Основания материализма в античной философии

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 01:12, реферат

Описание работы

Зарождение и утверждение христианства, революционные движения Средневековья, Возрождение, Протестантизм, Гуманизм, Французская буржуазная революция в значительной мере вдохновлялись платонизмом, двигались в русле идей Платона.
Данный реферат посвящен обзору учений античных философов-материалистов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. МИЛЕТСКИЕ МАТЕРИАЛИСТЫ 5
1.1. ФАЛЕС 5
1.2. АНАКСИМАНДР 6
1.3. АНАКСИМЕН 6
2. ЛЕВКИПП, ДЕМОКРИТ, АРИСТОТЕЛЬ 8
2.1. МАТЕРИАЛИЗМ ЛЕВКИППА И ДЕМОКРИТА 8
2.2. АРИСТОТЕЛЬ 10
3. АНТИЧНЫЙ АТОМИЗМ 14
3.1. ТИПОЛОГИЯ АТОМИСТИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ 14
3.2. ГИПОТЕЗЫ ПРОИСХОЖДЕНИЯ АТОМИЗМА 18
3.3. АТОМИЗМ И АЛФАВИТ 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
ЛИТЕРАТУРА 29

Работа содержит 1 файл

Основания_материализма_в_античной_философи1 (2).doc

— 177.50 Кб (Скачать)

       Во  всей доступной нам греческой  литературе не найти другой подобной попытки объединить по принципу типологической близости учения о дискретном строении бытия и материи. Итак, Александр отмечает пять теорий дискретности, связанных с именами 1) Демокрита и Эпикура16 [4], 2) Анаксагора и Архелая, а также указанных анонимно 3) Диодора Крона (учение об амерах), 4) Платона (учение о плоскостях-треугольниках) и 5) пифагорейцев (учение о числах). Можно было бы дополнить этот список именами Ксенократа - вероятного автора трактата «О неделимых линиях», сохранившегося в составе корпуса аристотелевских сочинений, а также Гераклида Понтийского и Асклепиада из Вифинии: Гераклид, современник Платона и Аристотеля, ввел учение о «несопряженных молекулах» (¥narmoi Ôgkoi), поддержанное в I в. до н. э. Асклепиадом, - это корпускулярное учение также типологически близко к перечисленным.

       В основе традиции сопоставления различных дискретных учений лежат рассуждения Аристотеля в сочинениях по физике («Физика», «О небе», «О возникновении и уничтожении»), где Платон и Левкипп (Демокрит) часто рассматриваются в сравнении друг с другом как принципиально сходные. Так, в трактате «О возникновении и уничтожении» Аристотель пишет:

       «Учение Платона отличается от учения Левкиппа тем, что, в то время как Левкипп  признает неделимыми тела (stere£), у Платона  неделимы плоскости; и у Левкиппа неделимые тела бесконечны по своим  формам (sc»masi), у Платона же - ограничены, хотя и тот и другой говорят о неделимых, имеющих определенную форму»17.

       В другом месте, уже в трактате «О небе», Аристотель демонстрирует, что и  Платон и атомисты суть приверженцы  учения о неделимых, поскольку те и другие приписывают первоначалам (стихиям, элементам) особую форму, - в частности, Платон приписывал огню форму пирамиды, Демокрит - форму сферы:

       «Те, кто наделяет каждую стихию особой формой и в этом именно усматривают  различие их сущности, по необходимости  делают их неделимыми (diairet£). Ибо при каком-либо разделении пирамиды или сферы получающееся уже не будет пирамидой или сферой. А потому либо часть огня уже не будет огнем, но чем-то более первичным по сравнению со стихией (поскольку все есть или стихия, или состоящее из стихий), либо не всякое тело окажется делимым»18 («О небе» III, 7, 306а). 

       Кроме того, Аристотель сближает атомизм  Демокрита также и с пифагореизмом, когда в трактате «О небе» с  присущим ему талантом понимать не то, что сказано, а то, что, по мнению Аристотеля, на самом деле имелось в виду, - отмечает, что атомисты «в каком-то смысле также считают все вещи числами и состоящими из чисел: хотя они и не говорят этого определенно, но смысл их слов именно таков» («О небе» III, 4).

       С учетом приведенного текста Александра Афродисийского, вернее было бы говорить не об атомизме в широком значении этого слова, а о дискретных теориях бытия и материи. Термин «атомизм» должен указывать на школьную принадлежность, но ни Платон, ни Анаксагор, ни Диодор атомистами не были. Тогда приходится говорить об атомизме платоников, мегариков, пифагорейцев, что размывает границы понятия. Но в рамках специального обсуждения атомистической проблематики бывает удобно пользоваться максимально широким из возможных значений слова «атомизм», нацеливаясь на поиск общих типологических черт и оснований для сопоставлений.

       Во  всяком случае, из приведенных текстов  Аристотеля может быть ясно, что  поскольку «атом» значит «неделимый», то как атомистические мы вправе рассматривать  учения, в которых сам термин «атом» принят не был, но вместо него были употребимы греческие синонимы для «неделимого».

       Из  всех упоминаемых справочными изданиями  в качестве атомистических учений наиболее важна версия своеобразного математического атомизма Платона, изложенная им в «Тимее» («тела возникают из плоскостей»). Квалификация этих идей как атомистических помогает понять историю атомистического стиля мышления в Греции, не ограничиваясь материалистическим атомизмом демокритовского образца. Напомним место в «Тимее»19 (начиная с 53b сл.), где речь идет об устройстве и возникновении «четырех прекраснейших тел» («Тимей» 53e1), которое содержит учение о треугольниках как началах для каждого из четырех элементов. «Четыре рода рождаются из выбранных нами треугольников» (54с). Причем рассуждения Платона, кажется, обнаруживают знакомство с демокритовскими сочинениями и нацелены продемонстрировать их принципиальную недостаточность. В самом деле, Платон говорит о каждом элементе (огня, воды и др.) почти в демокритовских словах: «... Все они до такой степени малы, что каждое первоначало по отдельности нам не видно, а когда они соберутся вместе, тогда их масса становится видна» («Тимей» 56c1-4).

       Дальнейшее  развитие атомистических идей, по крайней  мере в рамках Академии, выглядит как продолжение этого платоновского перехода от постулированного Демокритом мельчайшего неделимого тела (трехмерной величины) к мельчайшему фрагменту пространства - треугольнику (двумерной величине). После Платона Ксенократ развивает учение о неделимых линиях (осуществляя следующий шаг в рамках этой математической модели и переходя к величине, имеющей одно измерение). В конечном итоге мы приходим к вдохновлявшей всех в Академии пифагорейской арифмологии - учению о монадах-числах (не имеющих величины единицах, неделимых по определению). Эта последовательность движения мысли от тела к линии и точке, вполне продуманная в IV в. до н. э., имела любопытную вариацию: пифагореец Экфант в IV в. до н. э. выступил с интерпретацией монад как неделимых тел, тем самым подкрепляя гипотезу о пифагорейских симпатиях Демокрита фактом пифагорейских симпатий к Демокриту.

       Отметим, что выстраивая таким образом  концептуальную историю атомизма, включающую наряду с учением Демокрита самостоятельные  учения и других философов, мы обнаруживаем, что наши авторы по тем или иным причинам избегают использовать сам термин «атом». В частности, Платон говорит о «мельчайших» треугольниках. Но Ксенократ его использует, когда пишет о неделимых линиях, и Экфант пользуется понятием «неделимый», - поэтому говорить об их атомизме можно и с формально-терминологической точки зрения.

       В итоге можно отметить, что атомизм  не был маргинальным учением в  греческой философии. Это расхожее мнение с доверием воспринимает распространенную у античных авторов критику атомизма Демокрита, направленную в основном против его материализма и антипровиденциализма. Эти критики, первым и наиболее авторитетным из которых был сам Платон, принадлежали и к платонической, и к перипатетической, и к стоической школам, так что действительно, Демокритов атомизм оказался с редким единодушием отвергнут большинством представителей философской элиты. Но атомизм, как уже было сказано, можно и должно трактовать не только в узко-школьном смысле как материалистическое учение Демокрита-Эпикура. И кроме того, атомизм как интеллектуальная установка проявлялся не только в философии, но и в других областях знания (лингвистике, медицине, математике, музыке).

    • Если принимать во внимание тексты, важные именно для истории античной философии, в истории атомизма можно выделить несколько типов атомизма:
    • физический (физико-механистический) атомизм Левкиппа-Демокрита и Эпикура;
    • натурфилософский (корпускулярно-физический) атомизм Гераклида Понтийского и Асклепиада;
    • метафизический (математический) атомизм пифагорейцев, Платона и Ксенократа;
    • концептуально-логический атомизм Диодора Крона.

       Только  изучение всех этих учений позволяет  понять проблематику атомистической теории в античной философии, наиболее ярко заявленную в свое время Демокритом из Абдеры.

    1. Гипотезы происхождения атомизма
 

       Итак, как и почему возникло представление  об атомах? Здесь возможны следующие  варианты рассуждения: атомизм или 1) был греками заимствован, или 2) был их открытием и тогда либо возник, не имея предпосылок, либо явился логическим шагом в развитии предшествующей мысли об устроении мира и человека. Предваряя отраженные в древних источниках или в современной исследовательской литературе гипотезы по поводу происхождения атомизма, о которых речь пойдет далее, следует отметить, что имеющиеся гипотезы о происхождении атомизма имеют в виду именно физический атомизм Демокрита-Левкиппа, полагая прочие типы атомистических представлений в известной мере зависимыми от него.20

       1. Гипотеза заимствования. Если  атомизм был заимствован, то у кого и каким образом? Единственная страна, откуда греки могли бы заимствовать атомизм в V в. до н. э. - это Индия, но об этом современной науке ничего определенного не известно. Установить факт философского влияния индусов на греков, как и наоборот, не представляется возможным. В качестве ссылки на авторитет можно обратиться к словам Томаса МакЭвилли21: «Взаимосвязи между греческой и индийской школами атомизма игнорируются большей частью ученых, а если и обсуждаются меньшей частью, то с удручающей краткостью. Например, Гатри цитирует заключение Бейли, что не существовало никаких взаимосвязей, а Бейли, в свою очередь, ссылается на книгу Кейта «Indian Logic and Atomism»». Сам МакЭвилли полагает, что можно говорить о влиянии индийского атомизма на возникновение греческого, и указывает в качестве кандидатов на школы адживиков, джайнов и чарваков, которые существовали в VI в. до н. э., хотя письменные каноны их учений были созданы гораздо позднее. Однако всерьез о таком влиянии никто из исследователей не находит возможным говорить.

