Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 18:45, контрольная работа
Развитие немецкой классической философии было одним из важнейших выражений эпохального подъема духовной культуры, начавшегося в германских государствах с середины VIII в. и имевшего другим своим проявлением, главным по воздействию вширь на общественное сознание, классическую немецкую литературу, корифеями которой считаются Г. Э. Лессинг, И. В. Гёте, Ф. Шиллер, Г. Гейне. Этот подъем был включен в общеевропейское движение общественной мысли, получившее название Просвещения.
Введение.
Основные черты классической немецкой философии.
Жизнь и научно-философские взгляды Иммануила Канта
Послекантовская философия.
Заключение.
Список литературы.
Весь процесс самодвижения понятия осуществляется диалектическим путем. Заключенная в каждом понятии "отрицательность", которая как раз и составляет его ограниченность, односторонность, оказывается пружиной саморазвития этого понятия. Пока понятие не достигнет высшего пункта - абсолютной идеи, до тех пор каждая из ступеней его развития дает только относительную, но не окончательную, не полную истину.
Диалектический метод Гегеля, ориентированный на бесконечное развитие, вступает, таким образом, в противоречие с требованием системы, которая обязательно должна быть завершена, а это значит, что абсолютная истина должна быть в конце концов достигнута. Гегель рассматривал свою систему как философию, венчающую собой развитие всего человечества, поскольку в ней обретена абсолютная истина; тем самым и история как бы приобретала свое завершение и достигнутое ею состояние, то есть состояние современной Гегелю Германии, объявлялось высшей точкой исторического движения человечества.
Антропологизм Л. Фейербаха. Немецкий философ Людвиг Фейербах (1804-1872) первоначально увлекался философией Гегеля, однако уже в 1839 году подверг ее резкой критике. С точки зрения Фейербаха, идеализм есть не что иное, как рационализированная религия, а философия и религия по самому их существу, считает Фейербах, противоположны друг другу. В основе религии лежит вера в догматы, тогда как в основе философии - знание, стремление раскрыть действительную природу вещей. Поэтому первейшую задачу философии Фейербах видит в критике религии, в разоблачении тех иллюзий, которые составляют сущность религиозного сознания. Религия и близкая к ней по духу идеалистическая философия возникают, по мнению Фейербаха, из отчуждения человеческой сущности, посредством приписывания Богу тех атрибутов, которые в действительности принадлежат самому человеку. "Бесконечная или божественная сущность, - пишет Фейербах в сочинении "Сущность христианства", - есть духовная сущность человека, которая, однако, обособляется от человека и представляется как самостоятельное существо". Так возникает трудноискоренимая иллюзия: подлинный творец Бога - человек - рассматривается как творение Бога, ставится в зависимость от последнего и таким образом лишается свободы и самостоятельности.
Согласно Фейербаху, для освобождения от религиозных заблуждений необходимо понять, что человек - не творение Бога, а часть - и притом наиболее совершенная - вечной природы.
В этом утверждении
- суть антропологизма Фейербаха. В
центре его внимания - не отвлеченное
понятие материи, как, например, у
большинства французских
Критикуя трактовку познания предшествующими немецкими философами и будучи недоволен абстрактным мышлением, Фейербах апеллирует к чувственному созерцанию. Тем самым в теории познания Фейербах выступает как сенсуалист, полагая, что ощущение составляет единственный источник нашего познания. Только то, что дано нам через органы чувств - зрение, слух, осязание, обоняние, - обладает, по Фейербаху, подлинной реальностью. С помощью органов чувств мы познаем как физические объекты, так и психические состояния других людей; не признавая никакой сверхчувственной реальности, Фейербах отвергает и возможность чисто отвлеченного познания с помощью разума, считая последнее изобретением идеалистической спекуляции.
Антропологический
принцип Фейербаха в теории познания
выражается в том, что он по-новому
интерпретирует само понятие "объект".
По Фейербаху, понятие объекта первоначально
формируется в опыте
Из внутренней
связи людей, основанной на чувстве
любви, возникает альтруистическая
мораль, которая, по убеждению Фейербаха,
должна встать на место иллюзорной
связи с Богом. Любовь к Богу, согласно
немецкому философу, есть лишь отчужденная,
ложная форма подлинной любви - любви к
другим людям. Антропологизм Фейербаха
возник как реакция прежде всего на учение
Гегеля, в котором господство всеобщего
над единичным было доведено до предельной
степени. До такой степени, что отдельная
человеческая личность оказалась исчезающе
ничтожным моментом, который надлежало
полностью преодолеть, чтобы встать на
всемирно-историческую точку зрения "абсолютного
духа". Фейербах выступил в защиту именно
природно-биологического начала в человеке,
от которого в большой мере абстрагировался
немецкий идеализм после Канта, но которое
от человека неотъемлемо.
Заключение.
Завершив к середине XIX в. свое развитие, немецкая классическая философия оказалась включенной в мировую философскую культуру в качестве одного из ее самых содержательных и вместе с тем живых компонентов. Исторические судьбы немецкой классической философии столь же сложны и противоречивы, как и образующие ее учения.
Немецкая
философия – это громадное
достижение в области философии
достижение и значимость которого трудно
переоценить. Остановившись на самых
ярких чертах философских идей И.Канта,
Г.Гегеля и Л.Фейербаха, мы смогли увидеть
выдающуюся индивидуальность каждого
из их. Вместе с тем весь период
развития классической немецкой философии
предстает как целостный
Использованная литература.
Асмус В.Ф. Иммануил Кант. – М., 1973.
Введение в философию: Учеб. пособие для вузов \ Авт. коллектив: Фролов И.Т. и др. – М.: Республика, 2002.
Горбачев В.Г. История философии. Краткий курс лекций. – Брянск, 1997.
Гулыга А.В. Немецкая классическая Философия. – М.: Мысль, 1986.
Канке В.А. Философия:
Учебник для вузов. – М.: Логос,
2000.