Основные идеи лютеранства

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 22:32, реферат

Описание работы

Данный реферат посвящен возникновению и развитию лютеранства в западной Европы в период Реформации. Целью работы является изучение особенностей религии лютеранства в западной Европе в период Возрождения и ее роль в развитии религиозной Реформации.
Объектом исследования является религиозная жизнь западной Европы эпохи Возрождения.Предметом исследования данного реферата является религия лютеранство.

Содержание

Введение 3
Основная часть 5

Реформация. Политическая ситуация в Германии в первые годы реформационного движения 5

Мартин Лютер 7


Основные идеи лютеранства 11

Отношение к официальной церкви и религии. 95 тезисами против индульгенций (1517) 11
Соотношение церковной и светской власти. Сочинение «О Свободе христианства»(1520) 13
Возникновение государство и его функции. Сочинение «О светской власти» (1523) 16

Заключение 18

Список литературы 19

Работа содержит 1 файл

ипу реферат.docx

— 55.69 Кб (Скачать)

План:

  1. Введение                        3
  2. Основная часть         5
 
    1. Реформация. Политическая ситуация в Германии в первые годы реформационного движения                5     
 
    1. Мартин  Лютер         7
 
 
    1. Основные  идеи лютеранства              11
 
    1. Отношение к официальной  церкви и религии. 95 тезисами против индульгенций (1517)                                                      11
    2. Соотношение церковной и светской власти. Сочинение «О Свободе христианства»(1520)               13
    3. Возникновение государство и его функции. Сочинение «О светской власти» (1523)             16
 
  1. Заключение                 18
 
  1. Список  литературы               19
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
    1. Введение

     Данный  реферат  посвящен возникновению и развитию лютеранства в западной Европы в период Реформации. Целью работы является изучение особенностей религии лютеранства в западной Европе в период Возрождения и ее роль в развитии религиозной Реформации.

     Объектом  исследования является религиозная жизнь западной Европы эпохи Возрождения.Предметом исследования данного реферата является религия лютеранство.

     Конец XV - первая половина XVII в. переломная эпоха  человеческой цивилизации, которую  принято называть эпохой перехода от Средневековья к Новому времени. Это был период, когда, с одной  стороны, происходили глубокие социально-экономические  и политические изменения, обусловившие зарождение буржуазных отношений в  Европе, с другой - кардинальная духовная перестройка всего средневекового общества. Важная примета времени - бурное развитие городов. Они становятся не только центрами политической и  культурной жизни, но и сосредоточением  крупных промышленных предприятий (централизованных мануфактур) и капитала.

Вновь классы буржуа и рабочих пытаются выработать свою идеологию - систему  взглядов, понятий, представлений, идей, через которую они воплощают  экономические, политические, мировоззренческие  стремления.

       В Средневековье идеологические  программы, как и вся духовная  жизнь общества, выступали в основном  в форме религиозных учений. Главной религией в Западной Европе к началу XVI в. был католицизм, на Востоке Европы - православие. И там, и там церковь имела огромное политическое влияние, став неотъемлемым элементом феодальной системы. Сосредоточив значительные земельные богатства, она доминировала в политической и духовной жизни, оказывая давление на государственную власть. Иногда церковь даже пользовалась большими привилегиями, чем светская верхушка (в частности в юридически-правовой сфере).

     Вследствие  посягательств на вселенскую теократическое власть, папство, с одной стороны, вступает в политическое противоречие со светскими князьями, а также  повсюду вызывает против себя оппозицию  национальную, государственную, сословное, интеллектуальную и моральную, религиозный  протест и желание реформы.

     С другой стороны, усиление могущества Рима вызывает постепенное обострение его  отношений с Византией, также  претендовавшей на роль лидера в христианском мире. Зато особенности исторического  развития восточных регионов бывшей рабовладельческой Римской империи, где становление феодальных отношений  происходило с некоторым опозданием, обусловили несколько иной по сравнению с Западом, характер отношений церковной и светской власти. В Византии последняя в лице императоров традиционно была выше церковной. Здесь церковь не успела достичь необходимого для общественного диктата уровня землевладения и финансового могущества, непоколебимого государственного (отдельные византийские императоры также способствовали иконоборческим выступлениям в VII - первой половине IX века) и юридически-правового (не упрочненного канонам римского права) статуса. И хотя, по официальной традиции, и на Западе, и на Востоке духовную власть ("святительство") считали выше светской ("царство"), это не препятствовало византийским императорам постоянно вмешиваться в церковные дела и объявлять себя первыми представителями духовной власти, вплоть до самостоятельного решения вопросов о созыве соборов и председательство на них. 
 
