Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2011 в 11:41, шпаргалка
Правопонимание – система знаний об общих закономерностях становления и функционирования права, его сущности, содержании, формах и социальном назначении.
Таким образом, на долю народа
могут выпасть три роли:
положительная деятельность самобытного
культурно-исторического типа,
разрушительная деятельность
6. Социальные и политико-правовые
взгляды Леонтьева.
Родился в селе Кудиново Калужской губернии (помещик- дворянин) в 1831 году. Учился в кадетском корпусе, затем на медицинском Московского университета, откуда незакончив в 1854 г., добровольцем ушел на Крымскую войну. 1863 оставил врачебную деятельность ради дипломатической службы (Болканы, секретарь в посольстве). Через 10 лет возвр. В Россию – занимался литер. Творчеством и своим поместьем. 1887 селится в Остиной Пустыне. 1891 – Принимает тайный постриг, а затем умирает в 1891 году.
Леонтьев выступает против упращенного подхода к понятию развития как к процессу распространению чего-либо однородного. В истории любого общества он выделял: 1) стадию первичной простоты 2) цветущей сложности 3) вторичного смеш-го упрощения. (2-ой) период достаточно краток и его нельзя повторить, поэтому наиболее правильно максимально возможное удлинение жизни гос. Форм. И сопряженных с ним общественных институтов эпохи наибольшей зрелости. Поддерживал идею саможержавия тесно связанного с православием. «Либерализм страшен для России ибо он раньше времени ведёт Россию к 3-ей стадии.». «Народ приверж. Вере и покорный властям.». Леонтьев прямо внес сомнении в том, что Р. ещё далеко до старения. Р. Возможно уже прошла свой пик развития который был в эпоху Петра 1, тем актуальнее становится борьба с либерализмом, которая позволит замедлить развитие гос-ва, кот., впрочем, не избежит ни один народ. Тенденция Р. К революции д.б. заморожена.
Константин Николаевич Леонтьев более всего был озабочен опасностью перемен для самобытности и цельности народного организма, и прежде всего – опасностями надвигающегося эгалитарно-либерального прогресса. «Надо просить Царя,– писал Леонтьев,– чтобы он держал нас грознее». Пора перестать бояться страшных слов, раз дело идет о необходимости спасать Россию от грядущего зла. Надо не останавливаться и перед насилием, ибо без насилия нельзя.
Леонтьев разделял позицию автора «России и Европы» в том отношении, что вся история состоит всего лишь из смены культурных типов, причем каждый из них «имел свое назначение и оставил по себе особые неизгладимые следы». Обсуждая вопрос о возможности прогнозировать будущее различных культур (культурно-исторических типов, по Данилевскому), Леонтьев приходил к выводу, что такое прогнозирование может быть обоснованным и осуществимым. Он оговаривался при этом, что государственные организмы и целые культурные миры невозможно мерить несколькими годами, как жизнь организмов животных особей. Эпохи геологические измеряются тысячелетиями, жизнь личная измеряется годами, жизнь историческая тоже имеет приблизительное мерило – век или полвека. Государственные организмы подчиняются циклу, который Леонтьев определяет в 1200 лет (современный философ и историк Л. Н. Гумилев сходный органический возраст обосновал для существования крупных этносов). Таким образом, отмечал он, у таких государств, как Англия, Германия, Франция и тем более Россия, остается еще некоторый срок для завершения этого цикла.
Леонтьев отвергал либеральный эгалитаризм, сближая и часто отождествляя его с анархизмом и с эгалитаризмом социалистов. В обсуждении перспектив последнего он предсказывал появление особого, «нового социалистического феодализма». Вот один из характерных для него приемов рассуждений: «Если... анархисты и либеральные коммунисты, стремясь к собственному идеалу крайнего равенства (который невозможен), своими собственными методами необузданной свободы личных посягательств должны рядом антитез привести общества, имеющие еще жить и развиваться, к большей неподвижности и весьма значительной неравноправности, то можно себе сказать вообще, что социализм, понятый как следует, т.е. не что иное, как новый феодализм, уже вовсе недалекого будущего, разумея под словом феодализм, конечно, не в тесном и специальном его значении романо-германского рыцарства, а в самом широком его смысле, т.е. в смысле глубокой неравноправности классов и групп, в смысле разнообразной децентрализации и группировки социальных сил, объединенных в каком-нибудь живом центре духовном и государственном; в смысле нового закрепощения лиц другими лицами и учреждениями, подчинение одних общин другими общинами, несравненно сильнейшими или чем-нибудь облагороженными (так, например, как были подчинены у нас в старину рабочие селения монастыря)». Современные ему коммунисты и социалисты предстают теми же либералами, только нацеленными на крайние меры и приемы действий – «до бунта и преступлений», что является, по сути дела, доведением либерально-эгалитарного принципа до его «крайности» (в незавершенной работе «Средний европеец как идеал и орудие всемирного разрушения», 1872–1884).
