Общество как само развивающиеся система

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 13:53, контрольная работа

Описание работы

Общество - совокупность людей, объединенных исторически обусловленными социальными формами совместной жизни и деятельности. Для того чтобы представить общество во всем многообразии его явлений и процессов, а также уяснить различные подходы к его изучению, необходимо познакомиться с рядом основных положений и понятий, с помощью которых могут быть объяснены структура общества, т.е. характер взаимосвязей и взаимозависимостей его сторон, а также механизмы его функционирования и развития. На пути осмысления данных вопросов предстоит познакомиться с содержанием концепций наиболее влиятельных течений и школ социальной философии, внесших заметный вклад в понимание проблем развития общества. Все это поможет представить общество как целостную социальную систему

Содержание

Введение. 3
Генезис историко-философских воззрений на общество. 4
Структура общества. 11
Проблема периодизации истории: формационный и цивилизационный подходы. 17
Субъекты и движущие силы исторического процесса. 22
Заключение. 25
Список использованной литературы. 26

Работа содержит 1 файл

Гтовая контрольная - философия.docx

— 67.66 Кб (Скачать)

Министерство  образования и  наук РФ

РОССИЙСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ТОРГОВО-

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет ресторанно-гостиничного бизнеса и услуг

 
 

Кафедра «Философии и психологии»

Дисциплина

 
 

«ФИЛОСОФИЯ» 
 
 

Контрольная работа  
 

Тема: «Общество как само развивающиеся система»

 
 
 
 

Выполнил: студент 2 курса

Заочной  формы обучения

23 группа

Зачетная  книжка № 423

Сурков  Михаил Александрович

Проверил: (Научный руководитель)

Преп. ХХХХХХХХХХХ 

2012 год

Оглавление 

Введение. 3

Генезис историко-философских воззрений на общество. 4

Структура общества. 11

Проблема периодизации истории: формационный и цивилизационный подходы. 17

Субъекты и движущие силы исторического процесса. 22

Заключение. 25

Список использованной литературы. 26 
 
 

 

     

Введение.

 

     Общество - совокупность людей, объединенных исторически  обусловленными социальными формами  совместной жизни и деятельности. Для того чтобы представить общество во всем многообразии его явлений и процессов, а также уяснить различные подходы к его изучению, необходимо познакомиться с рядом основных положений и понятий, с помощью которых могут быть объяснены структура общества, т.е. характер взаимосвязей и взаимозависимостей его сторон, а также механизмы его функционирования и развития. На пути осмысления данных вопросов предстоит познакомиться с содержанием концепций наиболее влиятельных течений и школ социальной философии, внесших заметный вклад в понимание проблем развития общества. Все это поможет представить общество как целостную социальную систему 
 

 

     

Генезис историко-философских воззрений на общество.

 

     Прежде  чем преступить к рассмотрению общества как целостной социальной системы, укажем на основные значения понятия  «социальное». В современной философско-социологической  литературе данное понятие употребляется  в узком и широком смыслах.

     В узком смысле «социальное» обозначает существование особой области общественных явлений, составляющих содержание так  называемой социальной сферы жизни  общества, в которой решается свой круг проблем, затрагивающий соответствующие  интересы людей. Эти проблемы касаются социального положения людей, их места в системе общественного  разделения труда, условий их трудовой деятельности, перемещений из одних  социальных групп в другие, их жизненного уровня, образования, охраны здоровья, социального обеспечения и т.д. Все эти проблемы внутри социальной сферы решаются на почве складывающихся здесь специфических социальных отношений, понимаемых также в узком смысле. Их специфическое содержание определяется содержанием указанных проблем, по поводу которых они возникают. Этим они отличаются, скажем, от экономических, политических, нравственных, правовых и других общественных отношений.

     В широком смысле понятие «социальное» употребляется в значении «общественное», как синоним данного понятия, совпадая с ним по объему и содержанию. В этом случае понятие «социальное» («общественное») обозначает все происходящее в обществе в отличие от происходящего  в природе.

     Предметом социальной философии является общество, взятое во взаимодействии всех его  сторон, т.е. как целостная социальная система, также законы функционирования и развития общества. Это значит, что социальная философия рассматривает  и объясняет различные общественные явления и процессы на макроуровне.1 Социальная философия рассматривает также взаимодействие между собой различных обществ. В поле ее зрения находятся и те явления, и процессы общественной жизни, которые характеризуют развитие всего человечества. В этом случае предметом социальной философии выступает исторический процесс в его целом взаимодействие его объективных и субъективных сторон, закономерности его развития.