       Между тем в нашем распоряжении имеются  источники, которые, в самом деле, сообщают о путешествиях Демокрита  на Восток, в том числе и в  Индию. Эти источники относятся  к позднему периоду эллинизма, и  достоверность сообщаемых в них  сведений невелика, но их следует принять во внимание как гипотезы, высказанные, во всяком случае, в весьма древние времена:

       «Он ездил к халдеям, и в Вавилон, и к магам, и к индийским  мудрецам».

       (Элиан.  Разные истории, IV, 20 = DK II 354).

       «Демокрит... был знаком со многими индийскими гимнософистами, египетскими жрецами и астрологами и вавилонскими магами».

       (Ипполит  Римский. Опровержение всех ересей, I, 13 = Dox. 565).

       «Некоторые  утверждают, что он поддерживал знакомство с гимнософистами в Индии и  совершил путешествие в Эфиопию».

       (Диоген  Лаэртий, IX 34 = DK II 10).

       Возможно, в основе этой приключенческой традиции и лежат следы реальной биографии  Демокрита22. Но подобные сообщения говорят, по крайней мере, о том, что в поздней античности была обозначена возможность заимствования атомизма извне. При всем том идея о влиянии извне для греков представляет культурологический штамп (ср. биографическую традицию о путешествиях на Восток Пифагора, Платона и мн. др.). На самом деле приходится говорить не об источнике влияния на Демокрита с Востока, а об источнике фальсификации сочинений Демокрита. Один из источников сведений для позднеэллинистической литературы о Демокрите как ученике персидского мага Остана, а также, вероятно, гимнософистов (что, конечно, анахронизм), известен - это александрийский автор, египтянин Бол из Мендеса (нач. II в. до н. э.). О персидском маге Остане как наставнике Демокрита, видимо, вслед за ним, пишет Плиний Старший в «Естественной истории»23.

       Ни  в одном греческом тексте не упоминается  индийский атомизм, не говорится прямо о заимствовании Демокритом у мудрецов Индии и Вавилонии именно атомизма, как, впрочем, и других идей.

       2. Гипотеза открытия. Выше были  отмечены два возможных пути  обсуждения гипотезы самостоятельного  открытия греками атомизма: первый должен показать беспредпосылочный характер возникновения атомизма, второй - его обусловленность проблематикой прежней философии. Версия «беспредпосылочного рождения» чего бы то ни было, в том числе и атомизма, звучит заведомо сомнительно, но из следующего далее предварительного списка гипотез генезиса атомистических идей более всего сюда подходит, с известной долей условности, первая, эмпирическая. Остальные версии аргументируют в пользу существования источников влияния на появление атомизма из области как философской, так и внефилософской культуры.

       1. Эмпирическая гипотеза: к атомизму  привел чувственный опыт, непосредственное  наблюдение за явлениями. В  качестве примера можно указать  хотя бы на два известных  текста, но их может быть и  больше. Аристотель пишет о «пылинках в воздухе», которым подобны атомы:

       Аристотель. «О душе» I, 2: «Атомы души подобны так  называемым пылинкам в воздухе, которые  видны в солнечных лучах, проникающих  через узкую щель».

       Иоанн Филопон. Комментарий к книгам «О душе»: «Эти пылинки существуют в воздухе, но так как они незаметны из-за слишком малой величины, то кажется, что они и не существуют, и только лучи солнца, проникая через окно, обнаруживают, что они существуют; подобным же образом существуют и неделимые тела, мелкие и невидимые из-за малой величины» 24. 

       Но  почему эти наблюдения за пылинками  в воздухе оформились в натурфилософское учение именно во второй половине V в. до н. э., а не раньше? Аристотель в трактате «О возникновении и уничтожении» прямо говорит о том, что главная идея атомизма заключается в «согласии» теории с явлениями, при котором будут объяснены наблюдаемая множественность и подвижность мира природы (ср. Аристотель. «О возникновении и уничтожении» 325а25, и комментарий Иоанна Филопона к этому месту (Joann. Philop. In De gen. et corr. 158, 12-20 Vitelli, ad loc. 325а25)25.

       Впрочем, даже аргументация «от зрительного  ощущения» была не единственной. У  Симпликия в комментарии к  «О небе» III, 1 мы читаем об осязательных ощущениях как основополагающих для выдвижения атомистической гипотезы:

Информация о работе Основания материализма в античной философии