Общество как система

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 07:07, контрольная работа

Описание работы

Известный югославский социолог Д. Маркович выделяет три основные особенности человека - творчество, свобода и социальность, предлагая следующее социологическое определение человека: человек - это "общественное существо, которое своим деятельным отношением к природе реализует себя как творческий, свободный субъект, объединяющийся с другими людьми и живущий в социальных группах, в которых он обеспечивает условия своего биологического и социального бытия". Из сказанного следует, что нельзя ни отождествлять понятия "природа" и "общество", "природное" и "социальное", ни абсолютно разрывать и противопоставлять их. Природа и общество - это две качественно различные формы проявления единой реальности, которым в едином человеческом знании соответствуют две основные области - естествознание и обществознание.

Содержание

Введение 3
1. Общество как система 4
2. Сферы жизни общества 11
3. Социально - философское учение П. А. Сорокина о структурности общества 14
Заключение 19
Список литературы 20

Работа содержит 1 файл

Контрольная философия.docx

— 46.55 Кб (Скачать)

Содержание

Введение 3

1. Общество как система 4

2. Сферы жизни общества 11

3. Социально - философское учение П. А. Сорокина о структурности общества 14

Заключение 19

Список литературы 20 

 

Введение

      Известный югославский социолог Д. Маркович выделяет три основные особенности человека - творчество, свобода и социальность, предлагая следующее социологическое определение человека: человек - это "общественное существо, которое своим деятельным отношением к природе реализует себя как творческий, свободный субъект, объединяющийся с другими людьми и живущий в социальных группах, в которых он обеспечивает условия своего биологического и социального бытия". Из сказанного следует, что нельзя ни отождествлять понятия "природа" и "общество", "природное" и "социальное", ни абсолютно разрывать и противопоставлять их. Природа и общество - это две качественно различные формы проявления единой реальности, которым в едином человеческом знании соответствуют две основные области - естествознание и обществознание.

      Научное разграничение указанных понятий  позволяет правильно понять двуединую (именно двуединую, а не двойную, дуалистическую) - природно-социальную, биосоциальную - основу человека и общества, не допуская как игнорирования природных  начал в человеке и обществе, так  и отрицания ведущей, решающей роли социального в этом единстве. В  истории социологии, как известно, имели место обе эти крайние  точки зрения: полный отрыв человека, общества от их природных основ и  абсолютизация места и роли биологического в ущерб социальному. Все это имеет не только теоретическое, но и практически-политическое значение. Исторический опыт убедительно свидетельствует, например, о том, что всякие попытки строить социально-экономические проекты без учета и тем более вопреки естественным, природным потребностям личности и общества неизменно заканчивались неудачей. С другой стороны, попытки строить политику на основе признания решающей роли биологического в жизни человека и общества, попытки механистического перенесения на общество законов природы приводили к крайне реакционным выводам и не менее негативным последствиям на практике. Можно дать следующее общее философское определение общества: общество - совокупность людей, объединенных исторически сложившимися формами их взаимосвязи и взаимодействия в целях удовлетворения своих потребностей и характеризующаяся устойчивостью и целостностью, самовоспроизводством и самодостаточностью, саморегулируемостью и саморазвитием, достижением такого уровня культуры, когда появляются особые социальные нормы и ценности, лежащие в основе взаимосвязи и взаимодействия людей. Для того, что бы понять процессы, происходящие в мировом обществе в целом и отдельных его составляющих необходимо изучить закономерности развития общества.

 

      

  1. Общество как система

      Итак, объектом социальной философии является общество. Однако общество изучает  не только философия. Системой знаний об обществе является история, которую  обычно называют источником мудрости, наставницей жизни, защитным механизмом от современности, фоном для оценки настоящего. Но что изучает история? Это наука о прошлом, ее объект - индивидуальные события и личности, она изучает исторические процессы в определенных пространственно-временных  координатах. По существу, все общественные науки изучают общество в строго определенных аспектах, изучают определенные стороны общественной жизни. Но ведь общество не есть просто сумма индивидов, событий и фактов. Общество есть некая целостность, социальная система, не сводимая к простой сумме составляющих ее общественных явлений. Поэтому, как  бы глубоко ни проникали конкретные общественные науки в сущность отдельных  общественных явлений, это знание лишь об отдельных сторонах и явлениях общественной жизни. Даже такая отрасль  знания, как всеобщая история, дает представление о всемирной истории  человечества как о конкретном процессе. Она изучает определенные страны и народы в определенный период их развития. Ее интересуют конкретные факты, хронологическая последовательность исторических событий и процессов, личности.

