Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2011 в 11:41, шпаргалка
Правопонимание – система знаний об общих закономерностях становления и функционирования права, его сущности, содержании, формах и социальном назначении.
1.Основные концепции правопонимания. Западно-европейская и российская правовые мысли 19 века.
Правопонимаение – система знаний об общих закономерностях становления и функционирования права, его сущности, содержании, формах и соц. назначении.
Основные концепции правопонимания:
1.концепция естественного права (юснатурализм). Д. Локк, Т. Гоббс, Дидро, Руссо, Вольтер, Монтескье. Право понимается как система естественных прав человека, существующих независимо от государства; государство создает позитивное право, которое не должно противоречить естественному. В России на протяжении 18в. данная концепция полностью не была раскрыта. Представитель – Радищев. В России в 18веке не существовало целостной системы юридического образования и правовой науки. Во 2 половине 19века в России складывается концепция возрожденного естественного права (Новогородцев, Чичерин, Трубецкой).
2.правовой позитивизм. В Европе с начала 19в становится основным направлением научно-правовых исследований. В России в середине 19в правовой позитивизм так же является основным направлением развития правовой мысли и иные направления развиваются либо в альтернативу, либо в противоположность. Право-совокупность норм, исходящих от государства и обеспеченных его принудительной силой (Дж. Остин, а в России - Шершеневич).
Одним из направлений развития правового позитивизма является правовой нормативизм (Ганс Хензен). Право- система правовых норм, составляющих пирамиду, на вершине которой стоит главная норма- норма К-ции, а остальные нормы должны ей соответствовать.
3. историческая концепция права. Середина 19в Пухта, Савиньи. Право- совокупность исторически сложившихся в обществе правовых обычаев, которые постепенно закрепляются государством и им охраняются. В России во второй половине 19в данное направление было популярно.
В российской правовой мысли во второй половине 19в складываются самостоятельные концепции права: психологическое право, и вектор развития правовой мысли перемещается в Россию.
4. психологическая концепция. Петрожицкий Л.И. Право- совокупность особых правовых эмоций императивно-атрибутивного характера. В СССР в 20-30 г. Данная концепция развивалась М.В. Рейснером.
5. социалогическая концепция. Йеринг – создатель. В России - Муромцев. Право- совокупность правоотношений, право реализованное в правоотношениях – живое право, а право, закрепленное в НПА, но не реализованное – мертвое право.
Западничество (влияние с середины XVII в.) Образованные россияне под влиянием достижений запада в различных сферах приходят к выводу, что нужно следовать по пути запада и в правовом аспекте Россия должна активно перенимать европейский опыт учитывая свою специфику. Идейный лидер – Т.Н. Грановский (1818- 1855)… Осуждали крепостное право, сословное деление общества – порводил анологию с западом и утверждал, что КП будет отменено. Кавелин (1818 - 1885) Основатель шлокы истолкования истории России. Борьба личности за свободу – двигатель истории. Высоко ценил реформы Петра I. Считал абсолютную власть монарха наилучшим вариантом управления. Был портив идеи представительства. Особенно большое значение в борьбе с крепостничеством имели "Записки охотника" И. С. Тургенева (1849), публичные курсы лекций по истории Т. Н. Грановского (1843-44, 1845-46, 1851), а также его статьи, записки А. П. Заблоцкого-Десятовского "О крепостном состоянии в России" (1841) и К. Д. Кавелина "Записка об освобождении крестьян в России" (1855, изд. 1898).
Славянофилы (30, 40-е года XIX века) Разрабатывали путь для России. Представители: Братья Асаковы, Кириевские, Самарин, Хомяков. Единство в том, что Русский народ неполитичен. Были сторонниками отмены крепостного права при сохранении патриархально-общинных устоев. Призывали к освобождению южных славян из-под турецкого ига (отсюда название — славяновилы, то есть славянолюбы), организовывали Славянские комитеты. Сыграли важную роль в собирании и сохранении памятников русской культуры и языка. Для мировоззрения С. характерны: отрицательное отношение к революции, монархизм и религиозно-философские концепции. Большинство С. по происхождению и социальному положению были средними помещиками из старых служилых родов, частично выходцами из купеческой и разночинной среды.
2. Концепции права
в России 20 век. Современные
концепции права в России.
В конце 19 века в России сложились концепции: возрожденного естественного права, социологическая концепция, психологическая концепция и получили развитие религиозные концепции права (С.Н. Булгаков, И.А. Ильин, Бердяев).
В первые постреволюционные годы в России сохраняется высокий уровень философско-правовой мысли. В основном исследования ведутся в рамках Академии Наук (Тарановский создает учебник по Энциклопедии права. Он развивает взгляды Кистяковского.) Тарановский считал, что развитие науки необходимо на основе духовных начал.
Правовые исследования с 17 по конец 20 годов практически не ведутся. В январе 1919г были приняты «Руководящие начала» по УП РСФРС, в которых единственный источник права- революционное правосознание.
В конце 20х годов в развитии правовой мысли известны взгляды следующих ученых: М.А. Рейснер, Е.Б. Пашуканис. Рейснер развивал психологическую концепцию права Петрожицкого на революционное основе. Пашуканис – разработчик меновой концепции права, выводит право из отношений товаровладельцев, его цчение – вариант советско- социологической концепции права (развивал концепцию Мурманцева).
