Объяснение и понимание. Герменевтика

Автор: Ирина Холодова, 10 Декабря 2010 в 17:04, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы, является раскрыть такие понятия, как «понимание» и «объяснение». Для чего они нужны в нашей жизни?. Раскрыть их неразрывность, их зависимость друг от друга. А так же рассмотреть их различия между собой.

Проблемы понимания и объяснения одна из важнейших проблем в современной философии.

Рассмотреть роль герменевтики в современной философии, так как герменевтика является направлением в философии, в котором понимание рассматривается как условие (осмысления) социального бытия. Она является одним из основных направлений в современной философии.

Содержание

2 стр - Введение


3 стр - Понятия «объяснение» и «понимание» в философии


12 стр - Различия между понятиями «объяснение» и «понимание»


13 стр - Герменевтика как учение о понимании


18 стр - Заключение


19 стр - Список литературы


20 стр - Сноски

Работа содержит 1 файл

1 Понятия.doc

— 185.00 Кб (Скачать)

                                

                                    Содержание 

2 стр - Введение 

3 стр - Понятия «объяснение» и «понимание» в философии 

12 стр - Различия между понятиями «объяснение» и «понимание» 

13 стр - Герменевтика как учение о понимании 

18 стр - Заключение 

19 стр - Список литературы 

20 стр - Сноски 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                   Введение   

   Тема данной работы – «понимание» и «объяснение» в философии, может показаться узкой человеку, далекому от проблем современной философии. Между тем, в процессе работы над рефератом, знакомством с работами ведущих философов данного направления и научно-философской критикой, осознаешь широту и многогранность данной темы.

   Проблема понимания и его соотношения с познанием (и объяснением) обсуждается давно и сегодня является актуальной и во многом дискуссионной.

   Целью данной работы, является раскрыть такие  понятия, как  «понимание» и «объяснение». Для чего они нужны в нашей жизни?. Раскрыть их неразрывность, их зависимость друг от друга. А так же рассмотреть их различия между собой.

   Проблемы понимания и объяснения одна из важнейших проблем в современной философии.

   Рассмотреть роль герменевтики в современной философии, так как герменевтика является направлением в философии, в котором понимание рассматривается как условие (осмысления) социального бытия. Она является одним из основных направлений в современной философии.

   Современная культура все чаще имеет дело с ситуациями, когда возникает необходимость в понимании.

   Как следствие усложнения социальных отношений выросло количество и изменился характер индивидуальных и массовых коммуникаций, следует указать на то, что в современных условиях часто возникают барьеры для понимания, преодоление которых требует тщательного анализа.

   Понимание, сугубо личностный процесс, требующей долгого осмысления.

   В современной философии, проблеме понимания отводится не последнее место. Эта тема вызывает интерес у многих философов, социологов. Об этом подробней изложено в самой работе. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

          

      Понятия «объяснение» и «понимание» в философии

   В последнее время все большую актуальность приобретают такие понятия как «понимание» и «объяснение». Эта тема вызывает огромный интерес, как у философов, искусствоведов, так и у культурологов, историков, социологов и т.д.

   Понятия «понимание» и «объяснение» неразрывно связаны между собой. Человек, не поняв чего то, не сможет это объяснить кому то еще,  так и без объяснения, понять очень сложно.

   Понимание – форма освоение действительности, постижение смыслового содержания явлений природной, исторической и социальной реальности.

   Понимание  – сугубо личностный процесс.  Оно связано с включенностью  объекта в различные коммуникативные  системы человеческого общения. Так, например, на группу людей, собравшуюся в одном кинозале, картина произведет разные впечатления. Каждый поймет смысл увиденного по своему, пропустив через себя, сделая различные от других выводы. Так же и в картинной галерее -  посмотрев работу, выполненную, например, в стиле «абстракционизм», у каждого возникнут свои мысли и свои идеи увиденного. И объясняется это тем, что процесс понимания связан непосредственно с особенностями психики, духовного развития и настроением в данную минуту времени. И можно даже не брать в пример целый кинозал зрителей,  а взять одного единственного человека, скажем, прочитав книгу в 16 лет, она может показаться ему скучной и неинтересной, а спустя пару лет, он откроет в ней много нового, и интересного, жизненного, чего не замечал при первом чтении. Это говорит о том,  что события нашей жизни, как приятные, так и не очень, меняют наше отношение к жизни, и мы всё с годами понимаем по-другому.

   Понять – значит приобрести. Приобрести что-то новое, полезное. Понимание отражает суть вещей, соединяет нечто ранее неизвестное с уже известным, превращает ранее разрозненное в систему. Рождаясь, человек по крупицам собирает свои знания.