      Предметом социальной философии является познание общества как целостной системы, анализ взаимодействия всех ее структурных  элементов и выяснение их роли в этом взаимодействии. Это и вопросы  устройства общества, т.е. выяснение  того, из каких «комплектующих» оно  складывается и как они взаимосвязаны, и вопросы закономерностей общественного  развития (или их отрицания) и его  направленности. Это и проблемы периодизации исторического процесса, а также  его источников и движущих сил. Ни одна фундаментальная философская  теория общества не обходит вопрос о смысле истории.

      Таким образом, специальные науки об обществе (например, экономическая теория, политология, религиоведение, искусствознание и  др.) изучают имманентные законы отдельных, относительно самостоятельных  образований общества, свой, «закрепленный  за каждой из них» участок общественной жизни. Но точно определить место экономики, политики, искусства или религии в общественной жизни в целом может лишь отрасль знания, исследующая устройство этого целого, понимающая, какими потребностями общества вызваны к жизни политическая или художественная деятельность, каковы их место и роль в воспроизводстве социальной системы и т.д.

      Философская теория общества понимает общество как  сложную систему коллективного  бытия людей и рассматривает  его в трех взаимосвязанных аспектах - структурном (установление частей целого), функциональном (выявление способа  взаимосвязи элементов, компонентов  и подсистем общества) и динамическом (анализ основных причин, факторов, механизмов и форм общественного изменения). Итак, общество есть целостная система. Элементами этой системы могут выступать различные сферы общественной жизни (экономическая, политическая, правовая, духовная и др.), социальные группы и общности (классы, слои, сословия и т.п.), виды общественных отношений (экономические, политические, правовые, религиозные, эстетические и др.). Общественные отношения - это многообразные связи между социальными группами, классами, нациями, а также внутри них, складывающиеся в процессе различных видов их совместной деятельности (экономической, социальной, политической, художественной и др.). Материалистическая философия определяет общественные отношения как предпосылку, форму (способ) и результат деятельности людей.

      Основные  признаки общественных отношений:

      1) повод, по которому они складываются (например, власть, собственность);

      2) субъекты-носители, которые своей  деятельностью постоянно производят  и воспроизводят те или иные  виды общественных отношений;

      3) формы социальной предметности, в которых они объективизируются. Выделяют вещные, знаковые и институциональные формы социальной предметности.

      Диалектико-материалистическая философия выделяет отношения первичные - материальные, базисные (производственные отношения) и вторичные - идеологические, надстроечные (политические, правовые, религиозные, эстетические и др.).

      Динамический  аспект рассмотрения общества предполагает и выяснение вопроса об исторической закономерности. «Как во всей истории, так и в истории человека, - писал немецкий философ, критик, писатель Ф.Шлегель (1772-1829), - мы обнаруживаем известную  закономерность» [3, 64]. О закономерности исторического движения человечества говорил и Гегель. Он полагал, что «разум правит историей, но в том же смысле, в каком он правит движением небесных светил, то есть в смысле законосообразности».

      Основоположник  позитивизма О. Конт, рассматривая общество, как целостный социальный организм, полагал, что в основе общественного  развития действуют естественные законы, подобные законам, действующим в  природе.

      С точки зрения диалектико-материалистического  понимания истории, общество – это  подсистема материальной реальности, развитие которой подчиняется определенным объективным законам. Но правильно ли рассматривать общество с тех же позиций, с каких мы рассматриваем природу, т.е. как определенную материальную систему, развитие которой подчиняется объективным законам? Ведь общество принципиально отличается от природы. «В природе, - отмечал Ф.Энгельс, - действуют одна на другую лишь слепые, бессознательные силы, во взаимодействии которых и проявляются общие законы. Здесь нигде нет сознательной, желаемой цели...». В истории общества, наоборот, «действуют люди, одаренные сознанием... Здесь ничего не делается без сознательного намерения, без желаемой цели».

