Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 19:17, курсовая работа
Цели и задачи. Основная цель курсовой работы – выявление принципа ценности и культуры в концепции Г. Риккерта; анализ исторического развития, действительности и сферы ценностей.
Задачами является: выявление взаимосвязей действительности и ценностей; рассмотрение методов научного знания в концепции философа; ценностное отношение к реальности.
Введение………………………………………………. . ……………….…..3
Раздел 1: Особенности разграничения наук о природе и наук о культуре………………………………………..…….…………………….…5
1.1 О предмете научного знания и методах научного
знания………………………………………………………………….….......5
1.2 Номотетический метод генерализации построения общих
понятий……………………………………………………………….….……9
1.3 Идеографический метод описания особенностей
«существенных» исторических фактов…………………...……………......13
Раздел 2: Ценностное отношение к реальности и его особенности………………………………………………………….……....19
Определение принципа ценности и «метод отнесения» к ценностям…………………………………………….………........................19
Взаимосвязь сферы действительности и сферы ценностей через «чувственный образ», создающий основу культуры……………………...21
Историческое развитие и прогресс как повышение ценности
культуры и её мера………………………………………………………..….28
Заключение…………………………………………… ………………….….31
Список использованных источников
Мысль,
что и религии тоже относятся
к исторической культуре, поможет
нам убедиться в том, что, отождествляя
понятие ценности с понятием культурной
ценности, мы отнюдь не сужаем его. Религия,
по существу своему, выходит за пределы
всякой культуры и истории, и философия
точно так же всегда будет стремиться
к сверхисторическому и трансцендентному.
И все же, подобно религии, воплощающейся
всегда в земной жизни, философия также
необходимо примыкает к историческому
и имманентному как к единственно доступному
ей материалу, открывающему ей уже собственные
ее проблемы. Только через историческое
лежит путь к сверхисторическому. Лишь
анализируя исторический материал, сможет
философия подойти к миру ценностей37.
Заключение:
Цель естествознания - выяснение общих законов, т.е. открытие постоянно повторяющихся, бесконечно воспроизводимых постоянных связей и отношений. Цель истории - изображение или характеристика «бывающего» как однократного, индивидуального события, исключающего в силу исконного своеобразия возможность подведения под понятие «общего закона». Если история пользуется в качестве элементов своих суждений понятиями об общем, если, далее, естествознанию приходится иметь дело и с индивидуальными объектами, то этим обстоятельством, по Риккерту, не может быть устранен или ослаблен факт исконной противоположности естественнонаучного и исторического родов познания. Логическая противоположность обоих методов - величайшая, какая только может существовать в сфере науки. Научное понятие, как утверждает Риккерт, никогда не может быть копией или отражением предмета. В любом понятии любой науки воспроизводятся только некоторые стороны или свойства предмета, абстрагированные или отобранные, почерпнутые из его действительного содержания в соответствии с той точкой зрения, которой руководствуется эта наука, и в которой сказывается характерный для нее познавательный интерес.
Одна
из существенных задач риккертовской
методологии состоит в
История, по Риккерту, возможна как наука в силу того, что наряду с природой существует культура как особый объект или особая сфера опыта. Истинная ценность, как ее понимает Риккерт, есть ценность самодовлеющая, «совершенно независимая от какой бы то ни было отнесенности к бытию и тем более к субъекту, к которому она обращается». О ценности нельзя сказать, что она «есть», но все же ценность принадлежит к «нечто», а не к «ничто». Истинная ценность есть ценность самодовлеющая, «совершенно независимая от какой бы то ни было отнесенности к бытию и тем более к субъекту, к которому она обращается». По Риккерту, мир «состоит из действительности и ценностей». Ценности не относятся ни к области объектов, ни к области субъектов. Они «образуют совершенно самостоятельное царство, лежащее по ту сторону субъекта и объекта». «Подлинная мировая проблема» философии заключается «в противоречии двух царств»: царства существующей действительности и царства несуществующих, но тем не менее имеющих для субъекта общеобязательную значимость ценностей.
Основная
для Риккерта антитеза – «действительности»
и «ценности» - в последнем счете восходит
к антитезе этической, к противоположности
сущего и должного.
Отнесение к ценности, по Риккерту, есть
условие не одного только исторического
познания. Во всяком теоретическом познании
речь также идет об отношении к ценности.
Всякое познавание по своей природе, оказывается,
принципиально «практично».
Список использованных источников: