Основные атрибуты бытия

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 12:26, контрольная работа

Описание работы

Бытие – одна из важнейших категорий философии. Она фиксирует и выражает проблему существования в ее общем виде. Слово «бытие» происходит от глагола «быть». Но как философская категория «бытие» появилась только тогда, когда философская мысль поставила перед собой проблему существования и стала анализировать эту проблему. Философия имеет своим предметом мир как целое, соотношение материального и идеального, место человека в обществе и в мире. Другими словами, философия стремится выяснить вопрос о бытии мира и бытии человека.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Понятие движения и развития. Формы движения……………………...5
Пространство и время, как атрибуты бытия………………………… 12
Специфика биологического и социального пространства и времени.15
Проблема единства и гармонии мира………………………………….19
Заключение……………………………………………………………………..25
Список используемой литературы………………

Работа содержит 1 файл

философия.docx

— 48.09 Кб (Скачать)

        Федеральное государственное общеобразовательное  учреждение высшего                               профессионального образования 

                «Калининградский  Государственный Технический Университет» 

                                     (ФГОУ ВПО "КГТУ") 
 
 
 
 
 
 
 

              Контрольная работа  

       по дисциплине: Философия

          на тему: «Основные атрибуты бытия»                                
     
     
     

                                                                                   

                                                                                   Работу выполнил:

                                                                              студент II курса

                                                                                 группы 10ДЗИМ

                                                                                  Маковиенко И.П.

                                                                       Проверил:

                                                                 
 
 
 
 
 

                                        г. Калининград

                                                  2012г. 
 
 
 

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

  1. Понятие движения и развития. Формы движения……………………...5
  2. Пространство и время, как атрибуты бытия…………………………   12
  3. Специфика биологического и социального пространства и времени.15
  4. Проблема единства и гармонии мира………………………………….19

Заключение……………………………………………………………………..25

Список используемой литературы……………………………………………27

     Введение

     Бытие – одна из важнейших категорий  философии. Она фиксирует и выражает проблему существования в ее общем  виде. Слово «бытие» происходит от глагола «быть». Но как философская  категория «бытие» появилась  только тогда, когда философская  мысль поставила перед собой  проблему существования и стала  анализировать эту проблему. Философия  имеет своим предметом мир  как целое, соотношение материального  и идеального, место человека в  обществе и в мире. Другими словами, философия стремится выяснить вопрос о бытии мира и бытии человека.

     Изучение  бытия осуществляется в такой "отрасли" философского знания, как онтология. Жизненно-ориентирующая направленность философии, по существу, ставит проблему бытия в центр любой философской  концепции. Однако попытки раскрыть содержание этой категории сталкиваются с большими трудностями: на первый взгляд, оно слишком широко и неопределенно. На этом основании некоторые мыслители  полагали, что категория бытия - это "пустая" абстракция. Гегель писал: «Для мысли не может быть ничего более малозначающего по своему содержанию, чем бытие». Ф.Энгельс, полемизируя с немецким философом Е.Дюрингом, также считал, что категория бытия мало чем может нам помочь в объяснении единства мира, направления его развития. Однако в XX веке намечается «онтологический поворот», философы призывают вернуть категории бытия ее подлинное значение. Как согласуется реабилитация идеи бытия с пристальным вниманием к внутреннему миру человека, его индивидуальным характеристикам, структурам его мыслительной деятельности?

     Целью контрольной работы является определение  сущности бытия, его основных категорий  и параметров (движение, развитие, пространство, время), а также рассмотрение основных философских картин мира с целью  определения проблемы единства и  гармонии мира.

     В ходе написания работы автором были использованы учебные пособия по философии как современных отечественных, так и зарубежных авторов, энциклопедические  данные, с целью наиболее полного  рассмотрения вопроса философских  категорий «бытие» и «материя».