      То, что в обществе действуют люди, одаренные сознанием, поступающие  соответственно своим целям, желаниям, стремлениям было ясно некоторым  философам еще в XVIII веке. Так, итальянский  философ Дж. - Б. Вико (1668-1744) видел отличие общества от природы в том, что природа создана не нами, а общество нами. Это обстоятельство приводило многих мыслителей к отрицанию объективных законов развития общества. Одни из них считали, что таких закономерностей нет в силу того, что события истории обладают неповторимыми индивидуальными особенностями и не могут подчиняться действию каких-либо общих законов (например, английский историк и социолог А.Тойнби (1889-1975гг.), представители неокантианской школы немецкие философы В. Виндельбанд (1848-1915гг.) и Г. Риккерт (1863-1936) и др.) Другие утверждали, что сознательная, активная деятельность людей с одной стороны и социальная закономерность с другой - не совместимы. Третьи отрицали объективное существование социальных законов на том основании, что они непосредственно не воспринимаются людьми, и т.д.

      С позиций диалектико-материалистического  понимания общество, как и природа, - это упорядоченная, организованная система, подчиняющаяся объективным  законам функционирования и развития. Ф.Энгельс в работе «Людвиг Фейербах...»  писал, что в общем и целом случайность господствует также и в области общественных явлений, но согласно законам диалектики случайность есть форма проявления и дополнения необходимости, она «…всегда оказывается подчиненной внутренним скрытым законам. [2, 78]. Все дело лишь в том, чтобы открыть эти законы».

      Законы  развития общества - это объективные, существенные, необходимые, относительно устойчивые, повторяющиеся связи  явлений общественной жизни, характеризующие  основную направленность общественного  развития. Законы общества имеют объективный  характер, хотя и проявляются через  осознанную, целенаправленную деятельность людей. Они, как отмечал Г.В.Плеханов, так же мало могут осуществляться без посредства людей, как законы природы - без посредства материи.

      Исходя  из вышеизложенного, можно сделать  вывод о единстве и различии законов  природы и законов общества, а следовательно, и о специфике социального детерминизма. Общее между законами природы и законами общества в том, что: а) они существуют объективно и при наличии соответствующих условий действуют с необходимостью; б) изменение условий изменяет действие как природных, так и общественных законов; в) те и другие законы познаваемы.

      В чем отличие? Природа бесконечна в пространстве и во времени. Среди  ее законов есть и вечные (например, закон всемирного тяготения), и очень  долговременные (например, законы развития растительного и животного мира). Законы же общества не вечны: они возникли с образованием общества. Они более  динамичны, чаще меняются, кроме общесоциологических  законов.

      Указанное отличие законов природы от законов  общества - только количественное. Более  важным их отличием является качественное. Как было отмечено выше, законы природы проявляются в действиях стихийных, бессознательных сил. Законы же истории не могут функционировать без участия людей. Специфика общества определяется способом бытия человека, взаимодействием людей, их сознательной трудовой деятельностью. Деятельность здесь выступает как способ существования социальной материи. Без человеческой деятельности, которая генетически первична, нет и не может быть социальной закономерности. История – это не что иное как деятельность преследующего свои цели человека.

      Следовательно, общественные законы отличаются и по своей сложности, как законы более  высокой формы движения материи. Законы низших форм движения материи, хотя и могут оказывать воздействие  на законы общества, но не определяют сущность общественных явлений.

      В развитии общества можно выделить общие (общесоциологические) законы, действующие  на всех этапах развития общества, хотя и приобретающие более или  менее специфические черты на каждом из них. Есть законы специфические, действующие лишь на отдельных этапах развития общества.

      Следует иметь в виду, что общественные законы, по характеру своего проявления, выступают не как динамические законы природы, а как статистические, как законы - тенденции, допускающие отклонения в сторону от магистрального пути всемирной истории.

      Такого  типа законы действуют там, где имеют  место случайные массовые действия, процессы (стохастические процессы). История  «создается» таким образом, что  конечный результат всегда получается от столкновения множества отдельных волеизъявлений, которые, в свою очередь, определяются конкретными жизненными обстоятельствами. Ход истории складывается так: каждый преследует свои собственные осознанно поставленные цели, а общий итог этого множества действующих по различным направлениям стремлений, их равнодействующая есть историческое событие, из которых и складывается история.

Информация о работе Общество как система