, например, как были подчинены у нас в старину рабочие селения монастыря)». Современные ему коммунисты и социалисты предстают теми же либералами, только нацеленными на крайние меры и приемы действий – «до бунта и преступлений», что является, по сути дела, доведением либерально-эгалитарного принципа до его «крайности» (в незавершенной работе «Средний европеец как идеал и орудие всемирного разрушения», 1872–1884).

   Обсуждая  тему «русской государственности», Леонтьев был склонен выводить ее природу  из византийского и отчасти европейского наследия. О ее несовершенствах он писал так: «Мы создали великое  государство; но в этом Царстве почти нет своей государственности; нет таких своеобразных и на других влияющих своим примером внутренних политических отношений, какие были в языческом Риме, в Византии, в старой монархической (и даже наполеоновской) Франции и в Великобритании». Те же слова могут быть отнесены и в адрес русского права. «Русское право в наше время есть право европейское, слегка окрашенное византизмом там, где государственность соприкасается с религией».

   Оценки  ситуации в России и Европе строились  Леонтьевым на основе анализа тенденций и общих закономерностей жизни государственных организмов, которые они обнаружили в ходе социальной истории. В начале развития государства всего сильнее проявляет себя аристократическое начало, в середине жизни государственного организма появляется тенденция к единоличной власти и лишь «к старости и смерти воцаряется демократическое, эгалитарное и либеральное начало». В российской истории – «великорусской жизни и государственной жизни» – он видел глубокое проникновение византизма, т.е. единства сильной государственности с церковью. «Я хочу сказать, что царизм наш, столь для нас плодотворный и спасительный, окреп под влиянием православия, под влиянием византийских идей, византийской культуры. Византийские идеи и чувства сплотили в одно тело полудикую Русь».

   Последующие выводы Леонтьева из этого обобщения  были весьма категоричными – «византизм как система византийских идей и  институтов, сопрягаясь с нашими патриархальными, простыми началами», создала наше величие; изменяя этому византизму, мы погубим Россию; перед угрозой надвигающегося западного эгалитаризма следовало бы «подморозить прогресс».

    
7. Основные социальные и политико-правовые взгляды Ф.М. Достоевского.

   Федор Михайлович Достоевский родился 30 октября 1821 г. в Москве. Отец его был хирургом в госпитале для бедных; перед выходом в отставку он получил дворянский титул и уехал жить в деревню, в свое поместье. Натура развратная и очень жестокая, особенно в старости, он дошел до того, что возмущенные крепостные крестьяне зверски убивают его.

   Первый  приступ эпилепсии у будущего гения русской литературы случился в возрасте семи лет.

   1837 г. - важная дата для Достоевского. Это год смерти его матери, год смерти Пушкина, которым  он с братом зачитывается с  детства, год переезда в Петербург и поступления в военно-инженерное училище. В 1839 г. он получает известие о расправе над отцом. За год до оставления военной карьеры Достоевский впервые переводит и издает "Евгению Гранде" Бальзака (1843). Год спустя выходит в свет его первое произведение, "Бедные люди", и сразу для всех становится ясно - появился большой писатель. Но следующая книга, "Двойник", встречает неуспех. После публикации "Белых ночей" он был арестован (1849) в связи с "делом Петрашевского", в кружке которого, кроме разговоров и чтения письма Белинского Гоголю, ничего серьезного не происходило. Суд и суровый приговор к смертной казни скорее был похож на трагифарс. Только на эшафоте осужденным объявляют о помиловании, заменив смерть жизнью на каторге. Один из приговоренных к казни в этот момент сходит с ума.

   Лишь  через 10 лет Достоевский, будучи уже  женатым, возвращается в Петербург, но негласное наблюдение за ним не прекращается до конца его дней. Годы заключения абсолютно перевернули его взгляд на мир. В период с 1860 по 1866 г.г.: работа с братом в собственном журнале, романы "Записки из мертвого дома", "Униженные и оскорбленные", "Зимние заметки о летних впечатлениях" и "Записки из подполья" - можно сказать, что настоящий Достоевский рождается из этого произведения. Поездки за границу со своей возлюбленной Аполлинарией Сусловой (жестокий роман с которой длится 3 года), разорительная игра в рулетку, постоянные попытки добыть денег и в то же время - смерть жены и брата, долги которого он берет на себя. Это время открытия им для себя Запада и возникновения ненависти к нему.

   В 1867 г. написан роман "Идиот".

   Последние годы жизни невероятно плодотворны: 1871 - "Бесы", 1873 - начало "Дневника писателя" (серия фельетонов, очерков, полемических заметок и страстных публицистических заметок на злобу дня), 1874 "Подросток", 1876 - "Кроткая", 1879 - "Братья Карамазовы". В это же время два события стали значительными для Достоевского. В 1878 г. император Александр II пригласил к себе писателя, чтобы представить его своей семье, и в 1880г., всего лишь за год до смерти, Достоевский произнес знаменитую речь на открытии памятника Пушкину в Москве. Это, наконец, настоящий триумф. Он уверен, что теперь является первым писателем в России и победил-таки графа Льва Толстого.

   Несмотря  на ту известность, которую Достоевский  получил в конце своей жизни, поистине непреходящая, всемирная слава  пришла к нему после смерти. В  частности, даже Фридрих Ницше признавал, что Достоевский единственный, кто сумел ему объяснить, что такое человеческая психология.

