Общество как система

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 07:07, контрольная работа

Описание работы

Известный югославский социолог Д. Маркович выделяет три основные особенности человека - творчество, свобода и социальность, предлагая следующее социологическое определение человека: человек - это "общественное существо, которое своим деятельным отношением к природе реализует себя как творческий, свободный субъект, объединяющийся с другими людьми и живущий в социальных группах, в которых он обеспечивает условия своего биологического и социального бытия". Из сказанного следует, что нельзя ни отождествлять понятия "природа" и "общество", "природное" и "социальное", ни абсолютно разрывать и противопоставлять их. Природа и общество - это две качественно различные формы проявления единой реальности, которым в едином человеческом знании соответствуют две основные области - естествознание и обществознание.

Содержание

Введение 3
1. Общество как система 4
2. Сферы жизни общества 11
3. Социально - философское учение П. А. Сорокина о структурности общества 14
Заключение 19
Список литературы 20

Работа содержит 1 файл

Контрольная философия.docx

— 46.55 Кб (Скачать)

      Спецификой  социальных законов является их историчность. Социальная эволюция протекает более  быстрыми темпами, чем эволюция природы. Общественные отношения и формы  культуры более подвижны, чем, например, геологические периоды. Именно поэтому  не должны создаваться утопические  проекты, не должна конструироваться на свой лад история, и не должны общественные законы рассматриваться как раз  и навсегда данные. Социальный организм чрезвычайно динамичен и его  законы позволяют уловить лишь общую  линию развития, тенденцию, а это  создает лишь малую вероятность  установления строгих сроков наступления  событий.

      Современные исследователи отмечают, что по мере развития науки и практики пришло понимание того, что все реальные системы не линейны и могут  считаться линейными лишь приблизительно. Множественность путей развития, возможность возникновения хаотических  режимов, сложный характер внешнего воздействия на систему – это  неотъемлемые черты нелинейных систем, без понимания которых невозможно адекватное описание как природных, так и общественных процессов. Вследствие этого именно нелинейный подход, нелинейный образ мышления должны быть характерными для современного постиндустриального общества. Наукой, исследующей закономерности эволюции и развития сложных нелинейных систем открытого типа является синергетика.

      Название  дисциплины происходит от греч. synergetikos ('совместный'), что означает «содействовать», «согласованно действовать» («содружество»). В создание этого научного направления внесли вклад И. Пригожин, Г.Хакен, Э. Ласло, А.А. Самарский, С.П. Курдюмов и др. Области применения методологического аппарата синергетики весьма широки. Сегодня взоры ученых обращены на возможности приложения методологического аппарата синергетики к анализу социальных процессов. Возникнув в русле развития естественно научных дисциплин, синергетика оказалась плодотворной при исследовании также и социальных проблем.

      Наконец, социальные законы – это законы не только материальной, но и духовной деятельности, так как общественные отношения принимают форму общественных потребностей, интересов, целей, чувств и настроений людей.

      В учебной литературе отдельные авторы выделяют следующие общесоциальные законы, фактически сформулированные в свое время еще Марксом :

      1. Закон, определяющий роли способа  материального производства по  отношению к другим сферам  деятельности;

      2. Закон, определяющий роли экономического  базиса по отношению к надстройке;

      3. Закон соответствия производственных  отношений характеру и уровню  развития производственных сил;

      4. Закон прогрессивной смены формаций;

      5. Закон социальной революции;

      6. Закон возрастающей роли масс  в истории;

      7. Закон относительной самостоятельности  общественного сознания;

      8. Закон возвышения потребностей  и др.64

      Мир социальных законов многолик. С изменением условий одни отмирают, другие формируются.

      Существует  большое количество социальных законов  частного порядка, которые действуют  в определенных сферах общества и  изучаются конкретными социальными  науками (Экономическая теория, политология, социология, правоведение, демография, искусствоведение, языкознание и  др.).

      Но  в любом случае независимо от масштаба действия социальные законы отражают наличие социальной необходимости  и объективного хода общественной жизни.

      Действия  социальных законов конкретизируются прежде всего общефилософскими категориями, которые применительно к обществу принимают социальную окраску: «социальная материя», «социальное пространство», «социальное время», «социальное противоречие», «социальное отрицание», «социальная революция», «общественное бытие», «общественное сознание».

