Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 18:30, доклад
Важнейшей составной частью философии является системный анализ общества и исторического процесса в целом. Особая важность такого анализа непосредственно связана с решающим значением в философии проблемы отношения человека и мира.
Общество как предмет философского анализа. Философия как методологическая основа обществознания.
Важнейшей составной частью философии является системный анализ общества и исторического процесса в целом. Особая важность такого анализа непосредственно связана с решающим значением в философии проблемы отношения человека и мира.
Философия была бы неполной и односторонней, если бы она абстрагировалась от человека, а значит, и от общества, ограничивая свои интересы исследованием ненаселенной людьми природы. Такая "безлюдная" философия перестала бы быть учением о всеобщем, ее познавательная и методологическая ценность была бы значительно снижена. Все это превращает системное философско-социологическое осмысление общества и исторического процесса в абсолютно необходимую и притом органически составную часть философии.
Общество неотделимо от природы. Человек, а значит, и общество вышли из природы, они ее продолжение, ее часть. Но это часть особенная, она представляет собой вторую, искусственно созданную природу.
Природа была и остается тем фундаментом, на котором покоится и из материала которого строится общество. Сегодня ясно, что без природы как базиса у общества нет будущего.
Общество - особая подсистема объективной реальности, специфическая, социальная форма движения материи. Своеобразие этой подсистемы бытия состоит прежде всего в том, что историю общества делают люди. В живой природе, например, в лучшем случае происходит лишь приспособление организмов к природным условиям, общество не приспосабливает в ходе преобразующей практической деятельности вещества природы и ее процессы для удовлетворения своих потребностей. Деятельность, таким образом, есть способ существования социального, ибо всякое изменение социального, т. е. его движение, реализуется через деятельность.
В отличие от природы общество имеет свои пространственно-временные границы и подчиняется в своем движении. наряду с общими, особенным и специфическим законам. Философский анализ общества имеет своей целью на основе исследования конкретно-исторических обществ или их состояний построение идеальной модели общества с использованием целой системы философских категорий. К ним относятся категории деятельности, материального производства, общественных отношений, базиса и надстройки, общественно-экономической формации и т. д. Здесь же важно подчеркнуть, что теоретическая модель общества позволяет решить ряд задач. Она дает возможность выявить социальную необходимость, отвлекаясь от случайностей, представить изучаемый объект в предельно развитой форме, выявить законы его движения.
Общество как целостная и саморазвивающаяся система, его специфика и структура. Основные сферы общественной жизни и их взаимосвязь.
Общество – особая подсистема объективной реальности, специфическая, социальная форма движения материи. Своеобразие этой подсистемы бытия состоит в том, что историю общества делают люди. В живой природе в лучшем случае наблюдается лишь приспособление к окружающей действительности, общество же может оказывать на эту действительность определенное воздействие.
Рассмотрение общества как системы означает :
1) Необходимость дать его структурно-функциональный анализ.
2) Рассмотреть его как динамическую саморазвивающуюся систему.
Система - есть совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которая образует определенную целостность единства.
Структура- совокупность устойчивых связей общества, обеспечивающих его целостность.
Охарактеризовать общество как саморазвивающуюся целостную систему - значит выявить в ней самой предпосылки к развитию, а также то, что общество не является простой суммой индивидов, а есть новая качественная определенность для которой характерно подчинение объективным законам развития общества. Факт, что общество есть другая качественная определенность нежели чем простая сумма отдельных людей не вызывает сомнения. А источники развития общества следует искать в противоречиях таких например, как противоречие производительных сил и производственных отношений, в противоречиях надстройки и базиса в общественно – экономических формациях. Рассмотрение общества как системы предполагает выявление элементов этой системы, ее первокирпичиков. Таким первокирпичиком является человек и его деятельность.
Сферы жизни общества - экономическая, социальная, политическая, духовная. Эти сферы существуют в любом обществе. Они в свою очередь могут делиться на составные, которые также делимы. Выделив эти основные сферы и продолжая раскрывать их дальше, получим полный структурный анализ. Функциональный анализ раскрывает назначение одного из элементов по отношению к другому и к системе в целом, раскрывает зависимость изменений одного элемента от изменений в другом элементе.
