Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 12:26, контрольная работа
Бытие – одна из важнейших категорий философии. Она фиксирует и выражает проблему существования в ее общем виде. Слово «бытие» происходит от глагола «быть». Но как философская категория «бытие» появилась только тогда, когда философская мысль поставила перед собой проблему существования и стала анализировать эту проблему. Философия имеет своим предметом мир как целое, соотношение материального и идеального, место человека в обществе и в мире. Другими словами, философия стремится выяснить вопрос о бытии мира и бытии человека.
Введение………………………………………………………………………….3
Понятие движения и развития. Формы движения……………………...5
Пространство и время, как атрибуты бытия………………………… 12
Специфика биологического и социального пространства и времени.15
Проблема единства и гармонии мира………………………………….19
Заключение……………………………………………………………………..25
Список используемой литературы………………
Федеральное
государственное
«Калининградский Государственный
Технический Университет»
Контрольная работа
по дисциплине: Философия
на тему: «Основные атрибуты бытия»
Содержание
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы……………………………………………27
Введение
Бытие – одна из важнейших категорий философии. Она фиксирует и выражает проблему существования в ее общем виде. Слово «бытие» происходит от глагола «быть». Но как философская категория «бытие» появилась только тогда, когда философская мысль поставила перед собой проблему существования и стала анализировать эту проблему. Философия имеет своим предметом мир как целое, соотношение материального и идеального, место человека в обществе и в мире. Другими словами, философия стремится выяснить вопрос о бытии мира и бытии человека.
Изучение
бытия осуществляется в такой "отрасли"
философского знания, как онтология.
Жизненно-ориентирующая
Целью контрольной работы является определение сущности бытия, его основных категорий и параметров (движение, развитие, пространство, время), а также рассмотрение основных философских картин мира с целью определения проблемы единства и гармонии мира.
В
ходе написания работы автором были
использованы учебные пособия по
философии как современных
1. Понятие движения и развития. Формы движения
Бытие – одна из важнейших категорий философии. Она фиксирует и выражает проблему существования в ее общем виде. Слово «бытие» происходит от глагола «быть». Но как философская категория «бытие» появилась только тогда, когда философская мысль поставила перед собой проблему существования и стала анализировать эту проблему. Философия имеет своим предметом мир как целое, соотношение материального и идеального, место человека в обществе и в мире. Другими словами, философия стремится выяснить вопрос о бытии мира и бытии человека. Поэтому философия нуждается в особой категории, фиксирующей существование мира, человека, сознания.
Рассмотрение природного бытия, или бытия вещей, означает рассмотрение его основных форм, в качестве которых выступают пространство, время, движение и системность.
При внешней неоспоримости факта, что движение существует, в истории философии были концепции, которые это отрицали. Что такое движение? Познаваемо ли оно? Как соотносятся движение и покой? Какие существуют формы движения?
Древнегреческие «семь мудрецов» понимали движение как возникновение, уничтожение и становление всего сущего. Оно полагалось вечным и выступало причиной всех изменений (Гераклит, Анаксимен). При этом моменты устойчивости в движении как бы отходили на второй план. Элеаты (Ксенофан, Зенон, Парменид), напротив, абсолютизировали эти моменты и приходили к выводу, что движения не существует. Эмпедокл попытался как бы объединить обе школы, рассматривая изменчивость и устойчивость как две стороны общего процесса движения.
Своеобразный итог данным спорам подвел Аристотель. Он дает классификацию видов изменения, среди которых выделяются возникновение, уничтожение и собственно движение, понимаемое как осуществление сущего в возможности, переход его в действительность. Частным видом движения является механическое перемещение тела из одного места в другое, «движения помимо вещей не существует».
Метафизические
концепции движения сводили движение
к одной из его форм или сторон.
Ньютон, например, писал, что абсолютное
движение есть перемещение тела из
одного абсолютного пространства в
другое. Сведение движения только к
механическому перемещению
В
диалектической концепции движение
рассматривается как атрибут
материи, включающий в себя все процессы
изменения, которые происходят в
мире, будь то природа, общество или
мышление. Как отмечал Гегель, «точно
так же, как нет движения без
материи, так не существует материи
без движения». Всякое изменение
в свою очередь есть результат
взаимодействия предметов, событий
или явлений через обмен
В
постоянном изменении пребывает
и структура «покоящихся» вещей,
ибо состоит из элементарных частиц,
находящихся в непрерывном
Итак, движение вечно и неучтожимо, неотрывно от материи и абсолютно. Покой же относителен и имеет преходящий характер. Движение абсолютно потому, что оно обладает всеобщим значением и при этом (в отличие от покоя) безотносительно к чему бы то ни было другому, внешнему, от чего бы оно зависело. Во всяком случае ничто с очевидностью не указывает на такую зависимость. С рациональной точки зрения оно вечно, так как в мировом масштабе не обнаруживает ни начала, ни конца и осуществляется как самодвижение любой реальности, в основе которого лежат две силы: притяжение и отталкивание.
В науке выделяются два основных типа движения предметов и явлений объективной реальности. Один из них связан с переносом материи, энергии, информации в пространстве и характеризуется тем, что предметы, пребывая в движении, остаются устойчивыми в своих существенных характеристиках, т.е. не изменяют своего качества.
Однако,
отмеченный тип движения не охватывает
всего многообразия происходящих в
мире изменений. Зачастую они сопровождаются
перестройкой внутренней структуры
предметов, что ведет к изменению
качеств первоначальной вещи и превращении
ее в совершенно другую вещь. Такой
тип движения, которому свойственны
также необратимость и
Примерами развития в неживой природе могут служить эволюционные процессы, происходящие в звездах; в живой природе – рост различных организмов; в социуме – рост науки, техники, промышленного производства, изменение социальных отношений и т.п. Понятие «развитие» применимо и к мышлению человека, когда речь идет, например, о развитии сознания в целом или какой-то отдельной мысли, идеи, теории. Развитие мысли означает ее «вызревание», т.е. усложнение, совершенствование, обретение большей ясности, законченности и т.п. Следует подчеркнуть, однако, что в отличие от объективного мира вещей и явлений, к движению и развитию субъективных конструкций (мышление, идеи, теории) пространственные характеристики не применимы. Но и те и другие протекают во времени.
Развитие
характеризуется рядом
В
зависимости от того, какими принципами
руководствуются при
Названные формы движения органически связаны между собой, и каждая последующая из них как бы вытекает из предыдущей, основывается на ней, но тем не менее к низшей форме не сводится. Попытки такого сведения сложных форм движения к простейшим нередко имели место в истории философии и получили название «механицизм», «редукционизм» (от лат.Reduction – отодвигать назад), а упрощение социальных форм движения до уровня биологических имеет место в биологизаторских концепциях.
С точки зрения современных представлений о мире, его происхождении и развитии названные формы не раскрывают всего многообразия существующих и возможных способов движения. В частности, процессы превращения элементарных частиц, другие изменения на уровне микро- и макромира, неизвестные в XIX столетии, теперь по-новому ставят вопрос о соотношении механической, физической и химической форм движения материи, где механическая форма уже не рассматривается как основа всех физических процессов. Несколько иначе понимается теперь и биологическое движение, элементарными носителями которого являются не белковые молекулы, как то предполагалось прежде, а ДНК и РНК, открытые уже в ХХ веке. Некоторые ученые в свете современных представлений о земной коре и происходящих в недрах Земли процессах вполне обоснованно выделяют геологическую форму движения.
Экстраполируя
на перспективу современные