Общество как система

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 07:07, контрольная работа

Описание работы

Известный югославский социолог Д. Маркович выделяет три основные особенности человека - творчество, свобода и социальность, предлагая следующее социологическое определение человека: человек - это "общественное существо, которое своим деятельным отношением к природе реализует себя как творческий, свободный субъект, объединяющийся с другими людьми и живущий в социальных группах, в которых он обеспечивает условия своего биологического и социального бытия". Из сказанного следует, что нельзя ни отождествлять понятия "природа" и "общество", "природное" и "социальное", ни абсолютно разрывать и противопоставлять их. Природа и общество - это две качественно различные формы проявления единой реальности, которым в едином человеческом знании соответствуют две основные области - естествознание и обществознание.

Содержание

Введение 3
1. Общество как система 4
2. Сферы жизни общества 11
3. Социально - философское учение П. А. Сорокина о структурности общества 14
Заключение 19
Список литературы 20

Работа содержит 1 файл

Контрольная философия.docx

— 46.55 Кб (Скачать)

      Сорокин разделил социологию на две части  теоретическую и практическую.

      Теоретическая социология изучает явления человеческого  взаимодействия с точки зрения сущего. Теоретическая социология подразделяется на:

  1. социальную аналитику, изучающую строение, как простейшего социального явления, так и сложных социальных единств, образованных той или иной комбинацией простейших социальных явлений.
  2. социальную механику, изучающую процессы взаимодействия людей и тех сил, которыми оно вызывается и определяется.
  3. социальную генетику; «Задача генетической социологии – дать основные исторические тенденции в развитии общественной жизни людей».

      Социология  практическая изучает явления человеческого  взаимодействия с точки зрения должного.

      Социология  практическая, по Сорокину, включает в  себя социальную политику. «Задачи  практической социологии ясны из самого названия» – писал Сорокин. «Эта дисциплина должна быть прикладной дисциплиной, которая, опираясь на законы, сформулированные теоретической социологией, давала бы человечеству возможность управлять  социальными силами, утилизировать  их сообразно поставленным целям».

      Основу  политической социологии П.А. Сорокина составляло учение об обществе.

      В учении о строении общества П.А. Сорокин пишет: «Прежде чем перейти к описанию строения населения или общества в том сложном виде, в каком они существуют, мы должны изучить их в простейшем виде». Он показывает, что простейшей моделью социального явления служит взаимодействие двух индивидов. Во всяком явлении взаимодействия имеются три элемента: индивиды, их акты, действия; проводники (световые, звуковые, тепловые, предметные, химические и т.д.).

      Главными  формами взаимодействия социальных групп являются:

      1) вопросы взаимодействия двух, одного  и многих, многих и многих; 2) вопросы  взаимодействие сходных и несходных  лиц взаимодействие одностороннее  и двухстороннее, длительное и  мгновенное, организованное и неорганизованное, солидарное и антагонистическое,  сознательное и бессознательное.

      Сорокин утверждает, что всё человеческое население распадается на ряд  более тесных групп, образующихся из взаимодействия одного с одним, одного с многими и одной группы с другой. Какую бы социальную группу мы не взяли – будет ли ею семья или класс, или государство, или религиозная секта, или партия – всё это представляет собой взаимодействие двух или одного со многими или многих людей со многими. Всё бесконечное море человеческого общения составляется из процессов взаимодействия, односторонних и двусторонних, временных и длительных, организованных и неорганизованных, солидарных и антагонистических, сознательных и бессознательных, чувственно-эмоциональных и волевых. Весь сложнейший мир общественной жизни людей распадается на очерченные процессы взаимодействия.

      «Группа взаимодействующих людей представляет своего рода коллективное целое или  коллективное единство… Тесная причинная  взаимозависимость их поведения  и дает основание рассматривать  взаимодействующих лиц как коллективное целое, как одно существо, составленное из многих лиц. Подобно тому, как кислород и водород, взаимодействуя друг с другом, образуют воду, резко отличающуюся от простой суммы изолированных кислорода и водорода, так и совокупность взаимодействующих людей резко отлична от простой их суммы. Всякую группу людей, взаимодействующих друг с другом, мы будем называть коллективным единством или короче коллективом».

      Затем Сорокин подробно рассматривает  условия возникновения, сохранения и распада коллективных единств. Условия их возникновения, существования  и распада он делит на три группы:

  1. космические или физико-химические
  2. биологические
  3. социально-психические.

      Далее Сорокин указывает два основных способа (сознательный и бессознательный) установления организации группы и  обычные приемы поддержания и  сохранения этой организации. «Общественная  жизнь представляет не что иное, как непрерывный поток возникающих, длящихся и исчезающих коллективных единств. «Коллективное единство перестает  существовать только тогда, когда прекращается взаимодействие между частью или  всеми его членами». «Прекращение коллективного единства ведет к  исчезновению его организации. Но падение  одной организации и замена её другой вовсе ещё не означают исчезновения и распада коллективного единства, а означают только, что форма, порядок  и организация последнего изменилась!»  Затем Сорокин рассматривает  строение и расслоение населения. Он подчеркивает, что «население расслаивается  на ряд групп, что оно составлено из множества коллективных единств, а не представляет чего-то цельного, единого, все члены которого одинаково  связаны друг с другом». «Из множества групп, на которые распадается население, важнейшими простыми расслоениями последнего будут расслоения: а) по семейной принадлежности б) по государственной в) по расовой д) по профессиональной е) по имущественной ж) по религиозной з) по объемно-правовой и) по партийной.