Обсуждая
тему «русской государственности», Леонтьев
был склонен выводить ее природу
из византийского и отчасти
Оценки ситуации в России и Европе строились Леонтьевым на основе анализа тенденций и общих закономерностей жизни государственных организмов, которые они обнаружили в ходе социальной истории. В начале развития государства всего сильнее проявляет себя аристократическое начало, в середине жизни государственного организма появляется тенденция к единоличной власти и лишь «к старости и смерти воцаряется демократическое, эгалитарное и либеральное начало». В российской истории – «великорусской жизни и государственной жизни» – он видел глубокое проникновение византизма, т.е. единства сильной государственности с церковью. «Я хочу сказать, что царизм наш, столь для нас плодотворный и спасительный, окреп под влиянием православия, под влиянием византийских идей, византийской культуры. Византийские идеи и чувства сплотили в одно тело полудикую Русь».
Последующие выводы Леонтьева из этого обобщения были весьма категоричными – «византизм как система византийских идей и институтов, сопрягаясь с нашими патриархальными, простыми началами», создала наше величие; изменяя этому византизму, мы погубим Россию; перед угрозой надвигающегося западного эгалитаризма следовало бы «подморозить прогресс».
7. Основные социальные
и политико-правовые
взгляды Ф.М. Достоевского.
Федор Михайлович Достоевский родился 30 октября 1821 г. в Москве. Отец его был хирургом в госпитале для бедных; перед выходом в отставку он получил дворянский титул и уехал жить в деревню, в свое поместье. Натура развратная и очень жестокая, особенно в старости, он дошел до того, что возмущенные крепостные крестьяне зверски убивают его.
Первый приступ эпилепсии у будущего гения русской литературы случился в возрасте семи лет.
1837 г. - важная дата для Достоевского. Это год смерти его матери, год смерти Пушкина, которым он с братом зачитывается с детства, год переезда в Петербург и поступления в военно-инженерное училище. В 1839 г. он получает известие о расправе над отцом. За год до оставления военной карьеры Достоевский впервые переводит и издает "Евгению Гранде" Бальзака (1843). Год спустя выходит в свет его первое произведение, "Бедные люди", и сразу для всех становится ясно - появился большой писатель. Но следующая книга, "Двойник", встречает неуспех. После публикации "Белых ночей" он был арестован (1849) в связи с "делом Петрашевского", в кружке которого, кроме разговоров и чтения письма Белинского Гоголю, ничего серьезного не происходило. Суд и суровый приговор к смертной казни скорее был похож на трагифарс. Только на эшафоте осужденным объявляют о помиловании, заменив смерть жизнью на каторге. Один из приговоренных к казни в этот момент сходит с ума.
Лишь через 10 лет Достоевский, будучи уже женатым, возвращается в Петербург, но негласное наблюдение за ним не прекращается до конца его дней. Годы заключения абсолютно перевернули его взгляд на мир. В период с 1860 по 1866 г.г.: работа с братом в собственном журнале, романы "Записки из мертвого дома", "Униженные и оскорбленные", "Зимние заметки о летних впечатлениях" и "Записки из подполья" - можно сказать, что настоящий Достоевский рождается из этого произведения. Поездки за границу со своей возлюбленной Аполлинарией Сусловой (жестокий роман с которой длится 3 года), разорительная игра в рулетку, постоянные попытки добыть денег и в то же время - смерть жены и брата, долги которого он берет на себя. Это время открытия им для себя Запада и возникновения ненависти к нему.
В 1867 г. написан роман "Идиот".
Последние годы жизни невероятно плодотворны: 1871 - "Бесы", 1873 - начало "Дневника писателя" (серия фельетонов, очерков, полемических заметок и страстных публицистических заметок на злобу дня), 1874 "Подросток", 1876 - "Кроткая", 1879 - "Братья Карамазовы". В это же время два события стали значительными для Достоевского. В 1878 г. император Александр II пригласил к себе писателя, чтобы представить его своей семье, и в 1880г., всего лишь за год до смерти, Достоевский произнес знаменитую речь на открытии памятника Пушкину в Москве. Это, наконец, настоящий триумф. Он уверен, что теперь является первым писателем в России и победил-таки графа Льва Толстого.
Несмотря на ту известность, которую Достоевский получил в конце своей жизни, поистине непреходящая, всемирная слава пришла к нему после смерти. В частности, даже Фридрих Ницше признавал, что Достоевский единственный, кто сумел ему объяснить, что такое человеческая психология.
