Основные концепции правопонимания. Западно-европейская и российская правовые мысли 19 века

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2011 в 11:41, шпаргалка

Описание работы

Правопонимание – система знаний об общих закономерностях становления и функционирования права, его сущности, содержании, формах и социальном назначении.

Работа содержит 1 файл

ответы РФП.doc

— 171.00 Кб (Скачать)

   2 вида законов: - закон нравственности (правило, по которому должны  действовать нравственные существа, если они не хотят отказаться  от своего нравственного достоинства); - общественный закон (правила, по которому должны поступать нравственные существа в обществе если не хотят отказаться от жизни в данном обществе). Выделяет 2 функции закона в обществе: определительная и охранительная. Неволин: «Все законы делятся на: внутренние(индивидуальные) и внешние(устанавливаются не разумом отдельного человека, а коллективным разумом)» Внешние законы ставят рамки внутренних законов.

     Доктрину естественного права  сформулировали Лойе Монтескьё  и др. Естественное право вне  гос. Власти становиться пустой идеей. Отстаивал идею уникальности развития гос. (факторы)

    
4. Политические и правовые взгляды Чичерина как основоположника концепции "Возрожденного естественного права".

   Основная  деятельность его пришлась на 2-ю половину XIX в. В этот период в Россия созрела для перестройки и материально и идеологически. В 1861 г. Был принят «Манифест об освобождении крестьян». 1864 «Положение о губернских, уездных и земских учреждениях»- выборность, представительство всех сословий, ответственность учреждений за муниципальные дела. 1864 г. – утверждены основные положения судебной реформы. Александр 2 был основным человеком этих реформ. Его убили в 1881 г. В результате террористического акта. После убиства А2 в России установился период «реакции». Возвращение к старому пути развития гос-ва.

   Идеи  о государстве Чичерина относятся  к направлению государственнической школе. Идеи о концепции возрожденного  естественного права (формируются  в 50-60 годы 19 века). Идеи: идеи различия права и закона, идеи различия права  и гос-ва.

   Б.Н. Чичерин – родоначальник концепции  возрожденного естественного права  в России и мире.

   Чичерин родился в семье помещика г.Тамбов в 1828 году. Получил хорошее домашнее образование. 1854 г. –МГУ юрфак. Увлекался философией Гегеля и она становится домин. В мировоззрении БНЧ. 1859 – закончил универ. Активно изучал историю России. 1852 г. Представляет диссертацию «Об областном управлении в России 17 века». (Вся Россия страдает от самодержавия). Либеральное течение. Свобода рынка-личности-невмешательство государства. В 60 годы создает «Курс гос-ой науки» и «История политико-правовых учений». 1871 г – женился. Конец 70х – «История политических учений». 1881 – занимает пост Московоского главы, в 1882 – отстранен. В 1900 году закончил писать «Философия права», которая была опубликована в 1906. Умер 3 февраля 1904 г. Оставив после себя гигантское философское, научное наследство.

   «ФП»  посвящена критике позитивистской концепции права, видит недостатки в концепции естественного права. Критикуя концепции позитивизма, создает новую концепцию права: возрожденного естественного права. Методология: Гегелевская, диалектическая, ему не нравилось то, что все индивидуальное поглощается общим.

   Считал, что «Теоретический позитивизм пагубен для России», «Только человек, есть источник всего сущего». «У человека, качеством определяющим всю его деятельность является воля», «Человек свободен по природе». Только разумная воля является свободой. БНЧ выделил ступени свободы: 1) внешняя свобода человека есть право, 2)внутренняя свобода – нравственность, 3)Общественная свобода – единство права и нравственности. «Право – внутренняя свобода человека, опред. Внешним законом.» Право- необходимая мера разумной свободы человека. Формы существования права: обычное пр., законодательсво, пр. юристов(суд. Прецендент). Все эти формы определены  потребностями человеческого общества, где свобода одних людей становится проявлением свободы дргуих. Чичерин считал, что естественное право проявляется только тогда, когда эти 3 формы позитивного права начинают освящаться юр.наукой.

   Правовая  доктрина – критерий проверки истинности естественного права. Естественное право- право, которое открывается  из позитивного права юр.наукой. В основе естественного права  лежит правда (- способ выражения  равенства между людьми). Равенство между людьми – главный критерий, к достижению которого человечество должно стремиться в своем развитии. «Люди равны только в идеале. Равенство не м.б. потому, что люди в своей потенции не равны.» Равноправие – только перед зак-м. Гос-во – вершина нравственно-пр. соединения. Равноправие – это предоставление каждому члену общества равных с другими возможностей реализовать свою свободу.