      В социальной философии возникают  новые пары категорий: «свобода и  необходимость», «базис и надстройка», «объективные условия» и «субъективный  фактор», «общественная формация», «способ производства» и другие.

      Диалектико-материалистическая концепция характеризует развитие общества как закономерный процесс  и исходит из того, что функционирование и развитие общества конкретно обнаруживает себя в виде общественно-исторической практики сменяющих друг друга поколений  людей. Общественно-историческая практика представляет материальное, предметно-чувственное  взаимодействие субъекта и объекта. Активной стороной этого взаимодействия выступает субъект, т.е. человек или  группа людей, обладающих сознанием, волей, способностью к познавательной, оценивающей  и преобразующей деятельности, а следовательно налагающих свою печать на темпы и формы социальных преобразований. Естественно, возникает вопрос: каково соотношение исторической необходимости (закономерности) и осознанной, целенаправленной деятельности людей? Раскрытие данного вопроса возможно с помощью категорий: «объективные условия» и «субъективный фактор», «свобода» и «необходимость», «сознательность» и «стихийность».

 

      

  1. Сферы жизни общества

      Сложный характер развития общества определяется его весьма сложной структурой, действием  в нем многих неоднородных факторов. Прежде всего в нем осуществляются различные по своему характеру и содержанию виды общественной деятельности: производственно-экономическая, социально-бытовая, политическая, религиозная, эстетическая и другие, которые имеют как бы свое социальное пространство. Последнее очерчивается соответствующим видом общественных отношений, в рамках которых происходит та или иная общественная деятельность. В результате складываются различные сферы жизни общества. Основные из них - экономическая, социальная, политическая, духовная.

      Экономическая сфера включает в себя производство, распределение, обмен и потребление  материальных благ. Это сфера функционирования производства, непосредственного воплощения в жизнь достижений научно-технического прогресса, реализации всей совокупности производственных отношений людей, в том числе отношений собственности  на средства производства, обмена деятельностью  и распределения материальных благ.

      Экономическая сфера выступает как экономическое  пространство, в котором организуется хозяйственная жизнь страны, осуществляется взаимодействие всех отраслей экономики, а также международное экономическое сотрудничество. Здесь непосредственно воплощаются в жизнь экономическое сознание людей, их материальная заинтересованность в результатах своей производственной деятельности, а также их творческие способности. Здесь же реализуется деятельность институтов управления экономикой. В экономической сфере осуществляется взаимодействие всех объективных и субъективных факторов развития экономики. Значение данной сферы для развития общества является основополагающим.

      Социальная  сфера - это сфера взаимоотношений  имеющихся в обществе социальных групп, в том числе классов, профессиональных и социально-демографических слоев  населения (молодежи, лиц пожилого возраста и др.), а также национальных общностей  по поводу социальных условий их жизни  и деятельности.

      Речь  идет о создании здоровых условий  производственной деятельности людей, об обеспечении необходимого уровня жизни всех слоев населения, о  решении проблем здравоохранения, народного образования и социального  обеспечения, о соблюдении социальной справедливости при реализации каждым человеком своего права на труд, а также при распределении  и потреблении создаваемых в  обществе материальных и духовных благ, о разрешении противоречий, возникающих  из социального расслоения общества, о социальной защите соответствующих слоев населения. Имеется в виду регулирование всего комплекса социально-классовых и национальных отношений, касающихся условий труда, быта, образования и уровня жизни людей.

      Как видно, функционирование социальной сферы  связано с удовлетворением особого  круга социальных потребностей. Возможности  их удовлетворения обусловлены социальным положением человека или социальной группы, а также характером существующих общественных отношений. Степень удовлетворения указанных потребностей определяет уровень и качество жизни того или иного человека, семьи, социальной группы и т.д. Это - обобщающие показатели достигнутого уровня благосостояния людей  и эффективности функционирования его социальной сферы. На это должна быть направлена социальная политика государства.

