Онтология в философии

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2011 в 00:36, реферат

Описание работы

Философские понятия нередко предельно абстрактны. Иначе говоря, они несут в себе некое умозрительное содержание. Учение о Бытии называется онтологией. Итак, бытие – это философская категория, которая обозначает прежде всего существование в мире. Бытию противостоит наше сознание. Платон, возможно, первым в европейской философии задумался над вопросом: что же первично? Ответ мыслителя был однозначным: сознание первично, оно породило мир. Еще Сократ рассуждал о том, что познание есть припоминание. Сначала в мире царила некая истина, мир идей. Изначально существовали некие зрительные образы, духовные абстракции. Затем они превратились в вещи, предметы. Раньше, чем появилось «море», уже существовал некий образ моря, его «идея».

Содержание

1. Вступление стр. 2

2. Проблема бытия и небытия в философии стр. 3
1. Бытие стр. 3-5
2. Небытие и «нечто» стр. 5-8
3. Соотношение бытия и небытия стр. 8-10

3. Проблема субстанции стр. 10
1. Определение субстанции в истории философии стр. 10-11
2. Три подхода к решению проблемы субстанции:
монизм, дуализм, плюрализм стр. 11-13
4. Материальное и духовное (идеально) бытие стр. 13
1. «Основной вопрос философии». Проблема «материи
и духа» стр. 14-15
2. Соотношение материального и духовного
3. Стороны рассмотрения основного вопроса философии стр. 16-17
4. Формы материализма стр. 17-18
5. Идеализм и его разновидности стр. 18-22

5. Движение как атрибут существования материи стр. 22
1. Понятие материи стр. 22
2. Движение как атрибут стр. 22-24
3. Формы движения материи стр. 24-26

6. Вывод стр. 27

7. Список использованной литературы стр. 28

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ.docx

— 55.72 Кб (Скачать)
    1. Формы материализма
 

     Материализм прошел ряд ступеней в своем развитии Исторически первая форма материализма – материализм древних греков. Эту форму обычно называют наивным, стихийным материализмом. Он был  результатом непосредственного  созерцания мира и не мог еще опираться  на науку, поскольку она только начинала зарождаться и сама еще находилась в лоне философии. Особенностью этого  материализма было то, что он сочетался  с элементами стихийной диалектики (Демокрит, Эпикур, Лукреций Кар и  др.).

     Вторая  историческая форма материализма –  механистический, метафизический материализм XVII–1-й половины XIX вв. Это типичный созерцательный материализм. Он назывался  механистическим, поскольку все  многообразие явлений мира объяснял лишь законами механического движения, а метафизическим – поскольку  мир, природу, материю рассматривал в сущности как неизменные, вне  связи и исторического развития (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, А.Н. Радищев, М.В. Ломоносов и др.).

     Третья  форма материализма – материализм  русских мыслителей-демократов –  В.Г. Белинского, А.Н. Герцена, Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова и др. Их материализм  представлял переходную форму между  метафизическим материализмом и  материализмом диалектическим. Он уже  сознательно был связан с элементами диалектического метода.

     Наконец, четвертая историческая форма материализма – это диалектический материализм. Основу его составляет не только признание  материальности мира, но и рассмотрение всех явлений природы, общества, мышления как взаимосвязанных, находящихся  в процессе непрерывного движения, изменения и исторического развития (К. Маркс, Ф. Энгельс).

    1. Идеализм и его разновидности
 

     Идеализм  полагает, что первично духовное (сознание), а природа, бытие, материя так  или иначе порождены сознанием. Существуют две разновидности идеализма: объективный и субъективный.

