Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 23:39, реферат
"Человек живет отныне не только в физическом, но и в символическом универсуме. Язык, миф, искусство, религия - части этого универсума, те разные нити, из которых сплетается символическая сеть, запутанная ткань человеческого опыта. Весь человеческий прогресс в мышлении и опыте утончает и одновременно укрепляет эту сеть. Человек уже не противостоит реальности непосредственно, он не сталкивается с ней, так сказать, лицом к лицу. Физическая реальность как бы отдаляется по мере того, как растет символическая деятельность человека. Вместо того чтобы обратиться к самим вещам, человек постоянно обращен на самого себя.
В истории человеческой
культуры это колоссальное обобщение,
которое ведет к концепции
космического порядка, было, по-видимому,
впервые сделано в вавилонской астрономии.
Именно здесь мы находим первое определенное
свидетельство того, как мысль преодолевает
сферу конкретной практической жизни
человека и становится силой, способной
охватить всю Вселенную единым взглядом.
Вот почему вавилонскую культуру и можно
рассматривать как колыбель всей культурной
жизни. Многие исследователи утверждали,
что все мифологические, религиозные и
научные концепции человечества берут
начало из этого источника… Выяснилось,
что прогресс вавилонской астрономии
не был изолированным явлением: он зависел
от гораздо более фундаментального факта
- открытия и использования нового интеллектуального
инструмента. Вавилоняне создали символическую
алгебру. По сравнению с позднейшими достижениями
математической мысли эта алгебра кажется
слишком простой и элементарной. Тем не
менее, в ней содержится новая и чрезвычайно
плодотворная концепция. Нейгебауэр прослеживает
историю этой концепции, восходя к самым
истокам вавилонской культуры. Чтобы понять
характерные формы вавилонской алгебры,
говорит нам исследователь, мы должны
учесть историческую основу вавилонской
цивилизации. Эта цивилизация развивалась
в особых условиях: она была продуктом
встречи и столкновения двух различных
рас - шумеров и аккадян, - имевших различное
происхождение и говоривших на не родственных
друг другу языках. Аккадский язык - семитический,
шумерский принадлежит к иной группе -
не семитической и не индоевропейской.
Когда эти два народа встретились и стали
жить общей политической, социальной и
культурной жизнью, перед ними встали
новые проблемы, для решения которых потребовались
новые интеллектуальные силы. Первоначальный
шумерский язык был непонятен, расшифровка
написанных на нем текстов была для аккадян
трудным делом, требовавшим постоянных
умственных усилий. Именно благодаря этим
усилиям вавилоняне первоначально научились
понимать значение абстрактных символов
и пользоваться ими.
В вавилонской
астрономии, однако, мы находим всего
лишь первые фазы того мощного движения,
которое привело, в конечном счете,
к интеллектуальному завоеванию пространства
и открытию космического порядка, системы
Вселенной. Математическая мысль сама
по себе не могла привести к непосредственному
решению этой проблемы, ибо на заре человеческой
цивилизации математическая мысль никогда
не появлялась в своей подлинной логической
форме: она была, так сказать, окутана атмосферой
мифической мысли. Первооткрыватели научной
математики не могли прорваться сквозь
этот покров. Пифагорейцы говорили о числе
как о таинственной магической силе и
даже в своей теории пространства пользовались
мифическим языком. Это взаимопроникновение
явно разнородных элементов стано-вится
особенно заметным во всех первоначальных
космогонических системах. И вавилонская
астрономия в целом оставалась мифической
интерпретацией вселенной… Но в итоге
последний шаг все-таки был сделан: астрономия
сменила астрологию; геометрическое пространство
заняло место мифического и мифологического
- ложной и ошибочной формы символической
мысли. И это открыло путь к новому и подлинному
символизму - символизму современной науки…Так
символическая мысль делает следующий
шаг вперед, имевший много важных закономерных
следствий. Стало ясно, что все наши знания
о пространственных и временных отношениях
должны быть переведены на другой язык
- язык чисел, и что благодаря такому переводу
и преобразованию яснее и точнее будет
понята логическая истинность геометрической
мысли[...]
Человеческое
знание по природе - знание симво-лическое.
И в этой особенности проявляется
как его сила, так и его ограниченность.