     Представители разных направлений социальной философии  исходят из понимания общества как  определенной социальной системы («социального организма»). Рассматривая общество как  систему взаимодействий людей, они  расходятся в понимании основ этого. Одни принимают за основу духовные начала деятельности и поведения людей (сознание, духовные потребности, духовные ценности и т.д.), другие видят основу в материальных потребностях и материальных условиях общественной жизни. Но как бы там, ни было, общество - это, прежде всего совместная жизнь многих людей, активно взаимодействующих между собой по поводу удовлетворения своих жизненно необходимых потребностей. В результате между ними складываются определенные отношения, касающиеся средств и способов удовлетворения их потребностей, исходя из существующих условий жизни. Со временем данные отношения приобретают устойчивый характер, и само общество предстает как совокупность общественных отношений. В процессе своей практической деятельности - производственно-экономической, нравственной, духовной, социально-политической, научной - люди производят необходимые для своего существования материальные и духовные блага, преобразуют природу, создают необходимую для себя духовную атмосферу и социокультурную среду.

     В процессе своей совместной деятельности люди вступают между собой в различные  отношения, чтобы решать насущные вопросы  их общественной жизни. Речь идет о  производственных, семейно- бытовых, нравственных, политических и других общественных отношениях, которые в своей совокупности образуют структуру общества. Ведь общество - это, прежде всего люди в их общественных отношениях друг к другу. Подобное понимание общества имеет место в целом ряде социально-философских теорий. В рамках общественных отношений людей реализуются все виды их практической деятельности, создаются государственные, экономические, нравственные и прочие социальные институты, развиваются все стороны культуры общества. В литературе понятие «общественных отношений» встречается в двух смыслах: в широком, когда имеются в виду все, любые отношения между людьми, поскольку они складываются и реализуются в обществе (в том числе и межличностные, даже интимные отношения), и в узком, когда под ними понимаются только отношения между большими социальными группами, имеющие непосредственный характер (производственные, межклассовые и внутриклассовые, международные и внутриполитические, межнациональные, экологические и т.д.).

     В философии общественные отношения  рассматриваются с материалистических или идеалистических позиций. Материалистическое, т.е. научное, понимание общественных отношений впервые выработано марксизмом. Оно заключается в том, что все многообразные общественные отношения - экономические, политические, правовые, нравственные и т.п. - делятся на первичные - материальные, базисные и вторичные - идеологические, надстроечные.

     Из  всех общественных отношений главными являются материальные - экономические, производственные отношения. Характер материальных общественных отношений  определяется производительными силами общества и не зависит от воли и  сознания людей. Идеологические общественные отношения - политические, правовые, нравственные и другие возникают на базе материальных общественных отношений и складываются как надстройка над ними, проходя  предварительно через сознание людей. Поэтому общество представляет собой  не механическое соединение различных  общественных отношений, а единую систему  этих отношений.

     В связи с усложнением общественной жизни возникают многообразные  общественные отношения, связанные  с различными, более специфическими видами деятельности людей - управленческой, научной, художественной, технической, спортивной, просветительской и т.д.

     Общественные  отношения носят во многом объективный  характер, поскольку возникают на основе объективных потребностей людей  и объективных условиях их существования. Они развиваются вместе с развитием  условий их жизни и деятельности. Разумеется, система общественных отношений  не обязательно жестко однозначно определяет каждый шаг поведения человека. Однако, в конечном счете она прямо или косвенно обуславливает основное содержание и направленность его деятельности и поведения. Даже самая выдающаяся, творчески активная личность действует под влиянием сложившихся общественных отношений, семейно-бытовых и других. Таким образом, в качестве системообразующих факторов существования и развития общества выступают деятельность людей (социальных групп и отдельных личностей) и их общественные отношения.

     Все, что существует в обществе (производство материальных и духовных ценностей, их потребление, созидание необходимых  условий жизни людей, равно как  и их разрушение) происходит в процессе соответствующей деятельности - созидательной  или разрушительной.

     Понятие «общественное бытие» и «общественное  сознание» играют немаловажную методологическую роль в исследовании в исследовании общества и в понимании отдельных  социальных явлений. Правильно понять взаимодействие этих сторон – значит встать на путь научного познания общества как сложной социальной системы, а также отдельных явлений, будь то в области экономики, социальной, политической и духовной жизни.