     Объективный идеализм полагает, что объективно, независимо от сознания человека существует некое духовное начало - мировой  дух, мировой разум, мировая идея (или мир идей), а природа, бытие, материя, человек есть лишь порождение этого духовного начала. Наиболее крупными представителями объективного идеализма в истории философии  были Платон (427 – 347 гг. до н.э.) и Г.В.Ф. Гегель (1770–1831 гг.). Ныне это персонализм, неотомизм и т.д. Идеализм в своей объективной форме зародился еще до нашей эры, и долгое время (вплоть до XVII в.) развивалась именно эта форма идеализма. Почему? Дело в том, что человек не сразу стал концентрировать внимание на себе самом; перед человеком, только вступающим на путь своего развития, вставали вопросы осмысления, прежде всего, внешнего для него мира. С чем это было связано? Живя в мире и будучи полностью зависимым от него, человек должен был узнать как можно больше о природе, которая его окружала, о строении мироздания. Необходимо было выяснить, почему мир, в котором живет человек, так устроен, откуда он взялся. Следовательно, человек пока не концентрировал свое внимание на самом себе как личности, субъекте, способном что-либо менять в этом мире, быть в какой-то мере свободным по отношению к нему. Все внимание было направлено на объект, на попытки объяснить этот объект. Это было обусловлено сильной зависимостью каждого отдельного человека от природы, от совместной деятельности, невозможностью в достаточной степени проявить свою индивидуальность. Поэтому и объяснение мира «разыскивалось» вне человека (субъекта). Таким образом, абсолютизировался момент объективной необходимости обстоятельств и причин, их порождающих. Как видим, объективный идеализм тесно смыкается с теологией (учение о божественном начале), но не тождествен ей.

     Субъективный  идеализм. Термин «субъективный» означает «зависимый от сознания субъекта, существующий лишь в сознании субъекта». Для субъективного  идеализма характерна абсолютизация  роли сознания субъекта. Каковы его  «земные» основы? Дело в том, что  начиная с эпохи Возрождения, в период зарождения капиталистических  производственных отношений проявляется  пристальное внимание к внутреннему  миру человека, к субъективному «Я». С чем это связано? Во-первых, достаточно высокий для того времени уровень  развития материального производства, накопленный человечеством опыт освоения природы, а также значительные научные достижения и в целом развитие духовной культуры привели к тому, что человек из полностью зависимого от внешнего объекта (природы, общественной ситуации, религии и т.п.) постепенно превращается в субъекта, в определенной степени господствующего над объектом. Человек начинает чувствовать себя более свободным, в чем-то определяющим внешние обстоятельства. Естественно, встает задача изучения своих собственных, человеческих, субъективных способностей, определения человеческого «Я». Во-вторых, зарождение и развитие частного капиталистического предпринимательства требовало научного осмысления роли личности в общественной жизни в целом и в процессе производства, прежде всего. Следовательно, внимание к изучению субъективной активности в познании и в утверждении активной роли субъекта в практической жизни было объективно обусловлено зарождением капиталистического способа производства.

     Субъективный  идеализм отождествляет вещи, объекты  с ощущениями субъекта. Основной тезис  субъективного идеализма: «предмет, вещь – совокупность ощущений субъекта». Упрощенно логику рассуждений субъективного  идеалиста можно представить  следующим образом: на вопрос «Что такое  яблоко?» можно ответить так: «Яблоко  – это круглое, сладкое, твердое, красное» и т.д. А что такое  «красное», «твердое», «сладкое», «круглое»? Это ощущения субъекта. Следовательно, вещи (предметы) – это совокупность ощущений субъекта. Если последовательно  проводить эту идею, то можно прийти к солипсизму (от лат. solus – единственный, ipse – сам), т.е. к выводу о том, что  существует только человек и его  сознание, а объективный мир, в  том числе и другие люди, существуют лишь в сознании субъекта. Таким  образом, гносеологическим основанием субъективного идеализма является абсолютизация ощущения как источника  познания. Наиболее крупными представителями  субъективного идеализма в истории  философии являются английский философ  Д. Беркли (1685–1753), английский философ, историк, психолог Д. Юм (1711–1776) и немецкий философ И. Фихте (1762–1814). Сегодня субъективный идеализм представлен такими течениями, как экзистенциализм, неопозитивизм и др. Современный субъективный идеализм ставит проблему специфически: через ориентацию на ценности и смысл жизни каждого конкретного человека. Для человека объективный, вне сознания существующий мир не имеет никакого смысла. Важно другое: что есть внутри меня, что я внутренне, субъективно переживаю? Моя жизнь уникальна и неповторима, у меня собственное представление о смысле жизни, об идеалах и ценностях. Объект во мне, а не вне меня, он от меня зависит. Мое «Я» первично, определяющее, остальное бессмысленно. Проникнуть во внутренний мир другого человека нет никакой возможности. Мое «Я» «приговорено вариться» внутри себя, меня не интересуют какие-то объективные законы материального мира сами по себе. Такая форма мировоззрения, призывающая обратиться внутрь себя, своего субъективного «Я» и закрыть глаза на то, что делается вне его характерна для той системы общественных отношений, из которой человек устранен как личность, где понятие свободы вывернуто наизнанку.

