Образ человека в средневековой христианской философии

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 12:54, контрольная работа

Описание работы

В основание всей христианской антропологии легла фраза из книги "Бытия": "Сотворим человека по образу и подобию Нашему" .Именно теология образа и подобия, рассмотренная через призму догматов творения, грехопадения, воплощения, искупления и воскресения, стала краеугольным камнем христианской антропологии. И в антропологических учениях средневековых авторов осмысливались как противоположность Творца и тварной природы человека, подчеркнутая теологемой грехопадения, так и путь преодоления отчуждения человека от Бога.

Содержание

Введение
1.Общая характеристика средневековой христианской философии
2.Образ человека в христианстве периода патристики
3.Взгляды философов периода схоластики на образ человека
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

образ человека в средневековой христианской философии-готовая.doc

— 105.50 Кб (Скачать)

Содержание

Введение

1.Общая характеристика средневековой  христианской философии

2.Образ человека в христианстве периода патристики

3.Взгляды философов периода  схоластики на образ человека

Заключение

Список используемой литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Эпоха Средневековья была очень специфическая и совершенно не похожая ни на Античность, ни на новое время. Средневековая философия представляет собой тот длительный отрезок в истории европейской философии, который непосредственно связан с христианской религией.

Всякое развитие мысли и философии  в средние века происходит в религиозно-теологических  рамках. В этом развитии отражены внутренние сложности и противоречивость социального  и духовного процессов.

Философия этого времени обращается к непреходящим ценностям и универсальным вопросам  основания бытия и к таким вопросам, несомненно принадлежит вопрос образа человека. С тех пор как человек стал раздумывать об устройстве окружающего мира, он начал постигать и самого себя, поэтому размышление о человеке всегда было ключевым для философии.

Первоначальные представления о человеке сложились еще до того, как зародилась религия или возникла философия, но период средневекового христианства был принципиально новым периодом  в осмыслении человека.  

В период христианского средневековья рождается идеальное представление о человеке как существе, в котором телесно-чувственная субстанция одушевлена жизнью, обогащена духовностью.Если прежде человек рассматривался как частица космоса, то теперь он соразмерялся с идеей личного абсолютного Бога и рассматривался как центр и высшая цель мироздания.

Природа, космос, социальная действительность в период христианского средневековья осмысливались через определенную установку – помещение человека в центр мироздания. Все явления мира воспринимаются с точки зрения опыта и ценностей человека.

В основание всей христианской антропологии легла фраза из книги "Бытия": "Сотворим человека по образу и подобию  Нашему" .Именно теология образа и  подобия, рассмотренная через призму догматов творения, грехопадения, воплощения, искупления и воскресения, стала краеугольным камнем христианской антропологии. И в антропологических учениях средневековых авторов осмысливались как противоположность Творца и тварной природы человека, подчеркнутая теологемой грехопадения, так и путь преодоления отчуждения человека от Бога.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Общая характеристика  средневековой христианской философии

Возникновение средневековой    философии    очень   часто  связывают с падением Западной Римской  империи (476  год  н.э), однако в это время еще  господствует  греческая  философия,  и  с  ее точки зрения  началом  всего  является  природа.   В   средневековой философии, напротив, реальностью, определяющей все сущее есть Бог. 

Средневековой теологической философией называется ведущее философское направление, распространенное в Европе в V – ХVI вв., которое признавало Бога в качестве высшего существующего начала, а весь окружающий мир – Его творения.

Средневековая теологическая философия  отличалась замкнутостью на самой себе, традиционностью, повернутостью в прошлое, оторванностью от реального мира, воинственностью, догматизмом, назидательностью, учительством.

Характерными чертами средневековой философии являются:

  • теоцентризм – важнейшим предметом познания является Бог, человеческая душа;
  • креационизм – учение о сотворении мира Богом из ничего;
  • провиденциализм – понимание истории как проявления воли Бога;
  • эсхатология – учение о конечных судьбах мира и человека;
  • сотериология – учение о путях обретения райского блаженства и приближения к Богу;
  • теодицея – объяснение, почему в мире существует зло, если Бог добр и справедлив;
  • экзегетика – искусство толкования религиозных текстов.

