Общество как предмет философского анализа. Философия как методологическая основа обществознания

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 18:30, доклад

Описание работы

Важнейшей составной частью философии является системный анализ общества и исторического процесса в целом. Особая важность такого анализа непосредственно связана с решающим значением в философии проблемы отношения человека и мира.

Работа содержит 1 файл

Общество как предмет философского анализа.doc

— 118.50 Кб (Скачать)

По мнению Т. Парсонса, заложившего теоретические основы анализа социальной стратификации, многообразие существующих в обществе социально-дифференцирующих признаков может быть классифицировано по трем группам:

1. первую образуют «качественные характеристики», которыми люди обладают от рождения: этническая принадлежность, половозрастные особенности, родственные связи, различные интеллектуальные и физические особенности личности;

2. вторую образуют социально-дифференцирующие признаки, связанные с исполнением роли, к которым относятся различные виды профессионально-трудовой деятельности;

3. третью образуют так называемые обладания: собственность, материальные и духовные ценности, привилегии, товары и т. д.

 

Исторические формы общности людей.

 

СЕМЬЯ - наименьшая кровнородственная группа людей, связанных единством происхождения (бабушка, дедушка, отец, мать, дети).Несколько семей, вступивших в союз, образуют РОД. Роды объединялись в кланы. КЛАН - группа кровных родственников, носящих имя предполагаемого предка. Несколько кланов, объединившись, составляют племя. ПЛЕМЯ - более высокая форма организации, охватывающая большое число родов и кланов. Они обладают собственным языком или диалектом, территорией, формальной организацией (вождь, племенной совет), общими церемониями. Их численность доходила до десятков тысяч человек. В ходе дальнейшего культурного и экономического развития племена преобразовывались в народности, а те - на высших стадиях развития ~ в нации. НАРОДНОСТЬ - этническая общность, занимающая на лестнице общественного развития место между племенами и нацией. Народности возникают в эпоху рабовладения и представляют собо языковую, территориальную, экономическую и культурную общность. Народность по численности превышает племя, кровнородственные связи не охватывают всю народность. НАЦИЯ - автономная, не ограниченная территориальными рамками политическая группировка, члены которой привержены общим ценностям и институтам. Представители одной нации уже не имеют общего предка и общего происхождения. У них не обязательно должен быть общий язык, религия, но объединяющая их национальность сформировалась благодаря общей истории и культуре.

Этнос - исторически сложившаяся группа людей. Этнический- связанная с принадлежностью к какому либо народу. Род -1-й этнич. коллектив доклассового О., обладать общностью происхождения, общим языком, обычаями, верованиями и т.д. Экономической основой рода была первобытно- общинная собственность и уравнительное распределение продуктов. Племя - более крупная общность. Оно состояло из нескольких родов, где наряду с соб-тью рода была и соб-ть племени. Появление управленческой верхушки. Родоплеменная общность создавала благоприятные условия для накопления производственного опыта, развития языка и культуры, но кровно-родственные связи сдерживали рост населения. Под воздействием развития племя распадается на парные семьи. Дальнейшее развитие ОРТ приводит к возникновению частной соб-ти, а вместе с ней появляется новая форма общности людей - народность, такая форма общности, при которой люди, проживая на одной территории связ. особенностями культуры, нормой жизни, которые закреплены в обычаях и традициях. Народность складывается как правило в рабовладельческих О-ах. Развитие капиталистических отношений приводит к возникновению наций. Нация - устойчивая совокупность людей, которые связаны общим языком, территорией и общностью экономической жизни, а также особенностью психологии, закрепленные в чертах культуры данного народа. Здесь мы видим четкие различия одного народа от другого.

 

Политика.

 

Политика - особая форма О деятельности , связанная с регулированием отношений между классами, . и другими социальными группами. Деятельность политики направлена 1. на функционирование экономики страны, т.е. ее функции как надстроечного элемента совпад с функциями надстройки по отношению к базису. 2. На сохранение соц структуры О, обеспечивает развитие и функционирование экономики данного гос-ва. Итак, деятельность политики направлена на сохранение О в целом, главной задачей политики явл завоевание, удержание и использование власти. П - участие в делах гос-ва, определение содержания задач, форм деят-ти гос-ва. Определяющую роль в полит. жизни О играют классы.

