Онтология в философии

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2011 в 00:36, реферат

Описание работы

Философские понятия нередко предельно абстрактны. Иначе говоря, они несут в себе некое умозрительное содержание. Учение о Бытии называется онтологией. Итак, бытие – это философская категория, которая обозначает прежде всего существование в мире. Бытию противостоит наше сознание. Платон, возможно, первым в европейской философии задумался над вопросом: что же первично? Ответ мыслителя был однозначным: сознание первично, оно породило мир. Еще Сократ рассуждал о том, что познание есть припоминание. Сначала в мире царила некая истина, мир идей. Изначально существовали некие зрительные образы, духовные абстракции. Затем они превратились в вещи, предметы. Раньше, чем появилось «море», уже существовал некий образ моря, его «идея».

Содержание

1. Вступление стр. 2

2. Проблема бытия и небытия в философии стр. 3
1. Бытие стр. 3-5
2. Небытие и «нечто» стр. 5-8
3. Соотношение бытия и небытия стр. 8-10

3. Проблема субстанции стр. 10
1. Определение субстанции в истории философии стр. 10-11
2. Три подхода к решению проблемы субстанции:
монизм, дуализм, плюрализм стр. 11-13
4. Материальное и духовное (идеально) бытие стр. 13
1. «Основной вопрос философии». Проблема «материи
и духа» стр. 14-15
2. Соотношение материального и духовного
3. Стороны рассмотрения основного вопроса философии стр. 16-17
4. Формы материализма стр. 17-18
5. Идеализм и его разновидности стр. 18-22

5. Движение как атрибут существования материи стр. 22
1. Понятие материи стр. 22
2. Движение как атрибут стр. 22-24
3. Формы движения материи стр. 24-26

6. Вывод стр. 27

7. Список использованной литературы стр. 28

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ.docx

— 55.72 Кб (Скачать)
    1. Соотношение бытия и небытия
 

     Вопрос  о соотношении бытия и небытия  возникает в процессе осмысления природы конечного и переходящего существования вещей реального мира. Уже античные философы стали задумываться над тем, есть ли что – либо за границей всего бесконечного многообразия непосредственного бытия и что происходит с вещами после того, как они исчезают, т.е. прекращают своё существование. При этом бытие отождествлялось с непосредственным существованием единичных реальностей, а небытие – с тем, что выходит за пределы единичного бытия и тем самым само по себе уже не могло быть чем – то единичным и даже какой – то непосредственной реальностью. С понятием небытия в античной философии связывалось понятие сущности, единого и всеобщего, так как самим смыслом этого единичного бытия, данного нам в формах нашего чувственного восприятия. Тогда представлялось, что анаму небытия есть путь к раскрытию сущности бытия. Постижение же этой сущности рассматривалось конечной целю философского осмысления мира. Отсюда понятно следующее высказывание Платона: “Те, кто подлинно предан философии, заняты, по сути вещей, только одним – умиранием и смертью”.

         Переход бытия в небытие и  небытие в бытие реализуется  в процессе изменения вещей.  Чистой формой этого перехода  является время, т.е. смена прошлого (того, чего уже нет) настоящим  (тем, что есть), а настоящего  будущим (тем, чего ещё нет). В этом плане всякое единичное  существование развёртывается в  виде перехода от небытия, которого  уже нет, небытию, которого  ещё нет, так что актуально  данное конкретное бытие заключает  в себе в снятом виде небытие  в этих двух его аспектах.

     Подытоживая рассмотрение соотношения бытия (нечто) и ничто, бытия и небытия, следует  указать, что философская категория  бытия не может быть во всей полноте  и глубине осмыслена без сопоставления  её с категорией отрицания. Из определения  бытия как реальности, границы  которой задаются её собственным  отрицанием, с необходимостью вытекает понимание ничто и небытия  в позитивном плане, т.е. в качестве инобытия. Если ничто представляет собой выражение отношений различия и противоположности в мире непосредственно данных частных существований, то небытие – своеобразное выражение смены состояний, прохождения, перехода в иное того или другого конкретного и непосредственного сущего. Ничто и небытие – это разные аспекты отрицания бытия, связанные с двойственно предметно – динамической структурой бытия. Они столь же реальны, сколь и само бытие. Именно так ничто и небытие осмысливались в продолжение всего исторического развития философии. Чисто негативное их понимание, связывающее с ними некое абсолютное отсутствие, иррационально и потому непродуктивно в философском постижении природы бытия. 

