Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2011 в 00:36, реферат
Философские понятия нередко предельно абстрактны. Иначе говоря, они несут в себе некое умозрительное содержание. Учение о Бытии называется онтологией. Итак, бытие – это философская категория, которая обозначает прежде всего существование в мире. Бытию противостоит наше сознание. Платон, возможно, первым в европейской философии задумался над вопросом: что же первично? Ответ мыслителя был однозначным: сознание первично, оно породило мир. Еще Сократ рассуждал о том, что познание есть припоминание. Сначала в мире царила некая истина, мир идей. Изначально существовали некие зрительные образы, духовные абстракции. Затем они превратились в вещи, предметы. Раньше, чем появилось «море», уже существовал некий образ моря, его «идея».
1. Вступление стр. 2
2. Проблема бытия и небытия в философии стр. 3
1. Бытие стр. 3-5
2. Небытие и «нечто» стр. 5-8
3. Соотношение бытия и небытия стр. 8-10
3. Проблема субстанции стр. 10
1. Определение субстанции в истории философии стр. 10-11
2. Три подхода к решению проблемы субстанции:
монизм, дуализм, плюрализм стр. 11-13
4. Материальное и духовное (идеально) бытие стр. 13
1. «Основной вопрос философии». Проблема «материи
и духа» стр. 14-15
2. Соотношение материального и духовного
3. Стороны рассмотрения основного вопроса философии стр. 16-17
4. Формы материализма стр. 17-18
5. Идеализм и его разновидности стр. 18-22
5. Движение как атрибут существования материи стр. 22
1. Понятие материи стр. 22
2. Движение как атрибут стр. 22-24
3. Формы движения материи стр. 24-26
6. Вывод стр. 27
7. Список использованной литературы стр. 28
Материализм прошел ряд ступеней в своем развитии Исторически первая форма материализма – материализм древних греков. Эту форму обычно называют наивным, стихийным материализмом. Он был результатом непосредственного созерцания мира и не мог еще опираться на науку, поскольку она только начинала зарождаться и сама еще находилась в лоне философии. Особенностью этого материализма было то, что он сочетался с элементами стихийной диалектики (Демокрит, Эпикур, Лукреций Кар и др.).
Вторая историческая форма материализма – механистический, метафизический материализм XVII–1-й половины XIX вв. Это типичный созерцательный материализм. Он назывался механистическим, поскольку все многообразие явлений мира объяснял лишь законами механического движения, а метафизическим – поскольку мир, природу, материю рассматривал в сущности как неизменные, вне связи и исторического развития (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, А.Н. Радищев, М.В. Ломоносов и др.).
Третья форма материализма – материализм русских мыслителей-демократов – В.Г. Белинского, А.Н. Герцена, Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова и др. Их материализм представлял переходную форму между метафизическим материализмом и материализмом диалектическим. Он уже сознательно был связан с элементами диалектического метода.
Наконец,
четвертая историческая форма материализма
– это диалектический материализм.
Основу его составляет не только признание
материальности мира, но и рассмотрение
всех явлений природы, общества, мышления
как взаимосвязанных, находящихся
в процессе непрерывного движения,
изменения и исторического
Идеализм полагает, что первично духовное (сознание), а природа, бытие, материя так или иначе порождены сознанием. Существуют две разновидности идеализма: объективный и субъективный.