          
5. Политико-правовые  взгляды Данилевского. Теория культурно-исторических  типов.

   Николай Яковлевич Данилевский (1822-1885) родился 27 ноября 1822 г.  в селе Оберец Орловской губернии  в  дворянской  семье.  С  1837  по  1842  он обучался в Царскосельском лицее, затем стал вольнослушателем  Петербургского университета. В 1847 г.  он  получил  степень  кандидата,  а  в  1849  г.  -магистра ботаники. В 1853  г.  участвовал  в научных экспедициях под руководством  К. Бэра, перед которым  стояла  задача исследования озер и морей России  для  определения  перспектив  рыболовства.

   Данилевским в этот период был собран  богатый  естественнонаучный  материал, использованный  им  позже,  при  написании  книги  «Дарвинизм.   Критическое исследование»  (1879-1885).  Однако  как  естествоиспытатель  он  не  оказал большого  влияния  на  науку  своего  времени.   Теоретически   его   больше интересовали философско-исторические и культурологические  проблемы.  Осенью 1865 г. он начал писать труд,  принесший  ему  впоследствии  известность,  - «Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения  славянского мира к германо-романскому». В 1868 г. работа над книгой  была  закончена,  и она была опубликована в журнале «Заря» за  1869-1871  гг.  В  1871  г.  было осуществлено первое издание «России и Европы».

   Книга Данилевского с ее попыткой дать ответ  на возникшие в русском  обществе вопросы о  дальнейших  судьбах  России,  ее  взаимоотношений  с  европейским миром,  с  оригинальной  концепцией   всемирной   истории,   перевертывавшей традиционные представления, обрела популярность. 

   Начиная с 1879 г. он пишет  объемистый  труд  «Дарвинизм.  Критическое исследование», который вышел в свет уже после его смерти, в 1885 г.,  и  был воспринят в научных кругах как неосновательное посягательство  на  авторитет Ч.  Дарвина. 

   В 1890 г. вышел «Сборник политических и  экономических статей», которые были написаны Данилевским в разные годы и свидетельствовали о консервативно- монархической настроенности автора,  о  чем  свидетельствуют  сами  названия статей:  «Несколько  слов  по  поводу   конституционных   вожделений   нашей «либеральной прессы»,  «Происхождение  нашего  нигилизма»,  «Г.  Соловьев  о православии и  католицизме».  «Нигилизм  не  есть  наше  русское  самобытное явление, происшедшее как результат частных зол и неустройства нашей  жизни», «конституция в России совершенно и абсолютно невозможна, т. е. нет власти  и могущества на земле, которые могли бы ей даровать ее» - эти  и  подобные  им идеи  были   восприняты   как   антипрогрессистские   и   антизападнические, порожденные активизацией  внутриполитической   реакции  80-х гг.  Теория   существования исторических «циклов», с обоснованием которой выступил Данилевский, не  была абсолютным новшеством в истории философии, подобные  идеи  высказывались Д. Вико, И. Г. Гердером, Р. Ю. Виппером, Г. Лампрехтом.  Пытаясь понять причины враждебного отношения Европы к России,  Данилевский  приходит к теории культурно-исторических типов.

         Почему Запад и Восток, Европа  и Азия противопоставляются   друг  другу? Почему Европа  считается полюсом прогресса,  совершенствования,  а  Восток  – полюсом застоя? Это не так. Просто в любой части света  есть  страны  «очень способные, менее способные  и  вовсе  неспособные  к  гражданскому  развитию человеческих обществ».  Например,  Китай  имеет  промышленность,  во  многом превосходящую европейскую, китайское  земледелие  тоже  находится  на  очень высоком уровне развития. Есть у Китая и своя  литература,  философия.  Разве это не прогресс? Да, «…дух жизни отлетел от Китая… он замирает под  тяжестью прожитых им веков». Но ведь это удел всего человечества! Любая  цивилизация, в том числе и  Европа,  рано  или  поздно  погибнет.  «Народу  одряхлевшему, отжившему, свое дело сделавшему и  которому  пришла  пора  со  сцены  долой, ничто не поможет, совершенно независимо от того, где он живет –  на  Востоке или на Западе». Прогресс и застой – характеристики возраста народа.

         Далее Данилевский рассматривает  понятие «системы науки». Он  уточняет, что  говорит  не  о   «внутренней  системе  наук,  т.  е.   о   расположении, группировке  предметов или явлений, принадлежащих к кругу известной науки, сообразно их взаимному сродству и действительным отношениям друг  к другу».