     1. Понятие движения  и развития. Формы  движения

     Бытие – одна из важнейших категорий  философии. Она фиксирует и выражает проблему существования в ее общем  виде. Слово «бытие» происходит от глагола «быть». Но как философская  категория «бытие» появилась  только тогда, когда философская  мысль поставила перед собой  проблему существования и стала  анализировать эту проблему. Философия  имеет своим предметом мир  как целое, соотношение материального  и идеального, место человека в  обществе и в мире. Другими словами, философия стремится выяснить вопрос о бытии мира и бытии человека. Поэтому философия нуждается  в особой категории, фиксирующей  существование мира, человека, сознания.

     Рассмотрение  природного бытия, или бытия вещей, означает рассмотрение его основных форм, в качестве которых выступают  пространство, время, движение и системность.

     При внешней неоспоримости факта, что  движение существует, в истории философии  были концепции, которые это отрицали. Что такое движение? Познаваемо ли оно? Как соотносятся движение и  покой? Какие существуют формы движения?

     Древнегреческие «семь мудрецов» понимали движение как возникновение, уничтожение  и становление всего сущего. Оно  полагалось вечным и выступало причиной всех изменений (Гераклит, Анаксимен). При этом моменты устойчивости в  движении как бы отходили на второй план. Элеаты (Ксенофан, Зенон, Парменид), напротив, абсолютизировали эти моменты  и приходили к выводу, что движения не существует. Эмпедокл попытался  как бы объединить обе школы, рассматривая изменчивость и устойчивость как  две стороны общего процесса движения.

     Своеобразный  итог данным спорам подвел Аристотель. Он дает классификацию видов изменения, среди которых выделяются возникновение, уничтожение и собственно движение, понимаемое как осуществление сущего в возможности, переход его в  действительность. Частным видом  движения является механическое перемещение  тела из одного места в другое, «движения  помимо вещей не существует».

     Метафизические  концепции движения сводили движение к одной из его форм или сторон. Ньютон, например, писал, что абсолютное движение есть перемещение тела из одного абсолютного пространства в  другое. Сведение движения только к  механическому перемещению неизбежно  вело к признанию внешнего источника  движения, хотя бы в виде первотолчка, который мог осуществить бог, мировой разум, абсолютный дух и  т.д. Метафизические представления  о движении значительно упрощали понимание движения, редуцируя все  его формы к простейшим, но были исторически оправданы, так как  компенсировали глубину исследования познанием реальных связей и отношений.

     В диалектической концепции движение рассматривается как атрибут  материи, включающий в себя все процессы изменения, которые происходят в  мире, будь то природа, общество или  мышление. Как отмечал Гегель, «точно так же, как нет движения без  материи, так не существует материи  без движения». Всякое изменение  в свою очередь есть результат  взаимодействия предметов, событий  или явлений через обмен материей, энергией, информацией.

     В постоянном изменении пребывает  и структура «покоящихся» вещей, ибо состоит из элементарных частиц, находящихся в непрерывном движении. Внешними проявлениями такого движения являются температурные колебания, изменения химического состава  и т.п. Более того, сами атомы и  молекулы – результат эволюционных процессов во Вселенной, возникнув  лишь после Большого взрыва, положившего начало развития нашей метагалактики. К тому же, современная география доказала факт перемещения континентов по отношению друг к другу.

     Итак, движение вечно и неучтожимо, неотрывно  от материи и абсолютно. Покой  же относителен и имеет преходящий характер. Движение абсолютно потому, что оно обладает всеобщим значением  и при этом (в отличие от покоя) безотносительно к чему бы то ни было другому, внешнему, от чего бы оно  зависело. Во всяком случае ничто с  очевидностью не указывает на такую  зависимость. С рациональной точки  зрения оно вечно, так как в  мировом масштабе не обнаруживает ни начала, ни конца и осуществляется как самодвижение любой реальности, в основе которого лежат две силы: притяжение и отталкивание.

     В науке выделяются два основных типа движения предметов и явлений  объективной реальности. Один из них  связан с переносом материи, энергии, информации в пространстве и характеризуется  тем, что предметы, пребывая в движении, остаются устойчивыми в своих  существенных характеристиках, т.е. не изменяют своего качества.