Таким образом, несмотря на ту известность, которую Достоевский получил в конце своей жизни, поистине непреходящая, всемирная слава пришла к нему после смерти. В частности, даже Фридрих Ницше признавал, что Достоевский единственный, кто сумел ему объяснить, что такое человеческая психология.
Среди
великих русских писателей
Такой взгляд во многом предопределялся размышлениями над внутренней стороной европейской жизни, над ее цивилизацией. «Цивилизация,– писал он,– вырабатывает в человеке только многосторонность ощущений... и ничего больше». При этом с ростом цивилизации никак не возрастают нравственные силы человечества и в итоге, отвергнув Христа, европейская цивилизация «оставляет человека с его бессильной и бесплодной свободой, как бы обнажает хаос, который таится в человеке; цивилизация не в силах справиться с теми трудностями, которые она же сама и создает».
Отсюда глубокое недоверие Достоевского к социализму, базирующемуся на предположении о возможности переделать человеческую природу, создать «нового человека». Поэтому социализм для него всецело покоится на насилии (к этой мысли писатель приходит не сразу). Утопичность и фантастичность социализма он воспринимал как мнимое преодоление европейской нравственной трагедии. Равным образом он критически оценил и русский революционный активизм конца 60-х гг. В романе «Бесы» можно увидеть и осуждение уже имевшего место революционного авантюризма, и предостережение против любой революции, и общий вывод о несовместимости справедливости и братства с революционным социализмом.
Достоевским
остро поставлен и освещен
вопрос о соотношении материальных
и духовных потребностей человека в
процессе радикальных социальных перемен,
об их противоречивости, которая находит
проявление в противоречии между
«хлебом и свободой». В знаменитой
главе «Великий инквизитор» из романа
«Братья Карамазовы», об антикатолической
и антисоциалистической направленности
которой написана целая библиотека философской
полемики, наиболее отчетливо выражено
осуждение перспективы добровольно-рабского
отвержения моральности и свободы (по
причине слабосильности человеческого
духа) – в пользу получения хлеба насущного.
Эта перспектива изложена устами заинтересованного
в ней Великого инквизитора, и характеризует
она его взаимоотношения с будущими своими
подданными: «Никакая наука не даст им
хлеба, пока они будут оставаться свободными,
но кончится тем, что они принесут свою
свободу к ногам нашим и скажут нам. лучше
поработите нас, но накормите нас. Поймут,
наконец, сами, что свобода и хлеб земной
вдоволь для всякого вместе немыслимы,
ибо никогда, никогда не сумеют они разделиться
между собою! Убедятся тоже, что не могут
быть и свободными, потому что малосильны,
порочны, ничтожны и бунтовщики... Но под
конец они-то станут и послушными. Они
будут дивиться на нас и будут считать
нас за богов, за то, что мы, став во главе
их, согласились выносить свободу и над
ними господствовать,– так ужасно им станет
под конец быть свободными».
8. Политико-правовые взгляды Тихомирова.
1870 закончил Керченскую гимназию, с золотой медалью и поступил на ЮФ МГУ. Член революционных кружков; в ноябре 1873 г. Арестован. 1877 Становится членом исполкома «земля и воздух» - гл. идеолог и редактор. После убийства А2 Т. Бежит за границу. В эмиграции продолжает свою революционную деятельность. 1877 в Париже выпускает брошюру «Почему я перестал быть революционером» - развинчивает революционные идеи. Получив высочайшее помилование в январе 1890 г. Возвращается в Россию, где до самой смерти пропагандирует консерватизм. Получает чин тайного советника- помогал Столыпину. Тихомиров выделял самобытные основы рос. Общества такие как: саможержавие, православие. Исследуя смену одних ФП другими Тихомиров пришел к выводу, что нет в смене ФП никакой закономерности, основная форма- демократия из которой все развивается и к которой всё возвращается. В любом обществе существуют элементы всех властей (монархии, аристократии и демократии), смена одной власти другой не происходит в силу внутренней эволюции. Т. Считал, что ФП обусловлена нравственно- психологическим состоянием нации, оно пораждается условиями экономическими – социальными – религиозными. В человека есть часть божественной сущности. В качестве высшей политической реальности люди понимают грубую силу (силу большенства). ФП по Тихомирову зависит от нравственно –психологич., состояния нравственности, а остальные факторы влияют на ФП опосредованно, через формаривание нравственно –психологического строя народа. «Верховная власть как един. Предст-ль гос-ва явл-ся высшим примерителем, когда исчерпаны все возм-ти компромиса». Пределы действия гос-ва в отношении общества Т. Считал границы естественного права, которе вытекает из псих. И социал., природы человека.