 
 
 
 

II. Основная часть

     1. Реформация

     Возрождение (Ренессанс) определяется как исторический процесс идейного и культурного  развития  накануне ранних буржуазных революций. Его элементы начинают проявляться  на поздней фазе феодализма и обусловлены начинающимся разложением феодальной системы. Весь процесс длится вплоть до ранних буржуазных революций.

     Последним хронологическим периодом Возрождения  является эпоха Реформации, завершая этот величайший прогрессивный переворот  в развитии европейской культуры. Обычно историческое значение Возрождения  связывают с идеями и художественными  достижениями гуманизма, провозгласившего в противовес средневековому христианскому  аскетизму величие и достоинства  человека. Его право на разумную деятельность, на наслаждения и счастье  в земной жизни. Гуманисты видели в человеке наиболее прекрасное и  совершенное творение Бога. Они распространили на человека присущие Богу созидание, творческие способности, видели его  предназначение в познании и преобразовании мира, украшенного своим трудом, в развитии наук, ремесел.

     В первой половине XVI в. в Западной и  Центральной Европе развернулось широкое  общественное движение, антифеодальное по своей социально-экономической  и политической сути, религиозное (антикатолицистское) по своей идеологической форме. Поскольку ближайшими целями этого движения являлись “исправление” официальной доктрины римско-католической церкви, преобразование церковной организации, перестройка взаимоотношений церкви и государства, постольку оно стало называться Реформацией. Главным очагом европейской Реформации была Германия.

     Сторонники  Реформации разделились на два лагеря. В одном собрались имущие элементы оппозиции - масса низшего дворянства, бюргерство, часть светских князей, рассчитывавших обогатиться посредством конфискации церковных имуществ и стремившихся использовать удобный случай для завоевания большей независимости от империи. Все эти элементы, тон среди которых задавало бюргерство, хотели осуществления достаточно скромных, умеренных реформ. В другом лагере объединились народные массы: крестьяне и плебеи. Они выставили далеко идущие требования, боролись за революционное переустройство мира на началах социальной справедливости.

     Участие в реформационном движении столь  разнородных общественных сил, естественно, определило наличие в нём весьма отличающихся друг от друга политических программ, представлений о государстве, праве, законе. Тем не менее, эти программы  содержали и общие, характерные  для всей Реформации идеи. Например, все сторонники Реформации признавали единственным источником религиозной  истины Священное Писание и отвергали  католическое Священное Предание. Были они согласны в том, что миряне должны “оправдываться одною верой” без посреднической роли духовенства  в “спасении” верующего. Все они  желали радикального упрощения и  демократизации церковного устройства, осуждали погоню церкви за земельными богатствами, были против её зависимости  от римской курии и т. д.

     Недовольство  охватило различные слои немецкого  общества в начале XVI в. Ни императорская  власть, ни крупные территориальные  князья не могли остановить нараставшее  внутри страны революционное движение народных масс и подъём оппозиционных  настроений бюргерства и рыцарства. В Германии складывалась революционная  ситуация. Оппозиционные течения  оставались долгое время разобщёнными. Только тогда, когда на почве широкого общественного подъёма получили большое распространение оппозиционные  и революционные идеи в религиозной  форме, различные элементы оппозиции  стали объединяться. Но и тогда  тенденция к объединению всех революционных и оппозиционных элементов в один общий лагерь, противостоящий реакционно-католическому лагерю, проявилась лишь на очень короткое время и скоро уступила место внутреннему расколу и образованию двух больших лагерей — бюргерско-реформаторского и революционного, противостоявших третьему — реакционно-католическому лагерю. 