    Понимание  - способ освоения и познания  человеческой реальности – внутреннего  мира человека, мира его культуры, продуктов его практической деятельности.  Это значит, что человек должен воспринимать и понимать не только внешние факторы, окружающих, но и внутренние.  Должен понять самого себя. А для этого требуется доверие к себе и к своим чувствам, именно доверие, а не уверенность, так как она может привести к необоснованному настаиванию на своём первоначальном мнении, доверие же создаёт возможность изменить своё мнение, если изменились ощущения, и доверять новому мнению не меньше, чем старому. Но здесь очень сложно бывает найти грань между этими двумя синонимичными с виду понятиями и ощущениями. Порой, изменение своего мнения даже при доверии может быть затруднено нежеланием поступиться своими принципами.

  Но  понять  того, о чьём существовании ты не знаешь просто невозможно. Поэтому, мне кажется, кроме доверия для понимания нужно присутствие, пребывание рядом с тем, кого ты хочешь понять. Ведь нельзя же понять человека, которого ты даже не видел. Для того что бы его понять, нужно его видеть, нужно с ним общаться.  Это верно, как при понимании других людей, так и при попытке понимания самого себя. Ведь, мы не всегда «пребываем» рядом с самими собой, мы редко остаёмся наедине с собой в подлинном смысле этого слова. Чаще мы избираем присутствие рядом с телевизором, компьютером, плеером, что создает барьеры для понимания нас самих.

   Проблема понимания оказалась в центре философской мысли современности. Интересен сам по себе вопрос, почему это произошло, чем определяется актуальность этой проблемы сегодня? 

   Понимание - это искусство постижения значения знаков, передаваемых одних сознанием и воспринимаемых другим сознанием через их внешнее выражение. К внешнему относятся жесты, позы, речь. Цель понимания - совершить переход от внешнего выражения к тому, что является основной интенцией знака, и как-то выразить ее для себя. Способностью понимания наделено каждое сознание благодаря творческой возможности воспроизводить ход мышления другого. Под термином «понимание» следует разуметь общее явление проникновения в чужое сознание с помощью внешнего обозначения.

   Как  сказал Артур Шопенгауэр(1)-

"Индивидуум  ничего не мог бы узнать  о сущности мира, данного ему  лишь как представление, если  бы ему не было свойственно  познавание, с помощью которого он узнает, что вселенная, бесконечно малую часть коей он сам составляет, одинакова по качеству с этой малой частью, близко известной ему как его внутренний мир. Таким образом, его собственное "я" дает ему ключ к разгадке мира".

   Таким образом, что бы понять себя или других нужно: Доверие к себе + Пребывание с собой (другим) = Вероятность понимания.

   А чем больше доверие к себе и пребывание с собой или другим, тем больше возрастает вероятность понимания.

   В.Дильтей(2) терминологически зафиксировал оппозицию «понимания» и «объяснения. Строго говоря, методическим можно назвать только объяснение. Понимание требует приемов и процедур, которые применяются тогда, когда затрагивается соотношение части и целого, значения и его интерпретации. Основа понимания остается интуитивной по причине изначального родства между интерпретатором и тем, о чем говорится в тексте. Противоположность «объяснения» и «понимания» восстанавливает противоположность природы и духа, представленную в соответствующих науках. Здесь возникает следующее противопоставление: открытым для наблюдения фактам противопоставляют знаки, предложенные для понимания, моделям объяснения противопоставляют связь, посредством которой изолированные знаки соединяются в совокупности .И примером здесь выступает построение повествования. Наконец, фальсифицируемости научных теорий противопоставляют симпатию, т.е. чувства родства, близости между понимаемым и понимающим. 

   Понимание можно разделить на три типа - к первому типу можно отнести то, которое возникает в процессе языковой коммуникации. В его основе лежит диалог – поскольку оба собеседника располагают приблизительно одним и тем же полем семантических значений слов, постольку в целом они понимают друг друга.

   Второй тип понимания – относится к интерпретации произведений художественной литературы и искусства, особенно имеющих непреходящее эстетическое значение

   Третий тип понимания – связан с переводом с одного языка на другой, например, с иностранного на родной язык, когда мы встречаемся с более сложным процессом интерпретации. Естественно если мы не знаем, иностранных языков, то понять иностранца нам будет так же сложно, как и ему нас.      