Объективный идеализм полагает, что объективно, независимо от сознания человека существует некое духовное начало - мировой дух, мировой разум, мировая идея (или мир идей), а природа, бытие, материя, человек есть лишь порождение этого духовного начала. Наиболее крупными представителями объективного идеализма в истории философии были Платон (427 – 347 гг. до н.э.) и Г.В.Ф. Гегель (1770–1831 гг.). Ныне это персонализм, неотомизм и т.д. Идеализм в своей объективной форме зародился еще до нашей эры, и долгое время (вплоть до XVII в.) развивалась именно эта форма идеализма. Почему? Дело в том, что человек не сразу стал концентрировать внимание на себе самом; перед человеком, только вступающим на путь своего развития, вставали вопросы осмысления, прежде всего, внешнего для него мира. С чем это было связано? Живя в мире и будучи полностью зависимым от него, человек должен был узнать как можно больше о природе, которая его окружала, о строении мироздания. Необходимо было выяснить, почему мир, в котором живет человек, так устроен, откуда он взялся. Следовательно, человек пока не концентрировал свое внимание на самом себе как личности, субъекте, способном что-либо менять в этом мире, быть в какой-то мере свободным по отношению к нему. Все внимание было направлено на объект, на попытки объяснить этот объект. Это было обусловлено сильной зависимостью каждого отдельного человека от природы, от совместной деятельности, невозможностью в достаточной степени проявить свою индивидуальность. Поэтому и объяснение мира «разыскивалось» вне человека (субъекта). Таким образом, абсолютизировался момент объективной необходимости обстоятельств и причин, их порождающих. Как видим, объективный идеализм тесно смыкается с теологией (учение о божественном начале), но не тождествен ей.
Субъективный идеализм. Термин «субъективный» означает «зависимый от сознания субъекта, существующий лишь в сознании субъекта». Для субъективного идеализма характерна абсолютизация роли сознания субъекта. Каковы его «земные» основы? Дело в том, что начиная с эпохи Возрождения, в период зарождения капиталистических производственных отношений проявляется пристальное внимание к внутреннему миру человека, к субъективному «Я». С чем это связано? Во-первых, достаточно высокий для того времени уровень развития материального производства, накопленный человечеством опыт освоения природы, а также значительные научные достижения и в целом развитие духовной культуры привели к тому, что человек из полностью зависимого от внешнего объекта (природы, общественной ситуации, религии и т.п.) постепенно превращается в субъекта, в определенной степени господствующего над объектом. Человек начинает чувствовать себя более свободным, в чем-то определяющим внешние обстоятельства. Естественно, встает задача изучения своих собственных, человеческих, субъективных способностей, определения человеческого «Я». Во-вторых, зарождение и развитие частного капиталистического предпринимательства требовало научного осмысления роли личности в общественной жизни в целом и в процессе производства, прежде всего. Следовательно, внимание к изучению субъективной активности в познании и в утверждении активной роли субъекта в практической жизни было объективно обусловлено зарождением капиталистического способа производства.
Субъективный
идеализм отождествляет вещи, объекты
с ощущениями субъекта. Основной тезис
субъективного идеализма: «предмет,
вещь – совокупность ощущений субъекта».
Упрощенно логику рассуждений субъективного
идеалиста можно представить
следующим образом: на вопрос «Что такое
яблоко?» можно ответить так: «Яблоко
– это круглое, сладкое, твердое,
красное» и т.д. А что такое
«красное», «твердое», «сладкое», «круглое»?
Это ощущения субъекта. Следовательно,
вещи (предметы) – это совокупность
ощущений субъекта. Если последовательно
проводить эту идею, то можно прийти
к солипсизму (от лат. solus – единственный,
ipse – сам), т.е. к выводу о том, что
существует только человек и его
сознание, а объективный мир, в
том числе и другие люди, существуют
лишь в сознании субъекта. Таким
образом, гносеологическим основанием
субъективного идеализма
Все
сказанное выше приводит нас к
мысли о том, что идеализм (как
объективный, так и субъективный)
имеет определенные гносеологические
(теоретико-познавательные) корни. Они
– в самом процессе познания,
в его сложности и
Понятие
«материя» появилось как
С точки зрения материалистической диалектики движение неразрывно связано с материей, является способом ее существования, ее неотъемлемым атрибутом. Нет материи без движения, как нет и движения без материи. Существует движущаяся материя или что, то же самое, материальное движение. Быть, — значит быть в движении.
Определение
движения как всякого изменения
вообще выражает то, что все существующее
находится в постоянном стремлении
к другому, измененному состоянию.
