Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 23:39, реферат
"Человек живет отныне не только в физическом, но и в символическом универсуме. Язык, миф, искусство, религия - части этого универсума, те разные нити, из которых сплетается символическая сеть, запутанная ткань человеческого опыта. Весь человеческий прогресс в мышлении и опыте утончает и одновременно укрепляет эту сеть. Человек уже не противостоит реальности непосредственно, он не сталкивается с ней, так сказать, лицом к лицу. Физическая реальность как бы отдаляется по мере того, как растет символическая деятельность человека. Вместо того чтобы обратиться к самим вещам, человек постоянно обращен на самого себя.
Опыт
о человеке. Введение в философию
человеческой культуры
"Человек живет
отныне не только в физическом,
но и в символическом
Разум - очень
неадекватный термин для всеохватывающего
обозначения форм человеческой культурной
жизни во всем ее богатстве и разнообразии.
Но все эти формы суть символические
формы. Вместо того чтобы определять
человека как animal rationale, мы должны, следовательно,
определить его как animal symbolicum. Именно так
мы сможем обозначить его специфическое
отличие, а тем самым и понять новый путь,
открытый человеку, - путь цивилизации.
"Определение
человека как animal symbolicum дает нам
основу дальнейшего исследования. Но это
определение необходимо развить, сделать
его более точным. Несомненно, символическое
мышление и поведение - самые характерные
черты человеческой жизни, на которых
зиждется весь прогресс человеческой
культуры. Но можем ли мы рассматривать
их как особый дар, отличающий человека
от других живых существ? Нет ли у принципа
символизма гораздо более глубокого источника
и значительно более широких возможностей
применения? Ответив на этот вопрос отрицательно,
мы, по-видимому, должны будем признать
наше невежество в тех важнейших вопросах,
которые всегда были в центре внимания
философии культуры. Без ответа останутся
вопросы о происхождении языка, искусства,
религии, а в результате мы столкнемся
с культурой как фактом, оторванным от
других и потому непонятным[...]
"Различие
между пропозициональным и
Для достижения
ясности в постановке проблемы мы
должны тщательно различать знаки
и символы. То, что в животном поведении
обнаруживаются сложные системы
знаков и сигналов, - это, пожалуй, очевидный
факт. Мы можем даже сказать, что
некоторые животные, особенно домашние,
чрезвычайно восприимчивы к знакам. Собака
может реагировать на малейшие изменения
в поведении хозяина, она может даже различать
выражения лица и перемены в голосе человека.
Но от этого еще далеко до понимания символов
в человеческой речи. Знаменитые опыты
Павлова доказали, что животные могут
быть легко обучены реагировать не только
на прямые, но и на всякого рода опосредующие
или репрезентативные стимулы. Звонок,
например, может стать "знаком обеда"
и животное может быть обучено не прикасаться
к пище, покуда этого знака нет. Но из этого
мы узнаем лишь, что экспериментатор успешно
менял ситуацию с пищей у животного. Он
усложнял эту ситуацию, произвольно внося
в нее новые элементы. Все явления, которые
обычно называют условными рефлексами,
не только очень далеки, но и прямо противоположны
существенным чертам символической мысли
человека. Символы в собственном смысле
слова нельзя свести только к сигналам.
Сигналы и символы принадлежат двум различным
универсумам дискурсии: сигнал есть часть
мира физического бытия; символ - часть
человеческого мира значения. Сигналы
- "операторы"; символы - "десигнаторы".
Сигналы, даже когда они понимаются и используются
как таковые, обладают физическим или
субстанциональным бытием; символы же
имеют только функциональную значимость[...]
Принцип символизма
с его универсальностью, значимостью
и общеприменимостью - волшебное
слово, то самое "Сезам, откройся!",
которое позволяет войти в
специфически человеческий мир, в мир
человеческой культуры. Если человек
обладает таким магическим ключом, дальнейшее
развитие ему обеспечено. Такому прогрессу,
очевидно, не препятствует недостаток
чувственного материала[...]
Человеческая
культура обретает свой специфический
характер, свои интеллектуальные и
моральные ценности не из составляющего
ее материала, а из ее формы, архитектоники,
строения. И эта форма может быть выражена
в любом чувственном материале. Звуковой
язык имеет огромные технические преимущества
перед тактильным, но технические недостатки
последнего не уничтожают самого существа
его использования. Использование тактильного
языка вместо звукового не перекрывает
пути для свободного развития символической
мысли и символического выражения. Если
ребенок преуспел в усвоении значений
человеческого языка, неважно, в каком
конкретном материале эти значения ему
доступны. Как показал случай Элен Келлер,
человек может строить свой символический
мир из самого бедного и скудного материала.