А для символического мышления необходимо
проводить четкую границу между реальной
и возможной, между действительной и идеальной
вещами. Символ не имеет действительного
существования в качестве части физического
мира - он имеет лишь "значение". Примитивному
мышлению очень трудно провести различение
этих двух сфер - бытия и значения. Их смешивают
постоянно: символ рассматривают так,
как если бы он обладал магической или
физической силой. Однако в условиях дальнейшего
развития человеческой культуры разница
между вещами и символами стала ощущаться
яснее, так что различение актуального
и потенциального становилось все более
определенным[...]
Самая главная
характеристика человека, его отличительный
признак - это не метафизическая или
физическая природа, а его деятельность.
Именно труд, система видов деятельности
определяет область "человечности".
Язык, миф, религия, искусство, наука, история
суть составные части, различные секторы
этого круга. "Философия человека"
есть, следовательно, такая философия,
которая должна прояснить для нас фундаментальные
структуры каждого их этих видов человеческой
деятельности и в то же время дать возможность
понять ее как органическое целое. Язык,
искусство, миф, религия - это не случайные,
изолированные творения, они связаны общими
узами[...]
Всего значение
должно быть объяснено в терминах
бытия, ибо бытие или субстанция
- самая универсальная категория,
которая связывает и объясняет
истину и реальность. Слово не могло
бы "обозначать" вещь, если бы между
тем и другим не было бы по крайней мере
частичного тождества. Связь между символом
и тем, что он обозначает, должна быть естественной,
а не только условной, конвенциальной.
Без такой естественной связи слово человеческого
языка не могло бы выполнять свою задачу:
оно стало бы непонятным[...]
Чтобы увидеть
связи между словами и вещами,
необходимо проследить происхождение
слов. От производных слов нужно
добраться до первичных, раскрывая
подлинную первоначальную форму
каждого слова. Согласно этому принципу,
этимология становится не только центром
лингвистики, но и краеугольным камнем
философии языка[...]
Мы приходим
к тройственной концепции функций
и значения языка: мифологической, метафизической
и прагматической. Но все эти походы
в некотором смысле бьют мимо цели, поскольку
им не удается заметить одну из наиболее
значимых черт языка. Самые элементарные
человеческие высказывания не соотносимы
с физическими вещами, но не являются лишь
произвольными знаками. Альтернатива
по природе или по соглашению к ним не
применима. Они "естественны", а не
"искусственны", но они не имеют отношения
к природе внешних объектов. Не зависят
они и от соглашения, равно как и от привычек
или обычаев, - они укоренены гораздо глубже.
Они непроизвольно выражают человеческие
чувства, возгласы и восклицания. И вовсе
не случайно эту теорию происхождения
языка из междометий ввел естествоиспытатель.
Величайший ученый среди древнегреческих
мыслителей, Демокрит был первым, кто выдвинул
тезис, что человеческая речь произошла
от некоторых звуков чисто эмоционального
характера[...]
Подъем к высшим
уровням абстракции, к более общим
и всеохватывающим именам и идеям
- тяжелая и трудоемкая задача. Анализ
языка снабжает нас богатым материалом
для изучения мыслительных процессов,
которые, в конечном счете, приводят к
решению этой задачи. Человеческая речь
развертывается, эволюционирует от сравнительно
конкретного ко все более абстрактному
состоянию. Первые названия всегда конкретны:
они относятся к пониманию отдельных фактов
или действий. Все оттенки и нюансы нашего
конкретного опыта описываются детально
и обстоятельно, но они не включаются в
общий род. В работе Хаммер-Пургшталя перечисляются
все названия аравийского верблюда. Не
менее пяти-шести тысяч терминов используются
для этого описания, но ни один из них не
дает общего биологического понятия. Все
эти термины фиксируют конкретные детали,
относящиеся к форме, величине, цвету,
возрасту, походке животного. Эти подрасчленения
весьма далеки от какой-либо научной или
систематической классификации - они служат
совсем иным целям. Во многих языках американских
индейских племен обнаруживается поразительное
разнообразие терминов для обозначения
отдельных действий, например, ходьбы
или нанесения ударов. Такие термины по
отношению друг к другу находятся скорее
в отношении противопоставления, чем соподчинения.
Удар кулаком нельзя описать теми же терминами,
что и удар ладонью, удар же, нанесенный
оружием, требует другого названия, чем
удар кнутом и розгой. В своем описании
языка бакаири - разговорного наречия
индейского племени в Центральной Бразилии
- Карл фон Штейнен сообщал, что каждый
вид попугаев или пальмовых деревьев имел
здесь свое отдельное название, тогда
как общих названий для выражения рода
"попугай" или "пальма" не было.