   Степень совершенства системы  отражает  степень  совершенства  самой  науки. Например, сначала считали, что  Солнце  и  планеты  вращаются  вокруг  Земли, потом - что планеты и Земля вертятся вокруг   Солнца  по  окружностям.  Затем окружности заменили эллипсами. Подобное происходит в любой науке.  И  только когда наука начнет уяснять себе естественную (истинную) систему  входящих  в нее явлений, тогда ее можно называть наукой.

   Основными требованиями естественной системы  являются следующие:

   1) Принцип деления должен обнимать  собою всю сферу делимого,  входя  в нее как наисущественнейший  признак. 

         2) Все предметы или явления одной  группы  должны  иметь  между  собой большую степень сходства или  сродства,  чем  с  явлениями  или  предметами, отнесенными к другой группе.

         3) Группы должны быть однородными,  т.е. степень сродства,  соединяющая  их членов, должна быть одинакова в одноименных группах.

         Эти принципы можно применить  и к истории. Историю  принято   делить  на древнюю, среднюю   и  старую.        События,  одинаково  важного  для  всего человечества, разделяющего историю человечества на разные периоды,  попросту не существует. Даже к христианству разные народы приходят в разное время.      

   Все исторические племена имели свою  древнюю,  свою  среднюю  и свою новую истории. Конечно, можно и не ограничиваться  только  этими  тремя периодами  (их  может  быть и   больше)   развития   исторических   племен. Данилевский приходит к понятию культурно-исторического типа, то есть  «формы исторической жизни человечества, как формы растительного и животного мира, как формы человеческого искусства (стили архитектуры, школы живописи),  как формы языков  (односложные,  приставочные,  сгибающиеся),  как   проявление самого духа, стремящегося осуществить типы  добра,  истины  и красоты».  И только для конкретного типа  (цивилизации)  можно ввести  понятия древней, средней  и  новой  истории.  Общечеловеческой  же  цивилизации   просто   не существует.

         Рассматривая историю отдельного  типа, возможно определить возраст   его развития. Можно также попытаться  предсказать историю  типа,  жизнь  которого еще не завершилась. Но сказать что-нибудь о развитии человечества вообще  мы не можем; так же невозможно определить и возраст всемирной истории.

         Существуют следующие культурно  –  исторические  типы  (или   самобытные цивилизации):  1)  египетский,   2)   китайский,   3)   ассирийско-вавилоно- финикийский, 4)  индийский,  5)  иранский,  6)  еврейский,  7)греческий,  8) римский, 9) ново-семитический, 10) германо-романский, или европейский,  11) мексиканский, 12) перуанский. Последние два погибли насильственной  смертью и  не  успели  завершить  своего  развития.  Среди  этих  типов   существуют уединенные и преемственные, результаты деятельности которых передавались  от одного к другому «как материалы для питания, или удобрение…  той  почвы,  на которой  должен  бы  развиваться  последующий  тип».   Преемственные   типы: египетский, ассирийско-вавилоно-финикийский, еврейский,  греческий,  римский и германо-романский, или  европейский.  Ни  один  из  культурно-исторических типов   не   может   бесконечно   развиваться.    Результаты,    достигнутые последовательными трудами преемственных цивилизаций, «получивших к тому  же сверхъестественный   дар   христианства»,   должны   превзойти    результаты цивилизаций уединенных (китайская и индийская).   Это и есть  естественное объяснение западного прогресса  и  восточного  застоя.  Но  уединенные  типы развивали  стороны  жизни,  не  свойственные  преемственным  типам,  и  этим содействовали «многосторонности  проявления  человеческого  духа  –  в  чем, собственно,  и  заключается  прогресс».  К  тому   же   многие   изобретения (десятичная система счисления, компас, шелководство, порох) были  перенесены в Европу с Востока.  Индийская  поэзия  и  архитектура  по  праву  считаются обогащением искусства.

         Вышеперечисленные культурно-исторические типы являются  положительными  деятелями в истории человечества. Но кроме них еще  существуют  и  «временно проявляющиеся феномены… как гунны, монголы, турки,  которые,  совершив  свой разрушительный  подвиг,  помогши  испустить   дух   борющимся   со   смертью цивилизациям и разнеся их остатки, скрываются в прежнее ничтожество»  (бичи Божьи). Это отрицательные деятели человечества. Иногда  и положительная,  и отрицательная роль достается тому же племени (германцы,  аравитяне).  Также существуют  племена (например,  финские),    которым   не   свойственна   ни положительная,  ни  отрицательная роль.  Они не   достигают   исторической индивидуальности и составляют лишь этнографический материал  для культурно- исторических типов.

Информация о работе Основные концепции правопонимания. Западно-европейская и российская правовые мысли 19 века