Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 12:14, контрольная работа
На протяжении всей истории развития познания время представлялось одним из наиболее загадочных, подчас мистических свойств действительности. На сегодняшний день существует огромный объем литературы, посвященной проблеме времени. Время стало одним из фундаментальных понятий физики и играет важную роль во многих других науках. Научно-технический прогресс по-настоящему стал возможен только благодаря тому, что человечество научилось измерять время и временные интервалы самой различной длительности. Однако, несмотря на все успехи в познании временных свойств материальной действительности, само время не утратило в глазах людей своей загадочности. И сегодня ученые, посвятившие себя исследованию проблемы времени, готовы, как и более полутора тысяч лет тому назад, воскликнуть вслед за Аврелием Августином: «Что такое время? Пока никто меня о том не спрашивает, я понимаю, нисколько не затрудняясь; но как скоро хочу дать ответ об этом, я становлюсь совершенно в тупик»
Введение 2
Античные представления о времени 3
Понятие о времени в средние века 8
Материалистические взгляды на понятие времени 15
Взгляды отечественных философов на проблему времени 16
Заключение 18
Список источников 20
Как самостоятельный объект исследования субъективное время начинает рассматриваться с 70-х -80-х годов XX столетия. И хотя на сегодняшний день субъективный аспект феномена времени изучен еще крайне слабо, но уже имеющиеся результаты исследования субъективного времени, а также фактический материал о временной организации процессов и явлений психики и сознания, накопленный в психологии, психиатрии и других науках о мозге и высшей нервной деятельности, позволили нам рассмотреть проблему субъективного времени в более широком философском плане.
Заключение
Время как философская категория представляет собой атрибутивное свойство материального мира и движущейся материи, заключающееся, во-первых, в непрерывном безначальном и бесконечном объективно реальном существовании, наличном бытии, актуальном делении материального мира, и во-вторых, в бренности всех конкретных материальных объектов, процессов и событий. Но время как философская категория не предполагает никакой универсальной, всеобщей, единой для любых областей материального мира и любых форм движения материи меры длительности. Поэтому, если, говоря о времени как о философской категории, мы продолжаем оперировать общепринятыми единицами измерения времени, то необходимо быть очень осторожными с выводами, поскольку этими единицами мы измеряем не «время вообще» как атрибутивное свойство материи и материального мира, а лишь метризованное «инерциально- равномерными» движениями физическое время.
Верно подмеченная процессуальность времени связывается не с его реальностью, а с мыслительными операциями индивида. Действительно, время представляет собой всегда процесс; настоящее может быть условной точкой пересечения прошлого и будущего. Но в этой условной точке сходятся завершающее свой путь старое и начинающееся новое, за которыми всегда стоит определенная реальность. И если эту реальность не в силах объяснить физика, то это еще не значит, что времени можно отказать в объективно реальном существовании. В споре с позитивизмом Н. Н. Трубников верно заметил: Как сущность, цель и ценность жизни отдельного человека или жизнь всего человечества, сущность социальности, истории и культуры, так и сущность времени не может быть сведена к тому, что заключено в уравнениях физики. Последние имеют ко всему этому отношение, но не большее, чем имеет физическое определение времени к времени исторического, социального и индивидуального человеческого бытия. Истинно человеческое время, социальное и индивидуальное - еще Маркс предупреждал, что не следует противопоставлять эти определения друг другу - не есть время одного только измерения и счета отвлеченных единиц длительности, как бы строго ни были определены их величины.
Объективное и субъективное время настолько тесно взаимосвязаны, что лишь выяснение объективного основания этой связи может более ясно показать природу времени. Но не следует забывать, что сами эти объективные основания имеют не только физическую, но и биологическую, и социальную природу. Вопрос о соотношении объективного и субъективного времени заключает в себе ряд жизненно важных проблем: как время человеческой жизни обусловливает ее ценностную, смысловую наполненность; каким образом проявляется свобода и творческая самостоятельность личности в отношении к времени и др.
Список источников
1. Голубинцев В. О., Данцев А. А., Любченко В. С. Философия для технических вузов. — Ростов-на-Дону, Феникс, 2003.- 640 с.
2. Уитроу Дж. Естественная философия времени: Пер. с англ. / Общ. ред. М. Э. Омельяновского. И ад. 2-е, стереотипное. - М.: Едиториал УРСС, 2003. - 400с.
4. Хасанов И.А. Феномен времени. Часть II. Субъективное время. Выпуск 2. Основные методологические подходы к познанию природы и сущности сознания. Материальные механизмы, структура и функции субъективного времени. - М.: ИПК госслужбы, 2005. - 79 с.