     В 20 в. получила распространение теория локальных цивилизаций. Эта теория восходит к учению итальянского философа Джамбаттиста Вико2 (1668-1744), который считал, что каждая нация в своем развитии проходит три сменяющие друг друга эпохи: божественную, героическую, человеческую, в течение которых происходит рождение, расцвет и упадок наций и их культур. Эту теорию развил в новых исторических условиях немецкий философ О.Шпенглер (1880-1936) и английский историк, и социолог А.Тойнби (1889-1975)3.

     О.Шпенглер4 исходил из того, что развитие того или иного народа есть развитие его культуры. Каждый народ представляет собой самостоятельный “культурно-исторический тип”, непохожий на культурно-исторические типы других народов. Типы их культур абсолютно разнородны и нередко чужды друг другу. Отсюда вытекает, что не существует ничего общечеловеского, равно как и единого исторического процесса. Культура своеобразна, уникальна, неповторима и, по сути, замкнута в себе. Надо сказать, что в теории культурно-исторических типов Шпенглер развивает идеи своего учителя – русского философа Н.Я.Данилевского5. О.Шпенглер довольно ярко рисует образы восьми, по его мнению, существующих на земле культур. Теория Шпенглера с момента ее обнародования и по сей день неоднозначно воспринимается философами и учеными. Эта теория получила много критики, но она имеет своих сторонников и продолжателей. Наиболее видный из них А. Тойнби. В своем фундаментальном труде “Постижение истории” он дает характеристику двадцати одной цивилизации, которые “ничего не объединяет”. Тойнби говорит о ложности концепции единства истории, основанной на идее похожести в современных развитых странах экономических и политических систем. Он отмечает, что экономические и политические системы схожи далеко не во всех странах, к тому же неодинакова степень их схожести. Однако концепция единства истории имеет еще одну ложную посылку – представление о прямолинейности развития. Тойнби показывает прерывный характер развития разных обществ. Он пишет о “потоке человеческой жизни”, который прерывается от одной замкнутой цивилизации к другой. Одной из центральных проблем развития Тойнби считал проблему взаимодействия личности и общества.

     Социальная  сфера – это сфера взаимоотношений  имеющихся в обществе социальных групп, классов, профессиональных и  социально-демографических слоев  населения, а также национальных общностей по поводу социальных условий  их жизни и деятельности. Речь идет о создании здоровых условий производственной деятельности людей, об обеспечении  необходимого уровня жизни всех слоев  населения, о решении проблем  здравоохранения, народного образования  и социального обеспечения, соблюдении социальной справедливости при реализации каждым человеком своего права на труд, при распределении и потреблении  создаваемых в обществе материальных и духовных благ. Имеется в виду регулирование всего комплекса  социально-классовых и национальных отношений, касающихся условий труда, быта, образования и уровня жизни  людей. Функционирование социальной сферы  связано с удовлетворением особого  круга социальных потребностей. Степень  удовлетворения указанных потребностей определяет уровень и качество жизни  того или иного человека, семьи, социальной группы и т.д. Это – обобщающие показания достигнутого уровня благосостояния людей и функционирования его  социальной сферы. На это должна быть направлена социальная политика государства.

     Политическая  сфера есть пространство политической деятельности классов, других социальных групп, политических партий и движений, общественных организаций. Их деятельность происходит на почве сложившихся  политических отношений и направлена на осуществление их политических интересов. Эти их интересы касаются, прежде всего, политической власти, а также реализации их политических прав и свобод. В  интересах одних субъектов –  упрочнение существующей политической власти; других – ее устранение. Третьи стремятся разделить политическую власть с иными субъектами. В итоге  все желают в той или иной форме  оказать влияние на политические процессы в собственных интересах. Для этого каждый из действующих  политических субъектов стремится  расширить свои политические права  и свободы. Это раздвигает границы  их политической деятельности, создает  большие возможности для реализации их политических интересов и воплощения их политической воли. Современные  политические процессы существенно  политизируют сознание многих людей  и повышают их политическую активность. Это усиливает роль и значение политической сферы в жизни общества.

     Духовная  сфера – это сфера отношений  людей по поводу разного рода духовных ценностей, их создания, распространения  и усвоения всеми слоями общества. Духовная сфера складывается исторически. Она воплощает в себе географические, национальные и другие особенности  развития общества, все то, что отложило отпечаток в душе народа, его национальном характере. Духовная жизнь общества складывается из повседневного общения  людей и из таких направлений  их деятельности, как познание, в  том числе и научное, образование  и воспитание, из проявлений морали, искусства, религии. Все это составляет содержание духовной сферы, развивает  духовный мир людей, их представление  о смысле жизни в обществе. Это  оказывает решающее влияние на формирование духовных начал в их деятельности и поведении.

Информация о работе Общество как само развивающиеся система