"Бакаири, - утверждал он, -так поглощены
множеством частных понятий, что у них
нет никакого интереса к общим характеристикам.
Они подавлены обилием материала и не
могут экономно управиться с ним. Денег
(новых слов и выражений) у них немного,
но при том они скорее богачи, чем бедняки".
Так что в действительности не существует
единого способа для определения богатства
или бедности того или иного наречия. Каждая
классификация вызывается и направляется
особыми потребностями, а эти потребности,
конечно, варьируются сообразно с условиями
человеческой социальной и культурной
жизни. В первобытных цивилизациях интерес
к конкретным и частным аспектам вещей
по необходимости преобладает. Человеческая
речь всегда соответствует тем или иным
формам человеческой жизни и соизмерима
с ними. Интерес к "универсалиям"
не только невозможен, но и не нужен индейскому
племени. Его членам достаточно - и это
гораздо более важно - различать некоторые
видимые и осязаемые черты объектов. Во
многих языках круглые вещи нельзя рассматривать
так же, как квадратные или продолговатые,
ибо они принадлежат различным родам,
для различения которых используются
особые языковые средства, например приставки.
В языках семейства банту до двадцати
классов существительных. В языках американских
индейских племен, например алгонкинцев,
некоторые предметы относятся к одушевленному
роду, другие - к неодушевленному. Нетрудно
догадаться, что такое различение очень
интересно и жизненно важно для первобытного
разума, и легко понять, почему так происходит.
Это яркое различие действительно поражает
нас гораздо сильнее, чем т?, что зафиксировано
в наших абстрактных логических именах
классов. Тот же самый постепенный переход
от конкретных к абстрактным названиям
можно исследовать на материале названия
качеств вещей. Во многих языках обильно
представлены названия цветов. Каждый
отдельный оттенок данного цвета имеет
свое особое имя, тогда как наши общие
термины - голубой, зеленый, красный и т.д.
- отсутствуют. Названия цветов варьируют
в зависимости от природы объектов: одно
слово, обозначающее серый цвет, может
быть использовано, когда речь идет о шерсти
или гусе, другое - о лошадях, третье - о
скоте, и, наконец, совсем иные - когда речь
идет о волосах человека и некоторых животных.
То же относится и к категории числа: различные
числительные предназначены для соотнесения
с различными классами объектов. Восхождение
к универсальным понятиям и категориям
происходило, таким образом, очень медленно
в развитии человеческой речи, но каждый
новый шаг в этом направлении вел к более
глубокому охвату, к лучшей ориентации
и организации мира наших восприятий[...]
Подобно всем другим
символическим формам, искусство
не есть всего лишь воспроизведение
готовой, данной реальности. Это один
из путей, ведущих к объективной
точке зрения на вещи и человеческую
жизнь; это не подражание реальности, а
ее открытие. Однако искусство открывает
природу не в том смысле, в каком ученый
использует термин "природа". Язык
и наука - два главных процесса, с помощью
которых мы устанавливаем и определяем
наши понятия о внешнем мире. Чтобы придать
нашим чувственным впечатлениям объективное
значение, мы должны классифицировать
их и подвести под общие понятия и правила.
