Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 23:39, реферат
"Человек живет отныне не только в физическом, но и в символическом универсуме. Язык, миф, искусство, религия - части этого универсума, те разные нити, из которых сплетается символическая сеть, запутанная ткань человеческого опыта. Весь человеческий прогресс в мышлении и опыте утончает и одновременно укрепляет эту сеть. Человек уже не противостоит реальности непосредственно, он не сталкивается с ней, так сказать, лицом к лицу. Физическая реальность как бы отдаляется по мере того, как растет символическая деятельность человека. Вместо того чтобы обратиться к самим вещам, человек постоянно обращен на самого себя.
Чтобы овладеть
миром культуры, нужно постоянно
восстанавливать его в
Человеческий
мир - это не отдельная сущность или
самообусловленная реальность: человек
живет в физическом окружении, которое
оказывает на него постоянное влияние
и налагает отпечаток на все формы его
жизнедеятельности. Это влияние мы постоянно
должны иметь в виду, чтобы понять творение
самого человека - его "символический
универсум"[...]
И все-таки идеальность
истории не такова, как идеальность искусства.
Искусство дает идеальное описание человеческой
жизни на манер алхимического процесса
- оно обращает нашу эмпирическую жизнь
в динамику чистых форм. История следует
иным путем: она не идет за эмпирической
реальностью вещей и событий, а отливает
ее в новую форму, придавая этой реальности
идеальность воспоминания. Жизнь в свете
истории остается великой реалистической
драмой со всеми ее напряженностями и
конфликтами, блеском и нищетой, надеждами
и иллюзиями, игрой живых сил и страстей.
Эту драму, однако, постигают не только
чувствами, но и интуицией. При наблюдении
этого спектакля в зеркале истории нас
- людей, живущих в эмпирическом мире эмоций
и страстей, - начинает охватывать чувство
ясности и спокойствия, прозрачности и
безмятежности чистого созерцания. "Дух,
- писал Якоб Буркхардт в "Размышлениях
о всемирной истории", - должен стать
владельцем памяти о своих странствиях
сквозь века мировой истории. То, что было
радостями и горестями, должно теперь
стать знанием... Наше исследование, однако,
это не только наше право и долг - это также
и наша острая потребность. Наша свобода
состоит именно в познании универсальных
связей в потоке необходимости". Правильно
написанная и прочитанная история позволяет
нам достичь свободы среди всех необходимостей
нашей физической, политической, социальной
и экономической жизни[...]
Наука - последняя
ступень в умственном развитии человека;
ее можно считать высшим и наиболее
специфичным достижением
Философия человеческой
культуры ставит проблему более глубоко,
доходя до ее отдаленных источников. Человек
живет в объективном мире задолго
до того, как начинает жить в мире
научном. Задолго до того, как человек
подошел к созданию науки, его опыт уже
не был аморфной массой чувственных впечатлений:
это был организованный и артикулированный
опыт, обладавший определенной структурой.
Но понятия, которые придают миру его синтетическое
единство, - это понятия иного типа и иного
уровня, нежели научные понятия. Это мифические
и лингвистические понятия. Анализ этих
понятий показывает, что они не просты
и не "примитивны". Первые классификации
явлений в языке или мифе в некотором смысле
гораздо более сложны и тонки, чем научные
классификации. Наука начинает с поиска
простоты. Эта логическая простота, однако,
- это terminus ad quern, а не terminus a quo. Это конец,
а не начало. Человеческая культура начинает
с гораздо более сложных и запутанных
состояний духа. Почти все наши естественные
науки прошли через мифологическую стадию.
В истории научной мысли алхимия предшествовала
химии, астрология - астрономии. Наука
может подняться на более высокие ступени,
лишь введя новые измерения, другой логический
стандарт истины. Наука провозглашает:
истина не достижима, пока человек ограничивается
ближайшей сферой своего непосредственного
опыта, наблюдаемыми фактами. Вместо того
чтобы описывать отдельные и изолированные
факты, наука стремится дать всесторонний
взгляд на мир. Но такой взгляд нельзя
выработать с помощью одного лишь расширения,
разрастания и обогащения нашего обыденного
опыта: нужен принцип иного порядка, новая
форма интеллектуальной интерпретации.
Язык - первая попытка человека артикулировать
мир своих чувственных восприятий. Эта
тенденция - одна из основных черт человеческой
речи. Некоторые лингвисты даже считают
необходимым признать у человека существование
особого классификационного инстинкта
для объяснения самого факта и структуры
человеческой речи[...]
В истории философии довольно поздно появилось представление о том, что математика - это универсальный символический язык, что он не описывает вещи, а выражает отношения между ними. Основанная на таких представлениях математическая теория появилась не ранее XVII в. Первым великим современным мыслителем, ясно осознавшим подлинный характер математического символизма и выявившим его плодотворность и познавательные следствия, был Лейбниц. И с этой точки зрения история математики не отличается от истории всех других символических форм. Даже в математике открыть новое измерение символической мысли было чрезвычайно трудно. Такое мышление существовало в математике задолго до того, как была осознана его особая логика. Подобно символам в языке или в искусстве, математические символы с самого начала окружены особого рода магической атмосферой. Они вызывают религиозный трепет и благоговение. Позднее эта религиозная и мистическая вера постепенно превращается в некий род метафизической веры. В философии Платона число уже не окутано тайной. Наоборот, оно рассматривается здесь как подлинный центр интеллектуального мира - оно становится ключом ко всему истинному и умопостигаемому. Когда поздний Платон создал теорию мира идей, он попытался описать его в терминах чистого числа. Математика для него - область, опосредующая отношения чувственного и сверхчувственного миров. Кроме того, он ведь был пифагорейцем и как истый пифагореец был убежден, что власть числа каких видимых явлениях. Явления причастны этой сущности, но никак не могут адекватно выразить ее - это недоступно. Ошибочно рассматривать те воплощенные числа, которые мы находим в естественных явлениях, в движениях небесных тел, как подлинно математические числа. То, что мы видим здесь, - всего лишь "признаки" чисто идеальных чисел, тех, что могут быть усвоены рассудком и умом, а не зрением.
Информация о работе Опыт о человеке: введение в философию человеческой культуры