Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 13:53, контрольная работа
Общество - совокупность людей, объединенных исторически обусловленными социальными формами совместной жизни и деятельности. Для того чтобы представить общество во всем многообразии его явлений и процессов, а также уяснить различные подходы к его изучению, необходимо познакомиться с рядом основных положений и понятий, с помощью которых могут быть объяснены структура общества, т.е. характер взаимосвязей и взаимозависимостей его сторон, а также механизмы его функционирования и развития. На пути осмысления данных вопросов предстоит познакомиться с содержанием концепций наиболее влиятельных течений и школ социальной философии, внесших заметный вклад в понимание проблем развития общества. Все это поможет представить общество как целостную социальную систему
Введение. 3
Генезис историко-философских воззрений на общество. 4
Структура общества. 11
Проблема периодизации истории: формационный и цивилизационный подходы. 17
Субъекты и движущие силы исторического процесса. 22
Заключение. 25
Список использованной литературы. 26
Одной
из предпосылок сопряжения формационного
и цивилизационного подходов является
сложный, спиралевидный характер формационной
теории общественного развития (а
не линейно-стадиальный, как многие
себе представляют). Она может многое
дать цивилизационной теории, указывая
на единство развития мировой совокупности
цивилизаций как целостной
На
необходимость сохранения и использования
формационного подхода к
Методологию
формационного подхода рано отвергать.
Задача состоит как в ее модернизации,
так и в сопряжении с цивилизационным
подходом. Наметившаяся тенденция по
принципу «или-или», формационный или
цивилизационный подход, по сути, отвергает
принцип соответствия, согласно которому
старая теория не отрицается полностью,
поскольку она обязательно
Каждый из рассматриваемых подходов необходим и важен, но недостаточен сам по себе. Так, цивилизационный подход сам по себе не может объяснить причины и механизмы перехода от одной фазы цивилизационного развития к другой, а в рамках формационного подхода сложно описывать различие стран Запада и Востока.
Возникшая в исторической науке и обществознании проблема может быть решена через целеустремленное исследование и нахождение такого сопряжения формационного и цивилизационного подходов, которое может быть плодотворно приложено и к задачам крупномасштабного членения исторического процесса, и к анализу исторической деятельности различных народов, протекающей в определенных географических, социально-экономических и культурных условиях.
Итак, формационный и цивилизационный подходы к пониманию исторического процесса предполагают (гласят):
1)
Формационный: Маркс, Энгельс. История
– объективный, естественный
исторический процесс смены
2)
Цивилизационный. Не только
1.
История – продукт
2. История – единство субъективного и объективного, независима от воли и желания людей, их история
1. Кто делает историю?
- народ
- роль личности: каждая личность, создающая материальные блага или духовные ценности, играет определенную роль
-
выдающиеся личности. (Это политики
и государственные деятели,
В последнее время в науке и политике все чаще говорят о человечестве как о самостоятельном субъекте исторического процесса. Для этого имеются веские основания. В современных условиях человечество все более выступает как единое целое в силу расширения и упрочнения экономических, политических и культурных связей народов всех стран, усилия их взаимозависимости. Именно в рамках человечества как единого целого должны ныне решаться проблемы обеспечения всеобщего мира, сохранения и развития природной среды, а также создания условий для развития сотрудничества и взаимопомощи всех народов и государств нашей планеты. С этим связано решение проблемы выживания и дальнейшего развития всего человеческого рода.
Традиционная
периодизация исторического процесса,
несущая черты простой
Гипотетический смысл истории уничтожается по мере того, как философия все больше нуждается в чем-нибудь вневременном для того, чтобы придать временному историческому процессу объективный смысл. Что же касается комплексной обусловленности исторических феноменов, то она с одной стороны не противоречит возможности построения такой модели развития цивилизации, в которой процессы сводятся к какому-либо общему толкованию, а с другой - создает изрядные сложности при работе с фактами.
Подобно
точке в многомерном
Определимся
в основном: тактом истории называется
та относительно узкая (около 100-150 лет)
временная область, которая по данным
эмпирического анализа
Для
удобства ориентирования должно единожды
связать последовательность тактов
истории с привычной
|
Предвосхищением
идеи пошаговой организации
Даже сознательная ориентация на объективность в процессе исследования не может исключить следующий нюанс: потактовое рассмотрение всемирной истории, пытающееся хоть как-то избежать ординарной периодизации, исподволь вводит собственный элемент дискретности исторического времени. В связи с этим уместна аналогия с представлениями ряда учёных (Джеймс, Уайтхед, Вейс) о дискретности самого временного порядка, из которых вытекает понятие прихода событий шаг за шагом, пульсационно. В предлагаемой схеме тактов истории речь идёт не о пульсации событий, а скорее о пульсации их общего потока, при которой дискретность присуща не временному порядку, а порядку пульсаций.
Особенностью тактов истории должно считаться и то, что они не могут рассматриваться как некий доминирующий фактор, при выявлении действия которого история объясняется сполна. Такты истории могут мыслиться как 'синхронизаторы' процессов в сложных системах, не вносящие корректив в историческую полиритмию. Выявление и анализ времен, именуемых временами тактов, позволяет перейти от рассмотрения исторической эволюции как преемственной к ее рассмотрению как пошаговой или потактовой.
Итак,
мы сделали анализ общества как социальной
системы, рассмотрели ее основные элементы
в их связи и взаимодействии. Но
общество постоянно развивается. В
этом нетрудно убедиться, если сравнить
современное общество с теми его
состояниями, которые имели место,
скажем, сто, двести и более лет
назад. Из данного сравнения видно,
насколько ушли вперед в своем
развитии материальное производство,
в том числе техника, технология,
организация производства и экономические
отношения людей, а также социальная
структура и политическая система
общества, равно как и его духовная
культура. Видно, какие качественные
изменения произошли в
Также для создания контрольной работы были использованы сайты с интернета: