Образ человека в средневековой христианской философии

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 12:54, контрольная работа

Описание работы

В основание всей христианской антропологии легла фраза из книги "Бытия": "Сотворим человека по образу и подобию Нашему" .Именно теология образа и подобия, рассмотренная через призму догматов творения, грехопадения, воплощения, искупления и воскресения, стала краеугольным камнем христианской антропологии. И в антропологических учениях средневековых авторов осмысливались как противоположность Творца и тварной природы человека, подчеркнутая теологемой грехопадения, так и путь преодоления отчуждения человека от Бога.

Содержание

Введение
1.Общая характеристика средневековой христианской философии
2.Образ человека в христианстве периода патристики
3.Взгляды философов периода схоластики на образ человека
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

образ человека в средневековой христианской философии-готовая.doc

— 105.50 Кб (Скачать)

Антропология Бёме раскрывалась через первочеловека Адама. Для Бёме учение об Адаме неотрывно от учения о Христе. Бёме дерзновенно сближает Христа и Адама. Христос – Абсолютный Человек, Небесный Адам.

Философия Бёме, хотя и не до конца понятная нам, предполагает, что человек – микрокосм и что все свершающееся в человеке свершается в космосе. Душа и природа едины.

Бёме ощущается это  сверхчеловеческое, природно-божественное происхождение его знания. "По собственным своим силам я  столь же слеп, как и всякий другой человек, и столь же немощен, но в духе Божьем видит врожденный дух мой сквозь все, однако же не постоянно, а тогда лишь, когда дух Любви Божьей прорывается через мой дух, и тогда становится животная природа и божество Единым Существом, единым разумением и светом единым. И не я один таков, а таковы все люди".

София – Премудрость  Божья может раскрыться в каждом человеке, и тогда рождается истинный гнозис.

За всей сложностью человека и всеми следами, оставленными на нем мировой эволюцией, усматривался изначальный цельный человек – образ и подобие Божье, ни из чего не выводимый и ни на что не разложимый.

Средние века нередко  называют временем развития личности. Однако человек той эпохи находился  в потоке самых различных культурных процессов. Рыцарские возвышенные чувства соседствуют с образами грубой телесности, животной чувственности. Романтические переживания нередко сочетаются с культом разнузданных наслаждений. С одной стороны, распространение христианства породило поклонение "вечной девственности", с другой – культура средневековья демонстрирует раблезианские образы "материально-телесного низа" .

Плоть в христианстве рассматривается как причина  всех человеческих злоключений. Подлинной  святостью окружается лишь фигура аскета, великомученика, страстотерпца. Победа над тягой к наслаждениям, половое воздержание становились смыслом земного бытия. Борьба с испорченными чувствами велась по всем направлениям. Даже самые невинные наслаждения объявлялись непозволительными.

В эпоху средневековья возник брак особого типа. Мужчина и женщина жили вместе под одной крышей. Однако не вели половой жизни. Это был так называемый духовный брак. Отшельники, отправляясь в пустыню, брали с собой служанок, но вовсе не для любовных утех. Делались попытки возвысить сексуальную любовь до сферы любви духовной.

Но в противовес этой романтической традиции укреплялась  другая – прозаическая, неизменная, реалистическая. В ней любовь содержала  в себе лишь земные грубые черты. Все  возвышенное интерпретировалось как  призрак, выдумка. Зато телесная любовь представала во всем великолепии своих мирских проявлений.

 

 

 

Заключение

Проанализировав основные  положения   философии   средних веков, можно  сказать,  что  средневековая  философия  в целом  теоцентрична: все  основные  понятия  средневекового  мышления соотнесены с Богом и определяются через него.

В период средневековья происходит своеобразное соединение теоцентризма и антропоцентризма. Человек обретает в христианстве некую самоценность, независимую от космологических сюжетов. Вместе с тем рождается идеальное представление о человеке как существе, в котором телесно-чувственная субстанция одушевлена жизнью, обогащена духовностью.

Период средневекового христианства связан с появлением принципиально нового поворота в осмыслении человека , где человек рассматривается как храм, вместилище богатейших даров. Человек несет на себе знак иного предназначения, ибо на него накладывается отпечаток абсолютной личности Творца.

Именно христианство явилось почвой европейской персоналистской традиции. В нем личность понимается как своеобразная святыня, абсолют. Личность не есть нечто тварное, она представляет собой и божественное начало.

Именно в христианстве произошла «дискредитация человеческого тела». Ведь в нем оформилось воззрение на греховность людской природы: тело отвращает человека от высшего предназначения. На этой основе рождаются, как полагали многие исследователи, духовные сублимации, противостоящие естественным плотским потребностям человека.

Ценность личности в христианстве во многом соразмеряется совокупным духовным опытом человечества. Можно сказать без преувеличения, что в христианском сознании человек постоянно соотносит себя с надмирным, всечеловеческим. Условием духовности в христианстве служит исполнение Христовых заповедей, которые и оцениваются как выстраданные человеческим родом.

Список использованной литературы:

  1. Антология мировой философии. Т.2.- М.: «Мысль»,1969 – 1973
  2. Бердяев Н.А. О назначении человека. - М.: Республика, 1993г..
  3. Гуревич П.С. Философия человека ч.1. — М.: ИФРАН, 2001г.
  4. Гуревич П.С. Вселенная по имени человек // Свободная мысль. 1991. № 14.
  5. Кохановский В.П. Философия. Ростов-на-Дону: Феникс, 2007г
  6. Августин. Исповедь. // Антология мировой философии. В 4 т. – М., 1969. – т. 1, ч. 2.
  7. Философия: Учебное пособие. Под ред. В.Н. Лавриненко. - М.:Юристъ, 1996г.
  8. Фома Аквинский. Дискуссионные вопросы о душе. Вопрос четырнадцатый // Историко-философский ежегодник'98. М., 2000.
  9. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. – М.: Высшая школа, 1991.

Информация о работе Образ человека в средневековой христианской философии