Автор: Ирина Холодова, 10 Декабря 2010 в 17:04, контрольная работа
Целью данной работы, является раскрыть такие понятия, как «понимание» и «объяснение». Для чего они нужны в нашей жизни?. Раскрыть их неразрывность, их зависимость друг от друга. А так же рассмотреть их различия между собой.
Проблемы понимания и объяснения одна из важнейших проблем в современной философии.
Рассмотреть роль герменевтики в современной философии, так как герменевтика является направлением в философии, в котором понимание рассматривается как условие (осмысления) социального бытия. Она является одним из основных направлений в современной философии.
2 стр - Введение
3 стр - Понятия «объяснение» и «понимание» в философии
12 стр - Различия между понятиями «объяснение» и «понимание»
13 стр - Герменевтика как учение о понимании
18 стр - Заключение
19 стр - Список литературы
20 стр - Сноски
2 стр - Введение
3 стр - Понятия «объяснение»
и «понимание» в философии
12 стр - Различия между
понятиями «объяснение» и «понимание»
13 стр - Герменевтика
как учение о понимании
18
стр - Заключение
19 стр - Список литературы
20 стр - Сноски
Введение
Тема данной работы – «понимание» и «объяснение» в философии, может показаться узкой человеку, далекому от проблем современной философии. Между тем, в процессе работы над рефератом, знакомством с работами ведущих философов данного направления и научно-философской критикой, осознаешь широту и многогранность данной темы.
Проблема понимания и его соотношения с познанием (и объяснением) обсуждается давно и сегодня является актуальной и во многом дискуссионной.
Целью данной работы, является раскрыть такие понятия, как «понимание» и «объяснение». Для чего они нужны в нашей жизни?. Раскрыть их неразрывность, их зависимость друг от друга. А так же рассмотреть их различия между собой.
Проблемы понимания и объяснения одна из важнейших проблем в современной философии.
Рассмотреть роль герменевтики в современной философии, так как герменевтика является направлением в философии, в котором понимание рассматривается как условие (осмысления) социального бытия. Она является одним из основных направлений в современной философии.
Современная культура все чаще имеет дело с ситуациями, когда возникает необходимость в понимании.
Как следствие усложнения социальных отношений выросло количество и изменился характер индивидуальных и массовых коммуникаций, следует указать на то, что в современных условиях часто возникают барьеры для понимания, преодоление которых требует тщательного анализа.
Понимание, сугубо личностный процесс, требующей долгого осмысления.
В современной
философии, проблеме понимания отводится
не последнее место. Эта тема вызывает
интерес у многих философов, социологов.
Об этом подробней изложено в самой работе.
Понятия «объяснение» и «понимание» в философии
В последнее время все большую актуальность приобретают такие понятия как «понимание» и «объяснение». Эта тема вызывает огромный интерес, как у философов, искусствоведов, так и у культурологов, историков, социологов и т.д.
Понятия «понимание» и «объяснение» неразрывно связаны между собой. Человек, не поняв чего то, не сможет это объяснить кому то еще, так и без объяснения, понять очень сложно.
Понимание – форма освоение действительности, постижение смыслового содержания явлений природной, исторической и социальной реальности.
Понимание
– сугубо личностный процесс.
Оно связано с включенностью
объекта в различные
Понять – значит приобрести. Приобрести что-то новое, полезное. Понимание отражает суть вещей, соединяет нечто ранее неизвестное с уже известным, превращает ранее разрозненное в систему. Рождаясь, человек по крупицам собирает свои знания.
Понимание
- способ освоения и познания
человеческой реальности –
Но понять того, о чьём существовании ты не знаешь просто невозможно. Поэтому, мне кажется, кроме доверия для понимания нужно присутствие, пребывание рядом с тем, кого ты хочешь понять. Ведь нельзя же понять человека, которого ты даже не видел. Для того что бы его понять, нужно его видеть, нужно с ним общаться. Это верно, как при понимании других людей, так и при попытке понимания самого себя. Ведь, мы не всегда «пребываем» рядом с самими собой, мы редко остаёмся наедине с собой в подлинном смысле этого слова. Чаще мы избираем присутствие рядом с телевизором, компьютером, плеером, что создает барьеры для понимания нас самих.