   Таким образом, несмотря на ту известность, которую  Достоевский получил в конце  своей жизни, поистине непреходящая, всемирная слава пришла к нему после смерти. В частности, даже Фридрих Ницше признавал, что Достоевский единственный, кто сумел ему объяснить, что такое человеческая психология.

   Среди великих русских писателей прошлого века, оставивших заметный след в истории  социальной и политической мысли, значительное место принадлежит Ф. М. Достоевскому (1821–1881). Это он произнес слова о том, что «у нас – русских две родины: наша Русь и Европа» (в заметке по поводу кончины Жорж Санд). Позднее Достоевский значительно изменил это мнение, особенно после поездки в Европу, и стал солидаризироваться с Ив. Аксаковым в восприятии Европы как «кладбища», признавая ее не только «гниющей», но уже «мертвой» – разумеется, для «высшего взгляда». Однако его отрицание не выглядело окончательным – он сохранял веру в возможность «воскрешения всей Европы» благодаря России (в письме к Страхову, 1869 г.).

   Такой взгляд во многом предопределялся размышлениями  над внутренней стороной европейской  жизни, над ее цивилизацией. «Цивилизация,–  писал он,– вырабатывает в человеке только многосторонность ощущений... и ничего больше». При этом с ростом цивилизации никак не возрастают нравственные силы человечества и в итоге, отвергнув Христа, европейская цивилизация «оставляет человека с его бессильной и бесплодной свободой, как бы обнажает хаос, который таится в человеке; цивилизация не в силах справиться с теми трудностями, которые она же сама и создает».

   Отсюда  глубокое недоверие Достоевского к  социализму, базирующемуся на предположении  о возможности переделать человеческую природу, создать «нового человека». Поэтому социализм для него всецело покоится на насилии (к этой мысли писатель приходит не сразу). Утопичность и фантастичность социализма он воспринимал как мнимое преодоление европейской нравственной трагедии. Равным образом он критически оценил и русский революционный активизм конца 60-х гг. В романе «Бесы» можно увидеть и осуждение уже имевшего место революционного авантюризма, и предостережение против любой революции, и общий вывод о несовместимости справедливости и братства с революционным социализмом.

   Достоевским остро поставлен и освещен  вопрос о соотношении материальных и духовных потребностей человека в  процессе радикальных социальных перемен, об их противоречивости, которая находит  проявление в противоречии между  «хлебом и свободой». В знаменитой главе «Великий инквизитор» из романа «Братья Карамазовы», об антикатолической и антисоциалистической направленности которой написана целая библиотека философской полемики, наиболее отчетливо выражено осуждение перспективы добровольно-рабского отвержения моральности и свободы (по причине слабосильности человеческого духа) – в пользу получения хлеба насущного. Эта перспектива изложена устами заинтересованного в ней Великого инквизитора, и характеризует она его взаимоотношения с будущими своими подданными: «Никакая наука не даст им хлеба, пока они будут оставаться свободными, но кончится тем, что они принесут свою свободу к ногам нашим и скажут нам. лучше поработите нас, но накормите нас. Поймут, наконец, сами, что свобода и хлеб земной вдоволь для всякого вместе немыслимы, ибо никогда, никогда не сумеют они разделиться между собою! Убедятся тоже, что не могут быть и свободными, потому что малосильны, порочны, ничтожны и бунтовщики... Но под конец они-то станут и послушными. Они будут дивиться на нас и будут считать нас за богов, за то, что мы, став во главе их, согласились выносить свободу и над ними господствовать,– так ужасно им станет под конец быть свободными». 

   8. Политико-правовые взгляды Тихомирова.

   1870 закончил Керченскую  гимназию, с золотой медалью и поступил на ЮФ МГУ.  Член революционных кружков; в ноябре 1873 г. Арестован. 1877 Становится членом исполкома «земля и воздух» - гл. идеолог и редактор. После убийства А2 Т. Бежит за границу. В эмиграции продолжает свою революционную деятельность. 1877 в Париже выпускает брошюру «Почему я перестал быть революционером» - развинчивает революционные идеи. Получив высочайшее помилование в январе 1890 г. Возвращается в Россию, где до самой смерти пропагандирует консерватизм. Получает чин тайного советника- помогал Столыпину. Тихомиров выделял самобытные основы рос. Общества такие как: саможержавие, православие.  Исследуя смену одних ФП другими Тихомиров пришел к выводу, что нет в смене ФП никакой закономерности, основная форма- демократия из которой все развивается и к которой всё возвращается. В любом обществе существуют элементы всех властей (монархии, аристократии и демократии), смена одной власти другой не происходит в силу внутренней эволюции.  Т. Считал, что ФП обусловлена нравственно- психологическим состоянием нации, оно пораждается условиями экономическими – социальными – религиозными. В человека есть часть божественной сущности. В  качестве высшей политической реальности люди понимают грубую силу (силу большенства). ФП по Тихомирову зависит от нравственно –психологич., состояния нравственности, а остальные факторы влияют на ФП опосредованно, через формаривание нравственно –психологического строя народа. «Верховная власть как един. Предст-ль гос-ва явл-ся высшим примерителем, когда исчерпаны все возм-ти компромиса». Пределы действия гос-ва в отношении общества Т. Считал границы естественного права, которе вытекает из псих. И социал., природы человека.

Информация о работе Основные концепции правопонимания. Западно-европейская и российская правовые мысли 19 века