      Из  сочетаний простых расслоений (группировок) образуются сложные группы. Сложные  группы бывают:

  1. Типичные и не типичные для данного населения. Из типичных групп важны класс и национальность.
  2. Внутренне антагонистические и внутренне солидарные. «Судьба любого населения и ход истории определяются не борьбой или согласованием каких либо одних групп, а взаимоотношениями всех указанных простых и сложных социальных коллективов». Для объяснения исторических процессов «приходится учитывать взаимоотношения и поведение всех этих групп».

      Далее Сорокин делает переход к изучению деятельности людей, факторов поведения  и механики общественных процессов. «Все силы, влияющие на поведение людей  и определяющие собой характер их совместной жизни, могут быть сведены  к трем основным разрядам:

      1. разряду космических (физико-химических) сил.

      2. разряду сил биологических.

      3. разряду сил социально-психических.

      К разряду космических сил П.А. Сорокин относит простые раздражители, такие как свет, звук, температура, цвет, влажность и т.д., и сложные, такие как климат данного места, состав и характер почвы, смена времен года, чередование дня и ночи.

      К главным биологическим силам (раздражителям) Сорокин относит потребности  питания, половые потребности, потребность  индивидуальной самозащиты, потребность  групповой самозащиты, бессознательное  подражание, потребности движения и  другие физиологические потребности (сна, покоя, игры и т.п.).

      Социально-психические  факторы делятся Сорокиным на простые и сложные. К простым он относит: идеи, чувства-эмоции, волнения людей.

      К сложным относятся: материальная культура, окружающая человека; духовная атмосфера социальной среды; общественно-политическая организация групп, явления власти, богатства и денег, разделение труда.

      В своей работе П.А. Сорокин подробно показывает степень влияния всех этих факторов на поведение человека и общественную жизнь. «Человек, как и все явления мира не изъят из-под действия законов необходимости, что «абсолютной свободы воли» нет… Зависимость от внешних (космических и биологических) условий воспринимается и переживается нами как отсутствие свободы… Зависимость нашего поведения от социально – психических раздражителей воспринимается нами как отсутствие зависимости, как «свобода воли» и поведения!… Рост влияния социально-психических факторов «на наше поведение будет восприниматься нами как рост нашей свободы, как уменьшение нашей зависимости от условий, посторонних и чуждых нашему «я». Вот почему социально-психологические раздражители поведения кажутся нам освобождающими. Этот субъективно-неизбежный факт и послужил поводом для появлений теорий «свободной воли». Единственный смысл, который может иметь «свободная воля», означает объективно уменьшение зависимости нашего поведения от условий космических и биологических и рост нашей зависимости от условий социально-психических, – зависимости, субъективно переживаемой нами как свобода, как отсутствие стеснения… С ходом истории влияние социально-психических сил растет, поэтому растет и наша «свобода». Так кажется нам субъективно и таково единственно приемлемое понятие «свободы воли». «Каждый из нас, рождаясь в свет, несет с собой лишь биологическую организацию, биологические импульсы и ряд наследственных черт. Багаж – небольшой, фигура – неопределенная. Что выйдет из нее, гений или невежда… – это определяется совокупностью воздействий социальной среды. Она формирует человека как социально-психическую индивидуальность».

 

      

      Заключение

      Социология  – наука об обществе. Это ее основной смысл выражает и термин «социология», образованный из латинского слова societas (общество) и греческого logos (учение).

      Объектом внимания социологии могут быть отдельные личности, их потребности, интересы, ценностные ориентации, а также семьи как ячейки общества и так называемые малые группы с их устойчивыми и неустойчивыми социально-психологическими связями, в том числе группы по интересам, соседей, друзей и т.д.

      Предметом внимания и изучения социологии все более становились фундаментальные основы развития общества как целостного социального организма, взаимодействие его объективных и субъективных сторон, диалектика материального и духовного в историческом процессе, факторы социального прогресса, проблемы гражданского общества, гуманизма и социальной справедливости.

      Структура социологического знания — не просто совокупность информации, представлений и научных понятий об общественных явлениях и процессах, а определенная упорядоченность знаний об обществе как динамично функционирующей и развивающейся социальной системе.

      Основные  функции социологии: познавательная функция, практическая функция, идеологическая функция.

      Активизация эмпирических исследований нанесла  определенный урон теоретической социологии. Ведь этот процесс был связан с  уходом либо уклонением от ответов  на острые вопросы широкого социального  звучания. Окончание Второй мировой войны и послевоенное развитие общества таких вопросов поставили более чем достаточно. Настало время, когда проблемы методологии и теории должны были занять достойное место. Большую роль в этом сыграли работы П. Сорокина, Т. Парсонса, Р. Мертона.

 

      

      Список  литературы

 
  1. Дюркгейм  Э. Ю. Социология. – М.: Инфра –  М., 2000 г.
  2. Зборовский Е.Г. Общая социология: Учебник. – М.: Гардарики, 2004 г.
  3. В.И. Карасёв Общество, государство, цивилизация: к теории становления социумов. М.2000г.
  4. Кравченко С.А. Социология. – М.: Экономисть, 2002 г.
  5. Куликов Л.М. Основы социологии и политологии. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1999.

Информация о работе Общество как система