Но изменяется только сохраняющееся, то,
что имеет относительную
Итак, изменение предполагает свою противоположность как необходимое условие — сохранение, устойчивость, покой, природа движения противоречива и представляет собой поток, способ взаимодействия и связь состояний изменения, их относительное сохранение в любых процессах. Поэтому в широком философском смысле движение есть разрешение противоречий между сохранением и изменением. Движение носит абсолютный характер, покой — относительный, так как всякое сохранение, будучи необходимым условием движения, неизбежно обречено на изменение. Движение — вечно, абсолютно. Изменение в противоречивой природе движения выступает как ведущая, определяющая противоположность. Противоречивая природа движения выражается не только в понятиях устойчивости и изменчивости, но и в других категориях: прерывности и непрерывности, качества и количества, содержания и формы, необходимости и случайности, возможности и действительности и т.д. Являясь атрибутом материи, движение объективно, как и сама материя, универсально, всеобще, несотворимо и неуничтожимо, прерывно и непрерывно. Движение — вечно, оно не привносится извне, не берется никуда, а есть самодвижение, потому что импульс, стремление к изменению заложены в самой противоречивой природе материального мира. Движение — не внешнее свойство материи, ее внутреннее, неотъемлемое свойство, атрибут, основной способ ее существования. В этом смысле природа движения абсолютна, так как абсолютна сама материя. Эта абсолютность сражается в объективности движения, в несотворимости и неуничтожимости, его универсальность в том, что оно есть самодвижение. Вместе с тем движение относительно, так как всегда существует и проявляется в различных конкретных изменчивых формах, каждая из которых не может быть представлена как исключительная, наиболее важная в изучении всего многообразного движения. Познание движения осуществляется через изучение отдельных преходящих его форм. И понимание движения как изменения вообще предостерегает от сведения одних форм движения к другим.
Материальный мир неисчерпаем, имеет бесчисленное множество форм движения, которые можно классифицировать и выделить из них ряд основных форм, характеризующихся некоторыми общими признаками: своим носителем, уровнем структурной организации и самоорганизации (неорганическая и органическая природа, общество), своими объективно действующими законами. К тому же, классификация основных форм движения материи обусловлена также и уровнем развития отдельных наук и философии. Впервые в истории познания классификация форм движения была разработана Энгельсом. Он выделил: механическую, физическую, химическую, биологическую и социальную формы движения материи.
Механическое движение – пространственное перемещение объектов, но, нужно отметить сегодня, – не любое, а лишь характеризующееся наличием траектории, - распространение в пространстве полей, например, - это не механический процесс. "В механике, – писал Ф. Энгельс, – мы не встречаем никаких качеств". Но уже в физике любое изменение – это переход количества в качество.
Физическое движение - теплота, электромагнетизм, гравитация...
Химическое движение - превращение атомов и молекул, связанное с перестройкой электронных оболочек атомов (но не их ядер). Химическая форма движения материи имеет дело с образованием и разрушением молекул вещества. "Органическая жизнь, – указывал Ф. Энгельс, – невозможна без механического, молекулярного, химического, термического, электрического изменений". Но совокупность этих изменений не является основным признаком биологической формы движения.
Биологическое движение - специфические для живого процессы. Последнее можно охарактеризовать так: "Жизнь представляет собой способ существования белковых тел и нуклеиновых кислот, содержанием которого является непрерывный обмен веществ между организмом и окружающей средой, процессы отражения и саморегуляции, направленные на самосохранение и воспроизводство организмов. Эти признаки вскрывают специфику живого только взятые как система.
Социальное движение (с которым связано
и мышление).
Данная
классификация разработана во второй
половине ХIХ века и основывалась
на знаниях того времени. Учитывая это
обстоятельство, Энгельс не считал
данную им классификацию законченной.
Современная наука располагает
новейшими научными данными. Поэтому,
признавая справедливость основополагающих
принципов классификации