    1. Проблема  субстанции
      1. Определение субстанции в истории философии 

     Субстанция  — материя  в   аспекте внутреннего  единства всех форм ее саморазвития, всего  многообразия  явлений природы  и  истории,   включая   человека   и   его   сознание,   и   потому фундаментальная  категория  научного  познания,   теоретического   отражения конкретного (Абстрактное  и конкретное). В  истории  философии  первоначально субстанция  понимается  как  вещество,  из  которого  состоят  все  вещи.  В дальнейшее,  в  поисках  основания   всего   сущего,   субстанцию   начинают рассматривать  как  особое  обозначение  бога  (схоластика),  что  ведет   к дуализму души и тела. Последний  – своеобразное выражение  несовместимости  теологического и научного мышления. В новое время  наиболее  остро  проблема субстанции  была  поставлена  Декартом.  Преодоление   дуализма   на   путях материалистической   философии   осуществил   Спиноза,    который считая протяженность   и   мышление   атрибутами   единой   телесной   субстанцией, рассматривал ее как причину самой  себя. Однако Спиноза не  сумел  обосновать внутренней  активности,  «самодеятельности»  субстанции.  Эта  задача   была решена в немецкой классической  философии.  Уже  Кант понимает субстанцию как «то постоянное, лишь в  отношении  с  которым  можно определить  все  временные  явления».  Однако   субстанция   трактуется им субъективно, как априорная форма мышления,  синтезирующего  опытные  данные.

     Гегель  определяет субстанцию как целостность  несущественных,  изменяющихся. преходящих сторон вещей,  в  которых  она  «открывается  как  их  абсолютная отрицательность, т. е. как абсолютная мощь и  вместе  с  тем  как  богатство всякого  содержания»,  «существенную  ступень  в  процессе  развития   идеи» (человеческого  познания), «основу всякого дальнейшего  подлинного  развития».

     С этим связано понимание субстанции одновременно и как субъекта, т.  е.  как активного  самопорождающего  и  саморазвивающегося  начала.  Вместе  с   тем субстанция рассматривается  Гегелем идеалистически, лишь в  качестве  момента развития абсолютной идеи. Марксистская философия  критически  перерабатывает эти идеи с  точки  зрения  материализма.  субстанция  понимается  здесь  как материя  и одновременно как «субъект»  всех своих изменений,  т.  е.  активная причина всех собственных  формообразований,  а  потому  она  не  нуждается  в извне  привходящей деятельности особого, отличного от нее «субъекта» .  В понятии субстанции материя отражена не в аспекте ее противоположности сознанию,  а со  стороны внутреннего   единства   всех   форм   ее   движения,   всех   различий    и противоположностей, включая и противоположность бытия и сознания.

      1. Три подхода к решению проблемы субстанции: монизм, дуализм, плюрализм
 

     Субстанциальный монизм исходит из признания одной единственной субстанции, - материальной или идеальной (духовной). Монистами были Платон, средневековые схоласты, Декарт, Спиноза, Гегель, Маркс. В диалоге "Пир" Платон критиковал гераклитовскую диалектику за то, что в ней абсолютизируется различие. Он утверждал, что только наличие "среднего термина", вбирающего в себя противоположности, может свидетельствовать о действительном единстве: "Однако очень нелепо утверждать, что гармония - это раздвоение или что она возникает из различных начал... Гармония - это созвучие, а созвучие - это своего рода согласие, а из начал различных, покуда они различны между собой, согласия не получается". Монизм утверждает, что один и тот же мир не может подчиняться двум разным законам. Он не может в физическом смысле одновременно быть конечным и бесконечным, вечным и преходящим, включенным в цепь причинности и абсолютно свободным. Гегель по этому поводу писал: "Абсолютное существует "ни до сотворения мира, ни после его гибели, а... есть "теперь" без "до" и "после".9  
Согласно монизму, многообразие и разнообразие бытия есть ничто иное как, "единство посредством множества" или "множество в единстве". Из-за этого монизм подвергается обвинениям в тоталитаризме, в отсутствии свободы, которая трактуется в нем как "осознанная необходимость". Монизм - это диктатура целого, порядок, согласованность. Единая субстанция выступает в качестве своеобразного цемента, связывающего все проявления бытия.