     Все сказанное выше приводит нас к  мысли о том, что идеализм (как  объективный, так и субъективный) имеет определенные гносеологические (теоретико-познавательные) корни. Они  – в самом процессе познания, в его сложности и противоречивости. Уже в процессе познания существует возможность отрыва ощущений, понятий  человека от реальных вещей, отлета фантазии от объективной реальности. Эта возможность  становится действительностью в  результате одностороннего, преувеличенного  развития, раздувания одной из сторон, черточек, граней познания в абсолют, оторванный от природы, от материи и  обожествленный. Объективный идеализм абсолютизирует роль понятий, абстрактного мышления, что и приводит к выводу о первичности идей, понятий и  вообще идеального по отношению к  материи, природе, бытию. Субъективный идеализм абсолютизирует роль ощущений, восприятий, одинаково противопоставляя их всему остальному миру. 

    1. Движение  как атрибут существования материи
      1. Понятие материи 

     Понятие «материя» появилось как конкретизация  понятия субстанция. Прежде всего, материя  противопоставляется сознанию. Это  очень важно, потому что материя  – это только физическая реальность (вещество), она может выступать  в форме энергии и физически  не ощущаться. Однако все формы материи  противоположны сознанию, находятся  вне его и независимы от него, то есть материя – это объективная  реальность, которая многообразна в  качественном отношении.

      1. Движение как атрибут
 

     С точки зрения материалистической диалектики движение неразрывно связано с материей, является способом ее существования, ее неотъемлемым атрибутом. Нет материи  без движения, как нет и движения без материи. Существует движущаяся материя или что, то же самое, материальное движение. Быть, — значит быть в движении.

     Определение движения как всякого изменения  вообще выражает то, что все существующее находится в постоянном стремлении к другому, измененному состоянию. Но изменяется только сохраняющееся, то, что имеет относительную устойчивость и находится в относительном  покое. Без определенной степени  устойчивости в мире ничто не существовало бы. «Изменение, — писал И. Кант, —  есть один способ существования, следующий  за другим способом существования того же самого предмета. Поэтому то, что изменяется, есть сохраняющееся, и сменяются только его состояния».