Проблема понимания оказалась в центре философской мысли современности. Интересен сам по себе вопрос, почему это произошло, чем определяется актуальность этой проблемы сегодня?
Понимание - это искусство постижения значения знаков, передаваемых одних сознанием и воспринимаемых другим сознанием через их внешнее выражение. К внешнему относятся жесты, позы, речь. Цель понимания - совершить переход от внешнего выражения к тому, что является основной интенцией знака, и как-то выразить ее для себя. Способностью понимания наделено каждое сознание благодаря творческой возможности воспроизводить ход мышления другого. Под термином «понимание» следует разуметь общее явление проникновения в чужое сознание с помощью внешнего обозначения.
Как сказал Артур Шопенгауэр(1)-
"Индивидуум ничего не мог бы узнать о сущности мира, данного ему лишь как представление, если бы ему не было свойственно познавание, с помощью которого он узнает, что вселенная, бесконечно малую часть коей он сам составляет, одинакова по качеству с этой малой частью, близко известной ему как его внутренний мир. Таким образом, его собственное "я" дает ему ключ к разгадке мира".
Таким образом, что бы понять себя или других нужно: Доверие к себе + Пребывание с собой (другим) = Вероятность понимания.
А чем больше доверие к себе и пребывание с собой или другим, тем больше возрастает вероятность понимания.
В.Дильтей(2) терминологически зафиксировал
оппозицию «понимания» и «объяснения.
Строго говоря, методическим можно назвать
только объяснение. Понимание требует
приемов и процедур, которые применяются
тогда, когда затрагивается соотношение
части и целого, значения и его интерпретации.
Основа понимания остается интуитивной
по причине изначального родства между
интерпретатором и тем, о чем говорится
в тексте. Противоположность «объяснения»
и «понимания» восстанавливает противоположность
природы и духа, представленную в соответствующих
науках. Здесь возникает следующее противопоставление:
открытым для наблюдения фактам противопоставляют
знаки, предложенные для понимания, моделям
объяснения противопоставляют связь,
посредством которой изолированные знаки
соединяются в совокупности .И примером
здесь выступает построение повествования.
Наконец, фальсифицируемости научных
теорий противопоставляют симпатию, т.е.
чувства родства, близости между понимаемым
и понимающим.
Понимание можно разделить на три типа - к первому типу можно отнести то, которое возникает в процессе языковой коммуникации. В его основе лежит диалог – поскольку оба собеседника располагают приблизительно одним и тем же полем семантических значений слов, постольку в целом они понимают друг друга.
Второй тип понимания – относится к интерпретации произведений художественной литературы и искусства, особенно имеющих непреходящее эстетическое значение
Третий тип понимания – связан с переводом с одного языка на другой, например, с иностранного на родной язык, когда мы встречаемся с более сложным процессом интерпретации. Естественно если мы не знаем, иностранных языков, то понять иностранца нам будет так же сложно, как и ему нас.
В этом случае приходится иметь дело с передачей и сохранением смысла, выраженного на чужом языке, с помощью слов и предложений родного языка. Трудность заключается не столько в том, чтобы раскрыть смысл текста, сколько найти адекватные средства для его выражения на родном языке - с помощью интонации, с помощью жестов и Т.д. И в этой ситуации нашим «помощником» может являться словарь иностранных снов, или же переводчик, а из этого следует, что порой для того что бы понять кого либо или что либо, присутствия данного объекта недостачно. И тут возникает нужна в объяснении. Как я уже говорила ранее, понятия «понимание» и «объяснение» взаимосвязаны между собой. Если мы не можем понять того или иного, то у нас возникает необходимость в объяснении. А может ли человек не знающий того или иного дать объяснение другому человеку? И что из этого получится? Скажем, нам нужно подключить DVD к телевизору, у нас есть DVD, у нас есть телевизор, у нас так же есть провод, с помощью которого будет производиться подключение, но если мы не знаем куда подключать и как, то, думаю, результат нас не обрадует. Но специалист, который разбирается в этом деле, оставил нам инструкцию, в которой письменно объяснил нам что делать. Т.е без объяснения того, чего мы не понимаем, трудно разобраться, трудно понять.