Как надстроечное явление, политика вторична к базису, зависит и опр им. НО политика может оказывать на экономику и обращать влияние. Она может сдерживать развитие экономического базиса( пример – современная Россия). Но П может оказывать и положительное воздействие на экономику (для чего, собственно говоря, она и призвана) Правильная политика ускоряет развитие экономики. Активная роль П особенно высока в кризисные моменты истории. Политика и полит отношения появились с разделением О на классы, когда в силу противоположных их интересов О не может больше регулировать свои взаимоотношения с помощью традиций и О мнения. Появл потребность в сист норм и законов. Совокупность правил, норм поведения людей, уст гос-вом наз. правом. Право - цельная сист законов, направленных на регулирование взаимоотношений между нациями, классами. Главная задача права - сохранить экономический строй О и его соц структ. Для реализации права существует гос-во. Оно является основным институтом полит сист О. Вывод: ПСО - это система государственных и О организаций, учрежд, институтов регулирующая политические взаимоотношения между нациями, классами, соц группами, и осуществляет определенные полит функции. В ПСО входят государство, политические партии, обществ организации, многообразные отношения, возник в полит сфере О. Основным институтом ПСО является государство. Существует множество теорий происхождения Гос-ва.

Демократия - режим при котором народ является источником и носителем власти. Признается право народа участвовать в решении государственных задач наряду с широким кругом гражданских прав и свобод.

Политическая система общества или политическая организация общества — организованная на единой нормативно-ценностной основе совокупность взаимодействий (отношений) политических субъектов, связанных с осуществлением власти (правительством) и управлением обществом. Данное понятие объединяет разнообразные действия и взаимоотношения властвующих групп и подвластных, управляющих и управляемых, господствующих и подчиненных, теоретически обобщает деятельность и взаимосвязи организованных форм властеотношений — государственных и иных институтов и учреждений, а также идеологических и политических ценностей и норм, регулирующих политическую жизнь членов данного общества. Понятие политическая система обозначает характерные для определенного общества структуры политической деятельности и отношений и типы политического процесса.

Структура политической системы означает, из каких элементов она состоит, как они между собой взаимосвязаны. Выделяют следующие компоненты политической системы: политическая организация общества, включающая в себя государство, политические партии и движения, общественные организации и объединения, трудовые коллективы. политическое сознание, характеризующее психологические и идеологические стороны политической власти и политической системы. социально-политические и правовые нормы, регулирующие политическую жизнь общества и процесс осуществления политической власти. политические отношения, складывающиеся между элементами системы по поводу политической власти. политическая практика, состоящая из политической деятельности.

Политическая власть — способность одного человека или группы лиц контролировать поведение граждан общества, исходя из общенациональных или общегосударственных задач.

 

Государство.

 

Государство – есть особая политическая организация принуждения характеризуется наличием публичной власти, права, налогов. Существует множество теорий происхождения государства.

1. Теория общественного договора. (Руссо, Гоббс, Радищев) Считали, что гос-во возникло в результатете общественного договора, сознательно заключенное междуу людьми.

2. Теория насилия. Именно насилие одних над другими привело к возникновению гос-ва.

3. Психологическая (Шопенгауер). Рассматривал гос-во как рез-т потребности одних людей подчинятся, других - управлять.

4. Классовая теория (Маркс и Энгельс). С их точки зрения гос-во возникает с появлением классового О и разделение О на классы :для поддержания господства одного класса

5. Социально-демократическая. Утв, что гос-во есть естественно-истор инструмент для обеспечения определенного масштаба прав и свобод людей, особенно в условиях соц. неравенствава. Сущность гос-ва заключается в системе организации полит власти в О направленной на регулирование национальных, соц-полит и др отношений.

Гос-во имеет след признаки:

территория, публичная власть (суд, прокуратура...), налоги, право.

Функции Гос-ва подразделяются на

Внутренние

1. Регулирование взаимоотношений между классами, нациями и т.д. Главная задача - обеспечение права и свободы граждан.

2. Конституционная функция. Осуществляется как основание закона.