С
конца 30х годов в СССР складывается
концепция позитивизма –
С конца 50х годов складывается «широкий» подход к праву, в рамках которого в содержание права включаются не только нормы, исходящие от гос-ва, но и другие правовые явления.
Концепции с конца 50х по 70г:
-концепция Кечекьян (право - совокупность норм права, правоотношений);
-концепция Миколенко (право - совокупность норм права, правоотношений и правосознания);
-концепция Явич(право- совокупность норм права и субъективных прав граждан).
Во всех концепциях данного направления в содержании права нормы права первичны.
Узко-нормативный подход к праву сменяется «широким» с конца 70х г.
С середины 90х г. в России возрождаются исследования по философии права (С.С. Алексеев, Нерсесянс). Некоторые ученые считают, что с конца 80х годов складывается направление интегративная концепция (Цыганов считает, что интегративная концепция – вариант широких концепция права). Представители: В.В. Лазарев, Т.Н. Радько.
В рамках широкого подхода к праву авторы признают взаимодействие различных правовых явлений в содержании права, а в рамках интегративной концепции права осуществляется взаимосоприкосновение этих элементов.
Современные концепции права в России:
1. Либеральная концепция права. (Нерсесянс) – концепция различия права и закона. Право-мера свободы, справедливости и равноправия, закрепленная в рамках закона и обеспеченная государством (взаимодействие естественной и позитивистской концепции).
2.
Коммуникативная концепция. (А.В.Поляков)
Право-форма коммуникации в
3. Реалистический позитивизм. (Р.А. Ромашов) предполагает анализ понятия «право» в контексте человеческой деятельности. (социалогич. +позитивист.+ историч. концепции)
4.
Диалогическая концепция. (Честнов)
Право – диалог, или отношение
между полярными социальными
оппозициями, из которых
3. Политико - правовые
взгляды К.А. Неволина.
Общая характеристика "Энциклопедии
Законоведения".
Ист.Спр. 30-50 годы XIX в. – эпоха реакционная, консервативная. Крупные ист.события: «Попытка переворота- восстание Декабристов». Кодификация и Систематизация законодательства (прерывалась в связи с войной 1812г.) под руководством Сперанского продолжено. 1830 – Полное собрание законов Российской империи. Стабильность в госуд-ве была залогом такой кодификации. Такой титанический труд поднял вопрос → создание единой концепции права.
В 1906г Неволин родился в г. Орлове Вятской губер. В семье священника. Закончил Вятскую семинарию, Московскую духовную академию, в 1828 г. Прошел курс законоведения в Спб. Обучался у Сперанского, был направлен в Берлинский университет для продолжения обучения (прослушал курс лекций Гегеля). По возвращении в Спб. выдержал экзамен на звание «доктор правоведения». Был направлен на должность профессора в Киевский универ. 3 раза утверждался ректором. В 1839-1840 годах написал «Энциклопедию законоведения» - первый труд в области правоведения в России. За это был удостоен Демидовской премии. «О петинах и постах…» тоже премия. В 1843 г. Женился – 3е детей. В 1851 году выходит «История рос. гражданских законов» (заложил основы науки ГП). 1855 уехал за границу лечиться, где и скончался (Германия).
Неволин – основоположник рос. юр. Науки и рос. юр. образования. Его взгляды относительно гос-ва были конформистскими, он не выдвигал реформаторские идеи относительно гос-ва, придерживался консервативных взглядов. В его концепции сочетаются религиозная, историческая, позитивистская и естественная правовых концепции. Методология правовых исследований – Гегельская, диалектическая.
Взгляды Неволина – интегративная юриспруденция.
Энциклопедия
законоведения –
2 части зак-ва:
-естественные(вечные). Формируются и создаются в обществе в силу его внутрен. потребностей.
-
положительные – те которые
уст. гос. руководствуются
Энциклопедия законоведения охватывает: в 1 томе: общее учение о законах и учение о философии законодательства, во 2 томе: история положительных законодательств. Под законоведением Неволин понимал всю юридическую науку в целом, т.е. юриспруденцию. У всех юр. наук один предмет- закон. Предмет энциклопедии законоведения - обзор всех наук законоведения в общей части. Состоит из 2х частей: общей и особенной. Он ее называет теория науки законов. Данная наука обосновывает целостность всей юриспруденции.
В учении Неволина нет критики современной ему рос.гос. действительности, нет критики крепостного права.
В энциклопедии законоведения одной из центральных проблем является проблема соответствия правды, справедливости и права. Правда- проявление божественного начала в нравственном мире людей. Неволин определяет понятие «право» и «справедливость» как синонимы. В обществе справедливость всегда проявляется в правах и обяз-стях людей. Власть по Неволину- воля одного лица, соответствующая внутренним требованиям правды и имеющая силу определить деятельность других лиц. Власть лица над лицом, основанная на правде в целом, называется право, а в отношении другого лица – обязанность.
Содержанием права явл. Права и обязанности конкретных суб. Пр. и обяз. - способ существования справедливости. Неволин под формой права понимает закон или законодательство (Закон – зафиксированные, понятия права и обязанности).