Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 18:30, доклад
Важнейшей составной частью философии является системный анализ общества и исторического процесса в целом. Особая важность такого анализа непосредственно связана с решающим значением в философии проблемы отношения человека и мира.
2. реализуются права и свободы человека;
3. равенство всех перед законом;
4. принцип разделения властей;
5. разрешение конфликтов через справедливый суд.
Духовная жизнь общества.
Мораль (лат. moralis — касающийся нравов) — один из основных способов нормативной регуляции действий человека. Мораль охватывает нравственные взгляды и чувства, жизненные ориентации и принципы, цели и мотивы поступков и отношений, проводя границу между добром и злом, совестливостью и бессовестностью, честью и бесчестием, справедливостью и несправедливостью, нормой и ненормальностью, милосердием и жестокостью и т. д.
Происхождение морали в первобытном обществе:
От талиона к золотому правилу нравственности Вопрос о происхождении морали и нравственности в истории этики: натуралистические, космологические, биопсихологические, социально-договорные концепции.
Первоначальные формы существования предморали: табу, тотемы, ритуалы. Бивалентность первобытной нравственности: мораль «своих» и «чужих».
Талион – от принципа кровной мести к принципу воздающей справедливости. Талион – исторический предшественник правовой и моральной регуляции. «Золотое правило» нравственности – специфическое моральное требование.
Сущность и специфика морали:
Сущность как главное и необходимое, как качественная определенность морали: регулятивность, социальность, историчность, социальная неоднородность. Мораль, право, политика – род социальных регуляторов. Цели и средства регуляции – определители единства и различий видов социальной регуляции.
Специфика морали – особенные, отличительные, уникальные признаки. Историческая долговечность, всеобъемлемость, неинституциональность, деятельностная необособленность.
Функциональное своеобразие морали: моральная сознательность, добрая воля, бескорыстие.
Мораль как универсальный духовно-практический способ освоения мира. Универсализация, гармонизация, гуманизация и деонтизация бытия.
Основные противоречия морали как источник её развития: сущее и должное, личное и общественное, должное и желаемое, общечеловеческое и классовое, альтруизм и эгоизм и т.д.
Функции морали:
1. Регулятивная функция. Регулирует поведение людей в соответствии с требованиями морали. По своему объему и многогранности воздействия на личность мораль шире права. (этикет)
2. Ценностно-ориентирующая функция. Ориентирует человека в мире окружающих его культурных ценностей. Вырабатывает систему предпочтения одних моральных ценностей другим.
3. Познавательная (гносеологическая) функция. Предполагает познавание не объективных характеристик, а смысла явлений в результате практического освоения. Воспитательная функция. Приводит в определенную воспитательную систему нравственные нормы, привычки, обычаи, нравы, общепризнанные образцы поведения.
4. Оценочная функция. Оценивает с позиций добра и зла освоение человеком действительности.
5. Мотивационная функция. Позволяет человеку оценивать и по возможности оправдывать свое поведение с помощью нравственной мотивации. Чистые и благородные мотивы – важнейший элемент нравственного поведения личности.
6. Коммуникативная функция. Выступает как форма общения, передачи информации о ценностях жизни, нравственных контактов людей. Обеспечивает взаимопонимание, общение людей на базе выработки общих моральных ценностей, а отсюда – служебное взаимодействие, «чувство локтя», поддержку и взаимовыручку.
Религия
Целостное представление о жизни общества дает рассмотрение только 3 сферы общественной жизни: Социальная, Экономическая и Политическая. Духовная жизнь общества - это сфера общественной жизни, которая в совокупности с вышеуказанными сферами, определяет специфику общества во всей его целостности. Истоки духовной жизни общества коренятся в двойственной природе общества. Человек - не просто биологическое, но и социальное существо. Таковым его делает сознание - способность к активному отражению реальности.