   В этом случае приходится иметь дело с передачей и сохранением смысла, выраженного на чужом языке, с помощью слов и предложений родного языка. Трудность заключается не столько в том, чтобы раскрыть смысл текста, сколько найти адекватные средства для его выражения на родном языке - с помощью интонации, с помощью жестов и Т.д. И в этой ситуации нашим «помощником» может являться словарь иностранных снов, или же переводчик, а из этого следует, что порой для того что бы понять кого либо или что либо, присутствия данного объекта недостачно. И тут возникает нужна в объяснении. Как я уже говорила ранее, понятия «понимание» и «объяснение» взаимосвязаны между собой. Если мы не можем понять того или иного, то у нас возникает необходимость в объяснении. А может ли человек не знающий того или иного дать объяснение другому человеку? И что из этого получится? Скажем, нам нужно подключить DVD   к телевизору, у нас есть DVD,  у нас есть телевизор, у нас так же есть провод, с помощью которого будет производиться подключение, но если мы не знаем куда подключать и как, то, думаю, результат нас не обрадует. Но специалист, который разбирается в этом деле, оставил нам инструкцию, в которой письменно объяснил нам что делать. Т.е без объяснения того, чего мы не понимаем, трудно разобраться, трудно понять.

   В процессе понимания человек дает субъективную интерпретацию тому, что стремиться понять. В обыденном разговорном языке слово “понять” означает “усвоить смысл”, “постигнуть содержание”. Это же слово употребляется еще в значении “осмыслить”, “истолковать”, таким образом, понимание осуществляется гипотетико-дедуктивным способом. Материал, как правило, допускает множество интерпретаций.

   Вся наша коммуникативная и познавательная деятельность теснейшим образом связана с истолкованием тех или иных знаков, символов, слов, произведений духовной культуры. В науке ученый интерпретирует теории, логик и математик – исследуемые формальные системы; музыкант – интерпретирует исполняемые им произведения, литературный критик – анализируемые сочинения, переводчик – переводимые текст, искусствовед – произведения живописи, музыки, прикладного искусства и т.д. Эти примеры показывают, что интерпретация не ограничивается только областью языка, а охватывает широкие сферы коммуникации и деятельности людей в целом. “Можно сказать, что интерпретация возможна и без языка, но язык невозможен без интерпретации”. Таким образом интерпретация составляет фундаментальную основу не только мышления, но и любой коммуникативной деятельности и взаимопонимания между людьми.

   В отличие от интерпретации обычного языка, интерпретация текста литературно-художественных произведений сопряжена с трудностями:

   во-первых, в силу многозначности слов художественной речи;

   во-вторых, зависимости их смысла от контекста;

   в-третьих, личных особенностей, убеждений, и тому подобное, особенностей говорящих и пишущих;

   в-четвертых, влияния на них тех социально-культурных и исторических условий, при которых происходит интерпретация.

Интерпретация и основанное на ней понимание  должны учитывать:

   с одной стороны, - все объективные данные, относящиеся к любому тексту или информационным системам;

   с другой стороны, никакая интерпретация, даже в естественных науках, тем более в  гуманитарных дисциплинах не может подходить к своему объекту без каких-либо идей, теоретических представлений, ценностей ориентации, т.е. без того, что связано с деятельностью познающего субъекта.

   Смыслы, которые индивид приписывает объектам понимания, он черпает из своего внутреннего мира – мира индивидуального сознания, отражающего основу понимания. Этот мир формируется на основе языка и чувственных впечатлений, и включает в себя наглядные и абстрактные образы, связи между ними, знания, верования индивида, его морально-этические нормы. В этот мир на ряду с образами реальных чувственно-воспринимаемых вещей входят представления об абстрактных объектах. Они соседствуют с образами, созданными воображением, - и все эти образы связаны с единым центром, дающим им жизнь, - индивидуального Я, который в интерпретации играет роль индивидуального контекста. Встречаясь с языковыми выражениями, текстами, предметами культуры, явлениями природы, индивид включает их в свой внутренний контекст, ассоциируя с ними те или иные смысловые единицы, и, таким образом предает им интерпретацию, наделяя их смыслом.

   Из того, что в процессе понимания индивид сам приписывает смысл объекту, вовсе не следует, что всякое понимание в равной степени приемлемо. Интерпретация объекта всегда носит гипотетический характер и может быть пересмотрена.

   Таким образом главная цель понимания состоит в том, чтобы придать смысл объекту познания.

   Основой понимания, т.е. тем источником, который снабжает нас интерпретациями, является индивидуальный смысловой контекст, представляющий собой систему взаимосвязанных смысловых единиц.

Информация о работе Объяснение и понимание. Герменевтика