      Политическая  сфера есть пространство политической деятельности классов, других социальных групп, национальных общностей, политических партий и движений, разного рода общественных организаций. Их деятельность происходит на почве сложившихся  политических отношений и направлена на осуществление их политических интересов.

      Эти их интересы касаются прежде всего политической власти, а также реализации их политических прав и свобод. В интересах одних субъектов - упрочение существующей политической власти. Других - ее устранение. Третьи стремятся к тому, чтобы разделить политическую власть с иными субъектами. В итоге, все желают в той или иной форме оказывать влияние на политические процессы в собственных интересах.

      Для этого каждый из действующих в  политической сфере субъектов, будь то класс, политическая партия или же отдельная личность, стремится расширить  свои политические права и свободы. Это раздвигает границы их политической деятельности, создает большие возможности  для реализации их политических интересов  и воплощения их политической воли.

      Современные политические процессы существенно  политизируют сознание многих людей  и повышают их политическую активность. Это усиливает роль и значение политической сферы в жизни общества.

      Духовная  сфера - это сфера отношений людей  по поводу разного рода духовных ценностей, их создания, распространения и усвоения всеми слоями общества. При этом под духовными ценностями подразумеваются  не только, скажем, предметы живописи, музыка или литературные произведения, но также знания людей, наука, моральные  нормы поведения и т.д., словом, все то, что составляет духовное содержание общественной жизни или  духовность общества.

      Духовная  сфера общественной жизни складывается исторически. Она воплощает в  себе географические, национальные и  другие особенности развития общества, все то, что отложило свой отпечаток  в душе народа, его национальном характере. Духовная жизнь общества складывается из повседневного духовного  общения людей и из таких направлений  их деятельности, как познание, в  том числе научное, образование  и воспитание, из проявлений морали, искусства, религии. Все это составляет содержание духовной сферы, развивает  духовный мир людей, их представления  о смысле жизни в обществе. Это  оказывает решающее влияние на формирование духовных начал в их деятельности и поведении.

      Большое значение в данном отношении имеет  деятельность учреждений, выполняющих  функции образования и воспитания - от начальных школ до университетов, а также атмосфера семейного  воспитания человека, круг его сверстников  и друзей, все богатство его  духовного общения с другими  людьми. Немаловажную роль в формировании духовности человека играет самобытное народное искусство, а также искусство  профессиональное - театр, музыка, кино, живопись, архитектура и т.д.

      Одна  из фундаментальных проблем развития современного общества заключается  в том, как сформировать, сохранить  и обогатить духовный мир людей, приобщить их к подлинным духовным ценностям и отвратить от ложных, разрушающих человеческую душу и общество. Все говорит о том, что значение духовной сферы в развитии современного общества, для его настоящего и будущего, трудно переоценить. К исследованию происходящих здесь процессов все чаще и настойчивее обращаются ученые, философы, религиозные деятели, другие представители духовной культуры.

 

      

  1. Социально - философское учение П. А. Сорокина о структурности  общества

      В «Системе социологии» П.А. Сорокиным выдвигаются основные принципы, на базе которых он предлагал создать социологию. Он разработал структуру социологии, главные её направления и основные задачи каждого из них. «Социология представляет науку, которая изучает жизнь и деятельность людей, живущих в обществе себе подобных, и результаты такой совместной деятельности»[4, 18].

      Согласно  теории Сорокина, социология изучает  общество с трех главных точек  зрения:

      1) вопросы его строения и состава;

      2) вопросы данных в нем процессов  или его жизнедеятельности;

      3) вопросы происхождения и развития  общества и общественной жизни.  П.А. Сорокин писал: «Наша потребность в социологических познаниях огромна. В ряду многих причин, вызывающих наши настроения и плохую общественную жизнь, немалую роль играет наше социологическое невежество… Голод и холод, разврат и преступление, несправедливость и эксплуатация продолжают быть спутниками человеческого общества. Только тогда, когда мы хорошо изучим общественную жизнь людей, когда познаем законы, которым она следует, только тогда можно рассчитывать на успех в борьбе с общественными бедствиями… Только знание здесь может указать… как нужно устроить совместную жизнь, чтобы все были и сыты и счастливы… Вот с этой практической точки зрения социология приобретает громадное значение».

Информация о работе Общество как система