Общественное производство и его структура: материальное и духовное производства.
Целостное представление о жизни общества дает рассмотрение только 3 сферы общественной жизни: Социальная, Экономическая и Политическая. Духовная жизнь общества - это сфера общественной жизни, которая в совокупности с вышеуказанными сферами, определяет специфику общества во всей его целостности. Истоки духовной жизни общества коренятся в двойственной природе общества. Человек - не просто биологическое, но и социальное существо. Таковым его делает сознание - способность к активному отражению реальности. Бытие человека- это сложный процесс развития тела человека и его духа. Особенностью человека, отличающей его от животного, является то, что для удовлетворения своих потребностей он не приспосабливается к природе , а активно воздействует на нее. Для удовлетворения духовных потребностей служит духовное пр-во.
Материальное пр-во - это деятельность людей, направленная на природные процессы с целью удовлетворить человеческих потребностей. Рез-том материального пр-ва являются материальные вещи.
Духовное пр-во- осуществляется не с реальными предметами, а с их идеальными заменителями: образами, символами, законами. ДП - это пр-во духовных идей, теорий, дух ценностей. ДП - это мыслительная деятельность людей, происходящая во внутреннем, т.е. идеальном мире человека, который представляет собой отражение реального мира. Отражая реальный мир, идеальный мир человеческих понятий обладает существенной самостоятельностью, но оторваться от своей матер природы он не может, поскольку этому мешают : 1. Его материальное происхождение. 2. Его предназначение, поскольку основная функция дух жизни - это ориентация человека в мире., она направлена на изменение материальной жизни общества. Кроме того, продукты духовной деятельности - идеи, нормы, идеалы - чтобы стать объектом всеобщего внимания и передаваться из поколения в поколение должны материализоваться, т.е. воплотиться в что-нибудь этакое: звук, предмет, символ, а также в знак. Так возникает новая реальность, которая обособляется от человека, и существует самостоятельно, и объективно. Будучи независимой от сознания конкретных людей эта объективная реальность вне сознания людей просто не существует. Например люди придумали символы, ноты, цифры, которые существуют объективно, но сами по себе без сознания и без мыслительной деятельности людей ничего не значат.
Принципиальное различие между материальной и духовной деятельности людей сводится к следующему:
1. Духовные потребности человека, в отличие от других не заданы биологически. Потребность в освоении науки, культуры сама по себе не возникает. Она формируется и развивается социальным окружением индивида в процессе его воспитания и образования. Именно поэтому потребность в образовании у человека возникает лишь в определенной социальной среде.
2. Особенности дух потребностей заключаются в том , что они не имеют предела роста, в отличие от материальных потребностей.
3. Конечным продуктом ДП являются идеальные образования. Продуктом МП являются всякие вещи.
4. Материальные и дух богатства принципиально различны. Идеальные образования имеют всеобщий характер потребления . Поэтому 6-ю хлебами нельзя накормить 1000 человек, а 6-ю идеями - можно обогатить внутренний мир. ( хотя сытый голодного не разумеет прим автора) Принципиальным отличием духовного пр-ва от материального является то, что применяемые в нем средства труда (идеи, образы) невозможно отделить от непосредственного производителя.
5. Духовная деятельность самоценна .
6. В МП ценится не созидатель, а обладатель. В ДП наоборот.
7. В сфере МП большинству членов общества навязывается сам труд, продукты этого труда изымаются. В ДП все происходит наоборот. ДП формируется при участии людей, профессионально занимающихся умственным трудом. Рез-том ДП являются идеи, теории, образы, дух ценности, дух связи индивидов, и наконец, сам человек.
Материальное производство.
Материальное производство — производство, непосредственным образом связанное с изготовлением вещественных ценностей и с оказанием материальных услуг: выполнение строительных, монтажных, земельных, ремонтных работ. Целью материального производства является выпуск продукции, удовлетворяющей потребности человека или системы.
ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ - совокупность отношений между людьми, складывающихся в процессе общественного производства, обмена, распределения материальных благ и услуг. В структуре производственных отношений выделяются технико-экономические (или организационно-экономические) и социально-экономические отношения. Первые отражают организацию производительных сил, особенности определенного этапа развития факторов производства и их общественной комбинации. Эти отношения, возникающие в связи с разделением, специализацией, кооперацией труда, определяются, прежде всего, технологическим способом производства. Исторически смена технологических способов производства сопровождалась изменением и развитием технико-экономических отношений, посылающих в процессе изменений импульсы социально-экономическим отношениям, определяя вектор их развития. Социально-экономические отношения, являясь стержневым ядром производственных отношений, определяют общественную форму производства (первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая). Основу социально-экономических отношений составляют отношения собственности на средства производства, характеризующие общественный способ соединения рабочей силы со средствами производства, условия распоряжения факторами производства и их использования, присвоение результатов производства. Отношения собственности определяют целевую направленность развития производства (в чьих интересах оно ведется), социальную структуру общества, его тип. Исторически известны следующие формы собственности: общественная собственность; частная собственность; государственная собственность. Кроме того, имются разновидности промежуточных и смешанных форм собственности. Отношения собственности пронизывают 'все сферы экономических отношений, определяя их специфичность в сфере производства, обмена, распределения и потребления. Совокупность этих отношений образует систему социально-экономических отношений данного общества. Функциональная роль производственных отношений состоит в том, что представляя собой общественную форму развития производительных сил, они дают простор их развитию или тормозят его, создают стимулы или антистимулы. Противоречия, возникающие между производительными силами и производственными отношениями, разрешаются путем изменения производственных отношений.Производственные отношения являются базисом (основой) политических, юридических и других общественных отношений и институтов. Система производственных отношений в их функциональной реализации образует экономический строй общества.
Производительные силы (нем. Produktivkrafte) — средства производства и люди, обладающие определенным производственным опытом, навыками к труду и приводящие эти средства производства в действие. Таким образом, люди — основной элемент производительных сил общества. Производительные силы выступают в качестве ведущей стороны общественного производства. Уровень развития производительных сил характеризуется степенью общественного разделения труда и развитием средств труда, прежде всего техники, а также степенью развития производственных навыков и научных знаний.Производительные силы существуют лишь как общественные производительные силы: вступая в активное взаимодействие с природой, люди одновременно вступают в общественные отношения между собой. Производительные силы в совокупности с производственными отношениями представляют собой способ производства.
Социальная структура общества.
Социальные образования и исторические формы их эволюции. Каждому исторически определенному способу производства соответствует свой спицефический тип соц.сферы общества: наличие определенных классов и соц.групп (род, племя, народность, нация, семья).
Определяющим элементом социальной сферы в любом классовом обществе являются классы. В.И.Ленин : классами называются большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению к средствам производства, по их роли общественной организации труда. В каждом обществе наряду с классами существуют также соц.группы, которые по своему отношению к собственности не входят в состав того или иного класса, а образуют социальные слои, сословия, касты и т.д. Ярким примером сословной организации является феодальное общество с характерным для него различием людей по экономическому и правовому положению. Так, крупный землевладелец как собственник средств производства - представитель класса, а дворянин - представитель сословия. Сословия характеризовались замкнутостью и строились по принципу строгой иерархичности, закрепленной в правовых нормах. Соц.структура современного общества также помимо основных классов включает и определенные соц.группы, куда относятся в основном интеллигенция и служащие. Границы между классами и другими соц.группами общества всегда относительны и подвижны.
Социальная стратификация - это выявления социальных групп, слоев на основе определенных критериев, таких как 1. характер собственности, 2. размер дохода, 3. объем власти, 4. престиж.
Социальная стратификация общества - это система неравенства, социальной дифференциации, основанная на различиях в занимаемом положении и выполняемых функциях. Эта теория описывает существующую систему неравенства в таких понятиях, как статус, роль, престиж, ранг, т.е. дает функциональное описание социальной структуры.