     Итак, изменение предполагает свою противоположность  как необходимое условие —  сохранение, устойчивость, покой, природа  движения противоречива и представляет собой поток, способ взаимодействия и связь состояний изменения, их относительное сохранение в любых  процессах. Поэтому в широком  философском смысле движение есть разрешение противоречий между сохранением  и изменением. Движение носит абсолютный характер, покой — относительный, так как всякое сохранение, будучи необходимым условием движения, неизбежно  обречено на изменение. Движение —  вечно, абсолютно. Изменение в противоречивой природе движения выступает как  ведущая, определяющая противоположность. Противоречивая природа движения выражается не только в понятиях устойчивости и изменчивости, но и в других категориях: прерывности и непрерывности, качества и количества, содержания и формы, необходимости и случайности, возможности и действительности и т.д. Являясь атрибутом материи, движение объективно, как и сама материя, универсально, всеобще, несотворимо  и неуничтожимо, прерывно и непрерывно. Движение — вечно, оно не привносится  извне, не берется никуда, а есть самодвижение, потому что импульс, стремление к изменению заложены в самой  противоречивой природе материального  мира. Движение — не внешнее свойство материи, ее внутреннее, неотъемлемое свойство, атрибут, основной способ ее существования. В этом смысле природа  движения абсолютна, так как абсолютна  сама материя. Эта абсолютность сражается  в объективности движения, в несотворимости и неуничтожимости, его универсальность  в том, что оно есть самодвижение. Вместе с тем движение относительно, так как всегда существует и проявляется  в различных конкретных изменчивых формах, каждая из которых не может  быть представлена как исключительная, наиболее важная в изучении всего  многообразного движения. Познание движения осуществляется через изучение отдельных преходящих его форм. И понимание движения как изменения вообще предостерегает от сведения одних форм движения к другим.

      1. Формы движения материи
 

     Материальный  мир неисчерпаем, имеет бесчисленное множество форм движения, которые  можно классифицировать и выделить из них ряд основных форм, характеризующихся  некоторыми общими признаками: своим  носителем, уровнем структурной  организации и самоорганизации (неорганическая и органическая природа, общество), своими объективно действующими законами. К тому же, классификация основных форм движения материи обусловлена  также и уровнем развития отдельных  наук и философии. Впервые в истории  познания классификация форм движения была разработана Энгельсом. Он выделил: механическую, физическую, химическую, биологическую и социальную формы движения материи.

     Механическое  движение – пространственное перемещение объектов, но, нужно отметить сегодня, – не любое, а лишь характеризующееся наличием траектории, - распространение в пространстве полей, например, - это не механический процесс. "В механике, – писал Ф. Энгельс, – мы не встречаем никаких качеств". Но уже в физике любое изменение – это переход количества в качество.

     Физическое  движение - теплота, электромагнетизм, гравитация...

     Химическое  движение - превращение атомов и молекул, связанное с перестройкой электронных оболочек атомов (но не их ядер). Химическая форма движения материи имеет дело с образованием и разрушением молекул вещества. "Органическая жизнь, – указывал Ф. Энгельс, – невозможна без механического, молекулярного, химического, термического, электрического изменений". Но совокупность этих изменений не является основным признаком биологической формы движения.

     Биологическое движение - специфические для живого процессы. Последнее можно охарактеризовать так: "Жизнь представляет собой способ существования белковых тел и нуклеиновых кислот, содержанием которого является непрерывный обмен веществ между организмом и окружающей средой, процессы отражения и саморегуляции, направленные на самосохранение и воспроизводство организмов. Эти признаки вскрывают специфику живого только взятые как система.

     
    Социальное движение (с которым связано и мышление).

     Данная  классификация разработана во второй половине ХIХ века и основывалась на знаниях того времени. Учитывая это  обстоятельство, Энгельс не считал данную им классификацию законченной. Современная наука располагает  новейшими научными данными. Поэтому, признавая справедливость основополагающих принципов классификации основных форм движения материи, которую дал  Энгельс, многие современные ученые ставят вопрос о необходимости ее уточнения и изменения. Например, понимание механической формы движения материи основывалось прежде лишь на классической механике. Современная  наука установила наличие и других механик. Поэтому если раньше считали, что механическая форма движения включает в себя лишь количественные изменения, то теперь установлено, что  она несет в себе и качественные изменения. В настоящее время  стало известно много нового и  о других формах движения материи, например, о взаимопревращениях элементарных частиц и полей, о внутриатомных  превращениях и т.д.

Информация о работе Онтология в философии