Принципиальное различие между материальной и духовной деятельности людей сводится к следующему: 1. Духовные потребности человека, в отличие от других не заданы биологически. 2. Особенности духовных потребностей заключаются в том , что они не имеют предела роста, в отличие от материальных потребностей. 2. Материальные и духовные богатства принципиально различны. Идеальные образования имеют всеобщий характер потребления . Поэтому 6-ю хлебами нельзя накормить 1000 человек, а 6-ю идеями - можно обогатить внутренний мир ( хотя сытый голодного не разумеет примеров автора).
Результатом ДП являются идеи, теории, образы, дух ценности, дух связи индивидов, и наконец, сам человек Общественное бытие общественное сознание. Общественное бытие определяет общественное сознание, но общественное сознание обладает определенной самостоятельностью в том плане, что общественной сознание может обратно воздействовать на общественное бытие. Понятие и сущность религии.
Религия (от лат religo - связывать, привязывать) - это догматическая обрядовая система, отражающая мировоззренческие позиции некоторого сообщества людей. Религия означает глубинную природу человека и является формой его самоутверждения, т.е. результатом и причиной работы человека над собой, его самоограничения от всего, мешающего существованию его "Я"
Можно выделить три типа религий: 1. Языческий, опирающийся на связь с природой; человек воспринимает себя как часть мира; все явления и предметы мира; 2. Религиозный, опирающийся на связь со сверхъестественными силами и этические требования; духи и души представляются уже как более самостоятельные и менее зависимые от материальной формы субстанции; человек и мир духов взаимовыгодны друг другу и зависимы друг от друга; духовные субстанции рассматриваются как совокупность, самостоятельный мир, организованный по своим законам; этот мир способен оказывать воздействие на мир людей; мир людей способен оказывать воздействие на мир богов; возникают посредники между этими мирами (герои, полубоги, ангелы).
Функции религии: 1. Мировоззренческая функция религии - это способ влияния религии на жизнь людей через мировоззренческие идеи, которые входят в содержание религии. 2. Политическая функция религии - это способ влияния религии на жизнь людей через политические идеи и политические поступки религиозных организаций. 3. Культурная функция религии - это способ влияния религии на жизнь людей через отношение религиозных организаций к культуре. 4. Нравственно-воспитательная функция религии - это способ влияния религии на жизнь людей через пропаганду нравственных норм. Во всех случаях, функции религии вносят в жизнь людей как положительные, так и отрицательные результаты. Или образно говоря, они порождают как плюсы, так и минусы.
Религиозные отношения
Религиозное сознание является одной из старейших форм общественного сознания, и совершенно очевидна подчиненность его конкретным общественно-историческим условиям. Религиозное сознание соответствовало объективным потребностям человеческого духа. Эти духовные потребности должны быть удовлетворены. Стремление отвергнуть религию должно было сопровождаться созданием такой системы общечеловеческих ценностей, которая могла бы заменить человеку соответствующие духовные, религиозные потребности. Религия является отражением (хотя и фантастически) окружающей действительности, поэтому она развивается и изменяется одновременно с изменением самой жизни.
В современной философии различают три ступени в истории религии:
1) религия, опирающаяся на свое божество в природных силах (бог Солнца,т.п.);
2) религия, признающая всемогущего "Бога-господина", требующая повиновения ему;
3) религия искупления, возникающая из чувства греховности. Религиозное сознание как элемент в структуре религии взаимосвязано с другими ее элементами: религиозной деятельностью, отношениями и организациями.
Религиозное сознание специфично. Ему присуще прежде всего вера, эмоциональность, символичность, чувственная наглядность, соединение реального содержания с иллюзиями, диалогичность (диалог с Богом), знание религиозной лексики, воображение, фантазия. Религиозное сознание отличается тем, что наряду с признанием реальной жизни, в нем сохраняется иллюзорное удвоение мира, вера в продолжение духовной жизни после прекращения жизни земной, вера в потусторонний мир. Доказать логично существование этого мира невозможно, поэтому религиозное сознание основано на вере.
Вера - это интегративная часть религиозного сознания. Она не нуждается в подтверждении истинности религии со стороны разума или чувств. Религиозная вера означает необходимость соответствующего поведения и деятельности и надежду на сверхъестественную добродетель благодаря милости Бога. В большинстве случаев господствующая религия выступает в союзе с государством, с политической властью.