     Сущность  субстанциального дуализма состоит  в признании равноправия, равнозначности двух первоначал или первопринципов: материи и сознания, тела и души, добра и зла, бога и дьявола  и т.д. Классическим образцом дуалистической позиции считается теория психофизического параллелизма Декарта, согласно которой  физические и психические процессы, хотя и соответствуют друг другу  по содержанию и по времени, но совершенно не взаимодействуют. Примером дуалистической религии является манихейство, настаивающее на равной значимости добра и зла, света и тьмы. Главной проблемой  дуализма является объяснение единства мира: если каждая из двух сущностей обладает самодостаточностью, то каким образом они взаимодействуют друг с другом?

     Субстанциальный плюрализм - это позиция, согласно которой  бытие состоит из множества самостоятельных  сущностей, не образующих абсолютного  единства. Плюралисты считают, что мир  не обладает жесткой связанностью и  причинно-следственной заданностью, а  представляет собой случайные, ситуационные комбинации, постоянно возникающие  и распадающиеся. Американский философ  У.Джемс так характеризует плюралистически устроенное бытие: «Плюралистический мир более похож на федеративную республику, чем на империю или королевство. Сколько бы фактов вы не собрали воедино, сколько бы элементов вы ни соотнесли к какому-нибудь действительному центру сознания или действия, всегда останутся такие, которые сохранят свою автономию, отсутствуют и не сводятся к единству». Самой известной из плюралистических концепция является «монадология» Лейбница.

    1. Материальное и духовное (идеальное) бытие
 

     Среди совокупности проблем, которые исследует  та или иная область знания, всегда можно выделить основные, базисные. Такой основной, базисной проблемой  философии, от решения которой, в  конечном счете, зависит решение  всех других философских проблем, является вопрос об отношении материального  и духовного (идеального), формулируемый  традиционно как вопрос об отношении  мышления к бытию, духа к природе, сознания к материи. Данный вопрос имеет  глубокие жизненные основания. Дело в том, что в существующем мире есть две группы, два класса явлений: явления материальные, т.е. существующие вне и независимо от сознания, и  явления духовные, т.е. идеальные, существующие в сознании. Поскольку философия  является системой знаний о мире как  целом, постольку и возникает  необходимость выяснить, прежде всего, как соотносятся материальное и идеальное, материя и сознание, дух и природа, составляющие это единое целое.

    1. «Основной вопрос философии». Проблема «материя и дух»
 

     Вопрос  об отношении мышления к бытию  получил название основного вопроса  философии. Термин «основной вопрос философии» ввел Ф. Энгельс в 1886 г. в  работе «Людвиг Фейербах и конец  классической немецкой философии». Сегодня  отношение к данному вопросу  неоднозначно. Диапазон мнений колеблется от попыток лишить этот вопрос ореола универсальности до полного его  отрицания, как лишенного познавательного  смысла и значения. Но ясно и другое. Невозможно игнорировать противоположность  материального и идеального. Очевидно, что предмет мысли и мысль  о предмете – это не одно и  то же. Уже Платон отмечал тех, кто  за первичное брал идею, и тех, кто  за первичное принимал мир вещей. Исследование соотношения бытия  и сознания, материального и идеального является условием, без которого человек  не сможет выработать свое отношение  к миру, не сможет ориентироваться  в нем.