     У истоков Реформации стоял и крупнейшим идеологом ее бюргерского крыла  являлся немецкий теолог Мартин Лютер (1483–1546). Именно он сформулировал те религиозно-политические лозунги, которые  вначале вдохновили и сплотили в  Германии практически всех поборников Реформации.1 

    1. Мартин  Лютер
 

     Мартин  Лютер (1483—1546) был сыном зажиточного  бюргера, выходца из крестьян, ставшего участником предпринимательских компаний в районе меднорудных разработок Мансфельда. Родился Лютер в Эйслебене (Саксония) и вырос в обстановке нараставшей в немецких городах оппозиции католическому духовенству. В 1497 году 14-летнего Мартина родители отвели во францисканскую школу города Марбург. В эти времена Лютер с друзьями зарабатывали на хлеб пением песен под окнами набожных обывателей. В 1501 году по решению родителей Лютер поступил в университет в Эрфурте. Дело в том, что в те времена все бюргеры стремились дать своим сыновьям юридическое высшее образование. Но ему предшествовало прохождение так называемого курса «свободных искусств». В 1505 году Лютер получил степень магистра свободных искусств и приступил к изучению юриспруденции. Тогда же, против воли отца он поступил в Августинский монастырь в Эрфурте.

     Существует  несколько точек зрения, объясняющих  такое неожиданное решение. Первая — угнетенное состояние вследствие «сознания своей греховности». Вторая гласит о том, что однажды Лютер  попал в сильную грозу, и был  настолько напуган, что дал обет монашества. Третья говорит о чрезвычайной строгости родительского воспитания, которую Лютер не смог пережить. На самом деле причину надо искать в окружении Лютера и в бытовавшем тогда в бюргерской среде колебании  умов. На решение повлияло и знакомство со многими участниками кружка гуманистов. Лютер позже описывал свою монашескую жизнь как очень сложную, но тем не менее он был примерным монахом и с огромной тщательностью выполнял все свои задания. Лютер вступил в Августинский орден в Эрфурте.2 За год до этого должность викария ордена получил викарий Иоанн Штаупитц, впоследствии ставший другом Мартина. Лютер принял монашеский обет в 1506 году, а в 1507 году был посвящён в священники.

       Лютер окончил Эр-Ауртский университет, но отказался от путей мирянина, вступив в монашеский орден августинцев. В 1508 году Лютера отправили преподавать в новый университет в Виттенберге. Там он впервые ознакомился с работами блаженного Августина. Среди его учеников был в частности Эразм Альберус. Лютер одновременно преподавал и учился, чтобы получить степень доктора теологии.

     В 1511 году Лютера отправили в Рим  по делам ордена. Поездка произвела  на молодого богослова неизгладимое впечатление. Именно там он впервые  столкнулся и увидел воочию развращенность римско-католического клира. В 1512 году он получил степень доктора богословия. 3После этого Лютер занял должность профессора теологии вместо Штаупитца.

     Лютер постоянно ощущал себя в состоянии  подвешенности и невероятной  слабости по отношению к Богу, и  эти переживания играли значительную роль в формировании его взглядов. В 1509 году Лютер читал курс о «Сентенциях» Петра Ломбардского, в 1513-1515 годах  — о псалмах, 1515-1516 годах —  о послании к Римлянам, в 1516-1518 годах  — о посланиях к Галатам и к Евреям. Лютер кропотливо изучал Библию, а помимо своих обязанностей преподавателя он являлся смотрителем 11 монастырей и проповедовал в церкви.

     Лютер говорил, что он постоянно пребывает  в состоянии ощущения греха. После  сильного кризиса Лютер открыл для  себя иную интерпретацию посланий св. Павла. "Я понял, " — писал  он, — «что божественную праведность  мы получаем последствием самой веры в Бога и благодаря ей, тем самым  милостивый Господь оправдывает  нас последствием самой веры». При  этой мысли Лютер, как он сказал, почувствовал, что он родился вновь  и через открытые врата вступил  в рай. Представление о том, что  оправдание верующий получает благодаря  своей вере в милость Бога, Лютер  разработал в 1515-1519 годах. Став доктором богословия, он стремился к устранению «порчи» церкви: в обращении к идеалам Евангелия он видел способ очистить жизнь всего христианского общества. Почву для распространения его идей во многом подготовили своей деятельностью гуманисты. Возмущенный торговлей «отпущением грехов», поставленной на широкую ногу агентом папы и майнцского архиепископа Тецелем, Лютер в конце октября 1517 г. выступил с 95 тезисами против индульгенций. Слова и действия Лютера получили широкую поддержку во всех слоях немецкого общества и дали мощный стимул развитию антиримского оппозиционного движения.4

Информация о работе Основные идеи лютеранства