Идеология средневековой философии сформировалась на  взглядах христианства и античной философии, хотя в дальнейшем христианство стало основой мировоззренческой системы всей европейской цивилизации и на место дуализма пришел  монистический принцип: есть только одно абсолютное начало - Бог,  а все остальное - его творение.

В основе христианской идеологии лежит мистическая идея о существовании Единого Бога как творца всего сущего, который до творения Мира создал Разум и Дух. Центральная идея – Бог сотворил мир из ничего. Принципиальным моментом новой идеологии явилось учение о Христе, сыне Божьем, который в своей личности воплотил единую сущность Творца. Поэтому он носитель Бога отца, он – носитель Божественного разума, он же и опять Святой дух, но, кроме того, он личность, доносящая до нас в своем учении, как послании Бога-Отца, истинную сущность о Боге – Творце, закрепленного в священном писании – Ветхом и Новом Завете.

Первыми распространителями новой  идеологии и мировоззрения явились  отцы новой христианской церкви, поэтому утверждение Веры, утверждение новой идеологии и власти церкви носило тотальный и непримиримый характер.

В основе  христианского  монотеизма  лежат  два важнейших принципа,   чуждых религиозно-мифологическому сознанию и соответственно  философскому  мышлению  языческого мира: идея творения и идея откровения. Идея творения лежит в основе средневековой онтологии,  а идея откровения  составляет фундамент учения о познании.

Согласно догмату творения:

  • Бог сотворил окружающий мир из ничего;
  • творение мира есть результат акта Божественной воли;
  • мир сотворен благодаря всемогуществу Бога;
  • природа не может творить сама себя;
  • единственным творческим началом во Вселенной является Бог;
  • Бог вечен, постоянен и всепроникающ;
  • подлинным бытием является только Бог;
  • сотворенный Богом мир не есть подлинное бытие, он вторичен по отношению к Богу;
  • поскольку мир не обладает самодостаточностью и возник по воле другого (Бога), он непостоянен, изменчив и временен;
  • нет четкой границы между Богом и Его творением.

Согласно догмату откровения:

  • мир можно познать, только познав Бога;
  • Бог недоступен для познания;
  • несмотря на то, что Бог непознаваем, Он Сам разрешил познать Себя (дал информацию о себе) через откровение – Библию;
  • единственный способ познания Бога и всего сущего – толкование Библии;

Бога можно познать лишь сверхъестественным путем, благодаря особой способности человека – вере. Такое мировоззрение характерно для средневековой философии и называется   креационизмом  

В отличие от античных богов,  которые  были родственны природе,  христианский Бог стоит над природой, по  ту  сторону  ее  и  потому является трансцендентным Богом. Хотя он  сам по себе  недоступен  для  познания,  но он открывает себя человеку,  и его откровение явлено в священных текстах Библии, толкование которых и есть основной путь богопознания.  

Христианская философия стремится  осмыслить внутренние личностные механизмы оценки - совесть, религиозный мотив, самосознание. Ориентация всей жизни человека на спасение души - это новая, проповедуемая христианством ценность.

Христианство принесло в философскую  среду идею линейности истории. История движется вперед к Судному Дню. История понимается как проявление воли Бога, как осуществление заранее предусмотренного божественного плана спасения человека (провиденциализм).

В средневековой философии можно  выделить, как минимум, два этапа  ее становления - патристику и схоластику, четкую границу между которыми провести довольно трудно.

Патристика - совокупность теолого-философских взглядов «отцов церкви», которые взялись за обоснование христианства, опираясь на античную философию и прежде всего на идеи Платона. Основное время развития патристики – III – VIII вв.

Важнейшими проблемами философско-теологического характера, обсуждавшимися в патристике, были:

 троичность Бога и соотношение  между божественными ипостасями;

 природа Христа – божественная, человеческая или богочеловеческая

 соотношение свободы и благодати;

 отношение веры и разума.

Схоластика - представляет собой тип философствования, при котором средствами человеческого разума пытаются обосновать принятые на веру идеи и формулы.

Схоластика – господствующий тип средневековой теологической философии, отличительными чертами которого являлись оторванность от реальной действительности, замкнутость, консерватизм, крайний догматизм, полное и беспрекословное подчинение религиозным идеям, схематичность, назидательность, учительство.