В процессе понимания человек дает субъективную интерпретацию тому, что стремиться понять. В обыденном разговорном языке слово “понять” означает “усвоить смысл”, “постигнуть содержание”. Это же слово употребляется еще в значении “осмыслить”, “истолковать”, таким образом, понимание осуществляется гипотетико-дедуктивным способом. Материал, как правило, допускает множество интерпретаций.
Вся наша коммуникативная и познавательная деятельность теснейшим образом связана с истолкованием тех или иных знаков, символов, слов, произведений духовной культуры. В науке ученый интерпретирует теории, логик и математик – исследуемые формальные системы; музыкант – интерпретирует исполняемые им произведения, литературный критик – анализируемые сочинения, переводчик – переводимые текст, искусствовед – произведения живописи, музыки, прикладного искусства и т.д. Эти примеры показывают, что интерпретация не ограничивается только областью языка, а охватывает широкие сферы коммуникации и деятельности людей в целом. “Можно сказать, что интерпретация возможна и без языка, но язык невозможен без интерпретации”. Таким образом интерпретация составляет фундаментальную основу не только мышления, но и любой коммуникативной деятельности и взаимопонимания между людьми.
В отличие от интерпретации обычного языка, интерпретация текста литературно-художественных произведений сопряжена с трудностями:
во-первых, в силу многозначности слов художественной речи;
во-вторых, зависимости их смысла от контекста;
в-третьих, личных особенностей, убеждений, и тому подобное, особенностей говорящих и пишущих;
в-четвертых, влияния на них тех социально-культурных и исторических условий, при которых происходит интерпретация.
Интерпретация и основанное на ней понимание должны учитывать:
с одной стороны, - все объективные данные, относящиеся к любому тексту или информационным системам;
с другой стороны, никакая интерпретация, даже в естественных науках, тем более в гуманитарных дисциплинах не может подходить к своему объекту без каких-либо идей, теоретических представлений, ценностей ориентации, т.е. без того, что связано с деятельностью познающего субъекта.
Смыслы, которые индивид приписывает объектам понимания, он черпает из своего внутреннего мира – мира индивидуального сознания, отражающего основу понимания. Этот мир формируется на основе языка и чувственных впечатлений, и включает в себя наглядные и абстрактные образы, связи между ними, знания, верования индивида, его морально-этические нормы. В этот мир на ряду с образами реальных чувственно-воспринимаемых вещей входят представления об абстрактных объектах. Они соседствуют с образами, созданными воображением, - и все эти образы связаны с единым центром, дающим им жизнь, - индивидуального Я, который в интерпретации играет роль индивидуального контекста. Встречаясь с языковыми выражениями, текстами, предметами культуры, явлениями природы, индивид включает их в свой внутренний контекст, ассоциируя с ними те или иные смысловые единицы, и, таким образом предает им интерпретацию, наделяя их смыслом.
Из того, что в процессе понимания индивид сам приписывает смысл объекту, вовсе не следует, что всякое понимание в равной степени приемлемо. Интерпретация объекта всегда носит гипотетический характер и может быть пересмотрена.
Таким образом главная цель понимания состоит в том, чтобы придать смысл объекту познания.
Основой понимания, т.е. тем источником, который снабжает нас интерпретациями, является индивидуальный смысловой контекст, представляющий собой систему взаимосвязанных смысловых единиц.