3. Правоохранительная.

4. Функция регулирования экономики в масштабах своей территории.

5. Социальная защита

6.Планирование. Все эти функции направлены на управление О отношениями в рамках этого Гос-ва.

Внешние

1. Оборонная

2. Внешнеэкономическая

3. Дипломатическая. Возникнув на опр этапе, гос-во постоянно изменяется. Гос-ное управление осущ в различных формах как по способу управления так и по организации национально - территориального устройства.

 

Форма государственного устройства.

 

Форма государственного устройства — способ территориальной организации государства или государств, образующих союз. Также закреплённый в конституции страны способ взаимосвязи государства и его составных частей (территорий), характеризующий территориальную организацию государственной власти. Не относятся к формам государственного устройства межгосударственные объединения, содружества и сообщества государств. На текущий момент выделяется три основные формы государственного устройства:

1) Унитарное государство - простое, единое государство, которое характеризуется отсутствием у административно-территориальных единиц признака суверенитета. Выделяют централизованные и децентрализованные унитарные государства, с наличием или отсутствием автономных образований.

2) Федерация - сложное, союзное государство, части которого являются государственными образованиями с определенным государственным суверенитетом. Строится на распределении функций управления между центром и субъектами федерации.

3) Конфедерация - временный союз государств, создаваемых для достижения политических, экономических, культурных и прочих целей. Не обладает самостоятельным суверенитетом, отсутствует единая система законодательства.

 

Политический режим

 

Политический (государственный) режим — способ функционирования государственной власти. Политический режим характеризуется методами осуществления политической власти, степенью политической свободы в обществе, открытостью или закрытостью элит с точки зрения социальной мобильности, фактическим состоянием правового статуса личности.

Виды политических режимов

Основными политическими режимами являются:

Демократия

Авторитаризм

Тоталитаризм

Но часто выделяются и другие политические режимы:

Деспотизм

Тирания

Феодализм

Военная диктатура

Олигархия

Охлократия

Фашизм

Анархия.

Демократический режим: Демократия — политический режим, при котором единственным источником власти признаётся народ, власть осуществляется по воле и в интересах народа. Либерально-демократические режимы складываются в правовых государствах, для них характерно признание и защита прав и свобод человека и гражданина, невмешательство государства в частную жизнь граждан без необходимости. Для демократических режимов характерны также идеологическое многообразие, политическое многообразие (многопартийность), разделение властей, организация местного самоуправления, многоукладная экономика с различными формами собственности, рыночные отношения . Один из принципов демократического политического режима — «разрешено все, кроме того, что запрещено законом», который, однако, не может идти в разрез с естественными правами человека.

Авторитарный режим: Авторитаризм означает отсутствие подлинной демократии как в отношении свободного проведения выборов , так и в вопросах управления государственными структурами.                    

Деспотический режим: Деспотизм характеризуется полным бесправием подданных, жестоким подавлением любого возмущения, он характерен для абсолютной монархии. Деспотизм является традиционным именем крайнего авторитаризма в неограниченных , абсолютных монархиях.

Тоталитарный режим: Тоталитаризм означает, что государство вмешивается во все сферы жизни человека и общества. Тоталитаризм (как известно из истории ,однако, основным его признаком является повсеместное вмешательство в сферы общественной деятельности ) основывается на официальной религии или на официальной идеологии, характеризуется крайним центризмом ,волюнтаризмом , культом личности правящего вождя. Опирается только на политическую силу (чаще всего — военную ).

Анархия: Анархию можно определить как отсутствие политического режима, безвластие. Такое состояние возможно, как правило, в течение непродолжительного периода времени, при упадке государства и катастрофическом снижении роли государственной власти или противостоянии политических сил, претендующих на её осуществление.

Гражданское общество — один из феноменов современного общества, совокупность социальных образований (групп, коллективов), объединенных специфическими интересами (экономическими, этническими, культурными и так далее), реализуемыми вне сферы деятельности государства и позволяющими контролировать действия государственной машины.

Правовое государство — способ организации общества, при котором обеспечивается

Информация о работе Общество как предмет философского анализа. Философия как методологическая основа обществознания