То, что жизненно значимо, - это не отдельные
кирпичи и камни, а их общая функция в архитектурной
форме. В области речи именно их общая
символическая функция оживляет материальные
знаки и "дает им говорить". Вне этого
живительного принципа человеческий мир
действительно остается глухим и немым.
С этим принципом даже мир слепоглухонемого
ребенка может стать несравненно более
широким и богатым, нежели мир самого высокоразвитого
животного[...]
Универсальная
применимость - следствие того, что
каждая вещь имеет название, - одно из
величайших преимуществ человеческого
символизма. Но не единственное. Существует
другая характерная черта символов, которая
сопровождает и дополняет первую, необходимо
соотносится с ней. Символ не только универсален,
но и чрезвычайно изменчив. Я могу выразить
то же самое значение в различных языках,
но даже в пределах одного и того же языка
любая мысль, идея могут быть выражены
в совершенно разных терминах. Знак или
сигнал соотносится с соответствующей
вещью одним-единственным жестко закрепленным
способом. Любой конкретный и индивидуальный
знак относится к определенной индивидуальной
вещи… Подлинный человеческий символизм
характеризуется не единообразием, а как
раз своей изменчивостью: он не жесток
и статичен, а подвижен. Правда, полное
осознание этой подвижности есть, по-видимому,
результат более позднего интеллектуального
и культурного развития человека. В примитивном
мышлении это осознание очень редко достигается.
Здесь символ рассматривается как свойство
самой вещи, подобное другим ее физическим
свойствам. В мифологическом мышлении
имя бога - неотъемлемая часть природы
самого бога. Если я неправильно называю
бога, заклинание или молитва не подействуют.
То же самое относится целиком и к символическим
действиям. Религиозный ритуал, жертвоприношение
всегда должны выполняться одним и тем
же неизменным способом и в одном и том
же порядке, если нужно, чтобы они подействовали.
Теперь возникает
новый важный аспект нашей общей
проблемы – проблемы зависимости
мысли об отношении от мысли о
символе. Вне сложной системы
символов мысль об отношении вообще
не может появиться, не то что полностью
развиться. Некорректно утверждать, что
простое осознание отношений предполагает
интеллектуальный акт – акт логического
или абстрактного мышления. Такое знание
необходимо даже для элементарных актов
перцепции. Теории сенсуализма описывают
перцепцию как мозаику простых чувственных
данных. Однако сенсуалисты постоянно
упускают из виду факт, что само ощущение
никоим образом не есть агрегат или связка
изолированных впечатлений… У человека
развилась способность изолировать отношения
- рассматривать их в абстрактном значении.
Чтобы схватить это значение, человеку
не обязательно попадать в зависимость
от чувственных – визуальных, слуховых,
тактильных, кинестетических – данных.
Он рассматривает эти отношения “сами
по себе” – говорил Платон. Классический
пример этого поворотного пункта в интеллектуальной
жизни человека – геометрия. Даже в элементарной
геометрии мы не ограничены представлением
конкретных индивидуальных фигур. Мы не
имеем дела с физическими чувственно воспринимаемыми
объектами: мы изучаем те универсальные
пространственные отношения, для выражения
которых у нас есть адекватная символика[...]
Гердер был первым мыслителем, который осознал проблему достаточно четко. Он рассуждал как философ-гуманист, стремившийся к постановке вопроса исключительно в “человеческих” терминах. Отбросив метафизический или теологический тезис о сверхъестественном или Божественном происхождении языка, Гердер начал с критического переосмысления самой постановки вопроса. Речь – это не объект, не физическая вещь, которую можно объяснить естественными причинами: это процесс, общая функция человеческого мышления. Мы не можем описать этот процесс психологически - в терминах, которыми пользовались все психологические школы XVIII в. Речь, согласно Гердеру, - не искусственное творение разума; не должна она рассматриваться и как особый механизм ассоциаций. В своей собственной попытке выяснить природу языка Гердер ставит во главу угла то, что он называет “рефлексией”. Рефлексия, или рефлективная мысль, есть человеческая способность выделять из всего нерасчлененного потока чувственных феноменов некоторые устойчивые элементы, чтобы, изолировав их, сосредоточить на них внимание[...]