Такая классификация - результат постоянного
стремления к упрощению. Произведение
искусства в некотором роде включает такой
акт сгущения и концентрации. Когда Аристотель
хотел описать реальное различие между
поэзией и историей, он особенно подчеркивал
значение такого процесса. То, что дает
нам драма, утверждал он, это единое действие,
сложное целое в себе, подобное единому
и цельному живому существу, в то время
как историк должен иметь дело не с одним
действием, но с периодом и со всем тем,
что случается с одним или многими, но
события не обязательно при этом должны
быть друг с другом связаны. В этом отношении
красота, так же, как и истина, может быть
описана той же самой классической формулой
- "единство в многообразии". Но есть
здесь и различие в акцентах. Язык и наука
- сокращение реальности; искусство - интенсификация
ее. Язык и наука зависят от одного и того
же процесса абстрагирования; искусство
можно представить как непрерывный процесс
конкретизации. При научном описании данного
объекта начинают с большого числа наблюдений,
которые поначалу представляют собой
неопределенный конгломерат разрозненных
фактов. Но в дальнейшем отдельным явлениям
придается определенная форма, и они становятся
систематизированным целым. Наука исследует
некоторые главные черты данного объекта,
из которых могут быть выведены все его
частные свойства. Зная атомный номер
некоторого элемента, химик обладает ключом
к знанию о структуре этого элемента: из
этого номера он может вывести все характерные
свойства элемента. Искусство же, однако,
не допускает такого рода концептуальных
упрощений и дедуктивных обобщений. Оно
не исследует качества или природу вещей
- оно дает нам интуицию форм вещей. Но
это не означает повторения чего-то, что
мы уже имели прежде: нет, это, напротив,
подлинное, это - открытие. Художник открывает
формы природы, тогда как ученый - открывает
факты или законы природы. Великие художники
всех времен хорошо знали эту особую задачу
и особый дар искусства. Леонардо да Винчи
определял цель живописи и скульптуры
словами "saper vedere". Согласно его взгляду,
художник и скульптор - великие учителя
в области видимого мира. Ведь познание
чистых форм вещей - отнюдь не инстинктивная
способность, не дар природы. Можно тысячу
раз сталкиваться с данными предметами
в обыденном чувственном опыте, "не
видя" их формы. Нас ставит в тупик просьба
описать - нет, не физические качества
или действия, а чисто визуальные формы
и структуры. Именно искусство заполняет
этот пробел. Искусство - это жизнь в сфере
чистых форм, а вовсе не детальный анализ
чувственно воспринимаемых предметов
или изучение их действия[...]
Историческое
мышление - это не воспроизведение,
а, напротив, сам действительный исторический
процесс. В исторических документах и
памятниках прошлая жизнь приобрела уже
некоторую форму. Человек не может прожить
свою жизнь без постоянных усилий выразить
ее. Способы этого выражения разнообразны
и многочисленны, но все они - сплошные
свидетельства одной лишь главной тенденции.
Платон в теории любви определяет любовь
как желание бессмертия. В любви человек
стремится разорвать цепь своего индивидуального
и эфемерного существования. Этот главнейший
инстинкт можно удовлетворить двумя путями.
"Те, у кого разрешиться от бремени стремится
тело... обращаются больше к женщинам и
служат Эроту именно так, надеясь деторождением
приобрести бессмертие и счастье и оставить
о себе память на вечные времена. Беременные
же духовно... беременны тем, что как раз
душе и подобает вынашивать".
Следовательно,
культуру можно описать как продукт
и плод платонической любви. Даже
на самых примитивных стадиях
человеческой цивилизации, даже в мифологическом
сознании можно обнаружить этот страстный
протест против самого факта смерти. Этот
протест обретает новую форму в высших
слоях культуры - в религии, искусстве,
истории, философии. Человек начинает
открывать в себе новую силу, с помощью
которой осмеливается бросить вызов власти
времени. Он возвышается над потоком вещей,
стараясь увековечить и обессмертить
человеческую жизнь. Навечно, кажется,
построены египетские пирамиды. Великие
художники замысливали и творили свои
произведения как monumenta aere perennius. Они ощущали
уверенность, что воздвигают памятник
нерушимый - перед которым бессильны неисчислимые
годы и поток времен. Но реализация такой
претензии связана с особыми условиями.
Чтобы сохраниться в веках, произведение
рук человеческих должно постоянно обновляться
и восстанавливаться. Физическая вещь
сохраняется в своем существовании благодаря
физической инерции: она сохраняет свою
природу, пока не изменяется или не разрушается
действием внешних сил. Но человеческие
произведения уязвимы совсем с другой
точки зрения. Они подвержены изменениям
и разрушению не только в материальном,
но и в духовном смысле. Даже если и сохраняется
их бытие, им всегда грозит опасность потери
значения. Их реальное бытие не физическое,
а символическое; такая реальность постоянно
требует истолкования и переистолкования.
Здесь-то как раз и возникает проблема
истории, ее величайшая задача. Сознание
историка относится к своему объекту иначе,
чем сознание физика или натуралиста.
Материальные объекты сохраняют свое
существование независимо от работы ученого;
исторические же объекты поистине существуют
лишь до тех пор, пока о них помнят, причем
акт припоминания должен быть непрерывным
и продолжающимся. Историк должен не только
наблюдать свои объекты, подобно тому,
как это делает натуралист, - он должен
их хранить. Его надежда сохранить их может
в любой момент погибнуть[...]
Информация о работе Опыт о человеке: введение в философию человеческой культуры