Схоласты подразделяли знание на два  вида:

  • сверхъестественное, даваемое в откровении (то есть то, что имел в виду Бог, закладывая ту или иную мысль в Библии);
  • естественное, отыскиваемое человеческим разумом (то есть то, что сумел человек «расшифровать» из текста Библии, как он понял идеи Бога).

2.Образ человека в  христианстве периода патристики

Период средневекового христианства был принципиально новым периодом  в осмыслении человека.  В период средневековой философии патристики античный космоцентризм сменился христианским теоцентризмом.

Теоцентризм – это историческая форма выражения субъекта, его  особого места в мироздании. В  условиях, когда человек еще связан теснейшими узами со всеми природными реалиями и родовыми отношениями, но уже начинает осознавать свою специфичность, единственным приемлемым принципом оказывается принцип абсолютной личности, принцип Бога. Роль субъекта уже выделена, но не настолько, чтобы ее в полной мере относить к отдельным людям.

Это был радикальный сдвиг в общественном сознании, который сопровождался существенной "переоценкой ценностей". Если прежде человек рассматривался как частица космоса, то теперь он соразмерялся через основоположения религии с идеей личного абсолютного Бога. Вместе с тем рождается идеальное представление о человеке как существе, в котором телесно-чувственная субстанция одушевлена жизнью, обогащена духовностью.

  На вопрос,  что такое   человек,  средневековые  мыслители  давали многочисленные  и разнообразные  ответы,  однако существовало две предпосылки этих ответов:

  • это библейское определение сущности человека как «образа и подобия божьего» . Бог -  прежде  всего царь и владыка всегосущного. Решив создать человека,  Бог наделяет его  разумом и   свободной   волей,   то   есть способностью рассуждения и различения добра и зла:  это и есть сущность человека,  образ божий в нем.  А для того,  чтобы  он мог сделаться  царем  в  мире,  состоящим из телесных вещей и существ, Бог дает ему тело и животную  душу  -  как  связующее звено с природой, над которой он призван царствовать.
  • разработанное Платоном,  Аристотелем  и   их   последователями понимание человека как «разумного животного».

Человек не только занимает отныне первое  место  во  всей природе  как  ее царь - в этом смысле человека высоко ставили и некоторые греческие философы,  - но  и в качестве  образа  и подобия бога он выходит за пределы природы вообще,  становится как бы  над нею   (ведь   бог   трансцендентен,   запределен сотворенному  им  миру.

Платонизм  и  аристотелизм  -  не  выносят человека из системы других существ,  в сущности,  даже  не  дают  ему  абсолютного первенства ни в одной системе.

Платон  рассматривает человека как самодвижущуюся, бессмертную, нетелесную душу, владеющую телом. Последняя заслуживает презренного отношения.Для платоников, человек- есть низшая ступень в длиннейшей лестнице - иерархии разумных существ -  душ,  демонов,  богов, разнообразных умов   разной   степени "чистоты"  и т.д.

 Для Аристотеля человек прежде  всего животное,  то есть живое тело, наделенное душой,  -  только  у  людей,  в отличие от зверей и насекомых, душа еще и разумна. Душа – это овеществленность или форма тела.

Средневековая  мысль периода патристики  убеждена  в том, что человек,  когда придет время,  воскреснет целиком в своем телесном  облике,  потому  что  согласно   христианскому учению, душа  не  может  существовать  вне  тела. 

Первым из  философов,  попытавшихся  привести  в  систему христианские догматы и на их основе создать  учение о человеке, был Ориген (III век).  Ориген считал,  что человек состоит  из духа, души и тела.

Дух не принадлежит самому человеку, он как бы даруется ему Богом и  всегда устремлен к добру и  истине. Душа же составляет  как  бы  наше  собственное  "Я",  она  является началом индивидуальности,  и поэтому именно душа,  по Оригену,  и выбирает между добром и злом.  По природе душа  должна  повиноваться духу,  а тело - душе.  Но в силу двойственности души,  очень часто низшая ее  часть  берет превосходство над    высшей,   побуждая   человека   следовать влечениям и страстям. По мере того, как это входит в привычку, человек оказывается грешным существом,   переворачивающим природный порядок, созданный творцом: он подчиняет себе высшее низшему, и таким путем в мир приходит зло. Таким образом, зло исходит не от Бога и не от самой природы,  а от  человека,  а точнее от злоупотребления свободой.

Информация о работе Образ человека в средневековой христианской философии