Политеизм - это вера в то, что мир и окружающая среда правится и контролируется разным количеством богов и разнообразными божествами.
Монотеизм - это вера в то, что существует только один Бог. Возможно, самой древней монотеистической религией является иудаизм.
Пантеизм (от пан... и греч. theos — бог), философское учение, отождествляющее бога и мир. Термин "пантеист" был введён английским философом Дж. Толандом. Пантеизм теомонистический пантеизм наделяет существованием только Бога, лишая мир самостоятельного бытия. В пантеистических концепциях нередко скрывались натуралистические тенденции, растворявшие бога в природе и подводившие к материализму, представляя собой учения, оппозиционные по отношению к господствовавшему теистическому религиозному мировоззрению
Деизм (от лат. deus — бог) религиозно-философское направление, признающее существование Бога и сотворение им мира, но отрицающее большинство сверхестественных и мистических явлений, божественное откровение и религиозный догматизм. Большинство деистов полагают, что Бог после сотворения мира не вмешивается в течение событий; другие деисты считают, что Бог все же влияет на события, но не контролирует их полностью. Деизм высоко ценит человеческий разум и свободу. Деизм стремится привести к гармонии науку и идею о существовании Бога, а не противопоставлять науку и Бога.
Атеизм (от греч. безбожный) — неверие в существование каких-либо сверхъестественных сил или существ (например, бога, богов, дьявола, духов, ангелов и тому подобное) или отрицание их существования, а также связанное с этим отрицание религии. Термин атеизм появился как уничижительный эпитет, применявшийся к любому человеку или учению, находившемуся в конфликте с установившейся религией. И только позднее это слово стало означать определённую философскую позицию. С распространением свободы убеждений, научного скептицизма и критики религии, этот термин стал приобретать более конкретное значение и начал использоваться атеистами для самообозначения. Атеизм как вера, религия
Многие критики атеизма утверждают, что атеизм является своеобразной формой религии или веры.Утверждение «Атеизм есть вера», основывают на том, что отрицание существования высших сил требует уверенности в их отсутствии.
Сведение атеизма к религии атеисты опровергают исходя из определения религии как веры в сверхъестественные силы: атеист не имеет веры в сверхъестественное. Религия же требует веры в существование сверхъестественного.
Духовная жизнь общества - наука
Наука является важнейшим видом духовного производства. Это исторически сложившаяся форма человеческой деятельности, направленной на познание и преобразование объективной реальности. Наука - это систематизированное познание действительности, воспроизводящее ее сущ закономерные стороны в абстрактно- логической форме понятий. Наука как бы создает параллельный реальному идеальный мир, в котором и отражает его основные свойства и закономерности. Однако наука воспроизводит жизнь не полностью, не в подробностях, а отражает только лишь его существенные стороны. Отличительными чертами научного познания явл : Систематизированность (одни положения логически выводятся из других)
Объектами НП являются не сами по себе предметы и явления реального мира, а идеализированные модели их. Наука располагает своим языком и понятиями. Подготовку научных кадров осуществляют спец учебные заведения. Наука выполняет след. функции:
1. Познавательная
2. Объяснительная
3. Практически-действенная
4. Прогностическая
5. Мировоззренческая
6. Социальная память.
По предметному разнообразию все научные дисциплины делятся на группы:
1. естественные
2. Общественные и технические.
По отношению к практике:
1. Фундаментальные
2. Прикладные
По глубине постижения действительности в науке различают: Эмпирический метод т.е. наблюдения, описание, сравнение, эксперимент.
Теоретический метод - восхождение от абстрактного к конкретному, системно - структурный, структурно-функциональный анализ. Основными структурными компонентами теоретического познания является:
Проблема - это форма знания, содержание которой является тот , что еще не познан человеком, что следует понять: «Знание о незнании» Проблема включает в себя два момента - постановка задачи и ее решение. Гипотеза - форма знания, содержащая предположения, сформулированное на основе ряда фактов., истинное значение которых нуждается в док-ве.