     Более четко этот вопрос сформулировал  Ф. Шеллинг. Он говорил о соотношении  объективного, действительного мира, который находится «по ту сторону  сознания» и «идеального мира», находящегося «по эту сторону  сознания»1. Бертран Рассел также писал: «Разделен ли мир на дух и материю, а если да, то что такое дух и что такое материя? Подчинен ли дух материи, или он обладает независимыми способностями? Имеет ли вселенная какое-либо единство или цель? Развивается ли вселенная по направлению к некоторой цели? Действительно ли существуют законы природы или мы просто верим в них благодаря лишь присущей нам склонности к порядку? Является ли человек тем, чем он кажется астрономам, - крошечным комочком смеси углерода и воды, бессильно копошащимся на маленькой и второстепенной планете? Или же человек является тем, чем он представлялся Гамлету? А может быть, он является и тем, и другим одновременно? Существуют ли возвышенный и низменный образы жизни или же все образы жизни являются только тщетой? Если же существует образ жизни, который является возвышенным, то в чем он состоит и как мы можем его достичь? Нужно ли добру быть вечным, чтобы заслужить высокой оценки, или же к добру нужно стремиться, даже если вселенная неотвратимо движется к гибели? Исследовать эти вопросы... - дело философии»1. Таким образом, проблема «материя и дух» пронизывает всю историю философской мысли как одна из важнейших. Она продолжает сохранять свою актуальность и как одна из загадок мира, и как одно из существенных оснований для упорядочения философских школ, учений, взглядов.

    1. Соотношение метериального и духовного
 

     Вопрос  о соотношении материального  и духовного (идеального) многоаспектен. В реальной жизни он высвечивается  различными гранями, выступает в  разных формулировках и постановках  и его нельзя сводить только к  тривиальному «что первично?». Так, уже  на уровне мифологического мировоззрения  он выступал как вопрос о соотношении  души и тела. Позднее возникают  вопросы об отношении мысли к  предмету мысли, общественного сознания и общественного бытия, умственного  и физического труда. Это также  вопросы об отношении реальности и идеала, отношении между тем, что есть, и тем, чего хотят люди. Одним из важнейших аспектов основного  вопроса философии является вопрос о соотношении исторической необходимости  и свободы человека. Рассмотрение всех вышеназванных вопросов и осуществляется через призму категорий «материя» и «сознание», «материальное» и «идеальное», «дух» и «природа».

    1. Стороны рассмотрения основного вопроса философии

     Основной  вопрос философии включает в себя два аспекта, две стороны рассмотрения: онтологическую и гносеологическую. Первая заключается в постановке и решении проблемы, что первично: материя или сознание. По существу, это вопрос о природе, сущности мира, о том, материален он или идеален, сознание ли зависит от окружающего  мира, производно от него или сам  мир производен от сознания? Существуют различные варианты решения данного  вопроса. Так, древнегреческий философ  утверждал, что «этот мир... не сотворил никто из богов или людей, но всегда был, есть и будет вечно живым  огнем, разгорающимся согласно мере и угасающим согласно мере»2. Другой древнегреческий мыслитель Платон, напротив, считал, что есть два мира: первичный, потусторонний мир, который он называл миром идей, и мир вторичный, производный от первого – мир вещей. По мнению Платона, материальный мир, мир вещей – это лишь тени, искаженное отражение мира идей. Русский мыслитель XVIII в. Андрей Михайлович Брянцев полагал, что великие и вечные во вселенной законы установлены всемогущим повелителем природы3.

     В зависимости от решения первой стороны  основного вопроса философии  философы разделились на 2 направления: материалистов, считавших основным началом природу, материю, и идеалистов, утверждавших, что дух существовал прежде природы, и признававших в конечном счете сотворение мира4.

     Взгляд, согласно которому за основу мира признается одно, единое начало, получил название «монизм» (от греч. monos – единый). Как  видно из приведенного выше, монизм может быть либо материалистическим, либо идеалистическим. Но в истории  философии существовал и дуалистический взгляд на мир (от лат. dualis – двойственный). Дуализм – мировоззрение, которое  признает не одно, а сразу два  начала - полностью автономных и  равноправных, существующих одновременно, независимо друг от друга – материю  и дух, которые развиваются самостоятельно по своим специфическим законам (Р. Декарт, 1596–1650 гг.). И все-таки дуализм  не составлял какой-либо особой, самостоятельной  линии в философии. Философы-дуалисты в конечном счете примыкали либо к идеализму, либо к материализму.

Информация о работе Онтология в философии