Человеческий
мир пространства и времени
Пространство
и время - структура, в которую
вмещается вся реальность. Вне условий
пространства и времени мы не можем познать
ни один реальный предмет. Ничто в мире,
согласно Гераклиту, не может превысить
своей меры, а мера эта - пространственные
и временные ограничения. В мифологическом
мышлении пространство и время никогда
не рассматриваются как чистые и пустые
формы - они предстают там как великие
таинственные силы, властвующие над всеми
вещами, правящие и определяющие не только
жизнь простых смертных, но и жизнь бессмертных
богов. Описывать и анализировать специфические
черты, которые приобретают пространство
и время в человеческом опыте, - такова
одна из самых благодарных и важных задач
антропологической философии. Наивно
и безосновательно считать явление пространства
и времени необходимым и тождественным
для всех живых существ. Низшим организмам,
очевидно, мы не можем приписать тот же
род пространственных восприятий, что
и человеку. И даже между человеческим
миром и миром высших антропоидов остается
в этом отношении явное и неустранимое
различие. Если, однако, мы будем применять
лишь наши обычные психологические методы,
объяснить такое различие будет нелегко.
Придется идти косвенным путем: проанализировать
сначала формы человеческой культуры,
чтобы затем раскрыть подлинный характер
пространства и времени в нашем человеческом
мире.
Первое, что выясняется
в результате такого анализа, - это
существование принципиального
различия типов пространственного
и временного опыта: не все формы
этого опыта располагаются на
одном и том же уровне. Есть высшие
и низшие его слои, расположенные
в определенном порядке. Низший слой можно
назвать органическим пространством и
временем. Каждый организм живет в определенной
среде и, чтобы выжить, вынужден постоянно
приспосабливаться к условиям этой среды[...]
Рассматривая
более высоко организованных животных,
мы встречаемся с новой формой пространства,
которую можно обозначить как перцептуальное
пространство. Это пространство - не просто
чувственные данные; природа его очень
сложна: в нем содержатся разнообразные
элементы чувственного опыта - зрительные,
тактильные, слуховые и кинестетические.
Способ их соединения при построении перцептуального
пространства оказывается одной из самых
трудных проблем современной психологии
чувственного восприятия[...]
Путем сложных
и трудных мыслительных процессов
человек приходит к идее абстрактного
пространства - как раз она и есть такая
идея, которая проясняет человеку путь
не только к новому познавательному полю,
но и к совершенно новому направлению
в его культурной жизни[...]
Пространство
первобытного человека - это пространство
действия; а действие концентрируется
вокруг его непосредственных практических
потребностей и интересов. В той мере,
в какой можно говорить о первобытном
"понятии" пространства, оно не имеет
чисто теоретического характера. Оно целиком
пронизано конкретными индивидуальными
или социальными чувственно-эмоциональными
элементами…Идея пространства у первобытного
человека синкретически связана с субъектом,
это понятие намного более аффективно
и конкретно, чем абстрактное пространство
человека развитой культуры... Оно не столь
объективно, измеримо и абстрактно по
своим свойствам. Оно обнаруживает эгоцентрические
или антропоморфные черты, оно физиогномически-динамично,
укоренено в конкретном и субстанциальном[...]
С точки зрения
первобытного менталитета и культуры,
и в самом деле кажется почти неразрешимой
задача сделать тот решающий шаг, который
только и может привести нас от пространства
действия к теоретическому, или научному,
понятию пространства - к пространству
геометрии. В нем исчезают все конкретные
различия нашего непосредственного чувственного
опыта. У нас нет больше визуального, тактильного,
звукового или обонятельного пространства.
Геометрическое пространство абстрагируется
от всего того разнообразия и разнородности,
которые навязывает нам разделенность
наших чувств. Здесь, в геометрии, мы имеем
дело с однородным, универсальным пространством.
И только через посредство этой новой
и особенной формы пространства человек
смог прийти к понятию единого системного
космического порядка. Идея такого порядка,
единства и законосообразности Вселенной
не могла быть выработана без идеи однородного
пространства. Но должно было пройти еще
очень много времени, прежде чем этот шаг
мог быть сделан. Примитивное мышление
не способно не только осмыслить систему
пространства, но даже понять его схему.
Конкретное пространство примитивного
мышления не может быть приведено в схематическую
форму[...]
Информация о работе Опыт о человеке: введение в философию человеческой культуры