     Однако, отмеченный тип движения не охватывает всего многообразия происходящих в  мире изменений. Зачастую они сопровождаются перестройкой внутренней структуры  предметов, что ведет к изменению  качеств первоначальной вещи и превращении  ее в совершенно другую вещь. Такой  тип движения, которому свойственны  также необратимость и определенная направленность, называется развитием. При этом может иметь место  усложнение структуры, повышение уровня организации предмета или явления, что обычно характеризуется как  прогресс. Если же движение происходит в обратном направлении – от более  совершенных и развитых форм к  менее совершенным, то в таком  случае принято говорить о регрессе. Необходимо, однако, принять во внимание, что указанные характеристики прогресса и регресса не следует абсолютизировать. Так, в частности, усложнение структуры управленческого аппарата и рост бюрократии не обязательно означают прогресс.

     Примерами развития в неживой природе могут  служить эволюционные процессы, происходящие в звездах; в живой природе  – рост различных организмов; в  социуме – рост науки, техники, промышленного  производства, изменение социальных отношений и т.п. Понятие «развитие» применимо и к мышлению человека, когда речь идет, например, о развитии сознания в целом или какой-то отдельной мысли, идеи, теории. Развитие мысли означает ее «вызревание», т.е. усложнение, совершенствование, обретение  большей ясности, законченности  и т.п. Следует подчеркнуть, однако, что в отличие от объективного мира вещей и явлений, к движению и развитию субъективных конструкций (мышление, идеи, теории) пространственные характеристики не применимы. Но и те и другие протекают во времени.

     Развитие  характеризуется рядом фундаментальных  черт. Прежде всего это - всеобщность, означающая, что на всех уровнях  бытия развитие имеет место. Необратимость  понимается «как возникновение качественно  новых возможностей, не существовавших ранее». И наконец, направленность изменений  означает, что любые, даже кажущиеся  случайными изменения возникают  как результат определенных взаимодействий и порождают в свою очередь  другие изменения. Развитие как направленное изменение обеспечивает преемственность  «между качественными изменениями  на уровне системы, аккумулятивную связь  последующего с предыдущим, определенную тенденцию в изменениях и именно на этой основе появление у системы  новых возможностей».

     В зависимости от того, какими принципами руководствуются при классификации  форм движения, выделяют и разное количество таких форм. Так, например, в XIX веке Ф.Энгельс, взяв за основу различные  уровни организации материи, выделил пять основных форм движения материи: механическую, физическую, химическую, биологическую и социальную.

     Названные формы движения органически связаны  между собой, и каждая последующая  из них как бы вытекает из предыдущей, основывается на ней, но тем не менее  к низшей форме не сводится. Попытки  такого сведения сложных форм движения к простейшим нередко имели место  в истории философии и получили название «механицизм», «редукционизм» (от лат.Reduction – отодвигать назад), а упрощение социальных форм движения до уровня биологических имеет место в биологизаторских концепциях.

     С точки зрения современных представлений  о мире, его происхождении и  развитии названные формы не раскрывают всего многообразия существующих и  возможных способов движения. В частности, процессы превращения элементарных частиц, другие изменения на уровне микро- и макромира, неизвестные  в XIX столетии, теперь по-новому ставят вопрос о соотношении механической, физической и химической форм движения материи, где механическая форма уже не рассматривается как основа всех физических процессов. Несколько иначе понимается теперь и биологическое движение, элементарными носителями которого являются не белковые молекулы, как то предполагалось прежде, а ДНК и РНК, открытые уже в ХХ веке. Некоторые ученые в свете современных представлений о земной коре и происходящих в недрах Земли процессах вполне обоснованно выделяют геологическую форму движения.

     Экстраполируя на перспективу современные тенденции  развития науки, с достаточной долей  уверенности можно предположить, что человечество откроет еще  и новые формы реальности и  отличные от упомянутых выше способы  и формы движения. В данном же случае важно подчеркнуть, что любая  схематизация, выделение тех или  иных форм, типов, способов движения всегда являются неполными и отражают лишь достигнутый уровень в познании действительности. Такие схемы не стоит абсолютизировать, памятуя, что они служат определенным целям познания, постоянно развиваясь, уточняясь, совершенствуясь.

Информация о работе Основные атрибуты бытия